Прежде чем перейти к моделированию возможного практического применения альтернативных идей, в том числе упомянутым выше Хайдаром Башем, хотелось бы кратко резюмировать относящиеся к данному вопросу новые идеи.

1) Только государство обладает правом создавать деньги ("право на эмиссию"). Второй уровень создания денег частными и государственными коммерческими банками, либо замена эмиссии иностранной валютой неприемлемы. Эмиссия денег коммерческими банками будет должна быть заменена механизмом сеньоража (выпуск дополнительных денег) самого государства.

2) Финансовая система не должна опираться на процент. Процент ведет к дисбалансам в экономике и социальной несправедливости. Таким образом, деньги не должны быть товаром.

3) Доступ к денежным средствам должен иметь каждый экономический субъект на беспроцентной основе.

4) Государство будет "напрямую" на беспроцентной основе кредитовать предприятия и население, а также в ряде случаев будет осуществлять безвозмездные платежи для поддержания общего спроса в экономике.

Отдельным вопросом является обоснование таких принципов, а также взаимосвязь этих принципов с инфляцией, курсовой политикой, внешней торговлей, спросом и предложением товаров и услуг. Для ознакомления с этим читатель должен обратиться к первоисточникам, в том числе к книге "Модель Национальной Экономике". В данной статье лишь будет моделироваться последствия применения таких принципов на функции, институты и инструменты финансовой системы.

Создание денежной массы и обеспечение ликвидности

Как было указано выше, государство (центральный банк) будет использовать свое право на сеньораж (выпуск дополнительных денег) для обеспечения экономики денежной массой и ликвидностью. Таким образом, такие инструменты создания денег через коммерческие банки, как регулирование ставки рефинансирования, требований к резервам и достаточности капитала перестанут быть необходимыми. Возможно, операции на открытом рынке останутся одним из инструментов центрального банка, но основными инструментом создания денег будет простая эмиссия.

Коммерческие банки перестанут быть необходимыми для осуществления функции создания денег. С другой стороны, вопрос заключается в том, каким образом деньги будут доходить до конечного получателя - населения и предприятий, так как помимо функции создания денег современные коммерческие банки осуществляют также и эту техническую функцию. Можно предположить, что после отмены функции создания денег для коммерческих банков техническое обслуживание экономических субъектов может осуществляться одним или несколькими финансовыми учреждениями с соответствующей инфраструктурой.

В целом, на данный момент не видно причин, почему центральный банк единолично и самостоятельно не может выполнять функцию создания денег при условии соблюдения пропорции денежной массы и реального объема товаров и услуг. Конечно, это приведет к серьезным последствиям в отношении роли коммерческих банков в финансовой системе, но с технической точки зрения вполне возможно.

Система платежей

Вышеописанные принципы нейтральны к функции обеспечения системы платежей за товары и услуги. Современная система и инфраструктура платежей эффективна и легко может поддержать новые принципы финансовой системы. Единственным вопросом остается то, что сейчас эту функцию выполняют коммерческие банки, которые финансируются процентным доходом и из этого дохода инвестируют и содержат систему платежей. Так как новые принципы устраняют возможность получения коммерческим банками процентного дохода, необходимо найти новые источники дохода для инвестиций и поддержание системы платежей. Таким источником может стать либо государственное финансирование, либо комиссия или плата за оказываемее услуги по осуществлению платежей, что, в принципе, уже и практикуется некоторыми банками.

Объединение капитала в пул/перераспределение экономических ресурсов

Новые принципы финансовой системы серьезно меняют институты и инструменты для выполнения этих двух функций.

Начнем с кредитных ресурсов. В Модели Национальной Экономики Хайдара Баша кредиты предполагается выдавать на беспроцентной основе, но с условием возврата основной суммы долга, тогда как в настоящее время кредитные ресурсы выдаются коммерческим банками на процентной основе и с условием возврата основной суммы долга.

Применяя новые принципы финансовой системы, в принципе, можно сохранить роль банков или других финансовых учреждений в роли перераспределителя экономических ресурсов, но уже на беспроцентной основе. Они обладают персоналом, опытом и экспертизой для отбора и мониторинга "качественных" проектов и "качественных" заемщиков. Здесь стоит также оговориться, что автор статьи отнюдь не настаивает на сохранении роли существующих банков. Так как функции перераспределения экономических ресурсов (а в более точном выражении функция отбора проектов и объектов инвестиций) в любом случае сохранится, кто-то должен будет осуществлять эту функцию, и, возможно, существующие банки можно будет легко адаптировать к новым условиям. Назовем их "новые банки".

Таким образом, так как предполагается, что "новые банки" будут выдавать кредиты на беспроцентной основе и не смогут сами создавать деньги (выдавать больше, чем имеется денежных ресурсов), возникает вопрос, каким образом будут покрываться расходы работы таких банков и извлекаться прибыль в отсутствие процентных доходов. Одним способом может быть взимание с заемщиков фиксированной одноразовой комиссии за предоставленные ресурсы. Однако этот способ является рискованным, так как в скрытом виде может воссоздать систему, основанную на проценте.

Другим способом может быть регулирование доходности "новых банков" государством и оплата этой доходности государством по причине того, что "новые банки" будут выполнять важную экономическую и социальную миссию. На сегодняшний момент выработано много способов регулирования доходов таких "естественных монополий" (например, в области распределения воды, электричества и т.д.), в том числе тех, которые стимулируют повышение эффективности деятельности и качества обслуживания клиентов. Одним из главных критериев эффективности работы "новых банков" должен стать минимизация процента просроченных и "плохих" долгов в общем объеме выданных кредитов. Такие банки будет получать вознаграждение исходя из разницы между минимально допустимым процентом сбора долгов, устанавливаемым государством и фактическим процентом сбором долгов. При этом "новые банки" скорее всего будут тяготеть к предоставлению кредитов уже сложившемся предприятиям, так как от них будет требоваться возврат основной суммы беспроцентного кредита, а для этого необходимо будет уверенным в устойчивости предприятия.

Предыдущий параграф описывает механизм получения и перераспределения денежных ресурсов от центрального банка к населению и предприятиям. Следующий вопрос заключается в том, каким образом при такой системе будут аккумулироваться сбережения населения и предприятий для перераспределения их другим экономическим субъектам. Сегодня банки привлекают под процент денежные средства, в основном, населения и выдают кредиты тому же населению и предприятиям под более высокий процент. При этом отдельной темой является вопрос соотношения между государственными ресурсами (полученными в результате сеньоража) и частными сбережениями для финансирования нужд населения и предприятий. Этот вопрос видимо должен решаться на уровне всей экономики. Однако, в целом представляется, что население и предприятия не смогут играть такой активной роли в формировании ресурсной базы на основе фиксированной доходности, как это было в пошлом через депозиты в банках. Некоторыми инструментами с фиксированной доходностью для населения и предприятий могут стать инвестиции в компании (фонды), занимающиеся, например, недвижимостью (строительство объектов и сдача их в аренду с фиксированной платой), однако число таких инструментов будет ограничено.

Таким образом, население и предприятия смогут (будут вынуждены) направить большую часть своих доходов на потребление либо вложения в другие финансовые институты, кроме банков (описано ниже), а государство через центральный банк будет самостоятельно формировать денежную ресурсную базу. В принципе, в этом и заключается одна из идей Модели национальной Экономики - "Двигателем экономики должен быть растущий спрос". Что касается других долговых инструментов (облигаций, конвертируемых облигаций, и т.д.), то, скорее всего, они отомрут, так как кредитные ресурсы будут доступны через "новые банки" на беспроцентной основе.

Рынок акционерного капитала претерпит меньше изменений, так как он более приспособлен к беспроцентному способу финансирования. Частные сбережения и государственные денежные ресурсы могут быть эффективно направлены на развития экономики через существующие в этом рынке институты.

1) пенсионные фонды - хотя в соответствие с Моделей Национальной Экономики, государство берет на себя вопрос обеспечения населения пенсиями, в случае сохранения пенсионных фондов как самостоятельных институтов, они смогут привлекать государственные и частные деньги и инвестировать в акции и возможные инструменты с фиксированной доходностью.

2) страховые компании - возможно, они сохранят свое существование и смогут инвестировать страховые премии в акции и возможные инструменты с фиксированной доходностью.

3) паевые инвестиционные фонды - в результате де-факто упразднения коммерческих банков в том виде, в котором они существуют, паевые инвестиционные фонды приобретут еще большую значимость для аккумулирования частных сбережений. Эти сбережения могут направляться на покупку акций, проектного финансирования и возможных инструментов с фиксированной доходностью.

4) спекулятивные хедж-фонды - скорее всего большая часть прекратит существовать, особенно та часть, которая использует заемные средства для совершения операций с ценными бумагами.

5) частные и государственные фонды прямых и венчурных инвестиций  - останутся приемлемым и желанным финансовым посредником для финансирования компаний на начальном и среднем этапе развития. Вероятно, государство будет играть большую роль в качестве акционера (лимитированного партнера) таких фондов и будет определять приоритеты инвестирования того или иного фонда, регулируя пороги ожидаемой доходности для таких фондов. Эти фонды очень важны, так как обладают экспертизой и опытом по взращиванию новых и молодых рисковых компаний и предпринимателей.

Также следует поговорить о роли биржи в рамках новой финансовой системы. В рамках рассматриваемых в данном разделе функций он выполняет две функции - привлечение денежных средств для компаний путем размещения акций на бирже и частичный или полный выход для акционеров компаний из своих инвестиций. Таким образом, акции становятся товаром со своим спросом и предложением. Сегодня на бирже наблюдается много спекулятивных операций, в том числе с использованием заемных средств. Так как такое невозможно в рамках Модели Национальной Экономике, то роль биржи будет существенно трансформирована. Возможно, на первоначальном этапе торги на биржи буду приостановлены до окончания формирования новой финансовой системы с тем, чтобы избежать непредвиденных последствий от внедрения новой системы и одновременного функционирования биржи.

Заканчивая анализ этих двух функций в рамках новой финансовой системы, следует сказать, что отсутствие фиксированного процента не означает безграничность и "легкую" доступность этих ресурсов для экономических субъектов. Объем доступной денежной массы будет напрямую определяться центральным банком (механизмами, описанными выше), а эффективность использования и платежеспособность заемщиков/акционеров будет определяться и контролироваться всеми другими финансовыми институтами, также описанными выше.

Управления неопределенностью и контроль рисками

Скорее всего, традиционные компании и инструменты по страхованию жизни, имущества, здоровье и т.д. сохранят свои функции. Что касается финансового страхования посредством производных финансовых инструментов (опционы на акции, облигации, фьючерсы; сами фьючерсы, форварды, свопы и т.д.), то их роль значительно сократиться ввиду отсутствия возможности финансировать такие операции заемными средствами (отсутствии "финансового рычага"), а также снижением роли биржи для перераспределения финансовых средств. Как уже отмечалось выше, многие аналитики связывают сегодняшний кризис именно со сложностью и непрозрачностью системы производных финансовых инструментов. Конечно, идея передачи рисков тем, кто желает их принять в обмен за страховую премию, звучит красиво, но как выразился один из аналитиков, "производные финансовые инструменты помогли перераспределить страхи людей, но риски остались там же". Поэтому этот вопрос требует более детального изучения.

Предоставление ценовой информации

Как отмечалось ранее, современная финансовая система достаточно эффективно собирает и предоставляет информацию по ценам на предлагаемые услуги и товары, в том числе и через биржевую торговлю на стандартизированные товары (нефть, металлы, пшеница и т.д.). Основываясь на этой информации, экономические субъекты принимают решение о производстве и потреблении товаров и услуг. Новые принципы финансовой системы не предполагают перехода к плановой экономике, и поэтому хорошо уживаются со сложившей системой свободного ценообразования.

Теперь необходимо затронуть вопрос ценообразования услуг самой финансовой системы. В результате устранения процента в финансовой системе двумя самыми простыми финансовыми инструментами станут кредит с возвратом основной суммы долга (но без процентных платежей) и традиционный акционерный капитал. Скорее всего, будут выработаны и гибридные инструменты (например, возврат основной суммы долга в сочетании с определенным процентом дохода в случае превышения определенной доходности и т.д.). При этом вопрос заключается в том, каким образом будет устанавливаться спрос и предложение на рынке капитала. Для этого необходимо ввести понятие риска. Традиционно считается, и по нашему мнению, это не противоречит новым принципам финансовый системы, больший риск инвестиций требует большего ожидаемого возврата. В современной теории процесс принятия решения об отдельных инвестициях происходит следующим образом: компания или предприниматель рассчитывает на основе бизнес плана ожидаемый доход от инвестиций и затем сравнивает эту доходность со "стоимостью" капитала для такой инвестиции. Если ожидаемая доходность превышает "стоимость" капитала, то принимается положительное решение о начале такого проекта или инвестиции. При этом сразу стоит отметить, что в современных финансах под "стоимостью" капитала понимается не то, что компания непосредственно выплачивает в виде процентов или дивидендов по отношению к привлеченному капиталу, а альтернативная стоимость, т.е. ожидаемая доходность по другим подобным проектам.

Отмена процента в новой финансовой системе также не отменяет понятие "стоимости капитала", так как всегда будут существовать альтернативные проекты, и всегда будет существовать историческая и ожидаемая доходность таких инвестиций. Таким образом, исходя из риска и ожидаемой доходности будут и распределяться финансовые ресурсы.

Как отмечалось, "новые банки", скорее всего, будут тяготеть к предоставлению кредитов уже сложившимся предприятиям, так как от них будет требоваться возврат основной суммы беспроцентного кредита, а для этого необходимо будет уверенным в устойчивости предприятия. У таких предприятий меньший риск, и соответственно меньшая ожидаемая доходность. Ресурсы новых банков будут доступны не всем и, скорее всего, не будут выдаваться проектам на начальном этапе развития, так как риск неудачи таких проектов очень велик, а банки будут мотивироваться задачей снижения просроченных и "плохих" долгов. В данном случае баланс спроса и предложения на рынке капитала будет определяться стоимостью капитала для предприятий (определяется риском и ожидаемой доходностью по альтернативным проектам) и желанием "новых банков" финансировать, а не переговорами по ставке процента по кредиту. Что касается установления спроса и предложения на рынке акционерного капитала, то существующая система хорошо соответствует новым принципам финансовой системы. Баланс спроса и предложения будет определяться стоимостью капитала для предприятий (определяется риском и ожидаемой доходностью по альтернативным проектам) и желанием финансовых институтов финансировать такие проекты и предприятия в обмен на определенную долю прибыли или капитале компании.

Заключая анализ этой функции, следует кратко прояснить влияния новых принципов на аргументы существования процента и стоимости капитала.

1) деньги - это ограниченный ресурс, и как любой ограниченный товар, должен иметь стоимость, которая помогает достичь равновесия на рынке капитала;

Новые принципы:

Да, деньги - это ограниченный ресурс, но он ограничивается только желанием центрального банка осуществлять эмиссию. Отмена фиксированного процента не означает бесконтрольную раздачу ресурсов в неограниченных количествах. Равновесие будет достигаться ожидаемой доходностью (риском) заемщика и желанием финансового института финансировать такого заемщика.

2) обладатель капитала имеет альтернативные возможности использования капитала и поэтому выбирает оптимальные пути его применения. Стоимость капитала (то есть то, что ему предлагается в виде процента или ожидаемой доходности) помогают ему принимать решения, кому предоставить капитал;

Новые принципы:

Нет противоречия с новыми принципами, однако, ожидаемая доходность (а не процент) и желанием финансового института финансировать будут помогать принимать решение, кому предоставить капитал.

3) любая инвестиция сопряжена с риском, и кредитор либо акционер должен вознаграждаться за такой риск. Таким образом, чем больше риск, тем больше должно вознаграждение;

Новые принципы:

Нет противоречия с новыми принципами.

4) полагается, что деньги имеют временную стоимость, то есть экономический субъект предпочтет иметь и пользоваться деньгами сегодня, а не завтра ("доллар сегодня не равен доллару завтра"). Поэтому существует стоимость денег.

Новые принципы:

Нет противоречия с новыми принципами. Возвращается к понятию альтернативного использования капитала.

Решение вопроса обладания ассиметричной информации и конфликтной мотивации

Следует сразу же отметить, что существующая юридическая и экономическая система решения этих вопросов, как для долговых, так и акционерных инструментов полностью соответствует новым принципам финансовой системы. Человеческая натура и поведение остаются неизменными, и поэтому сложившаяся практика, может быть с небольшими изменениями, полностью поддержит внедрение новых принципов. Здесь не имеет смысла повторять механизмы и институты для решения вопроса обладания ассиметричной информации и конфликтной мотивации. Адресуем читателя к соответствующему разделу в описании современной финансовой системы.

В заключении статьи хотелось бы описать ряд типичных жизненных ситуаций, и каким образом они будут моделироваться в новой финансовой системе.

Практические ситуации в новой финансовой системе

Ситуация: предприниматель хочет начать новое дело, имеет идею и бизнес-план, но нуждается в финансовом капитале для начала дела.

Предприниматель обращается в фонд венчурных инвестиций, который анализирует проект/компанию и принимает решение о выделении или невыделении необходимых средств в обмен на долю в компании. Если предприниматель хочет полностью остаться владельцем бизнеса, то можно договориться о выкупе доли венчурного фонда в последующем.

Следует отметить что, такой инструмент успешно функционирует и сейчас, но в ограниченном масштабе, так как количество и размер капитала таких фондов ограничен. Такие фонды, как правило, финансируются частными инвесторами, но государство должно играть активную роль в создании таких фондов, их финансировании и привлечении соответствующих специалистов.

Ситуация: предприниматель/компания уже успешно функционирует несколько лет, но нуждается в финансовом капитале для увлечения масштабов бизнеса или решения временных трудностей.

Предприниматель обращается в фонд прямых инвестиций, который анализирует проект/компанию и принимает решение о выделении или невыделении необходимых средств в обмен на долю в компании. Если предприниматель хочет полностью остаться владельцем бизнеса, то можно договориться о выкупе доли фонда в последующем.

Как и в случае с венчурными фондами, инструмент прямых инвестиций успешно функционирует и сейчас, но в ограниченном масштабе, так как количество и размер капитала таких фондов ограничен. Такие фонды, как правило, финансируются частными инвесторами, но государство должно играть активную роль в создании таких фондов, их финансировании и привлечении специалистов.

Ситуация: фонд прямых или венчурных инвестиций или сам предприниматель хочет продать часть или всю долю в бизнесе

Как и в существующей системе, в рамках новой системы купля-продажа может осуществляться, как между самими фондами и предпринимателями, так и между фондами/предпринимателями и стратегическими инвесторами. При этом биржа, скорее всего, должна сохранить функцию обеспечения выхода из инвестиций. Население, государство, паевые инвестиционные фонды, страховые компании смогут таким образом стать покупателем этих долей.

Ситуация: давно существующее предприятие нуждается в инвестициях для увеличения производства/ расширения ассортимента продукции и услуг/ географической экспансии/ реструктуризации и т.д.

Такое предприятие обращается в "новый банк" и после экспертизы получает или не получает соответствующее финансирование. В случае положительного решения, компания регулярно выплачивает основную сумму долга. Компания также может выпустить дополнительные акции. Следует отметить, что такие инструменты давно работают на практике с тем исключением, что "новые банки" не будут взимать процент.

Ситуация: человек или семье нуждается в кредите на покупку жилья, машины и т.д.

Человек обращается в "новый банк" и после оценки платежеспособности банк принимает решение о выделении или не выделении кредита. В случае положительного решения, человек регулярно выплачивает основную сумму долга. При этом в рамках общей финансовой политики государство, скорее всего, должно будет установить разные пороги по просроченным и "плохим" долгам для различных "новых банков", чтобы они могли обслуживать разные группы населения по платежеспособности. Таким образом, можно предположить формирование специализированных банков для групп с разной платежеспособностью.

Подводя итого данной статьи, хотелось бы сделать ряд оговорок. Первое, задачей данной статьи была попытка смоделировать применение новых идей об устройстве финансовой системы на практике, отталкиваясь от сложившихся институтов и инструментов на финансовом рынке. Данный анализ является лишь первоначальной попыткой сделать это. Второе, исходя из этого, задачей является начало конструктивной дискуссии по выработке нового подхода к финансовой системе, на что автор сильно надеется.

(warandpeace.ru,  Айдар Кадыров, 17.12.08)