«Мы считали — увеличение на несколько процентных пунктов free-float в нашей экономике может привлечь в эти компании триллионы рублей!» — призывала сегодня Эльвира Набиуллина крупный бизнес выходить на российский фондовый рынок. За прошлый год его капитализация рухнула на 39%, но председатель ЦБ видит «осторожные поводы» для оптимизма. Тем более что источников финансирования экономики осталось не так много. Что касается обычных граждан, для них готовят новые инвестиционные счета, которые пока настораживают рынок. О том, как председатель ЦБ рекламировала фондовый рынок компаниям и бизнесу и что об этом думают эксперты, — в нашем материале.
В последнее время едва ли не каждая встреча с Эльвирой Набиуллиной начинается со слов благодарности в адрес «мудрого» ЦБ. Глава ЦБ отметила, что, несмотря на все трудности, в последние месяцы появились поводы для «осторожного оптимизма»
Набиуллина — компаниям: не жалуйтесь на высокие ставки по кредитам, а размещайте акции
В последнее время едва ли не каждая встреча с Эльвирой Набиуллиной начинается со слов благодарности в адрес «мудрого» ЦБ. Дескать, на фоне прошлогоднего шока (чуть ли не сильнейшего за всю историю) рынок выдержал, а регулятор реагировал быстро и адекватно. Вот и на сегодняшнем форуме председатель совета директоров ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Олег Вьюгин не удержался от такого реверанса в адрес гостьи. Набиуллина в ответ поблагодарила участников финансового рынка за их зрелость. Если послушать такие речи, можно и поверить, что ничего страшного в прошлом году не случилось. Но сухие цифры говорят об обратном. Капитализация российского финансового рынка в 2022 году снизилась на 39%, объем торгов упал на 41%, а дефицит так называемых «длинных денег» только обостряется.
Что будет дальше? По словам Набиуллиной, события 2022 года создали риски и рынок капитала пострадал даже больше, чем банковский. Однако в «стратегических направлениях» изменений быть не должно. «С учетом того, какую трансформацию переживает наша экономика, тема развития рынка капитала приобретает еще больший смысл, еще большее значение», — отметила Набиуллина. Проще говоря, российской экономике сейчас очень нужны деньги, которые может дать финансовый рынок. Чтобы ситуация поменялась, правительство готовит «меры стимулирования», нацеленные прежде всего на долгосрочные инвестиции.
Как отметила глава ЦБ, несмотря на все трудности, в последние месяцы появились поводы для «осторожного оптимизма». К примеру, растет число розничных инвесторов, указала Набиуллина, но конкретные цифры не представила.
Вьюгин привел опыт «запертых» внутренних рынков Ирана и ЮАР, где возникают «перегревы» — ситуации, когда акции и индексы необоснованно растут в цене без явных поводов в экономике. Надо сказать, что такие скачки теперь стали реальностью и российского рынка. Например, бумаги «Соллерса» накануне прибавили 40% на рекордных для себя оборотах, а объем торгов составил 177% от free-float, что аномально много. Набиуллина признала, что ситуация настораживает, а исправлять ее надо, увеличивая предложение акций, чтобы спрос не опережал предложение.
«У нас здесь есть очень большие возможности! То есть компании у нас нечасто становятся эмитентами. А если и становятся, то с очень небольшим предложением бумаг. И эту часть надо раскрывать», — подчеркнула глава ЦБ. Надо сказать, что «нечасто» — это очень мягкая формулировка от Набиуллиной. К примеру, за весь прошлый год первичное размещение акций (IPO) на бирже провела только одна российская компания — сервис аренды самокатов Whoosh. С начала этого года — еще одна.
Олег Вьюгин привел опыт «запертых» внутренних рынков Ирана и ЮАР, где возникают «перегревы» — ситуации, когда акции и индексы необоснованно растут в цене без явных поводов в экономике. Надо сказать, что такие скачки теперь стали реальностью и российского рынка
Частным компаниям «неинтересно» выходить на рынок из-за ограниченных возможностей и рисков, признал Вьюгин. И подсказал Набиуллиной «экономико-политическое решение»: «Может, предложить госкомпаниям выпустить некоторое количество акций? Их же купят российские граждане — не иностранный капитал скупит по дешевке». Как оказалось, председатель ЦБ обеими руками за такую схему. «Мы считали — увеличение на несколько процентных пунктов free-float в нашей экономике может привлечь в эти компании (эмитенты — прим. ред.) триллионы рублей», — сказала она. Но только вот далеко не все госкомпании хотят торговать акциями. «Даже лидеры, отраслевые лидеры не выходят на рынок! Узнаваемые [компании], в которые могут инвестировать наши граждане», — негодовала Набиуллина. Крупным компаниям надо не брать кредиты и жаловаться на высокие ставки, а выходить на фондовый рынок, посоветовала глава регулятора.
Также выяснилось, что ЦБ предлагает кабмину ввести обязательство по размещению на бирже части акций компаний, выкупаемых у покидающих Россию иностранных компаний. «Да, есть такая идея, хорошо, что она живет», — отреагировал Вьюгин. Вопрос обмена заблокированными активами с зарубежными странами политический, и перспектив «тотального обмена» пока не видно.
ИИС позволит гражданам вести операции на фондовом рынке, а главное преимущество — можно получить обратно часть инвестированных средств в виде налоговых вычетов
ЦБ готовит реформу инвестсчетов: «Это надо делать именно сейчас и не тратить много времени, чтобы бесконечно обсуждать плюсы и минусы»
На форуме вскрылись некоторые детали реформы индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), которую готовят власти. Напомним, ИИС позволяет гражданам вести операции на фондовом рынке, а главное преимущество — можно получить обратно часть инвестированных средств в виде налоговых вычетов. Уже действующие ИИС-1 и ИИС-2 привлекли 551 млрд рублей и полюбились розничным инвесторам, но теперь предлагается заменить их на ИИС-3. Суть в том, что для получения вычета деньги на счете нужно будет хранить не три года, как сейчас, а от 5 до 10 лет. Что интересно, Вьюгин назвал точный срок — 10 лет, и Набиуллина не стала его поправлять. «Три года высидеть можно, а вот 10 лет высидеть будет очень трудно», — передал Вьюгин переживания участников рынка.
Новый инструмент вряд ли будет сильно востребован, ведь срок «очень длинный», а в чем «прелесть» ИИС-3, непонятно, отметил Вьюгин и предложил либо сохранить все три варианта ИИС, либо реформу отложить. Впрочем, ЦБ такие варианты не устраивают.
«Мне кажется, несмотря на обстоятельства, несмотря на сложности, мы созрели для того, чтобы инвестиции были более осознанными, а не просто росло бы число людей, которые живут с открытыми „мертвыми“ инвестиционными счетами и начинают активизироваться только при окончании трехлетнего периода, чтобы получить налоговый вычет», — отметила Набиуллина. И подчеркнула, что реформу нужно принимать как можно скорее, потому что «критически нужны долгосрочные сбережения». Ранее были планы запустить ИИС-3 в 2024 году.
По итогам прошлого года капитализация российского финансового рынка в 2022 году снизилась на 39%, объем торгов — на 41%, обострился дефицит «длинных» денег, отмечал на совещании в марте первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. При этом деньги в стране есть — уровень валовых национальных сбережений составляет 30% ВВП и даже «несколько возрос» по сравнению с предыдущими годами.
Одна из задач, которую ставит перед собой кабмин, — укрепить доверие инвесторов к российскому финансовому рынку. Ранее глава ЦБ Набиуллина признала, что новые инвесторы разочаровались в российском фондовом рынке и это «вызов». Чтобы привлечь дополнительные «длинные» деньги граждан, правительство предложило:
- Ввести новый тип инвестиционных счетов для физических лиц для операций на фондовом рынке. ИИС уже популярны за счет экономии на налогах, а счета нового типа будут включать дополнительные льготы — вычет на внесенную сумму и освобождение доходов от уплаты НДФЛ. Но льготы будут действовать лишь в том случае, если средства на счетах используются в течение пяти и более лет.
- Программа долгосрочных сбережений граждан — как пояснили в кабмине, это «принципиально новый финансовый продукт», который формируется за счет добровольных взносов гражданина и софинансирования со стороны государства.
- Институт долевого страхования жизни. Суть в том, что граждане смогут инвестировать часть уплаченной страховой премии (платы за страхование) в выбранные ими инструменты и активы, а затем получить инвестиционный доход.
- Новый тип ценных бумаг — многоголосые акции. Одна бумага дает право нескольких голосов на собрании акционеров. Еще одна идея — конвертируемые ценные бумаги нового типа.
По словам Набиуллиной, ИИС-3 лучше, потому что нет ограничений по минимальному размеру взносов и деньги можно будет изъять без ущерба в «сложных жизненных ситуациях». Перечень таких ситуаций еще обсуждается. «Но мы понимаем, что ресурс для льгот ограничен — на ИИС-1, 2 и 3 льгот не хватит. На мой взгляд, усилия надо направить, чтобы сделать льготы по ИИС-3 достаточно привлекательными, чтобы этот инструмент заработал, и позиция ЦБ в этом заключается. Участники рынка должны поддержать эту идею и понимать неизбежность трансформации поддержки государства в пользу долгосрочных инвестиций», — добавила глава ЦБ.
Обсудили на встрече и, кажется, вечный вопрос недостаточной активности негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые не идут на финансовый рынок. Вьюгин предложил подумать, не снять ли с них часть ограничений. Такой вариант обсуждается, пояснила Набиуллина. «Кроме вопроса об инвестировании в акции, всегда ставится вопрос, что пенсионные фонды должны больше осуществлять венчурных инвестиций. Но все-таки пенсионный фонд — это не лучший венчурный инвестор. Тем не менее ЦБ здесь готов посмотреть, чтобы снять некоторые барьеры по инвестированию небольших частей в инвестиционные товарищества, которые являются формой привлечения венчурного капитала», — отметила руководитель ЦБ. Отменять для НПФ ограничение на участие в IPO не будут.
«У меня просто такое правило — государство врет всегда. И это сильно помогает мне в жизни»
«Боюсь, что не все согласятся „парковать“ свои деньги на такой длительный срок без возможности снятия процентов и прочего», — оценил идею ИИС-3 в беседе с «БИЗНЕС Online» ведущий аналитик «Открытие инвестиции» Андрей Кочетков. По его мнению, это будет менее популярный инструмент, потому что есть «некий уровень недоверия» к финансовой системе. «В основном даже к государственным эмитентам, которые частенько начинают себя вести не очень дружественно в отношении, например, акционеров», — сказал эксперт и вспомнил историю с «Газпромом», когда компания рекомендовала выплатить дивиденды, но государство как главный акционер выступило против.
«Я так понимаю, новый тип счетов предназначен для пенсионных накоплений. Государству хочется продлить возможность компаниям получать инвестиции на более длительные сроки», — сказал Кочетков. Каким образом государству удастся привлечь деньги граждан на ИИС-3? «Здесь, наверное, речь даже не идет о льготах, потому что старые счета вполне удовлетворяли большое количество людей (были и налоговые вычеты на вложенные средства, и определенные послаблению по уплате НДФЛ и прочее). И если этот долгосрочный счет будет обладать такими же [льготами], то это просто ухудшение условий предыдущих счетов. Хотя для компаний, которые станут размешать свои облигации, будет крайне выгодно. Но для самих инвесторов, наверное, это менее выгодное предложение. Я пока не представляю, какие стимулы может предложить государство», — сказал аналитик.
Он также заметил, что на данный момент непонятен механизм стимулирования компаний к выходу на биржу. «Если делать этот процесс (размещение акций — прим. ред.) искусственно стимулируемым, то представим ситуацию, что компании не требуются эти средства, поэтому, что с ними делать, она не будет знать и станет их расходовать неэффективно. Размещение на бирже — это уже высокий уровень ответственности его отчетности, прозрачности выстраивания политики в отношении акционеров, бизнес-моделей и инвестпотоков. Далеко не всем компаниям это требуется и далеко не всем компаниями это поможет в ближайшее время», — указал спикер.
Степан Демура: «Если посмотрите на объемы торгов и глубину ликвидности на российском фондовом рынке, то она сократилась в несколько раз. Ликвидности на рынке нет в таком объеме, в котором она была. Выйти-то можно, но вопрос в том, по какой цене пройдет размещение и кто купит»
Предпосылок к выходу госкомпаний на рынок нет, потому что непонятно, кто будет покупать их ценные бумаги, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» финансовый и биржевой аналитик Степан Демура. «Если посмотрите на объемы торгов и глубину ликвидности на российском фондовом рынке, то она сократилась в несколько раз. Ликвидности на рынке нет в таком объеме, в котором она была. Выйти-то можно, но вопрос в том, по какой цене пройдет размещение и кто купит», — сказал эксперт.
«Когда начинаются разговоры о том, что государство берет какие-то обязательства, что-то будет соинвестировать, это как накопительная часть пенсии. Когда это вводилось, я сразу говорил людям: „Ребята, не лезьте туда. Когда государство нам что-то обещает, это значит, оно не выполнит свои обещания“. Так оно и произошло — их заморозили. 10 лет для нашей страны — это как век или два. У меня просто такое правило — государство врет всегда, причем не только наше, а любое. И это сильно помогает мне в жизни», — добавил Демура.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.