Накануне прошла международная конференция о современной пищевой промышленности Deep Food Tech Накануне прошла международная конференция о современной пищевой промышленности Deep Food Tech

Пюре для взрослых, какао на грибах и пачка сельдерея за 2 тыс. рублей

Сотни сторонников правильного питания и любителей нутрициологии собрались накануне в центре событий РБК на третьей международной конференции о современной пищевой промышленности Deep Food Tech. Тема, сформулированная на сайте риторическим вопросом «Как накормить всю планету без вреда для нее?», трансформировалась в более приземленные вещи для обсуждения: еда как лекарство, стратегии сохранения здоровья мозга, сладости будущего и т. д. В число выступающих вошли одни из самых медийных представителей отечественного научного сообщества — антрополог Станислав Дробышевский, нейрофизиолог Вячеслав Дубынин, микробиолог Дмитрий Алексеев. Не обошлось и без иностранных спикеров — предсказуемо из дружественных Камеруна, ОАЭ и КНР. Публику, правда, это не слишком расстроило: все хотели узнать о секретных продуктах, ведущих к китайскому долголетию.

Общий тайминг выступлений занял более 6 часов, так что гости периодически делали передышку от обилия теории у небольшого числа стендов с food-стартапами и кофе-зоны. Перекусы, к слову, тоже организовали здоровые, о коровьем молоке в своем стаканчике с кофе можно было забыть. Аллея еды будущего в этот раз оказалась не очень длинной, но показательной.

Аллея еды будущего в этот раз была не очень длинной, но показательной Аллея еды будущего в этот раз оказалась не очень длинной, но показательной

Компания Nutrino Lab, специализирующаяся на «фруктовом пюре для взрослых», придумала идею еще в пандемию. «На нашем заводе детского питания была одна линия, которую решили выделить под линейку взрослых продуктов. Почему во время пандемии? Потому что такой перекус не надо мыть или чистить. Удобная упаковка, гигиеничная: открыл, выпил и выбросил. Главное отличие от детского пюре — это вкусовые комбинации, которые не всегда можно малышам предложить. Например, апельсин-имбирь или свекла-малина», — рассказала бренд-менеджер Мария Куликова. Само производство находится в Сербии, однако товары уже давно продаются в России.

Аллея еды будущего в этот раз была не очень длинной, но показательной Аллея еды будущего в этот раз была не очень длинной, но показательной

О детском питании решил позаботиться стартап The Leatles, анонсировавший «инновационную систему для детей с 6 месяцев» — приготовление пюре из быстрозамороженных овощей, фруктов и ягод. Хрупкая девушка, представлявшая идею, — сама создательница бренда Анастасия Токарева, мама троих детей, по образованию социолог. Мысль уйти в биотех и стать разработчиком пришла неожиданно. «Когда ты думаешь, что тебе в голову пришла гениальная идея, не радуйся быстро. Проверь, возможно, она пришла кому-то раньше. Так и было. У меня родился третий ребенок, я увидела у друзей блендер-пароварку и поняла, как это круто и удобно для приготовления детского питания… Потом я помониторила и увидела, что уже вся эта история есть в мире, но только у американцев и канадцев», — смеется она.

По словам Анастасии, с такой системой ребенок сразу привыкает к естественному вкусу овощей и фруктов, который, например, в пюре масс-маркета изменен из-за длительного срока хранения. «В итоге во взрослом возрасте дети, вскормленные едой из баночек, чаще отказываются от продуктов с клетчаткой, а некоторые исследования говорят, что становятся более склоны к ожирению», — добавила создатель.

Особое внимание посетителей привлекли стенды с продукцией «для мозга» Особое внимание посетителей привлекли стенды с продукцией «для мозга»

Но особое внимание посетителей привлекли стенды с продукцией «для мозга». Оно и неудивительно — новая эпоха информационного перепотребления создала новую веху в питании — нейронутрициологию. Но это недешевая история: банка какао на грибах, якобы активирующего когнитивные функции и память, стоит 2 тыс. рублей. Такой же ценник у функционального питания от «Прана Фуд», например, за пачку сельдерея с брокколи.

Компания «БиоПродукт» из Владимирской области представила нейросупы. За «нейро» отвечают подмешанные в смесь овощей все те же грибы — ежовик гребенчатый и шиитаке. Технолог и директор производства Егор Голубев улыбается: моментального эффекта никто не обещает, однако при систематическом приеме такого супа быстрого приготовления покупатели отмечают изменения.

«Мы подумали, что простые сушеные овощи особо не привлекают людей, решили сделать уже готовые супы. То есть нужно отварить 4 литра бульона, высыпать пакетик, добавить специи по вкусу — и все», — заметил он. Особую популярность, по словам Голубева, продукция приобрела у охотников, но покупают ее и люди, далекие от походной жизни. Вероятно, свою роль сыграла и реклама. На одном из маркетплейсов, например, тот же суп «Грибное наследие» становится чуть ли не средством профилактики всех болезней — и от онкологических заболеваний, и для здоровья сердца и суставов, и для снятия воспаления. Вот и, казалось бы, зачем нам медицина.

Цивилизация сделала еду промышленным продуктом. И если раньше человечество боролось с голодом, то теперь — с перееданием Цивилизация сделала еду промышленным продуктом. И если раньше человечество боролось с голодом, то теперь — с перееданием

Мозгом и эмоциями управляет… кишечник?

Сами представители научной среды хотя и соглашаются с тем, что еда может стать хорошей профилактикой многих заболеваний, уверены: засилье наноизобретений в индустрии питания не нужно просто потому, что мы исторически, физиологически и антропологически привычны к обычным продуктам — растительным даже в большей степени.

«То, что я показывал (еда древних предков прим. ред.), — вот это мы и должны есть, потому что к такому мы приспособлены. А если еда окажется какая-то другая, нам просто будет плохо. Есть понятие нормы и здоровья. Да, может быть, [потребление продуктов только через трубочку] будет среднестатистической нормой, но это не про здоровье», — заметил Дробышевский, напомнив, что некоторые современные люди уже не имеют «восьмых» зубов — и все из-за эволюции системы питания. Стоит ли отучаться жевать вовсе?

Согласился с коллегой и директор НИИ системной биологии и медицины Роспотребнадзора, академик РАН Вадим Говорун, заметив, что у наших предков, в отличие от современного общества, была гигантская склонность к наблюдению и созерцанию. «Питание — это еще и культура. Как взгляды древних людей на то, какие продукты являются полезными или неполезными, коррелируют с тем, что сегодня дают диетологи и инструменты современной науки? Вы удивитесь, но окажется очень много совпадений, так называемых псевдооткрытий, которые известны на протяжении нескольких тысяч лет. Просто не хватает интеллектуальных или других возможностей все это осмыслить», — добавил он.

«Питание — это еще и культура» «Питание — это еще и культура»

Цивилизация сделала еду промышленным продуктом. И если раньше человечество боролось с голодом, то теперь — с перееданием. И сейчас современная наука смотрит в совершенно ином направлении. Например, небывалый интерес представляет обнаруженная связь между здоровьем кишечника, пищеварения и эмоциональным состоянием человека. Да, то, что мы едим, влияет на то, как мы себя чувствуем. Равно как и наоборот.

«Один из ярких примеров за последние пять лет — раскрытие роли микробиота, например, в отмене или практически клиническом непроявлении аутизма. Это сначала было сделано на животных — на мышках. Но оказалось, что микробиот может довольно сильно влиять на поведенческие и другие когнитивные функции детей, потому сейчас такое активно пытаются применять на практике», — описал Говорун новую исследовательскую ось «кишечная микробиота — мозг».

А в целом, уверен академик, чтобы достичь здоровья, необходимо, чтобы духовная производная человека была в полной гармонии с телом. «Норма, это когда у вас на самом деле достаточная устойчивость, то, что называется в английской литературе „резистенс“, к внешним воздействиям. Все время, каждый день, просыпаясь утром, отдавайте себя отчет, насколько вы стрессоустойчивы внутренне и на каком уровне напряжения находитесь», — заключил он.

«Еда — это очень важный источник эмоций. Недаром говорят, что надо жевать то ли 20 раз, то ли 40. Каждый жевок — тоже отдельная радость» «Еда — это очень важный источник эмоций. Недаром говорят, что надо жевать то ли 20 раз, то ли 40. Каждый жевок тоже отдельная радость»

«Хороший кусок еды в подходящий момент времени нас никогда не обманет»

«Еда — это очень важный источник эмоций. Недаром говорят, что надо жевать то ли 20 раз, то ли 40. Каждый жевок тоже отдельная радость. Вот поэтому загонять еду в какую-то совсем утилитарную нишу, когда за 2 минуты всосал в себя и убежал дальше смотреть видосики… мне кажется, не очень хороший вариант», — начал свое выступление о влиянии питания на мозг Дубынин.

Еда, напомнил исследователь, самая надежная крышка положительных эмоций: «Вы можете пойти в театр, вам не понравится постановка, можете поссориться с лучшим другом, но хороший кусок еды в подходящий момент времени нас никогда не обманет». Любые строгие ограничения не несут пользы мозгу. Даже те продукты, которые некоторые диетологи до сих пор любят демонизировать, например поваренная соль или глюкоза, важны для его работы. Натрий и калий участвуют в генерации и передаче электрических сигналов между нервными клетками, а глюкоза и жирная пища могут стать источником для выработки дофамина.

Практика контроля пищевого поведения, которая может быть связана с диетами, с постами, — это, по сути, практика тренировки воли и осознанности. «И в данном смысле оказывается, что те же самые, например, посты часто бывают даже не про религию, а про то, чтобы человек учился бороться со своими страстями, то есть с избыточными проявлениями тех потребностей, которые могут нас запихнуть не туда. Потому что с едой ситуация такова: в нормальном количестве правильная и разнообразная еда — это хорошо, а слишком много чего-то конкретного — да, это проблема», — заключил нейрофизиолог.

«Мы сейчас находимся в точке роста пищевой индустрии» «Мы сейчас находимся в точке роста пищевой индустрии»

«Мы сейчас находимся в точке роста пищевой индустрии, — дополнила врач-невролог трансляционной клиники медицины здорового долголетия, координатор направления „Нейронутрициология“ ассоциации и Института междисциплинарной медицины Анастасия Бадаева. — И задаем себе вопрос: „А наши пищевые решения двигают чашу весов в сторону нездорового старения мозга?“ И на поверхности может показаться, что мы обладаем нужными знаниями — и о вреде ультрапереработанных продуктов, и о том, что потребляем много меньше клетчатки, чем наши предки, и о том, как важен статус витаминов и нутриентов, но возникает обратный вопрос: почему мы тогда ничего не меняем?»

Бадаева привела пример исследовательницы Терри Уолс, которая благодаря принципам структурного питания затормозила у себя развитие рассеянного склероза. Сейчас женщина живет полноценной жизнью, сократив прием препаратов. И никаких новомодных коктейлей — только здоровые жиры, белки, овощи, ферментированные продукты, ягоды и попытка избегать в диете глютена, переработанной еды, молочки и яиц.

Но это скорее исключение из правил. Несмотря на достижения современной медицины, нельзя сказать, что человеческий мозг стал здоровее. Каждые 1,5 минуты у одного человека из России случается инсульт. Возраст начала деменции в мире с 1980 года снизился на 15 лет, т. е. с когнитивными проблемами люди рискуют столкнуться намного раньше. Распространенность депрессии удваивается с каждым новым поколением. Есть и другие болезни цивилизации: диабет и ожирение. Неслучайно прямо на конференции совладелец и исполнительный директор группы компаний «ЭФКО» Сергей Иванов порадовал присутствующих, что их команда буквально день назад получила свидетельство о госрегистрации на территории ЕАЭС сладкого белка браззеина — альтернативы сахару. Строительство первой очереди завода по производству сладкого белка оценивается в 10 млрд рублей. Откроет ли он путь к безвредным сладостям, покажет время. Во всяком случае, подопытные крысы, мыши и морские свинки от дегустации новинки не пострадали.