В Институте истории им. Марджани АН РТ, центре исследований Золотой Орды и татарских ханств им. Усманова, разрабатывается новая и революционная по постановке проблемы и методам решения задачи тема по изучению истории термина «татары», что показывает эволюцию самого татарского этноса. О сути данного проекта и сложностях на «БИЗНЕС Online» рассказывает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник центра Искандер Лерунович Измайлов, который продолжает знакомить наших читателей с новыми наработками татарстанских историков.
Искандер Измайлов: «Татары, очевидно, когда-то были культурно и генетически связаны с телесскими племенами, но никогда не входили в их объединение и, более того, властвовали над ними»
Равные среди равных: локализация отуз-татар в тюркское время
Выход татар на историческую арену был вызван общей консолидацией народов Центральной Азии в связи с наступлением китайских империй Хань и Тан. Этнополитическое объединение татар, которое сформировалось в степях Монголии, что выразилось в создании Жужаньского каганата. За это время клан татар стал не только правящим, но главнейшим, каганским, родом. На протяжении 100 лет происходила их консолидация и структурирование государственности. Но прошло почти сто лет и под давлением внешних и внутренних обстоятельств каганат жуаньжуаней (очевидно, его можно именовать и Татарским) потерпел поражение от восставших племен теле во главе с тюрками.
Татары, очевидно, когда-то были культурно и генетически связаны с телесскими племенами, но никогда не входили в их объединение и, более того, властвовали над ними. После поражения от тюрок татары отступили на восток, где в районе бассейна реки Селенги, северо-восточной Монголии и Забайкалья создали новое объединение. Татары представляли собой правящий род, сохранивший власть над несколькими племенами, которые, вполне возможно, насчитывали число 30, откуда и их тюркское название — отуз-татары.
«В отличие от объединения теле, татары изначально не подчинялись тюркам и при первом тюркском кагане Бумыне, скорее всего, воевали с ним и были с ним на равных, не входя в состав каганата»
В отличие от объединения теле, татары изначально не подчинялись тюркам и при первом тюркском кагане Бумыне, скорее всего, воевали с ним и были с ним на равных, не входя в состав каганата. К этому времени относится первое упоминание татар в тюркских письменных источниках. Они названы в числе других народов, собравшихся в 552 году на похороны кагана Бумына. Хотя это упоминание содержится в надписи на памятнике Кюль-тегину (732 год), т. е. было зафиксировано в камнеписьменном тексте почти через 200 лет после самого этого события, но точность его не вызывает особых сомнений. Тюркская историческая традиция сохранила память об этом, несомненно, знаменательном событии в устной и, возможно, письменной форме. Об этом, в частности, может свидетельствовать упоминание Рима — Пурум (от «Рум», как называли Римскую и позднее Византийскую империю сначала персы, а затем арабы), чьи послы также, судя по тексту надписи, почтили память умершего кагана, что было бы совершенно излишне, если бы память об этом сохранялась только в устном фольклоре. Иными словами, уже в середине VI века татары были знатным племенем, подчинение которого Тюркскому каганату требовало особого упоминания.
Два основных сведения о расположении татар содержится в тексте эпитафии Кюль-тегина в Большой надписи (КТб) при перечислении народов, которые оказали почтение тюркам, прислав послов для выражения соболезнования («плачущих и стонущих»). Все эти народы перечислены в определенном порядке:
«…Спереди из солнечного восхода, народ степи Бёклийской, табгач, тибетцы, авары и Рим, кыргызы, уч-курыканы, отуз-татары, кытай и татабыйцы» (рис.1).
Таким образом, Отюкенская чернь в представлениях тюрок являлась не просто Священной Землей и Водой, но и центром мироздания и организованного этнополитического пространства. Текст этот таков, что, к сожалению, не дает четких пространственных ориентиров. Но вместе с тем в нем присутствует система координат, которая выразительна, конкретна и подчинена логике, отражающей картину мира средневековых тюрок. Построение описания соответствует движению с востока по большому кругу, центр которого представляли собой тюрки и Отюкенская чернь, т. е. среднее течение реки Орхон.
Здесь не названы только телесские племена и главное из них — уйгуры. Вполне очевидно, это связано с тем, что телесские племена были родственными для тюрок и они считали их своим илем. Описание имеет свою логику и идет с востока по кругу, с центром в Отюкенской черни — «народ степи Бёклийской, табгач, тибетцы, авары и Рим, кыргызы, уч-курыканы, отуз-татары, кытай и татабыйцы». Так или иначе, все упоминаемые государства или объединения, имели в глазах тюрок статус государства — «иля», а часть их явно имела отношение к торговым предприятиям Тюркского каганата по Великому Шелковому пути.
«Народ степи Беклийской» самый сложный для понимания термин. Он упомянут в Большой надписи Кюль-тегина дважды. Кроме данного указания, есть еще одно конкретное указание на место этого владения на ментальной и географической карте тюрок. Беклийцы имели своего кагана и располагались на востоке от тюрок. Есть основания полагать, что под этим термином имеется в виду государство Бохай. Противоборство с мохэ было политически актуальным для тюрок во время Второго Тюркского каганата, что объясняет употребление титула «каган» в отношении их правителя.
Табгач — наиболее часто упоминаемый в орхонских надписях термин. Очевидно, происхождение этого обобщенного названия всех китайских империй у тюрок связано с народом тоба (или табгач), создавшем после завоевания власти в Северном Китае в 398 году империю Тоба Вэй (Северная Вэй). В некоторых текстах прямо указывается на его положение в картине мира тюрок. Например, в так называемом «Онгинском камне», являвшимся поминальной эпитафией Кутлуг-кагану (691 год), сказано: «На юг, к табгачам <…> от этих табгачей на север». Нет сомнения, что во всех этих текстах речь идет об Империи Тан. Именно она была основным противником Тюркского каганата, в свое время победившего тюрок и сделавшего их аристократию своим военным сословием. «Народу табгач, — в эпитафии якобы сетует Кюль-тегин, — стали они (т. е. тюрки — прим. авт.) рабами… Тюркские правители сложили с себя свои тюркские имена и, приняв титулы правителей народа табгач, подчинились кагану народа табгач». С ним сражались каганы возрожденного Тюркского каганата, совершая походы и облагая его данью: «У народа табгач, дающего без ограничения столько золота, зерна и шелка, была речь сладкая…»
«В Малой надписи Кюль-тегина сообщается: «…Немного не дошел до Тибета; назад, переправившись через реку Йенчу…»
Тибет был хорошо известен тюркам как их геополитический противник и конкурент за контроль над Восточным Туркестаном, по которому проходил Великий Шелковый путь. Тибет прямо упоминают тюркские тексты, располагая его на западе. Так, в Малой надписи Кюль-тегина сообщается: «…Немного не дошел до Тибета; назад, переправившись через реку Йенчу…» «Назад» в соответствии с тюркскими представлениями — «на запад».
Там же, на западе, но на неопределенном расстоянии должны были находится упомянутые далее Абар, несомненно, это Аварский каганат и Пурум — Византийская (Ромейская) империя. Упомянуты они явно как государства, имеющие важное значение для тюрок как контрагенты по торговле на Великом Шелковом пути. Авары контролировали степи Северного Причерноморья, а Византия — порты на Черноморском побережье.
Кыргызы также были хорошо известны тюркам. Долгое время они были их самым стойким и грозным противником. Судя по комплексу историко-археологических данных, кыргызы проживали на северо-западе в Южной Сибири, на Алтае и в Минусинской котловине. К этому времени они создали свое военно-политическое объединение и активно воевали с тюрками.
Народ уч-курыкан также упоминается в эпитафии Кюль-тегина. Первый раз в качестве участников поминовения Бумын-кагана, а в описании современных реалий начала VII века наряду с другими народами указываются в качестве врагов: «Курыканы <…> все были врагами…» Не исключено, что именно курыканы описываются под названием северного племени гулигань, упомянутого в китайской хронике «Синь Тан шу». В исторической литературе существует огромное количество литературы, посвященное курыканам, связывающее их с этногенезом якутского народа. В свете этих исследований вполне допустима локализация этого объединения в Прибайкалье и Приангарье.
В другом месте Большой надписи Кюль-тегину, описывая его подвиги от первого лица, автор пишет, что сражался против всех народов в разных сторонах света и специально указывает, что совершил поход «налево против народа огузов…» Ясно, что в этом контексте речь идет о походе не в Приаралье, где позднее проживали огузы и сельджуки, а на север («налево») против токуз-огузов, т. е. уйгур. Важно особое упоминание уйгур как главных врагов на севере от тюрок, наряду с империей Тан («табгач») на юге и киданями и татабами («кытай и татаб») на востоке («вперед»), которое повторяется в надписи Тоньюкука: «…Табгач, огузы, кидане — эти втроем, если соединятся <…>, мы должны прийти на востоке к киданям, на юге — к табгачам, на западе — к западным и на севере — к огузам». Интересно, что в описании эпизода поминовения Бумын-кагана токуз-огузы не упомянуты. Очевидно, что тогда еще «десятипламенный народ» Восточной части Тюркского каганата в себя включал под властью тюрок другие 9 телесских племен. Но после поражения Тюркского каганата и бегства тюрок 9 племен огузов были объединены уйгурами, не желавшими уступать первенство тюркам. Важна также их локализация на севере, в бассейне реки Селенги, где позднее был центр Уйгурского каганата. Одновременно получается, что отуз-татары в тюркском описании народов идут следом за курыканами и по общему историческому контексту следом за уйгурами.
На востоке от тюрок и после отуз-татар автор текста описания называет другой народ — кытай. В тексте эпитафии Тоньюкука о китаях (киданях) говорится, что он поразил врагов тюрок «Впереди (т. е. на востоке — прим. ред.), — киданей…» В эпитафии Кюль-тегину кидани также указываются среди побежденных врагов. Среди историков нет сомнений, что под китаями подразумеваются монголоязычные племена киданей, воевавших против тюрок и уйгур, а после их поражения создавших на территории Маньчжурии, Внутренней Монголии и Восточной Монголии свою империю Великое Ляо под руководством Абаоцзи (Елюй Амбагай), объявившего себя в 907 году каганом. В 1125 году империю Ляо уничтожают вторгнувшиеся с севера чжурчжэни.
«Среди историков нет сомнений, что под китаями подразумеваются монголоязычные племена киданей, воевавших против тюрок и уйгур, а после их поражения создавших на территории Маньчжурии, Внутренней Монголии и Восточной Монголии свою империю Великое Ляо под руководством Абаоцзи (Елюй Амбагай), объявившего себя в 907 году каганом»
Следом за киданями в тексте упомянуты татабы, или татабыйцы («Татабы будун»). Считается, что татабы (или кумоси, кумохи, си) были родственными монголоязычным киданям племенем, проживавшим на склонах Хингана (в современной Манчжурии). В VI веке это было сильное объединение, воевавшее с тюрками и киданями. Автор эпитафии Кюль-тегин пишет: «Вперед против народа кытай и татабов, направо <…> сразился». Позднее были разгромлены империей Ляо и вошли в ее состав империи Ляо, практически растворившись среди киданей, а в дальнейшем разделили их судьбу.
Таким образом, локализация татар (отуз-татар) точно укладывается в район среднего и нижнего течения рек Селенги и Орхона, в междуречье рек Онона и Керулена. При этом нет никаких оснований прямо связывать происхождение татар с народом шивей и проецировать представления об этом народе поздних китайских трактатов на раннюю историю. Происхождение и историческая судьба народа, объединенного элитой татар, могла быть совершенно иной, чем представляли себе ее китайские авторы, стремившиеся связать новые исторические реалии с традиционными представлениями о номенклатуре народов. Поэтому проживание татар в регионе, которое позднее стали занимать монгольские и маньчжурские племена, не может свидетельствовать об их этногенетической связи. Наоборот, вытеснение татар и их движение на юг и на запад свидетельствует о том, что они вместе с другими тюркскими народами постепенно выдавливались на запад, а на их земли выдвигались монголы, которых, в свою очередь, выдавливали тунгусо-манчжурские народы.
Как бы то ни было, татары считались тюрками отдельным народом, имеющим высокую степень социальной организации во главе с каганами наряду с кыргызами, телесскими племенами, киданями, татабами.
При рассмотрении этой локализации татар следует иметь в виду, что за исключением, пожалуй, кыргызов, другие объединения часто меняли места проживания и перемещались на значительные расстояния. Как правило, это происходило во время распада больших империй и массовых миграций на свободные территории новых групп населения.
«Можно определенно сказать только то, что татары по мере ослабления Тюркского каганата стали стремиться к самостоятельности»
Татары и каганаты тюрок: вместе и врозь
Внутренняя ситуация в степях Монголии и Восточного Туркестана в период Тюркского каганата была достаточно стабильной, но письменные источники описывают ее очень кратко и фрагментарно, что не позволяет во всех деталях проследить историю татар в данный период. Не помогает в этом и археология, поскольку ее данные для VI–VII веков немногочисленны и отличаются определенным единообразием (в основном это погребения, где умерший похоронен с конем, довольно стандартный набор погребальных вещей — посуды, украшений, конского снаряжения и оружия), при значительных различиях в деталях, что затрудняет их этнокультурную атрибуцию. Практически невозможно пока отличить погребения различных племен, упоминаемых в письменных источниках, друг от друга.
Можно определенно сказать только то, что татары по мере ослабления Тюркского каганата стали стремиться к самостоятельности. Власть тюркских каганов не позволяла им бороться за власть над Кашгарией и караванными путями, по которым китайский шелк поступал в Среднюю Азию и далее в страны Средиземноморья. Добились желанной цели они после распада и гибели каганата в середине VII века, когда вместе с уйгурами стали претендовать на гегемонию в Восточном Туркестане. К этому времени в составе татар, очевидно, произошли определенные изменения. Судя по тюркским источникам, в этот период они уже именуются отуз-татарами, т. е. их правители стали управлять более сильной конфедерацией из 30 племен. Вместе с уйгурами они, видимо, заняли территории, которыми ранее владели тюрки и стали выходить к китайским границам, добиваясь признания их прав на тюркское наследие и долю в выплатах дани.
Расширив свою территорию после гибели Тюркского каганата, они не желали ее отдавать. Уже в начале VIII веке после восстания Кутлуга — будущего Ильтерес-кагана (Ильтериш-кагана, умер в 691 году), возродившего Тюркский каганат, в Центральной Азии началась всеобщая война. Реалии этнополитической обстановки описывались в эпитафии надписи Кюль-тегину весьма красноречиво: «Справа (т. е. на юге) народ табгач был врагом, слева (т. е. на севере) народ токуз-огузов Баз-кагана был врагом, кыргызы, курыканы, отуз-татар, кытай и татабы — все были врагами…»
И если справа (т. е. на юге) нас табгачи (империи Тан) стерегли,
То слева (т.е. с севера) Баз-каган токуз-огузов гнал на нас —
Не счесть врагов: кыргызов, курыкан,
киданей, татабов и отуз-татар — все к нам…
Из этого текста следует, что тюрки, вернувшись в степи и стремившиеся к прежнему великодержавию, сломали сложившуюся систему владений и должны были вновь завоевывать свои земли и подчинять другие народы, чтобы подчинить их и заставить смириться с перераспределением земли в пользу тюрок. Эта ситуация не могла не вызвать ожесточенного сопротивления, которое возглавили уйгуры, ставшие во главе токуз-огузов («9 племен огузов»). При этом татары участвовали во всех коалициях, направленных против тюрок. В той же надписи Кюль-тегина отуз-татары названы в числе врагов, которые вместе с кыргызами поддержали токуз-огузов (т. е. уйгур), воевавших с тюрками (рис.2).
Но в этой войне их ждали поражение и новое подчинение тюркским каганам. По словам той же надписи, Ильтерес-каган в ходе 47 военных походов и 20 сражений:
«По милости неба он отнял [у враждебных народов] племенные союзы (или) у имевших племенные союзы и отнял каганов у имевших (своих) каганов, врагов он принудил к миру, имевших колени он заставил преклонить колени, а имевших головы заставил склонить (головы)».
Татары и уйгуры ожесточенно сопротивлялись. Их объединяло не только желание не допустить возрождения и усиления власти тюркских каганов, но также географическая близость и союзнические отношения. Об этом писал автор эпитафии Бильге-кагану: «…Тогда народ огузов пришел, объединившись с токуз-татарами. Я дважды вступал с ними в крупные сражения при Агу и разгромил их войско; их страну тогда я захватил». Поражение ослабило уйгур и татар, но не заставило смириться и покориться власти тюрок.
Спустя некоторое время, в 723–724 годах, токуз-татары, вновь вступив в союз с токуз-огузами (уйгурами) и карлуками, начинают войну против Бильге-кагана, как о том повествует руническая стела с эпитафией старшему брату Кюль-тегина Бильге-кагану: «…Тогда народ огузов, объединившись с токуз-татарами, подступил к нам…» Но коалиция вновь была разбита тюрками. Не исключено, что, преследуемые тюрками, татары отступили вглубь Монгольского Алтая, а часть расселилась в Южной Монголии и даже в Северном Китае, где возникли их племенные объединения. Впрочем, возможно, что еще ранее отдельные племена татар и уйгур переселились сами к границам Империи Тан — в район реки Эдзин-Гол и Принаньшанье. Некоторые из них после падения тюрок вернулись обратно в родные кочевья, но некоторые остались, положив начало новым татарским племенам.
Поражение и переселения, видимо, настолько ослабили татарское объединение, заставив на время забыть о независимом государстве, что, войдя в союз с кыргызами, они стали накапливать силы, на два десятилетия перестав проявлять заметную активность на исторической арене Великой степи. На ней между тем происходили драматические перемены этнополитических декораций. Наступило время бесконечных жестоких войн за власть в восточной части Великой степи. Спустя десятилетие этой войны под ударами уйгур, кыргызов и карлуков окончательно распадается Тюркский каганат, а в степях наступит период гегемонии уйгур.
Читайте также:
Древние татары выходят из небытия на арену, или Вехи истории Жужаньского каганата
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 365
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.