СЕВЕРОМОРСКИЙ BRENT: -3,27% ЗА СУТКИ

Сегодня нефтяные котировки продолжили скоростной спуск: цена барреля Brent за сутки потеряла 3,27%, упав с $95 на 11 часов 20 июня до $91,90 на 11 часов сегодня. Напомним, что психологически важный барьер в $95 был пробит два дня назад.

Сегодняшнее падение было вызвано целым рядом факторов.

Самым весомым, пожалуй, оказались неоправданные надежды инвесторов на объявление программы количественного смягчения QE3 от ФРС во время выступления Бена Бернанке. Глава резервной системы США ограничился увеличением программы «Твист» до $267 млрд. - то есть Центробанк будет продавать краткосрочные долговые обязательства и покупать долгосрочные - чтобы сгладить разрыв доходностей. Заметим, что другие сырьевые активы, в частности золото и серебро также потеряли в цене на таких новостях. Бернанке также признал – ФРС слишком оптимистично оценивала ситуацию в экономике.

Еще один фактор – это завершившиеся переговоры на саммите G20 в Мексике. Дискуссия G20 свелась к «зеленой экономике» и продовольственной программе. Говорили о чем угодно, только не о реальной повестке дня, ради которой собралась «двадцатка»: рефинансирование глобальной валютной системы.

Разочарование от пустопорожних разговоров было таким, что на вопрос журналистов про то, с кем из лидеров G20 Владимир Путин пошел бы в разведку, российский президент отреагировал немедленно: «Ни с кем…»

Такое ничегонеделанье и нежелание ФРС даже намекать на вожделенный для спекулянтов очередной взлет «вертолета Бернанке с деньгами», что привело к формированию у участников рынка видения - впереди их ждут несколько стабильно депрессивных месяцев.

Еще одним негативным сигналом стали опубликованные вчера данные по запасам бензина, дистиллятам и нефти на складах США. Так, показатели запасов нефти увеличились на 2861 тыс. баррелей до 387 299 тыс., что сильно разошлось с прогнозом о сокращении уровня запасов на 1300 тыс. баррелей. В свою очередь, запасы дистиллятов возросли на 1156 тыс. баррелей до 121 130 тыс. Увеличились и запасы бензина на 943 тыс. баррелей до 202 744 тыс. Эксперты ожидали увеличения показателя на 1 млн. баррелей.

Отметим, что Китай - крупнейший импортер нефти - продемонстрировал очередное замедление. Согласно опубликованной сегодня утром статистике, китайский производственный индекс PMI в первом месяце лета составил 48.1 пункта, что оказалось ниже, чем 48.4 пункта в мае. Напомним, что по методологии расчета значение ниже 50 пунктов отражает снижение деловой активности.

Заметим, что после спада напряженности по иранскому ядерному вопросу и провала первой попытки сформировать греческое правительство (середина апреля) котировки нефти находятся в устойчивом нисходящем тренде. Цены на нефть пока не могут нащупать существенное основание, и на сегодня потеряли от своих мартовских и апрельских максимумов ($126 за баррель) уже 27%.

НА ФОНЕ ПАДЕНИЯ НЕФТЯНЫХ КОТИРОВОК ЦБ РФ «ТОПИТ РУБЛЬ»

Российский рынок тут же отреагировал на падение нефтяных котировок очередным обвалом рубля.

Курс доллара расчетами «завтра» в первые минуты валютных торгов на ММВБ-РТС в четверг вырос на 35 копеек - до 32,88 рубля, курс евро - на 40 копеек, до 41,72 рубля, следует из данных биржи ММВБ-РТС.

Стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара и 0,45 евро) при этом повысилась на 38 копеек по сравнению с уровнем предыдущего закрытия и составила 36,87 рубля.

Все понятно: нефть падает – ЦБ РФ потихоньку «топит» рубль. Доходы нефтяных экспортеров – это святое.

А тем временем в правительстве РФ начали готовиться к падению цен на нефть до $60 за баррель. Под такой стресс-сценарий чиновники уже начинают верстать отдельный бюджет, сообщает сегодня ряд федеральных СМИ.

Напомним, проект бюджета-2013, который будет представлен в Госдуму, рассчитывается исходя из цены на нефть в $90 за баррель. Это средняя цена за предыдущие пять лет, а именно по такому правилу Россия со следующего года будет формировать доходы.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ НЕФТЯНОЕ ПИКЕ УРОНИТ ДОХОДЫ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Что падение нефти означает для российского бюджета? Какой уровень цен выдержит российская экономика? С этими вопросами корреспонденты «БИЗНЕC Online» обратились к экспертам рынка.

Михаил Хазин –президент консалтинговой компании «Неокон»:

- Падение цен на нефть очевидно для всех. Но достаточно сложно прогнозировать, какой уровень цены на нефть выдержит российская экономика и бюджет нашей страны. Хотя однозначно можно сказать, что при падении цен на нефть уже ниже 100 за баррель практически во всех российских регионах начнутся проблемы.

Александр Осин - главный экономист УК «Финам Менеджмент»:

- Экономика РФ продолжит функционировать и при 0 долларов за баррель. Но в этом случае, экономика сократится на 30 - 50 процентов за счет потребительского, финансового сектора, будут урезаны социальные льготы на схожие величины, значительно усилится политическая нестабильность. Экономика перейдет на «военное положение», роль государственного планирования и распределения значительно усилится.

При этом, важно понимать, что падение цен на нефть это не что-то «вне контекста», это только следствие общих негативных тенденций в мировой экономики в случае реализации неблагоприятного сценария. Последствия нового кризисного шока, в случае его формирования, зависят от длительности негативных процессов. В худшем случае, речь пойдет о существовании современной финансово-политической системы как таковой.

Слабость реформ в развитых странах ведет к рискам дальнейшей денежной «накачки» экономик в целях финансирования бюджетов при ослаблении долговых рынков и налоговых поступлений, она же провоцирует ожидания, связанные с разрушением существующей финансовой системы и поиск альтернативных базовых инструментов сбережения, обращения средств. На рынке сохраняются сравнительно высокие инфляционные ожидания и спрос на активы, защищенные от инфляции и эта тенденция усилится вместе с ослаблением ожиданий по выходу экономики из периода нестабильности. Такая ситуация продолжает способствовать нахождению компромиссов политических властей развитых стран.

В рамках негативного сценария, близкого к наихудшему, экономика развитых стран, финансируемая за счет денежной и долговой эмиссии, в результате сокращения государственных бюджетных расходов на 20 - 40 процентов сократится на 10 - 30 процентов. Такие оценки делаются, исходя из статистики влияния повышения налогов на ВВП. Схожую динамику продемонстрирует мировой ВВП, главным образом, за счёт сокращения потребительского, финансового, девелоперского секторов экономики. Базовые сектора экономики, показавшие эластичность спроса на свою продукцию в период банковского кризиса сохранят относительную стабильность в среднесрочном периоде. Мировой спрос на нефть снизится на несколько процентов, но относительно быстро восстановиться под влиянием монетарных факторов, высокой эластичности реального спроса на сырье. Для сравнения, в период банковского кризиса 2008 – 2009 годов. мировой спрос на нефть снизился всего на два процента и быстро восстановился.

В итоге позиции развивающихся стран в мировом ВВП, финансах политике усилятся, это в полной мере относится к РФ. Но цена таких перемен может оказаться очень высокой.

В худшем случае, возникнут значительные внешнеполитические риски, риски глобального военного противостояния. Изменения в мировой экономике приведут к повышению внутренних социально-экономических рисков, и, что наиболее вероятно, в текущих условиях, к усилению в РФ роли государственного регулирования и планирования, «закрытию» экономики, по крайней мере, от рынков развитых стран.

Александр Афиногентов - начальник отдела персонального брокерского обслуживания филиала брокерского дома «Открытие» в Казани:

- Нужно понимать причины, почему котировки сначала ушли к 100 долларов за баррель и почему мы видим сейчас снижение, в среднем, к 91,7 доллара. Связано это с тем с укреплением доллара и проблемами в Европе. Соответственно, котировки при этом идут вниз. Буквально вчера появились данные Роспромпроизводства, что в Китае показатели хуже, чем предполагали эксперты. Все это говорит о том, что происходит замедление развития китайской экономики – а значит, снижается и потребление нефти.

По итогам вчерашних торгов нефть снизилась более чем на три доллара. Как это отразится на бюджете страны? По идее, те цены, которые мы видим сейчас, для бюджета формируются по средней цене за определенный период. Если цена простоит на этих уровнях буквально несколько дней, то никаких существенных изменений не предвидится. Средняя цена за период не изменится. Если цены продержаться долго, то негативный эффект для экономики, конечно, возможен. Прежде всего, это отразится на бюджетных поступлениях - они могут сократиться. Налоги в бюджет будут недополучены, компании-экспортеры недополучат денег.

Важный момент – сколько может продержаться цена. Прогнозов сейчас никто старается не давать – слишком много неопределенности. На прошлой неделе, во время встреч стран ОПЕК квоты по добыче на нефть остались на прежнем уровне, и это говорит о том, что цена выше 100 долларолв устраивает не все страны-экспортеры – какие-то страны хотят продавать дешевле.

Владислав Жуковский – старший аналитик ИК «Риком-Траст»:

- На самом деле ничего удивительного в обвале нефтяных цен нет – мировая экономика скатывается в новую фазу глобальной рецессии, Еврозона уже находится в кризисе, а Китай и прочие «азиатские тигры» переживают сильнейший спад производственной и инвестиционной активности с кризисного 2008 года. Кроме того, наблюдается стабильное снижение спроса на физическую нефть. Объёмы предложения уже несколько месяцев превышает спрос на неё на 1 - 1,5 миллиона баррелей в сутки. А в одних только США коммерческие запасы «чёрного золота» находятся на абсолютном максимуме за последние 22 года и превышают 385 миллиона баррелей.

На самом деле, больше всего опасений вызывает деградирующая российская «экономика трубы», которой не в силах помочь ни высокие цены на нефть, ни девальвация рубля. За период с середины 2010 года по апрель 2012 года цены на нефть выросли на 45 процентов и достигли максимальных отметок за последние три года. Однако скачок профицита внешней торговли и наплыв нефтедолларов вообще никак не сказались на экономическом росте и производственной активности в России - темпы роста ВВП уже 2,5 года стагнируют на отметке в 4,3 процента, а прирост промышленного производства обвалился в шесть раз с 8,2 процента в 2010г. до едва заметных 1,3 процента по итогам апреля текущего года.

Совершенно непонятно, каким образом будет расти деиндустриализированная «экономика трубы», задыхающаяся от произвола монополий, коррупционных поборов, нехватки доступных кредитов и наплыва импорта, при низких ценах на нефть, если наблюдался спад даже при растущих ценах.

Не лучше обстоят дела с российским бюджетом, который становится всё менее сбалансированным - если ещё в 2000-2005 годах ненефтегазовый профицит федерального бюджета по итогам первого квартала составлял порядка 0,5 -1 мпроцент, ВВП, то к 2007 г. он сменился дефицитом в 1,7 процента ВВП, а в первом квартале 2012 года превысил отметку в 12,5 процента ВВП. Это свидетельствует о стремительном росте разбалансированности бюджета, при которой наблюдается проедание «нефтедолларов» и бесконтрольное вливание триллионов рублей в коррупциогенные «олимпийские стройки» и силовые ведомства при хроническом недофинансировании науки, образования, медицины, обрабатывающей промышленности и наукоёмких производств.

Нынешний бюджет на 2012 год сформирован бездефицитным при ценах на нефть не ниже 115 долларов за баррель Brent. Именно стремлением российских властей компенсировать выбывающие бюджетные доходы от 25-процентного снижения цен на нефть при хроническом нежелании повышать собираемость налогов и ограничивать нецелевое расходование средств объясняется обесценение рубля на 15 процентов менее чем за один месяц. Однако дальнейшее обесценение рубля будет провоцировать обесценение сбережений российских граждан, 60 процентов которых и так имеют трудовые доходы ниже 15 тысяч рублей и по оценкам института социологии РАН относятся к бедным слоям. Падение курса рубля уже успело вызвать рост цен на импортные товары и продовольствие, доля которого на прилавках магазинов варьируется от 50 до 70 процентов по мясу, фруктам и овощам до 85 - 90 процентов по медикаментам, бытовой технике и электронике, что провоцирует рост цен и падение уровня жизни населения.

Кроме того, вопреки распространённому мнению девальвация рубля, не сопровождаемая проведением активной промышленной, денежно-кредитной, инновационной политики, никоим образом не способствует запуску процесса импортозамещения, возрождению отечественной наукоёмкой обрабатывающей промышленности и отраслевой диверсификации экономики. Обесценение рубля делает недоступным закупку импортных машин, оборудования, станков, электроники и современных технологий. Вкупе с резким ростом рентабельности финансовых спекуляций и добывающих экспортно-ориентированных секторов экономики это провоцирует отток капитала из производственного сектора и закрепляет за Россией статус сырьевого придатка Запада и рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций. Таким образом, обесценение рубля, сопровождаемое падением уровня жизни населения, долларизацией экономики, удорожанием импортных товаров и деградацией промышленности, делает нереализуемыми планы правительства по модернизации экономики и изношенной на 75 - 85 процентов инфраструктуры.

Судя по всему, в ближайшее время российский рубль не сможет удержаться на отметке в 32,5 рубля за доллар и упадёт сначала до 33, а затем и 34 рублей за американскую валюту. При этом цены на нефть на фоне усиливающейся рецессии в еврозоне, усиления экономического спада в странах PIIGS, охлаждения китайской экономики, усиления бегства глобального спекулятивного капитала из рискованных активов в американские долговые бумаги и снижения спроса на энергоносители рискуют обвалиться до 83 и 73 долларов за баррель смеси Brent.

На этом фоне уже осенью российский рубль, являющий по своей сути перекрашенным долларом, рискует обвалиться до 36 - 37 рублей за американскую валюту. Рост ВВП на 4,3 процента сменится стагнацией, промышленное производство снизится на 1,5-2,5 процента, а реальные доходы населения ускорят падение и снизятся на 3 - 5 процентов при скачке скрытой социальной инфляции с 10 - 12 процентов до 16 - 18 процентов.