Михаил Абрамский: «IT-сектор России находится в поиске новых платформенных решений, и нужны будут специалисты, которые понимают, как эти платформы работают, как с их помощью можно оптимизировать процессы и принимать стратегические решения. Мы надеемся, что выпускники этой программы станут именно такими специалистами» Михаил Абрамский: «IT-сектор России находится в поиске новых платформенных решений, и нужны будут специалисты, которые понимают, как эти платформы работают, как с их помощью можно оптимизировать процессы и принимать стратегические решения. Мы надеемся, что выпускники этой программы станут именно такими специалистами»

У понятия лидерства широкий смысл

— Расскажите, что включает в себя понятие «Цифровое лидерство»?

Михаил Абрамский: Мы вкладывали в понятие лидерства достаточно широкий смысл, ведь лидером может быть как отдельный человек или компания, так и регион, отрасль и даже целое государство. При этом цифровизация в настоящий момент происходит практически во всех сферах и отраслях, это актуальный процесс. Сейчас многим потребуются лидерские качества, то есть умение организовать рабочую группу, поставить перед ней цель, разбить ее на задачи, проконтролировать их исполнение и добиться хороших поставленных результатов. И, соответственно, под цифровым лидерством понимается такой стиль руководства в совокупности с востребованными IT-навыками.

— Кем смогут работать наши выпускники?

Динара Галлямова: Мы не определяем узкий перечень: это будут специалисты, которые могут работать по всем видам IT-специальностей, аналогично всем выпускникам направления «Программная инженерия». Но при этом мы считаем, что экономическое мышление позволит им расширить область применения своих знаний. Это, безусловно, обеспечит им определенный карьерный рост в IT*-компаниях. Их потенциальное место работы — экономические, аналитические и IT-отделы фирм различных отраслей и форм собственности, департаменты цифровых технологий органов государственной и муниципальной власти и пр.

Динара Галлямова: «Экономическое мышление позволит расширить область применения знаний: компетенции управления и лидерства, понимания экономических процессов. Это, безусловно, обеспечит выпускникам определенный карьерный рост» Динара Галлямова: «Экономическое мышление позволит расширить область применения знаний. Это, безусловно, обеспечит выпускникам определенный карьерный рост»

— Это не просто программисты и разработчики, а именно руководители?

Д.Г.: Да, это именно те, кто нацелен быть не только разработчиком или тестировщиком, но и понимать, как функционирует компания с точки зрения организации и управления. Они могут делать карьеру и в структуре своей нынешней компании, просто в дальнейшем им уже не нужно будет идти на второе высшее экономическое и дополнительно где-то обучаться, базовые навыки у них уже будут, и в зависимости от той сферы, в которой они работают, появится возможность их применять.

Галлямова Динара Хамитовна

Образование:

1994–1999 — высшее образование: Казанский государственный университет, экономический факультет, менеджмент.

Квалификация: менеджер.

Занимаемые должности:

  • профессор, д. н. (профессор), КФУ / Институт информационных технологий и интеллектуальных систем / Кафедра программной инженерии (основной работник)
  • профессор, д. н. (профессор), КФУ / Высшая школа бизнеса (внутренний совместитель)

Ученые степени:

  • кандидат (экономические науки) (15.11.2002) по специальности 08.00.01 — Экономическая теория, название диссертации «Централизация производства и ее влияние на перераспределение собственности»
  • доктор (экономические науки) (19.02.10) по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, …), название диссертации «Теоретико-методологические основы инвестирования прогрессивных структурных сдвигов посредством централизации производства»

Ученые звания:

  • доцент (21.11.2007)
  • профессор (15.09.2015)

— Расскажите, что именно будут изучать наши студенты по новой магистерской программе? Какие дисциплины?

М.А.: Наши дисциплины сгруппированы в три блока: первоначально идут обязательные дисциплины, которые изучают все магистранты направления «Программная инженерия». Во второй блок, где будет формироваться специфика нашей программы, включили как дисциплины, которые формируют IT-навыки (например безопасность данных, введение в искусственный интеллект, цифровизация бизнес-процессов, технологии искусственного интеллекта, компоненты цифровых платформ и пр.), так и дисциплины, которые позволят выпускникам программы выработать навыки в области экономики и лидерства. К примеру, практикум по развитию бизнеса, цифровое лидерство и дизайн-мышление.

Д.Г.: При этом, поскольку студентам не очень хорошо заходят какие-то классические определения и формулы из учебника, считаем целесообразным объяснять, как это работает на практике, и в каждой теоретической теме у нас будут примеры из жизни, практические аспекты для того, чтобы эти формулы, определения и термины оживали и формировалось базовое экономическое мышление. Я думаю, что такой набор дисциплин позволит подготовить специалистов, обладающим широким спектром компетенций, что безусловно позволит им стать востребованными на современном рынке труда. У них будет выработан необходимый синтез компетенций в сфере программной инженерии, лидерства, цифровой экономики. Такая междисциплинарность позволит им освоить и применять навыки программной инженерии в сочетании с экономическим мышлением.

Абрамский Михаил Михайлович

Образование:

2005–2010 — высшее образование: Казанский (Приволжский) федеральный университет, факультет ВМК, Прикладная математика и информатика

Занимаемые должности:

  • директор института информационных технологий и интеллектуальных систем, КФУ / Институт информационных технологий и интеллектуальных систем / Дирекция ИТИС (основной работник)
  • доцент, к. н., КФУ / Институт информационных технологий и интеллектуальных систем / Кафедра программной инженерии (внутренний совместитель)

Ученые степени:

кандидат (технические науки) (29.08.2019) по специальности 05.13.11 — Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей, название диссертации «Модели, методы и программные средства управления данными цифровых образовательных сред»

Дополнительные сведения:

  • Победитель конкурса «Лучший молодой преподаватель Казани» в номинации «Преподаватель высшего образования», 2018.
  • Профессиональная переподготовка Московской школы управления «Сколково» по направлению «Управление в сфере высшего образования», 2015/2016.
  • Финалист программы Global UGRAD. Обучение в течение года в Shawnee State University, Огайо, США по направлению «Simulating and gaming engineering technologies», 2008/2009.

— Вторая часть названия магистерской программы: «Экосистема национальных платформ и интеллектуальных сервисов — что под этим подразумевается?

М.А.: Платформы и сервисы возникли в названии неслучайно — это востребованное растущее направление в программной инженерии, технологическая основа цифровизации отрасли и бизнес-моделей цифровой экономики. В настоящее время IT-сектор России находится в поиске новых платформенных решений, и нужны будут специалисты, которые понимают, как эти платформы работают, как с их помощью можно оптимизировать процессы и принимать стратегические решения. Мы надеемся, что выпускники этой программы станут именно такими специалистами.

«Мы хотим сделать наших выпускников штучным продуктом. Для нас главным является их желание овладеть новыми компетенциями, а наша команда, соответственно, сделает все, чтобы они максимально раскрылись и использовали все свои способности для получения хорошего результата»

«Нам не нужны магистранты, которые приходят, чтобы просто провести время»

— Нужно ли при поступлении абитуриенту иметь какие-то базовые знания в экономике или в разработке IT-продуктов?

Д.Г.: Мы будем исходить прежде всего из мотивированности обучающегося. Мы не планируем крупную программу, где будет большое количество абитуриентов и не будет возможности уделять каждому внимание, мы хотим сделать наших выпускников штучным продуктом. Для нас главным является их желание овладеть новыми компетенциями, а наша команда, соответственно, сделает все, чтобы они максимально раскрылись и использовали все свои способности для получения хорошего результата.

 — Есть ли вступительные испытания? Можно ли к ним подготовиться?

Д.Г.: Письменный экзамен у нас будет состоять из двух частей: тесты по базовому программированию и экономике. Примерные задания находятся на сайте нашего института, все желающие могут с ними ознакомиться. Кроме того, абитуриент должен подготовить мотивационное письмо — это обязательная часть нашего испытания. Это эссе, где поступающему — потенциальному магистранту — необходимо ответить на ряд вопросов, а именно: для чего ему нужна эта магистратура, как он видит свое будущее, как собирается реализовывать свои знания в будущей профессиональной деятельности и, соответственно, какие у него есть научные интересы, достижения и заслуги. По желанию можно приложить портфолио, и хотя оно не является обязательной частью, но будет плюсом, если у вас есть определенные достижения. К примеру, публикации, участие в конференциях и так далее.

«Поскольку студентам не очень хорошо заходят какие-то классические определения и формулы из учебника, считаем целесообразным объяснять, как это работает на практике, и в каждой теоретической теме у нас будут примеры из жизни» «Наши дисциплины сгруппированы в три блока: первоначально идут обязательные дисциплины, во второй блок включили как дисциплины, которые формируют IT-навыки, так и дисциплины, которые позволят выпускникам программы выработать навыки в области экономики и лидерства»

 — То есть в портфолио можно включить и статьи, и участие в конференциях, и какие-то разработки, если такие имеются?

Д.Г.: Да, любая исследовательская активность. Единственное, что мы просим, — это ее подтверждение, а не просто на словах: скан распечатанного документа или ссылка на тот сайт, где размещена публикация/выступление.

 — Важный для многих вопрос: можно ли будет совмещать учебу в магистратуре с работой?

Д.Г.: Мы планируем предоставлять широкий круг возможностей для магистрантов. Для тех, кто планирует заниматься исключительно учебой или у кого гибкий график работы и они могут посещать занятия, мы планируем проводить их в аудиториях по расписанию. Те же, кто по объективным причинам не имеет возможности приходить очно, будут подключаться онлайн в рамках гибридного формата. Мы понимаем, что не у всех студентов есть возможность оплачивать обучение без подработки. Работа для кого-то — возможность получить образование, а для кого-то — способ применить полученные знания на практике. Возможно, те кейсы, которые будут возникать в процессе его профессиональной деятельности, обучающийся будет разбирать на занятиях и делать не абстрактные задания, а то, что ему пригодится в трудовой деятельности.

— Получается, у студентов будет возможность совмещать онлайн- и офлайн-форматы?

Д.Г.: Да, преподаватели будут приходить в аудитории по расписанию, потому что есть студенты, которым это нужно, мы не переводим обучение полностью в онлайн-формат, они приходят, контактируют с преподавателями. Полагаю, опыт онлайн-обучения у многих имеется, для них будет предоставлена возможность обучаться при условии, что студенты будут соблюдать все требования, выполнять задания, сдавать зачеты и экзамены.

— Обычно занятия в магистратуре проходят в вечернее время, чтобы все желающие смогли приходить очно на пары или подключиться к ним. Такой формат остается?

Д.Г.: Сейчас нет однозначного ответа, мы будем исходить из того, какая у нас сложится группа, потому что, по моему опыту работы с магистратурой, бывает так, что студенты большинством решают заниматься в дневное время, например работающие в разных часовых поясах. Решение примем после того, как проведем организационное собрание. У нас главным является мотивированность и трудолюбие, нам не нужны магистранты, которые приходят, чтобы просто провести время.

«Абитуриенты должны понимать, что высшее образование останется с ними навсегда и магистратура — это более полное образование. Тем более, мы разрешаем сочетать обучение с трудовой деятельностью» «Абитуриенты должны понимать, что высшее образование останется с ними навсегда и магистратура — это более полное образование. Тем более мы разрешаем сочетать обучение с трудовой деятельностью»

Высшее образование останется навсегда

— Есть некоторое клише, что программист — интроверт, которому, кроме компьютера, ничего в жизни не нужно. Насколько ваша программа позволит раскрыться молодым людям? Стать лидером, открытым к общению, к возможностям повести за собой других?

Д.Г.: В этом мы и видим свою задачу — способствовать разностороннему и полному развитию человеческого капитала. У программистов — усилить развитие так называемых soft skills, повысить уровень эмоционального интеллекта, у гуманитариев — соответственно, навыки программирования, востребованные в наше время.

— Не секрет, что работодатели требуют от кандидатов на место диплом бакалавриата или магистратуры. Несколько иная ситуация в IT-секторе, там необходимы компетенции. Действительно ли так важно именно высшее образование в наше время?

Д.Г.: Кто-то считает, что и высшего образования не нужно, достаточно пройти профессиональный отбор. Но, на мой взгляд, это не долгосрочная стратегия, потому что есть базовые вещи, которые даются только высшим образованием. Как мы принимаем то или иное решение, насколько наш кругозор позволяет находить различные варианты поведения — это вопрос сложный. На мой взгляд, человек, который читал много тематической литературы, владеет большим массивом информации, знает о различных подходах и методах, лучше способен на аналитическую работу.

Конечно, каждый для себя принимает решение сам, возможно, какие-то руководители хотят, чтобы их сотрудники не отвлекались на саморазвитие и были на связи 24/7, так зачем его еще на учебу куда-то отправлять? Таких работодателей долгосрочная перспектива сотрудника не особенно волнует. Для других руководителей важен диплом Казанского федерального университета. Я думаю, что абитуриенты должны понимать, что высшее образование останется с ними навсегда и магистратура — это более полное образование, далее только аспирантура, но она уже больше для тех, кто предрасположен идти в науку и преподавание. Тем более мы разрешаем сочетать обучение с трудовой деятельностью. Почему бы не получить полное образование и при этом иметь практический опыт деятельности? Это только вопрос усердия, мотивированности, целеустремленности, стремления поставить себе цель и ее достичь.