За 10 лет количество студентов в лабораториях и мастерских Казанского строительного колледжа выросло с 750 до 1220 человек За 10 лет количество студентов в аудиториях и мастерских Казанского строительного колледжа выросло с 750 до 1220 человек

Основа будущего и традиции прошлого

Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства имеет большую историю, создан в 1947 году приказом министра трудовых резервов СССР как Казанский индустриальный техникум с целью подготовки мастеров производственного обучения для ремесленных училищ, в основном строительной направленности, общей численностью 400 человек.

«Так начиналась история нашего учебного заведения», — говорит директор учреждения Жамиль Бакаев.

На протяжении последующих лет менялись направления деятельности колледжа. Открывались новые специальности, наращивалась материально-техническая и учебно-лабораторная базы, кадровый состав. Но неизменным оставалось одно из направлений подготовки кадров — это мастера производственного обучения для профессионально-технических училищ страны: от учителей труда для школ и мастеров по строительным профессиям для училищ.

При этом в учебное заведение поступали выпускники училищ со всего Советского Союза, имеющие профессиональные знания и навыки, настроенные на продолжение учебы в техникуме и планирующие свою профессиональную деятельность в качестве мастеров производственного обучения в сфере образования.

И сегодня во всех уголках России и бывших республиках Союза ССР продолжают трудиться наши выпускники. Значительный вклад в развитие техникума внесли директора Володкевич А.Т., Николаев В.А., Горшенев Е.Е., сотрудники Пономарев В.П., Бажанов М.А., Морозов В.С., Мишикина С.Х., Зафарова Г.П., Зеникеев Б.А. и многие другие.

— Что изменилось в наши дни?

 В 2012 году правительством РФ было принято решение о передаче учебных заведений среднего профессионального образования федерального подчинения на места, в регионы. Таким образом с 2012 года наше учебное заведение развивается в системе образования Республики Татарстан. В результате мы получили стабильное финансирование, обоснованный государственный заказ на подготовку специалистов, заинтересованное взаимодействие с работодателями. Целевое финансирование на капитальный ремонт учебных зданий, гранты на приобретение учебного оборудования придали второе дыхание развитию колледжа.

Судьбоносным для развития колледжа в новых условиях стало решение правительства Республики Татарстан №413 от 17 июня 2013 года, где были определены задачи по внедрению новых профессий и специальностей, направленных на подготовку специалистов для строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Если в 2013 году у нас учились около 750 человек, то с появлением новых специальностей в 2024 году — 1220 «Если в 2013 году у нас учились около 750 человек, то с появлением новых специальностей в 2024 году — 1220»

Конкурс — 9 человек на место, 9 специальностей и практика на известных предприятиях республики

— По каким направлениям ваш колледж готовит студентов?

— На сегодня колледж ведет работу по подготовке специалистов по 9 направлениям, из которых 6 — сфера жилищно-коммунального хозяйства и строительства.

  • строительство и эксплуатация зданий;
  • архитектура;
  • сварочное производство;
  • монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирование воздуха;
  • эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома;
  • мастер по ремонту и обслуживанию систем жилищно-коммунального хозяйства;
  • социальная работа;
  • торговое дело;
  • экономика и бухгалтерский учет.

При этом пять специальностей и профессий лицензированы и аккредитованы за последние годы. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в республике практически нет учебных заведений, которые за такой период лицензировали пять специальностей и профессий, в том числе такие как «Архитектура» — единственная в среднем профессиональном образовании республики, «Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома» и другие.

Насколько востребованы специальности, которые предлагает колледж?

— В среднем конкурс на поступление в 2024 году составил около 9 человек на место. Поступают, естественно, из Республики Татарстан, а также из регионов нашей страны: Якутии, Иркутской области, Крыма, Архангельской области, Чувашии, Удмуртии, Башкортостана, кроме того, из других регионов России и ближнего зарубежья: Казахстана, Таджикистана и других. Что отрадно, в последние годы увеличилось количество поступающих из Закамской и нефтяной зон Республики Татарстан.

— Наверное, число студентов в последние годы тоже выросло?

— Если в 2013 году у нас учились около 750 человек, то с появлением новых специальностей в 2024 году — 1220. Каждый четвертый студент сегодня обучается на платной основе.

Необходимо отметить, что, естественно, увеличилось количество преподавателей по различным направлениям. Проведен капитальный ремонт учебных зданий, улучшена учебно-лабораторная и материально-техническая базы учебного заведения.

В целом по специальности трудоустройство по нашим данным составляет около 60% от общего числа выпускников «В целом по специальности трудоустройство, по нашим данным, составляет около 60 процентов от общего числа выпускников»

— Ваши студенты участвуют и в чемпионатах рабочих профессий?

— Достижения наших студентов и их наставников ярко проявились в чемпионатном движении WorldSkills и «Профессионалы». Участие в мировом чемпионате в городе Абу-Даби (ОАЭ), европейских чемпионатах в городе Лилле (Франция), Будапеште показало высокий уровень подготовки наших студентов по компетенциям «Столяр» и «Плотник», где они занимали призовые места. Участники из числа студентов колледжа по компетенции «Кирпичная кладка» последние пять лет занимают первые места на российских чемпионатах.

Востребованность в наших студентах, их профессиональные знания и навыки проявились в строительстве объектов АТЭС (город Владивосток), Универсиады (город Казань), олимпийских объектов (город Сочи), гостиничного комплекса к саммиту БРИКС.

— Какие предприятия стройкомплекса и ЖКХ поддерживают практику ваших студентов?

— Поддержка работодателей — крайне важное направление в нашей деятельности. Взаимопонимание и ответственность при совместной подготовке специалистов отличает руководство таких организаций, как ООО «Ак таш», ЗАО «Ремстройсервис», ООО «Уютный дом», УК ЖКХ Московского района, и ряда других предприятий.

Считаю, что на сегодня вопросы взаимоотношений учебного заведения и предприятий в плане организации практики полностью лежат на плечах учебного заведения. Многое решается посредством личных отношений, в поиске взаимных интересов. Отраслевое министерство не проявляет интереса к вопросу практической подготовки студентов на объектах. Мы нуждаемся в учебно-производственных площадках на реальных объектах стройки и ЖКХ.

— А сколько выпускников остается работать в сфере строительства и ЖКХ?

В целом по специальности трудоустройство, по нашим данным, составляет около 60 процентов от общего числа выпускников. Конечно, этого недостаточно, коллектив колледжа в рамках создаваемых центров карьеры будет работать в данном направлении.

Оплата труда, техническая оснащенность и условия труда строителей и работников ЖКХ постоянно улучшаются; работа строителей — это созидательный труд, а сфера ЖКХ наиболее востребована и приближена к потребителям. Труд в этих сферах недостаточно популяризуется.

— В профобразовании важнейшую роль играют преподаватели и мастера производственного обучения — расскажите о них.

— Все начинания и достижения коллектива — это заслуга конкретных сотрудников, преподавателей и мастеров производственного обучения. Валишина Т.М. — народный учитель РТ, Пивсаев В.И. — заслуженный мастер производственного обучения РФ, Федотова Л.А. — почетный работник СПО РФ, Кузьмин М.Д., Шавалеев И.И. — заслуженные строители РТ, Абдеева А.Х., Зайцева А.И., Шмагин Ю.А. и многие, многие другие вносили и вносят свой вклад в развитие нашего учебного заведения.

Работа коллектива колледжа отмечена благодарностью раиса Республики Татарстан, дипломом и благодарностью кабинета министров Республики Татарстан, дипломом Союза строителей России.

Активное участие в новых формах обучения и грантах позволит нашему учебному заведению достигнуть численности студентов до 1500 человек «Активное участие в новых формах обучения и грантах позволит нашему учебному заведению достигнуть численности студентов до 1500 человек»

Пространство развития

Если взглянуть чуть дальше — над чем работает коллектив колледжа, что в перспективе?

— Дорогу осилит идущий!

Аудитории и мастерские, лаборатории в двух учебных зданиях задействованы в полном объеме под учебный процесс. Основной зоной развития колледжа является общежитие и прилегающие к нему территории. Студенческое общежитие 1976 года постройки крайне нуждается в капитальном ремонте. Мы понимаем, что студенты и сотрудники должны жить в достойных условиях, свободные нежилые и подвальные помещения могут быть оптимально использованы под учебные аудитории для теоретических занятий: инженерная графика, строительное материаловедение, система автоматизаций проектных работ и другие дисциплины. В перспективе расширение за счет подвальных площадей мастерских штукатурных и столярно-плотницких работ, по сантехническим и сварочным работам, кирпичной кладке.

Коллектив колледжа возлагает большие надежды на создание учебно-производственного комплекса (УПК) для заинтересованной работы с работодателями и последующего трудоустройства выпускников колледжа.

И конечно, для нас очень актуально участие в федеральном гранте «Профессионалитет». Мы в поиске партнеров для согласованных предложений по участию в гранте.

Лицензирование новых специальностей и профессий, увеличение учебных площадей и их современное техническое оснащение, активное участие в новых формах обучения и грантах позволит нашему учебному заведению достигнуть численности студентов до 1500 человек, коллектив колледжа готов вносить свой посильный вклад в подготовку квалифицированных кадров.