IMG_2304.jpg
Альберт Фахрутдинов: «Каждое из направлений выстреливает в разное время. В эпоху коммерческого жилья хорошо работал «Кулонстрой». В 2008 - 2009 годах хорошо шло сельское хозяйство. Сейчас хорошо развивается машиностроительное подразделение - «Кулонэнергомаш»

КАК ПЕРЕКОВЫВАЛСЯ СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Председатель совета директоров холдинга «Кулон», депутат Госсовета РТ Альберт Фахрутдинов пресс-конференцию, посвященную 20-летию своей бизнес-империи, начал с представления. «Я хозяин и хочу знать, с кем имею дело», - и один из влиятельных и непубличных людей республики стал знакомиться с журналистами.

Предваряя вопросы представителей СМИ, Фахрутдинов начал с рассказа о своем приходе в бизнес. Оказалось, что его success story (история успеха) началась с увольнения в 1991 году из Советского райкома партии, где он был первым секретарем. «Тогда вместе со мной осталось 60 человек безработных. Весь год я занимался их трудоустройством. Кого-то с собой забрал. Я решил не оставаться во власти и решил - давай попробую себя в бизнесе. В 1992 году мне в кабмине предложили высокопоставленную должность, но я в итоге отказался. Я решил стать влиятельным, богатым и что-то сделать для людей важное», - признался Фахрутдинов. По его словам, на новое направление его благословила и мать, которая сказала, что «Бог поможет, людей не бросай, и они тебя не бросят».

Пожаловался Фахрутдинов на то, как на него «давила социалистическая мораль» и как приходилось делать многие вещи, буквально перешагивая через себя. Например, пересесть с райкомовской «Волги» на иномарку. «Как-то нынешний президент, а тогда глава Высокогорского района Рустам Минниханов спросил меня, когда я куплю нормальную машину. Тогда я сказал, что куплю иномарку. И сейчас я не стыжусь и езжу с открытым забралом», - вспоминает председатель совета директоров холдинга.

«ХОТЬ АГАТОМ НАЗОВИ»

Название холдингу, по словам его основателя, подарило успешное сотрудничество на начальном этапе с НИИ «Кулон», входившим тогда в оборонный НПО «Малахит». «Назывался бы «Агат», назвал бы «Агатом», - произнес Фахрутдинов.

Сегодня в холдинге четыре направления - строительство и стройиндустрия ("Кулонстрой"), машиностроение ("Кулонэнергомаш"), сельское хозяйство (агрофирма "Кулон") и «ювелирка» (завод "Кулон"). Такой разброс интересов хозяина бизнеса вполне устраивает. Он убеждал журналистов, что интересы разных подразделений удается улаживать благодаря «корпоративной солидарности», когда все топ-менеджеры «собираются за чашкой чая на берегу Камы».

«Каждое из направлений выстреливает в разное время. В эпоху коммерческого жилья (имеется в виду период жилищного бума 2006 - 2007 годов - ред.) хорошо работал «Кулонстрой». В 2008 - 2009 годах хорошо шло сельское хозяйство. Сейчас хорошо развивается машиностроительное подразделение - «Кулонэнергомаш», - объяснил Фахрутдинов. Вообще, что касается цифр, то в ходе пресс-конференции не были озвучены ни совокупные финансовые показатели группы, ни выручка других подразделений. В то же время известно, что только у «Кулонстроя» выручка составляет более миллиарда рублей. Он, кстати, даже входил в топ крупнейших предприятий Татарстана по версии газеты «БИЗНЕС Online».

ИЗ ЖИЛЬЯ - В СПОРТ И РИТЕЙЛ

Познакомившись с гостями, Фахрутдинов и его топы провели что-то вроде road-show - презентации холдинга.

Строительное подразделение «Кулона», по словам его директора Рустэма Сабирова, включает завод ЖБИ, строительное управление, базу нерудных материалов и цех по деревообработке. Повторимся, расцвет строительной "дочки" холдинга ЗАО «Кулонстрой» (она, кстати, наверное, больше всех на слуху, в отличие от остальных подразделений) пришелся, как и большинства российских строителей, на 2006 - 2007 годы. Но последовавший за бумом кризис и обвал жилищного рынка заставили искать новые ниши.

Видимо, не без участия личного ресурса Альберта Шамиловича они были найдены - это гражданское и спортивное строительство. Сабиров с гордостью перечислял построенные в последние годы объекты - два футбольных стадиона (один - по программе "Газпрома", а второй - для Универсиады), два бассейна (50-метровый универсиадский и 27-метровый в Новошешминском районе). С увеличением активности ритейлеров у компании появились и новые клиенты среди торговых сетей. Так, на счету «Кулонстроя» - недавно открывшийся гипермаркет «Зельгрос».

«Также мы выиграли тендер на строительство гипермаркета «Магнит» в Альметьевске. Участвуем в тендере на строительство распределительного центра в Зеленодольске», - рассказал Сабиров.

Обновленные мощности завода ЖБИ (кстати, именно здесь прошла пресс-конференция) позволили компании занять и нишу на рынке бетона. «Треть бетона в казанском метро - наша», - похвастался Фахрутдинов. Сабиров добавил, что ежегодно на перевооружение и переоборудование «Кулонстроя» группа направляет 40 - 50 млн. рублей.

Впрочем, несмотря на трудности, «Кулонстрой» сохранил свое присутствие на жилищном рынке, правда, снизив ввод с 60 тыс. до 15 тыс. кв. метров. Не ясна и судьба жилищного комплекса «Светлая долина», к которому интерес проявляет кредитор проекта - «АК БАРС» Банк. Но два дома в этом году здесь планируется ввести. «Весь участок нашпигован сетями (кстати, это территория бывшего совхоза «Беркутовский») и позволяет возвести здесь 16 домов», - поделился Фахрутдинов.

«ВЫСОКО ЛЕЧУ, ДАЛЕКО ГЛЯЖУ»

Рамис Хамзин - директор агрофирмы «Кулон», несколько смущаясь, рассказал, что сегодня сельхозпредприятие владеет 48 тыс. га пашни в Ново-Шешминском, Чистопольском и Рыбно-Слободском районах.

«Из них мы засеяли 40 тысяч, а 8 тысяч оставили под пар», - начал объяснять Хамзин. Тут в разговор включился Фахрутдинов, который напомнил, что в сельском хозяйстве есть понятие «норма управляемости». «Рентабельность начинает появляться от 25 тысяч гектаров, а вот верхняя планка нормы управляемости - 55 тысяч гектаров. Больше брать пашни нет смысла. Это все академики пишут», - воскликнул хозяин «Кулона».

Пожаловался Фахрутдинов и на предыдущий топ-менеджмент агрофирмы, из-за нерадивости которого не были засеяны запланированные пашни и предприятие получило убыток. «Вот и вертолет купил, чтобы облетать пашни. Раз в неделю удается. Смотрю на карту и отмечаю, у кого ботва засеяна», - рассказал председатель совета директоров холдинга.

Кстати, об этой покупке - канадского вертолета Bell-206 - писала газета «БИЗНЕС Online». В беседе с корреспондентом нашего издания Фахрутдинов признался, что летает с пилотом, но часто и сам пилотирует вертолет. «Веду хорошо, а вот посадка пока не очень», - поделился он.

Отвечая на вопрос, что означает для России вхождение в ВТО, Фахрутдинов поначалу не хотел говорить о плюсах и минусах («Все же говорят, что будет хорошо»). Но потом признался, что ожидает проблемы в сельском хозяйстве. «Подрастет в цене дизтопливо, минудобрения. Хорошо, если государство будет субсидировать производителя. Вон, в США уровень субсидий - 200 долларов на гектар, или в Швейцарии - 600 франков. К тому же в той же Италии они не теряют озимые. А мы только в этом году потеряли 30 - 35 процентов озимых», - размышлял хозяин «Кулона».

IMG_2386.jpg
Рамис Хамзин - директор агрофирмы «Кулон» рассказал, что сегодня сельхозпредприятие владеет 48 тыс. га пашни в Ново-Шешминском, Чистопольском и Рыбно-Слободском районах

«МЫ И ШАПАРД МОЖЕМ СДЕЛАТЬ»

Директор ювелирного завода «Кулон» Марат Исмагилов рассказал, что специализация предприятия – это украшения с ограненными бриллиантами. По словам Фахрутдинова, за годы работы завод эволюционировал. «Если раньше продукцию «Кулона» можно было сравнить с трактором К-700, то сейчас это стали «Жигули», - пошутил он. Исмагилов добавил, что сейчас предприятие использует золота в три раза меньше, чем в начале, «изделия стали изящнее». Тут Фахрутдинов вспомнил, что его ювелиры искусно сделали имитацию «а-ля «Шапард». В планах подразделения нет создания собственной розницы, основное направление – это оптовые продажи. «В качестве эксперимента мы открыли магазин в "Зельгросе". Но у нас 150 клиентов по всей России», - пояснил Исмагилов.

Завершил презентацию завод «Кулонэнергомаш». По словам его директора Айдара Бариева, 85% продукции – это строительное оборудование (в основном растворно-бетонные узлы, БСУ, комплектующие для заводов ЖБИ), остальное - сельскохозяйственное и энергетическое оборудование.

Недооцененный в 90-х актив, по словам Фахрутдинова, сейчас тянет группу вверх. «Сейчас предприятий осталось не так много. Литейного производства нет. Даже после вступления в ВТО возить чушки и тяжелые металлические изделия из-за рубежа будет невыгодно. Их делать надо на местах. А конкурентов в России немного осталось», - резюмировал глава «Кулона».