P1040481.jpg
В Москве состоялось первое заседание Верховного суда РФ, который начал рассматривать кассационную жалобу адвокатов Дракона

НИ ИМЕН, НИ ФОТОГРАФИЙ

В фойе перед залами заседаний Верховного суда РФ висят мониторы с номерами дел, фигурантами и статьями. На 10 утра было назначено сразу четыре слушания, в том числе двоих жителей Чечни, обвиняемых в терроризме. Однако список статей «Севастопольских» не идет ни в какое сравнение с тем, что вменяют предполагаемым боевикам с Северного Кавказа.

В Москву на рассмотрение кассационной жалобы по уголовному делу «Севастопольских» из Казани приехали адвокаты подсудимых и трое потерпевших, которые прибыли в Верховный суд РФ со своими адвокатами. Адвокаты несколько раз настойчиво просили не фотографировать и не называть имен проходящих по делу. Сами потерпевшие готовы даже уйти из суда, если им не пообещают, что их фотографии не будут опубликованы.

ПОДСУДИМЫЕ ПЫТАЮТСЯ ЗАТЯНУТЬ ПРОЦЕСС

На видеосвязи со столичным судом - одно из казанских СИЗО, в клетках - бывшие члены ОПС. Подсудимый Александр Зенюк, которому осенью прошлого года Верховный суд РТ назначил 11 лет исправительной колонии общего режима, просит отложить слушание, чтобы повторно ознакомиться с материалами дела и составить более полную кассационную жалобу. Судья переспросил, со всем ли делом или только с некоторыми его главами (дело большое, и на знакомство с ним уйдет много времени), осужденный заявил, что со всем делом полностью.

Гособвинитель парировал: подсудимые попросту пытаются затянуть процесс. Тем более в материалах дела есть их расписки об ознакомлении. Сторона защиты в ответном слове заявляет, что в Уголовно-процессуальном кодексе не прописаны четкие временные рамки, в которые подсудимый должен знакомиться с материалами дела, а значит, подобная просьба уместна.

К слову, процесс «Севастопольских» в Верховном суде РФ проводится коллегией судей, двое из которых известны тем, что вели дело о теракте в Домодедово, в результате которого погибли 36 человек и 180 были ранены. Общественность тогда расценила приговор, вынесенный ими ингушскому боевику, как излишне мягкий - один из обвиняемых был приговорен к девяти годам лишения свободы…

P1040503.jpg
На видеосвязи с московским судом - одно из казанских СИЗО, в клетках - бывшие члены ОПС

ЗАЩИТНИКОМ САЙМАНОВА МОЖЕТ СТАТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АДВОКАТ

Далее выяснилось, что для продолжения суда есть серьезные препятствия. Внезапно было разорвано соглашение одного из подсудимых со своим адвокатом. По крайней мере, известно об этом стало прямо во время процесса. Председательствующий сообщил участникам, что утром (напоминаем, заседание началось в 10:00) была получена телефонограмма от адвоката Натальи Жажневой, представляющей интересы подсудимого Рустема Сайманова. В своем сообщении Жажнева сообщила суду, что Сайманов решил расторгнуть с ней контракт.

Судьи спросили мнения всех сторон о сложившейся ситуации и удалились в совещательную комнату. После десятиминутного перерыва суд возобновляется. Первым делом отклонено ходатайство Зенюка о дополнительном ознакомлении с материалами дела. После этого председательствующий судья объявляет о переносе процесса на 7 августа в связи с необходимостью ознакомиться с материалами дела нового адвоката Сайманова.

Вероятнее всего, что защищать интересы «Севастопольского» теперь будет адвокат, предоставленный государством.

P1040509.jpg
На рассмотрение кассационной жалобы по делу «Севастопольских» из Казани приехали многочисленные адвокаты подсудимых

ЗДОРОВЬЕ ДРАКОНА ВНОВЬ ПОШАТНУЛОСЬ?

Радик Юсупов по кличке Дракон провел в Москве под подпиской о невыезде больше полугода. В ноябре прошлого года, когда в Верховном суде РТ зачитывали приговор остальным «Севастопольским», авторитет выслушать вердикт не приехал, а гособвинитель представил справку, согласно которой Дракон находился в то время в московской больнице с диагнозом тахикардия. В итоге суд приговорил Юсупова к 8 годам заключения в исправительной колонии общего режима, но приговор так и не вступил в законную силу, так как был обжалован адвокатами, а дело передали в Верховный суд РФ.

Даже если бы в процесс не вмешались обстоятельства (а именно расторжение договора между Саймановым и адвокатом) и сегодня Верховный суд РФ оставил бы приговор без изменений, взять под стражу Дракона в зале суда все равно бы не получилось, поскольку Юсупов не заседание не явился. Но в этот раз даже справка представлена не была. Адвокат просто сказал, что Юсупов болен. Прокурор продемонстрировала суду соответствующее заявление, добавив, что оно поступило от неустановленного лица. Тем не менее факт остался фактом. Члены судейской коллегии это никак не прокомментировали.

МЫТАРСТВА ДРАКОНА

Впрочем, позицию Юсупова по отношению к предъявленным ему обвинениям можно почерпнуть из его показаний, которые он давал еще во время допроса в Верховном суде РТ. Дракон рассказал о «кассетном бизнесе», о продаже машин на «Булгар-авто», об открытии казино и покупке двух этажей в гостинице «Севастополь». С его слов получалось, что он просто вел предпринимательскую деятельность совместно с выходцем из группировки «Борисково» Ленаром Речаповым. Сам Юсупов, до 1989 года входивший в состав группировки «Чайники», утверждал, что бандитизмом занимался «жилковский» Хайдар Закиров по кличке Хайдер (по версии следствия, он был убит в Санкт-Петербурге по заказу «Севастопольских»), а так называемых «Севастопольских» интересовал только легальный бизнес.

P1040505.jpg
Процесс перенесен на 7 августа в связи с необходимостью ознакомиться с материалами дела нового адвоката Сайманова

О бизнесе Юсупова, который был арестован еще в 2008 году за ужином в ресторане «Парус», до сих пор известно немного – по одной из версий, отчасти подтвержденной показаниями ряда свидетелей в суде, он имел доли в ряде крупных казанских компаний, в том числе и в компании «Сувар-Казань». Также многие связывали гибель президента ООО «Сувар-Казань» Бориса Чуба, утонувшего в Каме во время рыбалки, с задержанием Дракона – бизнесмен исчез спустя несколько дней после «посадки» авторитета.

«Во время следствия мне предъявляли эпизод убийства только Закирова-Хайдера, с которым я не был согласен, о чем написал жалобу прокурору республики Амирову, - так заявил в 2010 году в своем последнем слове Юсупов. - После этого мне вменили кроме Закирова еще Моторина и Мартынца. Это так поступают прокурорские работники, когда на них жалуются. Но я надеюсь, что правда побеждает».

К слову, после этих слов Дракон вышел на свободу – первый приговор, озвученный в 2010 году, оказался слишком мягким: Юсупова и Фарита Хабипова освободили тогда от наказания в связи с истечением срока давности. Они вышли на свободу прямо из зала суда. А Сайманов, которому было предъявлено обвинение по нескольким статьям (среди них - такие серьезные, как создание и руководство бандой), избежал ответственности за несколько эпизодов покушения на убийство и бандитизм. Но обвинение с решением суда не согласилось, и прокуратура внесла на приговор и постановление кассационные представления.

P1040473.jpg
В фойе суда висят мониторы с номерами дел и статьями. Нв утро было назначено четыре слушания, в том числе жителей Чечни, обвиняемых в терроризме. Список статей «Севастопольских» не идет ни в какое сравнение даже с тем, что вменяют предполагаемым боевикам

«БАНДИТ ОН И ЕСТЬ БАНДИТ, КАК БЫ НИ МАСКИРОВАЛСЯ И НИ ОПРАВДЫВАЛСЯ
«ВЫНУЖДЕННОСТЬЮ» СВОИХ ПОСТУПКОВ»

В своей книге «Закат казанского феномена» экс-министр МВД РТ Асгат Сафаров вспоминал, с какой досадой он узнал о первом приговоре «Севастопольским»:

«После первого вердикта суда где-то в прессе мелькнуло, что «у сотрудников милиции опустились руки – поймали такую крупную «рыбу», а ее выпустили на свободу». На самом деле не совсем так. Мы были довольны уже и тем, что преступников, несмотря на нынешний высокий статус и положение, назвали своими именами. Бандит он и есть бандит, как бы ни маскировался и ни оправдывался «вынужденностью» своих поступков.

Сегодня «Севастопольские» из кожи вон лезут, позиционируя себя как честные бизнесмены. Да, все эти годы они лепили себе новый имидж и репутацию. И тот же Рустем Сайманов, который в камуфлированной форме расстреливал в питерском лифте Хайдера с телохранителями, действительно приносил пользу «Рубину»: те, кто знают обратную сторону большого спорта, поймут, что я имею в виду».

В итоге второй приговор, вынесенный в прошлом году, уже показался чересчур суровым стороне защиты. «Севастопольских» признали виновными в 20 убийствах, совершенных в Казани в 1992 - 1996 годах. Лидеры банды, 48-летний Рустем Сайманов и 45-летний Радик Юсупов, приговорены соответственно к 8,5 и 8 годам колонии. Члены группировки по фамилиям Миронов и Хабипов получили по 6,5 лет лишения свободы. Зуфар Гараев приговорен к 8 годам условно. Подсудимые Айрат Ханнанов и Рустем Ямалтдинов освобождены от наказания в связи с истечением срока давности. Еще несколько подсудимых получили от 6,5 до 11 лет колонии.

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.

Москва - Казань

Справка

Кто сколько получил (согласно вердикту Верховного суда РТ):

Рустем Сайманов – 8,5 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания - с 7 мая 2008 года.

Радик Юсупов – 8 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания - с 8 мая 2008 по 2010 годы включительно.

Александр Кургин – 8,5 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания - с 6 марта 2008 года.

Максим Панаиоти – 9 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания - с 7 мая 2008 года.

Николай Михайлов – 8,5 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания - с 28 июля 2008 года.

Фарид Фахрутдинов – 10 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания – с 19 августа 2008 года.

Александр Зенюк – 11 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания – с 20 августа 2008 года

Марат Ганеев – 8 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания – с 16 августа 2010 года

Зуфар Гараев – 8 лет (считать наказание условным с испытательным сроком на 5 лет). Суд обязал Гараева не менять постоянное место жительства. Меру пресечения о подписке о невыезде отменить.

Андрей Баринов – 10 лет в исправительной колонии общего режима. Срок назначен с момента задержания – с 21 декабря 2009 года.