В Казани продолжится спасение самого старого особняка, где, по легенде, останавливался Петр I и столовалась Екатерина II. Реконструкция дома была одной из целей Олеси Балтусовой, когда она пришла на должность помощника президента РТ. Но проблему не решили ни Ак Барс Банк, ни империя Роберта Мусина, а после краха последней объект передали Государственному музею изобразительных искусств. Теперь деньги выделяет бюджет РТ. О том, что предполагает концепция реставрации и будут ли воссоздавать старинный Дрябловский переулок, — в материале «БИЗНЕС Online».
Главстрой РТ опубликовал тендер на спасение дома Михляева-Дряблова на ул. Мусы Джалиля, 19. На возрождение здания выделяют 81 млн рублей (на фото дом Михляева в 2013 году)
На спасение дома Михляева выделили 81 млн рублей — это лишь продолжение, но не конец ремонта
Главстрой РТ опубликовал тендер на спасение дома Михляева-Дряблова на ул. Мусы Джалиля, 19. На возрождение здания выделяют 81 млн рублей, куда должно уместиться и приобретение оборудования, мебели, инвентаря, и благоустройство территорий. На все работы дают почти год, завершить реставрацию нужно до 1 декабря 2023 года. «Наконец-то выделены средства и скоро будет аукцион. А это значит, что в текущем году мы завершим реставрацию», — надеется помощник президента Олеся Балтусова. Но работа предстоит непростая.
Дом назван в честь своего первого владельца — купца первой гильдии Ивана Михляева. В 1714 году он открыл в Казани суконную фабрику, которая стала конкурентом «казенного шерстяного завода» в Суконной слободе на Третьей горе (современная улица Калинина). В дальнейшем казанский купец стал считаться одним из основных поставщиков пушнины на Макарьевскую ярмарку под Нижним Новгородом. Кроме суконного дела, Михляев управлял кожевенным, винокуренным заводами и полотняной фабрикой в Москве.
Помимо жены купца Авдотьи Ивановны, наследником состояния Михляева являлся и ее брат — чебоксарский мещанин Федор Дряблов. Сын Федора Иван Дряблов в 1766 году был избран казанским городским головой. А годом позднее купеческий дом посещает Екатерина II. После смерти бездетного Ивана Дряблова здание переходит в собственность городской управы.
Проект реставрации разработан организацией «ПЦ Град» (они работали над проектом реставрации парка «Черное озеро») совместно с музеем изобразительных искусств. По словам одного из архитекторов-реставраторов компании Яны Давыдовой, проектные работы проводились с 2017 по 2018 год. «Максимальная задача стояла сохранить все, что есть. Объект уникальный для Казани: он собрал в себе историю трех веков. Функцию в проект мы вписывали очень аккуратно», — объясняет Давыдова.
По результатам экспертизы полностью работоспособной признали только конструкцию основного объема фундамента. Все остальное держится с ограничениями. Часть противоаварийных работ уже проводили. «Ранее здание было в аварийном состоянии, но после проведенных работ его несущая способность остается стабильной», — пояснила «БИЗНЕС Online» один из авторов проекта реставрации дома Михляева Ирина Карпова. Внезапно здание не рухнет, но повреждены кирпичные стены основного здания и пристроя. Аварийными остаются стропильная конструкция крыши, окна и двери, внутренняя отделка.
По результатам экспертизы полностью работоспособной признали только конструкцию основного объема фундамента. Все остальное держится с ограничениями
Непростая судьба дома Михляева-Дряблова
Здание датируется петровскими временами — в то время это был единственный каменный дом в Казани. По городской легенде, кроме Петра I на обеды к купцам заезжала и Екатерина II. Помощник президента Балтусова заговорила о необходимости реставрации памятника архитектуры Казани с первого дня работы. По ее словам, дом был аварийным еще в 1906 году, но дожил-таки до наших времен. Впервые поручение спасти объект президент РТ Рустам Минниханов давал еще в 2011 году. Но тогда «кричали» последние деревянные дома Казани, Старо-Татарская слобода, другие объекты.
Позднее спасением старинного дома поручили заняться Ак Барс Банку, но в 2016 году объект передали структурам банкира Роберта Мусина. Планы реализовать не удалось из-за краха Татфондбанка, но противоаварийные работы успели провести: банк в 2016 году выделил 56 млн рублей, сообщила Балтусова. Технадзор тогда осуществлял «Сувар Девелопмент», а подрядчиком выступило ООО «Реставратор» Рустема Хасанова. Был укреплен склон с устройством свайного поля, проинъектированы стены, своды, укреплен фундамент, обустроен силовой каркас в виде лесов и подпорок, установлена временная кровля с сохранением родной стропильной системы.
С 2017 года здание передали под управление Государственного музея изобразительных искусств РТ. На реставрацию выделили было 111 млн рублей. Тендер выиграло опять-таки ООО «Реставратор», сбив начальный ценник до 81 млн рублей. Планировалось, что уже к 2022 году дом наконец получит вторую жизнь. Но в итоге работы так и не были реализованы, деньги остались в бюджете.
«Здание будет вещевым артефактом, оно пронизано историей города, людей», — рассказывала директор музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева
Что предполагает концепция детского центра ремесленных мастерских?
Планы приспособления объекта впервые озвучили в 2017 году. Здесь было решено организовать детский образовательный центр «Ремесленная мастерская» музея изо. Согласно проекту, в доме Михляева после завершения реставрационных работ появятся два зала под организацию выставок, различные мастерские, сувенирные лавки, кафе, офисное помещение и склады для хранения расходных материалов. Концепция сформирована вокруг биографий купца Ивана Михляева и по легенде как-то посетившего дом Петра I.
«В мастерских будет возможность узнать об искусстве ремесленников Средневековья. Здание будет вещевым артефактом, оно пронизано историей города, людей», — рассказывала директор музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева.
Петр Великий был первым после Ивана Грозного царем, посетившим Казань. Некоторые исследователи утверждают, что именно в столице Татарстана в 1722 году он отметил свое 50-летие. В этом же году выпущен «Манифест» на татарском языке, после чего началась история татарской печатной книги в стране. По велению царя в Казани открывались суконная, овчарная и кожевенная фабрики. Город обязан Петру I появлением адмиралтейства: на казанской верфи для каспийской флотилии строили бомбардирские корабли, фрегаты, бриги.
Каковы детали будущего использования здания?
- В мастерской книгопечатания будет возможность создать свой графический лист иллюстраций, напечатанный на ручном станке. Фишка в использовании оборудования старого образца. «Оказывается, есть в России команда, которая делает реконструкцию станков», — рассказывает Нургалеева.
- В столярной мастерской дети смогут познакомиться с видами резьбы и выполнить собственный фрагмент. Кроме того, здесь будет работать краснодеревщик, который расскажет о тонкостях профессии реставратора по дереву.
- Организуют мастерскую по изготовлению витража. Маленьких детей к работе со стеклом не допускают, а используют прозрачную пленку. С оборудованием для резки стекла подростки будут иметь возможность сделать собственный фрагмент настоящего витража с изучением особенностей нанесения рисунка, отжига и пайки.
- Мастерская по ткачеству, вязанию и плетению включает в себя техники ткачества, историю декорирования костюма, лоскутное шитье, ковроткачество и др. Здесь будет целая программа: ребенок начинает с изучения орнамента и продолжает его внедрением, например, в костюм или полотенце.
- Кроме того, будут функционировать мастерские ювелирного искусства, иконописи, по керамическому искусству, изготовлению деревянной игрушки и даже макетов кораблей казанской верфи.
В одном помещении с мастерской книгопечатания расположится выставка «Походная типография Петра I». Кроме того, откроют библиотеку старинных книг и гравюр, большой лекционный зал с интерактивным экраном. В мастерские кроме почасовых классов планируют набирать и постоянные группы для регулярного обучения ремеслам. В дальнейшем будут привлекать детей к участиям в лекциях в качестве экскурсоводов.
Для интерьеров помещений планируют использовать аналоги мебели начала XVII века, камин воссоздадут из его исторических деталей. У музея уже есть часть необходимых для дома вещей. В здании также находится каменная лестница, ведущая в подвал. «Там бы очень хотелось воссоздать суконную мануфактуру», — объясняет концепцию центра Нургалеева.
«В реставрации оценить окончательную сумму сложно, потому что в процессе работ часто появляются неизвестные сведения, требующие корректировок наших решений»
На полноценное завершение проекта 80 млн недостаточно — нужно в 6 раз больше
Достаточно ли 80 млн на восстановление здания площадью 1,9 тыс. «квадратов»? Если подсчитать — это всего 42 тыс. рублей на 1 кв. м — даже на первый взгляд недостаточно. «В реставрации оценить окончательную сумму сложно, потому что в процессе работ часто появляются неизвестные сведения, требующие корректировок наших решений», — комментирует выделенную сумму Карпова. При таких работах необходимость дополнительных трат возникает регулярно. Интерьеры дома в удручающем состоянии, поэтому выделенной суммы на реализацию всех планов не хватит, считает Нургалеева. По ее мнению, на выделенные деньги можно восстановить только разрушенные перекрытия, создать инженерные коммуникации, проработать каркасы печей.
«Для полного завершения проекта требуется около полумиллиарда рублей», — предположила Нургалеева. Тем более что дом Михляева — лишь один объект исторического квартала.
Кроме дома Михляева-Дряблова рядом еще несколько памятников архитектуры — например церковь Косьмы и Дамиана, которая вдобавок имеет общие инженерные коммуникации с домом Михляева. По соседству также бывшее здание фабрики «Адонис», обанкротившейся как часть империи Мусина. Сейчас объекту нужен новый владелец. В этом же квартале и Петропавловский собор 1726 года (его тоже построили на средства купца Михляева). Со стороны улицы Профсоюзной стоят полуруинированные кирпичные дома с темными дырами вместо окон. А на улицу Рахматуллина выходят корпуса гостиницы Дворянского собрания, построенной когда-то купцом Дрябловым: ее реконструкция поручена «Ак Барс Девелопменту», в 2016 году она оценивалась в миллиард.
«Идеальный вариант — вести реставрацию в комплексе», — считает Карпова. Это мнение поддерживает и Балтусова. По ее словам, готовится обращение по поводу параллельной реконструкции церкви Косьмы и Дамиана, которая передана Казанской епархии. Надежды на оживление всего старинного Дрябловского переулка не оставляет и краевед Марк Шишкин. По его мнению, вместе с домом Михляева здесь может получиться многофункциональный досуговый район. «Снаружи квартала в вечернее время взрослые казанцы и гости города смогут провести время с друзьями в баре», — рассуждает эксперт.
Экскурсовод туристического агентства «Гольфстрим» Татьяна Хуртина считает, что созданная концепция ремесленных мастерских больше приспособлена под местных жителей. «Туристы же будут заходить в дом Михляева в момент посещения собора Петра и Павла, который включен в туристический маршрут», — предполагает эксперт. По ее словам, экскурсоводы уже преподносят туристам сведения о связи Петра I с Казанью при посещении Кремля и прогулках по историческому центру. Шишкин же уверен, что предложение музея изобразительных искусств — «одно из лучших за последние 200 лет истории здания». «Потребность интересно провести время с детьми в теплом помещении особенно ощущается гостями Казани в такие зимние дни, как сейчас», — отмечает собеседник издания. Концепция позволяет и на город посмотреть, и вернуться домой без простуды и переохлаждения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 77
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.