Педро Санчес выразил уверенность, что примеру Мадрида последуют и другие европейские страны: «Чем больше нас будет, тем скорее мы добьемся прекращения огня» Педро Санчес выразил уверенность, что примеру Мадрида последуют и другие европейские страны: «Чем больше нас будет, тем скорее мы добьемся прекращения огня» Фото: Eduardo Parra/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Признание — это не просто конец, это только начало»

«В разгар войны, когда десятки тысяч людей убиты и ранены, мы должны сохранить единственную альтернативу, которая предлагает политическое решение как израильтянам, так и палестинцам: два государства, живущие бок о бок, в мире и безопасности», — так сегодня свое решение официально признать Палестину государством объяснил премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре. Следом примеру Осло последовали Испания и Ирландия.

Объясняют власти этих стран свои решения (все они вступят в силу 28 мая) одинаково. Так, по их мнению, признание Палестины должно поспособствовать приближению мира на Ближнем Востоке. Кроме того, появится возможность привлекать палестинское государство к ответственности. При этом, отмечают в Европе, решение не направлено против израильской стороны или в поддержку ХАМАС. «Признание — это не просто конец, это только начало», — уверен испанский премьер Педро Санчес. Он также выразил уверенность, что примеру Мадрида последуют и другие европейские страны: «Чем больше нас будет, тем скорее мы добьемся прекращения огня».

О том, что несколько стран Евросоюза намерено признать Палестину, еще в конце апреля говорил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель. Правда, о каких именно странах идет речь, он тогда не уточнял. Среди европейских государств независимость Палестины признают Болгария, Венгрия, Кипр, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Чехия и Швеция. Всего в мире их 143 из 193 стран – членов ООН. В их числе есть Россия, но нет ни одной страны «Большой семерки».

«До сих пор Швеция была единственным членом ЕС, который в одностороннем порядке признал Палестину как государство. Несколько других европейских стран заняло эту позицию еще до вступления в ЕС», — обращает внимание Politico. По данным американского издания, в последние недели Ирландия обсуждала потенциальные сроки признания Палестины с правительствами Испании, Норвегии, а также Словении, Бельгии и Мальты. Видимо, эти страны также готовятся поддержать решение соседей. Все из них разделяют мнение, что «ЕС в целом должен признать палестинскую государственность», отмечает газета.

Израиль в свою очередь к решению европейских государств отнесся, мягко говоря, негативно. Глава МИД страны Исраэль Кац отозвал послов в этих странах для консультаций Израиль в свою очередь к решению европейских государств отнесся, мягко говоря, негативно. Глава МИД страны Исраэль Кац отозвал послов в этих странах для консультаций Фото: Li Muzi/Xinhua / www.globallookpress.com

«Это несправедливость по отношению к памяти жертв событий 7 октября»

Последует ли за признанием Палестины установление мира в регионе, покажет только время. Обстановка в секторе Газа осложнилась, особенно поле того как израильская армия взяла под контроль палестинскую часть КПП «Рафах» на границе сектора Газа и Египта. Из-за этого ООН была вынуждена приостановить выдачу продовольствия.

Пока же ХАМАС поприветствовало заявления европейских стран и назвало «это важным шагом на пути к утверждению права палестинского народа на создание собственного независимого государства».

Израиль в свою очередь к решению европейских государств отнесся, мягко говоря, негативно. Глава МИД страны Исраэль Кац отозвал послов в этих странах для консультаций. Действия европейцев он назвал «глупостью», которая «посылает палестинцам и всему миру сигнал: терроризм выгоден». «Извращенный шаг этих стран — несправедливость по отношению к памяти жертв событий 7 октября, подрыв усилий по возвращению 128 похищенных и стимул для джихадистов из ХАМАС и Ирана, что отдаляет шанс на мир и ставит под вопрос право Израиля на самооборону», — продолжил министр. И отметил, что Тель-Авив это не останавливает, он настроен добиться целей.

Все это происходит еще и на фоне решения главного прокурора Международного уголовного суда (МУС) Карима Хана добиваться ареста израильского премьера Биньямина Нетаньяху и главы минобороны Йоава Галанта. Как следует из его заявления, они «несут ответственность за военные преступления и преступления против человечности, которые были совершены с октября 2023 года». Одновременно он потребовал выдачи ордеров и на арест троих лидеров ХАМАС.

Нетаньяху назвал действия прокурора «попыткой демонизировать» еврейское государство, а президент Израиля Ицхак Герцог заявил, что это «приободрит террористов по всему миру». Тут стоит отметить, что Израиль не присоединился к Римскому статуту МУС, поэтому юрисдикция суда на него не распространяется.

А вот международная реакция, как подмечает «Коммерсантъ», «выявила острый раскол мирового сообщества». Поддержали еврейское государство США, Великобритания, Польша, Австрия, Чехия, Венгрия. В Вашингтоне даже пообещали рассмотреть вопрос о введении санкций против международного суда. «Раз МУС позволено угрожать израильским лидерам, то наши могут быть следующими», — предупредил спикер палаты представителей конгресса США Майк Джонсон. А вот МУС в свою очередь поддержали сам Боррель, Франция, Дания и ЮАР.

США также поддерживают решение о создании двух государств, а Байден недавно говорил, что государство Палестина может быть создано только путем переговоров и со строгими ограничениями на вооруженные силы США также поддерживают решение о создании двух государств, а Байден недавно говорил, что государство Палестина может быть создано только путем переговоров и со строгими ограничениями на вооруженные силы Фото: Chris Kleponis — CNP/Consolidated News Photos / www.globallookpress.com

Символизм, не лишенный «некоторой силы»: реакция западной прессы

Признание Палестины оказалось новостью дня для западной прессы, которая хоть и признает заявление государств символическим, но всячески пытается придать ему вес. И заодно критикует Тель-Авив. Европейские страны «по-разному» подходят к этому вопросу, напоминает Reuters. И замечает, что Франция отказывается от признания, поскольку не считает это «эффективным инструментом» для достижения мира. При этом норвежские власти занимали ту же позицию. По мнению Reuters, сегодняшний шаг нескольких государств вызван недавними атаками израильской армии на северную и южную окраины Газы, которые спровоцировали новый поток беженцев. Норвегия является близким союзником США, также сказано в материале.

«Скоординированный шаг <…> подчеркивает, что война Израиля против ХАМАС привлекает внимание всего мира к проблеме государственности палестинцев и вредит отношениям Израиля с другими странами», — пишет Bloomberg. И подчеркивает, что израильский премьер «последовательно исключает возможность создания независимого палестинского государства». Заодно агентство напоминает, что США также поддерживают решение о создании двух государств, а президент США Джо Байден недавно говорил, что государство Палестина может быть создано только путем переговоров и со строгими ограничениями на вооруженные силы. Впрочем, позиция Вашингтона не помешала ему в апреле заблокировать резолюцию о признании Палестины полноправным членом ООН.

«Дипломатические шаги носят чисто символический характер, но не лишены некоторой силы», — кажется, противоречит сама себе газета The Washinghton Post. Издание называет создание двух отдельных государств «мечтой» нескольких поколений американских дипломатов, которая «никогда не казалась такой далекой». «Премьер-министр Израиля выступил против идеи США о том, что Палестинская автономия, которая управляет частью Западного берега, будет играть какую-либо роль в управлении послевоенным сектором Газа», — сказано в тексте. Решение трех стран — это «удар по Израилю», описывает The New York Times. Объявленные в среду решения «имеют вес» и для многих стран аргументы Израиля против признания палестинского государства уже кажутся менее убедительными, чем раньше, подчеркивает издание. И уточняет, что серьезных переговоров по решению проблемы двух государств не было больше 10 лет.

В среду армия Израиля ударила по «всей территории сектора Газа», замечает в материале о политическом шаге французская Le Figaro. Некоторые районы в перенаселенном городе Рафахе стали ареной наземных операций, несмотря на сопротивление международного сообщества, отмечает газета. С 7 мая, когда Израиль взял под контроль пограничный пункт в Рафахе на границе с Египтом, доставка гуманитарной помощи и особенно топлива, необходимого больницам, практически прекратилась. Идея США доставлять грузы по морю через специально построенный плавучий пирс оказалась неудачной — первые поставки дошли до гуманитарной миссии, а последующие перехватили палестинцы и с тех пор поставок нет, писала ранее британская The Guardian.

Гуманитарная операция в секторе Газа близка к провалу, и, если не наладить поставки продовольствия, там начнется голод, заявил сегодня представитель ООН в беседе с Assosiated Press. Как уточняет агентство, накануне ООН приостановила раздачу продовольствия в Рафахе. За последние две недели город покинули сотни тысяч людей, сказано в материале.

«Признание статуса Палестины как государства не решает ни одной проблемы, которая связана с палестинским вопросом» «Признание статуса Палестины как государства не решает ни одной проблемы, которая связана с палестинским вопросом» Фото: Vuk Valcic/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Это такие реверансы в попытках снизить для себя внутриполитические издержки. Тель-Авив продолжает свою линию»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали решение европейских стран и порассуждали, приблизит ли оно мир на Ближнем Востоке и не вызовет ли обратную реакцию.

Федор Лукьянов — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума совета по внешней и оборонной политике:

— Прежде всего надо понимать, что это решение символическое, демонстративное, в практическом плане абсолютно бессмысленное. Признание статуса Палестины как государства не решает ни одной проблемы, которая связана с палестинским вопросом. Это является, на мой взгляд, попыткой уйти от решения проблем в сторону таких эффектных жестов. Каждый на самом деле преследует свои задачи, а не стремится каким-то образом распутать тяжелейший узел противоречий.

Почему сейчас такие решения последовали? Ситуация в Палестине и политика Израиля, политика США и их союзников, которая заключается в практически безоговорочной поддержке израильских действий, вызывали серьезные разногласия, противоречия в политических и общественных кругах западных стран. Контраст между очень твердой позицией властей, которые заняли сторону Израиля, и весьма неоднородным обществом, где настроения в пользу справедливости, в пользу Палестины весьма распространены. Они не повсеместные, но явные. Для правительств западных стран это создает внутреннее не нужное им напряжение. Особенно тех государств, где правительства левые. Как, например, в Испании, которая сейчас признала [Палестину независимой], это очень сложный вопрос, потому что традиционно они, скорее всего, выступали за права палестинцев. Мне кажется, что таким вот образом они пытаются это самое внутреннее напряжение как-то снять. Во всяком случае показать собственным гражданам, обществу, что они ни в коем случае не бросают палестинский народ, а всячески поддерживают.

Из этого ничего не следует, кроме того, что ситуация будет запутываться еще больше. Те реальные проблемы, вызовы, необходимости, которые есть в обеспечении прав палестинцев, никак не связаны с такими решениями. К миру это совершенно не приведет, потому что признавать палестинское государство, не говоря о границе, — это скорее наоборот: стимулирование конфликтов и подливание масла в огонь. Данную фразу (речь о заявлении норвежского премьера, что признание нужно для привлечения палестинского государства к ответственности,прим. ред.) совершенно не понимаю.

Для Нетаньяху это удар очередной, но ситуация вокруг Израиля и Нетаньяху уже до такой степени острая… Что отзывают послов Ирландия с Норвегией, что не отзывают, [уже не так важно]. Как в пословице «Снявши голову, по волосам не плачут». Израиль консолидирован достаточно, несмотря на внутреннюю борьбу, которая там идет очень интенсивно. Она не прекратилась в связи с войной, и в этом плане израильская система общества очень демократическая, несмотря на все. Острая борьба и противостояние Нетаньяху имеют место, но это внутренний процесс.

Чем больше внешнего давления, в том числе в таком виде, тем Нетаньяху в каком-то смысле проще. Потому что, например, решение Международного уголовного суда, которое сейчас все обсуждают, об ордере на его арест, конечно, с точки зрения внутренних позиций очень укрепило его возможности. Потому что, как бы к нему ни относились, но когда извне «наезжают» на наших, это важнее, чем внутренние разногласия. Это свидетельствует о том, что никто не знает, что делать в такой ситуации.

Вместо того чтобы пытаться как-то решить проблему, все делают вид, что они как-то вовлечены. Хотя на практическом уровне США, несмотря на все заявления, продолжают поставлять оружие. И, собственно, это и есть политика. Все остальное — такие реверансы в попытках снизить для себя внутриполитические издержки. Тель-Авив продолжает свою линию. К ней можно как угодно относиться, но ее трудно упрекнуть в непоследовательности. Они уверены, что палестинскую проблему в том виде, как она есть, как минимум с Газой, можно решить только силовым путем. И несмотря на все давление извне (в том числе и Соединенные Штаты очень озабочены тем, как это бьет по их имиджу), они это продолжают. Добьются они успеха или нет в военной фазе — другой вопрос. Тут много есть сомнений, но это отдельно.


Семен Багдасаров — эксперт центра аналитических исследований и директор центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии:

— Решение в общем-то ожидаемое. Это тенденция, которая есть сейчас в европейских странах. Дальше признают Мальта, Словения и так далее. Вообще, государство Палестина признано уже не одним десятком государств. Сейчас европейские страны начинают, но, когда по инициативе Алжира проводился совет безопасности ООН о признании государства Палестина членом ООН (а надо, чтобы оно было признано именно совбезом ООН), такие страны, как Британия и Франция, воздержались. А США заблокировали это решение, наложив вето. Сейчас, я думаю, целый ряд стран, в том числе европейских, будет присоединяться. И это в общем-то неприятный сюрприз для Израиля.

Начали признавать, потому что после этой операции в Газе лежат 35 тысяч убитых, из которых 11 тысяч детей и 8 тысяч женщин. Многие начинают понимать, что происходящее на Ближнем Востоке — из ряда вон выходящее.

Мир эти решения не приблизят. Не будет его на Ближнем Востоке. Конфликт в любом случае перерастет в глобальный, это лишь вопрос времени. Руководство Израиля будет дальше проводить такую политику, громить все и вся. Но у них явно не получается уже. Нетаньяху — это религиозный фанатик. Никакие решения на него влиять не будут. Он решил идти до конца, а уж чем это закончится — другой вопрос.


Каринэ Геворгян — политолог, иранист, завотделом политологии журнала «Восток» (Oriens) академиздатцентра «Наука» РАН:

— Сейчас не готова оценивать, нужно рассматривать каждую из стран, с ходу лучше не отвечать глупости на эту тему. Но сам набор [стран] интересен.

Приблизит ли мир это решение? Во всяком случае карман Палестины не оттянет точно, не помешает. А насчет мира есть сомнения, потому что мир можно приблизить либо встречным палом, то есть остановить Нетаньяху внешней интервенцией, либо, по крайней мере, создать условия, в которых он прекратит войну.

Для Израиля это оскорбительно, и здесь возникает необходимость сохранять лицо, отзывать послов и так далее. Это удар по репутации Нетаньяху и не только Нетаньяху, а государства. Это усиливает его (премьер-министра Израиляприм. ред.) оппозицию, того же Яира Лапида (израильский политик, бывший премьер страныприм. ред.).

Я настолько низко оцениваю суверенитет Европейского союза, стран, в него входящих, что считаю, что круг государств оказался готов к такому демаршу, потому что кто-то попросил. А кто? Кто из мировых доминантов может быть? Только США.