«РАЗГОВОРЫ О ЕДИНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИДУТ УЖЕ ЛЕТ 10»

- Ленара Акмалутдиновна, давайте начнем с актуального. С 1 апреля этого года заканчивается действие техпаспортов (интернет-конференция проходила 22 марта – ред.). И что дальше? Всем бежать в кадастровую палату?

- Если человек хоть раз сталкивался с регистрацией права на дом или квартиру, он первым делом шел в бюро технической инвентаризации (БТИ) и заказывал технический паспорт. Техпаспорт был единственным документом, который позволял установить свое право на объекты капитального строительства (ОКС). Кроме, конечно, правоустанавливающих документов и подтверждающих личность.

С 2008 года кадастровая палата Республики Татарстан вошла в пилотный проект по введению единого государственного реестра объектов капитального строительства (ЕГРОКС). Для чего это сделано? Уже лет 10 идут разговоры о едином налогообложении, особенно муссируется эта тема в последнее время. И с 2008 года в 12 регионах страны проводят эксперимент по введению ЕГРОКС.

- Татарстан как раз в числе этих 12-ти регионов?

- Да. Хочу отметить, что наша республика часто принимает участие в различных «пилотах», какие бы проекты ни отрабатывали. Мы уже в пятом или шестом «пилоте» сейчас принимаем участие.

Что же началось с 2008 года? Все архивные данные, которые находились в БТИ, были отсканированы и переданы нам, в кадастровую палату. То есть постепенно пошло наполнение нашей базы данных, и в 2009 году нам передали в электронном виде данные примерно по двум миллионам объектов недвижимости – квартиры, дома, «незавершенка». А до этого в нашей базе были данные только по земельным участкам.

Эти данные мы «почистили», и ждем выхода федерального закона о государственном кадастре, который вступит в силу с января 2013 года. Правда, этот закон планировали ввести и с 2011, и с 2012 года, но все еще были не готовы регионы – шла перепроверка базы данных, чтобы в последствии избежать ошибок.

Но поскольку Татарстан в числе 12-ти регионов России вошел в пилотный проект, уже с марта 2009 года для регистрации права собственности стал нужен кадастровый паспорт объекта капитального строительства. Не технический, а именно кадастровый паспорт.

«ДОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ «ПРИВЯЗАН» К ЗЕМЛЕ»

- А чем они отличаются?

- Для того чтобы было понятнее, приведу аналог с землей. Для получения кадастрового паспорта на земельный участок нужно этот участок в натуре измерить, то есть составить межевой план, где указаны все координаты «привязки» участка к местности. Межевой план сдается в кадастровую палату, и на его основании мы ставим участок на кадастровый учет. Итог всей процедуры – кадастровый паспорт, который выдается собственнику.

Технический паспорт – это аналог межевого плана. Объекты капитального строительства ранее никогда не были «привязаны» к земле, к координатам, а просто измеряли площадь квартиры, составляли технический план, и этого было достаточно. Сейчас же мы идем к тому, чтобы дом был «привязан» к земле, а для этого нужны координаты этого дома.

- И на квартиру тоже нужны эти координаты?

- Прежде чем поставить на учет квартиру, нужно поставить весь дом. Если дом стоит на кадастровом учете, поставить квартиру не составит труда.

Итак, с марта 2009 года объекты капитального строительства нельзя поставить на учет без кадастрового паспорта. Но закон не позволял заявителям лично обращаться к нам, и в это время с нами работали только два аккредитованных органа технической инвентаризации – республиканское БТИ и федеральная Ростехинвентаризация. То есть человек приходил к ним, заказывал технический паспорт, там же писал заявление о предоставлении кадастрового паспорта. Этот технический паспорт БТИ сдавало нам, мы изготавливали кадастровый паспорт, который выдавали заявителю через БТИ.

С января текущего года Татарстан опять вошел в «пилот» - к 12 регионам присоединилось еще 7, и на территории 19 регионов России с 1 января 2012 года для постановки на учет своего объекта недвижимости заявитель может обратиться лично в кадастровую палату, что было всегда при регистрации права на землю.

IMG_4390.jpg
Ленара Музафарова: «При покупке квартиры или дома нужно самим, а не через риэлтора, получить достоверные сведения – реальную площадь, какие-то примечания... Ведь в последствии новый собственник может столкнуться с проблемой, которую ему придется решать через суд»

«КАДАСТРОВЫЙ ПАСПОРТ ДЕЛАЕМ БЕСПЛАТНО»

- А это не означает, что человек должен прийти и в БТИ, и в кадастровую палату?

- Мы ведь не зря оцифровали все архивы, и в нашей базе сейчас содержатся данные примерно о двух миллионах объектов капитального строительства! Поэтому можно обращаться напрямую к нам, тем более что мы кадастровый паспорт делаем бесплатно.

- Если человек захотел продать квартиру, то у вас он что должен получить?

- Кадастровый паспорт. Но для его получения нужно, чтобы объект стоял на кадастровом учете. Все данные могли быть к нам переданы при оцифровке архива БТИ как материалы инвентаризации земли. Поэтому я советую всем собственникам недвижимости сделать нам запрос – возможно, в свое время кадастровый план уже был сделан на данный дом. Тем более что у кадастровой палаты в каждом районе есть свой филиал. И в этом случае мы бесплатно выдадим кадастровый паспорт. Кроме того, мы сразу там же можем принять документы и на регистрацию права.

В том случае, когда у нас сведения о данном объекте отсутствуют, мы идем двумя путями. Если объект “старый”, и мы считаем, что сведения о нем должны быть в БТИ, то мы сами начинаем с БТИ переписку. При этом мы уведомляем заявителя, что возникла такая «заминка». БТИ обязано в течение пяти дней прислать нам технический паспорт. На его основе мы готовим кадастровый паспорт и выдаем его бесплатно, но с небольшой задержкой.

Если же БТИ отвечает нам, что этот дом не становился на учет (что тоже бывает, несмотря на 20 - 30-летний возраст дома), то тогда заявителю придется идти в БТИ и заказывать технический паспорт дома. Затем этот паспорт заявитель приносит нам лично или присылает через БТИ. И мы в установленные законом сроки (20 рабочих дней) готовим кадастровый паспорт.

То есть мы идем к тому, чтобы закоординировать дом, «привязать» его к земельному участку, а цель всех процессов – единое налогообложение.

Наша республика в числе 12 регионов вошла в еще один пилотный проект – по кадастровой оценке объектов капитального строительства. Но шесть регионов из этих 12-ти кадастровую оценку не утвердили, в том числе и наша республика. Так как идет много споров по кадастровой стоимости земли, руководство республики к этому вопросу подошло очень внимательно. Действительно, когда проанализировали отчеты оценщиков, выявились многие несоответствия. Например, элитные дома в центре Казани и дома в Кировском районе оцениваются одинаково, или дома в Лаишевском и Мамадышском районах.

«КАДАСТРОВУЮ СТОИМОСТЬ ПРИРАВНЯЛИ К РЫНОЧНОЙ»

- А кем производится оценка земельных участков?

- Право проведения процедуры оценки земли выигрывается на федеральном конкурсе, в результате которого к нам в Татарстан вошли оценщики из Нижнего Новгорода. Они и должны в течение года произвести оценку. Но оценщики утверждают, что у них нет достоверной информации о стоимости объектов.

- Не секрет, что раньше при продаже квартиры официально указывалась заниженная ее стоимость. А сейчас какая ситуация?

- Все понимают, что Россия теряет налог из-за того, что занижена стоимость объектов капитального строительства. Мы никогда не сможем контролировать сумму, о которой продавец и покупатель на самом деле договариваются. Но оценка самого объекта сейчас уже будет ориентироваться на рыночную стоимость, потому что действующим Земельным кодексом кадастровую стоимость приравняли к рыночной.

Но к кадастровой стоимости, предоставленной оценщиками, много вопросов. Сейчас проходят совещания, стороны показывают друг другу ошибки и пытаются прийти к общему знаменателю. Повторюсь, оценщики жалуются на то, что у нас в республике они не смогли найти достоверную информацию о стоимости объектов. Но, думаю, и в любом другом регионе они ее не найдут.

- То есть нет современной методики оценки объектов недвижимости?

- Сегодня и со стороны Росреестра, и со стороны республики есть конкретные предложения по изменению методики, но… Пока республика не подписывает акт выполненных работ по оценке кадастровой стоимости ОКС и пытается заставить оценщиков исправить указанные им ошибки.

«УЗАКОНЕННЫХ» СОБСТВЕННИКОВ ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ

- Возвращаясь к 1 апреля, когда потребуется уже не технический паспорт, а технический план, что Вы посоветуете собственникам? (интернет-конференция состоялась 22 марта ред.)

- Если кто-то не завершил постановку на кадастровый учет, и у них на руках находится технический паспорт, то можно «бегом», до 30 марта, сдать его нам, и мы выдадим им кадастровый. Но с 1 апреля мы вынуждены будем принимать только технические планы, потому что поступить иначе нам не позволит компьютерная программа – нам потребуются координаты объекта с техплана. А подготовкой технических планов могут заниматься как органы технической инвентаризации, так и кадастровые инженеры.

- За деньги?

- Техпаспорт и, соответственно, техплан, план всегда готовили за деньги. О сумме пока не могу сказать, потому что этим занимаются саморегулируемые хозрасчетные организации. Но, думаю, республика установит некий «коридор» минимальных и максимальных расценок.

- А если все сейчас «побегут» к вам, не утопят кадастровую палату в очередях?..

- Чтобы этого не произошло, прошу вас отметить следующее. Во-первых, если объект капитального строительства зарегистрирован, и на руках имеется свидетельство о собственности на квартиру, дом и т.д., то не надо никуда ходить! Закон обратной силы не имеет. Живите спокойно! Вряд ли вам когда-нибудь потребуется технический план, потому что в базе данных есть все сведения о вашем объекте, и при необходимости мы выдадим вам кадастровый паспорт.

Во-вторых, если техпаспорт еще не сделан, тоже не стоит торопиться: подождите, когда определятся с расценками, и закажите изготовление уже технического плана.

«ПОДДЕЛЬНЫХ КАДАСТРОВЫХ ПАСПОРТОВ – ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО»

- А вообще очередей в кадастровой палате много?

- На данный момент времени по объектам капитального строительства очередей нет – сами не поймем, почему такое затишье. Что касается регистрации земли, то здесь пошел вал. Хотя, по оценке риэлторов, рынок «застыл».

У нас в операционном зале по адресу ул. Кулагина, 1 всего 25 окошек для приема документов, потому что когда этот офис строился, мы занимались только земельными участками, а сейчас нам отдали и ОКС. Думаю, при наплыве граждан очереди могут образоваться.

Поэтому хочу обратить внимание граждан: документы по объектам капитального строительства мы будем принимать в первом подъезде по адресу улица Авангардная, 74. Таким образом мы попытаемся разъединить два потока – по земельным участкам и по ОКС.

- А если человеку надо зарегистрировать и землю, и дом?

- В обоих офисах можно сдать документы и на то, и на другое. Если ваша цель – зарегистрировать земельный участок и объект капитального строительства, то документы можно сдать в одном месте, заплатив установленную законом плату.

Хочу отметить еще один момент. С 2009 года по закону для регистрации земли кадастровый паспорт не нужен. Объясню, почему. По идее, кадастровый паспорт бессрочный, но появилось много подделок. Поэтому закон предписывает регистраторам запрашивать сведения из нашей базы данных.

Практика последних двух лет показала, что поддельных кадастровых паспортов – огромное количество: в них указаны «удобные» риэлтору площадь или разрешенное использование земли. Бывает и такое, что паспорт есть, а объект в базе данных не зарегистрирован.

- И как разрешаются подобные ситуации, когда в паспорте – одно, а в вашей базе данных - другое? Истину устанавливают через суд?

- Начинаем разбираться. Просматриваем журналы выдачи кадастровых паспортов – а выдавался ли он? В зависимости от результатов действуем дальше.

ДОКУМЕНТЫ МОЖНО ПРИСЛАТЬ ПИСЬМОМ

- Вот есть еще такой вопрос от нашего читателя Алексея: «При переходе баз данных из ЕГРЗ в АИС ГКН большое количество земельных участков исчезли из кадастра. В то же время в едином реестре прав на недвижимое имущество сведения о праве собственности на данные участки сохранились. Налоговые органы требуют правильное начисление налогов, но из ГКН получить сведения о кадастровой стоимости земельных участков невозможно. Как быть в этом случае?»

- 1 августа 2001 года создалась кадастровая палата, и уже со 2 августа мы обязаны были выдавать кадастровые паспорта. У специалистов кадастровой палаты еще даже не было компьютеров, и паспорта делались вручную. Конечно, такой «рукописный» паспорт затем должен был в электронном виде попасть в базу данных. К сожалению, иногда этого не происходило либо по халатности наших сотрудников, либо просто не хватало времени и рук.

В таких случаях собственнику к документам нужно приложить копию свидетельства о регистрации права собственности, и мы эти участки восстанавливаем в нашей базе данных. Ничего страшного не произошло. К нам можно даже не приходить, а прислать заявление и копию документа письмом.

- А при регистрации объектов капитального строительства кадастровый паспорт нужен?

- Вот при регистрации ОКС кадастровый паспорт пока обязателен. Но, думаю, с 1 января 2013 года эта норма будет отменена по аналогии с регистрацией земли, когда регистратор сам использует сведения из базы данных кадастра.

Но хочу обратить внимание: если кадастровый паспорт не нужно предъявлять при регистрации земельного участка, это не значит, что он вообще не нужен! Если его нет в нашей базе данных, то мы не сможем поставить его на учет и выдать регистраторам сведения об этом. Поэтому, прежде всего, нужно убедиться в том, что в нашей базе данных есть сведения о данном земельном участке. Если же земля на учете у нас не числится, то в регистрирующий орган нужно сдать документы сразу с планом межевания, и мы параллельно подготовим кадастровый паспорт.

СОБСТВЕННИК ОБЯЗАН ЗНАТЬ!

- Законы меняются, республика участвует в разных «пилотах» - собственнику можно запутаться… Назовите несколько обязательных правил, которые собственник должен выполнять.

- Правило первое: при покупке квартиры или дома не полениться самим, а не через риэлтора, получить у нас достоверные сведения по этим ОКС – реальную площадь, какие-то примечания, например, есть ли самовольные постройки. Ведь в последствии новый собственник может столкнуться с проблемой, когда ему придется узаконить строения через суд.

- Для получения сведений обязательно надо приезжать к вам в офис, делать запрос?

- Все справочные сведения можно посмотреть и получить бесплатно через портал portal.rosreestr.ru, введя кадастровый номер или адрес объекта. А вот кадастровый паспорт на земельный участок – платный: 200 рублей на бумажном носителе, 150 рублей – на электронном.

- Сведения о земле, которую собирается приобрести заявитель, тоже можно узнать через портал?

- Можно, введя кадастровый номер участка, который вам предложил риэлтор. Ведь первый вопрос, который вы должны задать риэлтору, - стоит ли данный участок на кадастровом учете? Если стоит, то узнайте его номер, по которому затем можно будет узнать интересующие вас сведения – кадастровую стоимость и площадь участка, разрешенное использование, находится ли в чьей-то собственности. В пункте 16 (примечания) будут отмечены все нюансы.

И можно выбрать способ получения документа – на ваш электронный адрес или на бумажном носителе в приемных пунктах кадастровой палаты, которые есть во всех 44 районах республики. А в Казани у нас сейчас действует четыре пункта - на ул.Кулагина, 1; ул. Авангардная, 74; пр. Победы, 100; ул. Гагарина, 103. И сразу через портал можно «заказать» день и время, когда вы сможете забрать этот документ.

«ИСПОЛКОМЫ НЕ ДОЛЖНЫ ГОНЯТЬ ЛЮДЕЙ ЗА СПРАВКАМИ»

- А для чего чаще всего запрашивают подобные справки?

- Чаще всего справки требуются для предоставления в исполкомы. Хотя сейчас есть закон о межведомственном взаимодействии, и исполкомы не должны гонять людей за справками. Если одному органу власти нужен документ, который находится у другого органа власти, то он должен запросить сам, и ему документ будет выдан бесплатно.

Еще запрашивают сведения на бумажном носителе для банков. На днях прошло совещание управления Росреестра по РТ с банками - пытаются уговорить их работать с документами на электронном носителе, делать запросы самостоятельно и не мучить людей.

- Если мне надо предоставить справку в какой-либо орган и я распечатала эти сведения у себя дома, то надо ли мне ее заверять у вас?

- Для того чтобы вы смогли предоставить сведения в какой-либо орган, у вас должна быть своя ЭЦП – электронно-цифровая печать. Причем, ЭЦП должна быть и у того органа, куда вы понесете справку. ЭЦП приобретается у удостоверяющего центра, который заключает соглашение с кадастровой палатой. Поэтому в основном у нас запрашивают данные на бумажном носителе. В принципе, сегодня бумага нужна только банкам, но с ними мы пытаемся договориться. Думаю, все будет нормально – заключим с ними соглашение, и банки перестанут отправлять людей за бумажными справками. Единственный орган, кому нужен кадастровый паспорт, это исполкомы, но по закону с 1 июля 2012 года органы власти будут сами запрашивать у нас данные.

IMG_4493.jpg
«Все сведения доступны – зная кадастровый номер или адрес, делаете запрос, платите 200 рублей, и вам выдадут интересующие вас сведения»

«КАДАСТРОВЫЕ ИНЖЕНЕРЫ – ЭТО ТЕ ЖЕ «МЕЖЕВИКИ»

- Кто такие кадастровые инженеры? С созданием института кадастровых инженеров СРО не исчезнет ли служба БТИ? Что их ждет? Будут ли расформированы? (Артем)

- Этот вопрос всех интересует… Кадастровые инженеры – это те же «межевики», сотрудники межующих организаций. С прошлого года на рынке имеют право работать только кадастровые инженеры – профессиональные исполнители кадастровых работ, имеющие квалификационный аттестат и персонально отвечающие за результат своей деятельности.

Чтобы стать кадастровым инженером, надо сдать соответствующий экзамен, который проходит в специальном учебном классе при управлении Росреестра по РТ, где над каждым компьютером – видеокамера, работающая в онлайн-режиме. За один час экзаменуемый должен ответить минимум на 64 вопроса из 80. Экзамен проходит на федеральном уровне, а здесь, в республике, присутствует наблюдательная комиссия, в которую входят представители минземимущества, Росреестра, кадастровой палаты.

Сдав экзамен, кадастровый инженер получает аттестат, о чем уведомляет кадастровую палату, так как нам с ним предстоит работать.

- То есть это не ваши подчиненные?

- Нет, это самостоятельные единицы, имеющие свою печать и подпись и лично отвечающие за результаты своей работы.

Государство расширило рынок - техпланы будет готовить целая «армия» кадастровых инженеров, и цены на эти работы, думаю, будут снижаться. На сегодняшний день у нас 400 кадастровых инженеров. А по ОКС все время было только монополист БТИ, и 5-6 лет назад появился орган Ростехинвентаризации. С 1 января 2012 года наша республика опять в «пилоте»: обмерами ОКС имеют право заниматься и БТИ, и кадастровые инженеры. Органам БТИ такое право дали до 1 января 2014 года. Затем БТИ не расформировывается, а начинает трансформироваться в кадастровых инженеров.

Уже сейчас БТИ переквалифицирует своих сотрудников в кадастровых инженеров. Но, повторюсь, каждый кадастровый инженер работает самостоятельно и лично несет уголовную ответственность за результат своей работы. Если что-то он не доделал, кадастровая палата сразу это увидит. Это очень кропотливая работа. Например, кадастровый инженер при замере земельного участка должен не только согласовать границы со всеми соседями, но и приложить копию их правоустанавливающих документов.

«15 КАДАСТРОВЫХ ИНЖЕНЕРОВ УЖЕ ЛИШЕНЫ АТТЕСТАТА»

- Как можно узнать, что кадастровый инженер – не «самозванец»?

- С текущего года мы на своем сайте kadastr.tatarstan.ru разместили информацию обо всех кадастровых инженерах. Кадастровая палата в течение года наблюдает за работой всех кадастровых инженеров, собирает их самые грубые ошибки. И тех, кто допустил за один год более десяти грубых ошибок в своей деятельности, мы вызываем на заседание специальной комиссии.

Недавно состоялось первое заседание комиссии, на котором 15 из 47 кадастровых инженеров, допустивших грубые ошибки, были лишены аттестата. В состав комиссии входят представители минземимущества, кадастровой палаты, Росреестра. На ее заседание приглашаются кадастровые инженеры. Мы заранее рассылаем им свои замечания, чтобы они могли подготовиться. Лишенные аттестата в течение двух лет не имеют права заниматься этой работой. Поэтому я призываю всех быть внимательными и не иметь дела с кадастровыми инженерами, лишенными аттестата.

ПРОВЕРКА ПОКАЗАЛА: ВСЁ ПО ЗАКОНУ

- Назовите крупнейших землевладельцев республики (Рамиль).

- Все сведения кадастра доступны – зная кадастровый номер или адрес, делаете нам запрос, платите 200 рублей, и вам выдадут интересующие вас сведения, конечно, без паспортных данных. Но tор-списки обладателей крупных земельных участков мы не составляем.

- После «дела Тимофеева» внимание к законности выдачи земельных участков было усилено?

- В свое время президент РТ Рустам Минниханов дал указание исполкомам не переводить земли сельхозназначения в другие виды использования, особенно это касается пригородных районов. Вы же знаете, что ряд инвесторов, купив большое количество земли, ничего на них не делает. И изъять эти земли можно только через суд, как, например, участки в сторону Зеленодольска.

Что касается усиления внимания, то проведена проверка документов, на основании которых была произведена передача земли за последние три года. Во-первых, перевод земель сельхозназначения под жилищное строительство происходит только по решению кабинета министров РТ. Глава администрации не имеет права этого делать. Проанализировав документы за три года, мы не нашли ни одного случая, когда земли были бы переданы без соответствующего документа – все происходило с согласия кабмина РТ. Все сведения переданы и в прокуратуру для проверки их правомерности.

«ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ И НА ДОМА»

- Распространяется ли «дачная амнистия» на жилые дома, построенные в коттеджных поселках. Пример: имеется зарегистрированный земельный участок в поселке Царицыно, на нем построен жилой дом, который в собственность не оформлен. Какие документы необходимо представить в регистрирующий орган для его регистрации? (Марсель).

- Да, «дачная амнистия» на дома распространяется, но в том случае, если дом не более трех этажей и площадью не более трех тысяч квадратных метров. Если дом с большей площадью, регистрация в рамках «дачной амнистии» не пройдет.

Что касается предоставляемых документов, то все очень просто – свидетельство на землю, декларация на дом и госпошлина. На то она и дачная амнистия. Всю информацию можно найти в интернете, также у нас работают консультанты по телефонам (843)533-10-20, 533-10-30.

- «Дачная амнистия» продолжается уже несколько лет. Много граждан обратилось за это время?

- «Дачная амнистия» ведь больше касается Росреестра, где и производится регистрация права собственности. По словам заместителя руководителя этого ведомства, особого ажиотажа и не было.

- А какова судьба брошенных садовых участков?

- Когда человеку приходит квитанция на уплату земельного налога на земельный участок, которым он никогда не пользовался, есть два варианта решения проблемы. Если вы не хотите владеть этим участком земли, то об этом надо указать в заявлении в орган исполнительной власти. И тогда по истечении определенного срока земля вернется в госсобственность.

Если же человек не владеет данным земельным участком, а налог на него приходит, то надо подать заявление в кадастровую палату, а мы уже сами обратимся в исполком с вопросом, предоставлялся ли этот участок данному гражданину. Если исполком ответит, что никогда не предоставлялся, то мы этот участок убираем из своей базы данных и архивируем, о чем в течение десяти дней уведомляем налоговую службу.

- С конкретным вопросом обратилась наша читательница Олеся из Альметьевска – по поводу получения кадастрового паспорта…

- К сожалению, Олеся неточно указала регистрационный номер, и мы пока не можем ей ответить. По указанным в вопросе номерам в программном комплексе АИС ГКН заявления не обнаружены. В целях наиболее полного и всестороннего рассмотрения проблемы рекомендуем ей обратиться письменно в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ (г. Казань, ул. Кулагина, 1) и указать в нем правильные номера заявлений либо кадастровый номер объекта, в отношении которого поданы эти заявления. Либо обратиться к нам через наш сайт kadastr.tatarstan.ru.

- Понадобится ли мне в будущем технический паспорт на приватизированную квартиру? Или он нужен был только для регистрации права собственности и получения кадастрового номера? (Людмила).

- Как я уже говорила, если у вас уже зарегистрировано право собственности, технический паспорт не нужен.

IMG_4404.jpg
«Кадастровая палата – завод по обработке информации»

В ИСПАНИИ НА КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ СТОИТ ДАЖЕ МЕДВЕЖЬЯ ТРОПА …

- Читатель Гилязов Г.Г. спрашивает, почему не регистрируют право на долю в незавершенном строительстве объекта, хотя решением суда обязаны это сделать?

- Данный вопрос нужно адресовать не кадастровой палате, а управлению Росреестра по РТ, которое расположено по адресу: г. Казань, ул.Авангардная, 74.

- Люди путаются, потому что, вроде, госреестр и кадастр объединили …

- С госреестром объединили не кадастровую палату, а Роснедвижимость, занимающуюся земельным контролем и мониторингом. Также в регистрационную службу объединили картографию и геодезию. Кадастровая палата – отдельное юридическое лицо, наш учредитель в Москве – это Росреестр, который контролирует нашу работу.

Кадастровая палата – молодая, ей всего 10 лет. Нас даже в командировку за границу направляли, чтобы мы познакомились с работой подобных служб. Сама я была в Испании. На мой вопрос, сколько лет их кадастровой палате, был ответ: «Мы еще молодые – нам всего 235 лет»… А нам в то время было пять лет. У них даже животные стоят на кадастровом учете! В Испании есть медведь, который каждые три года мигрирует к медведице во Францию. Так на кадастровом учете стоит даже тропа, по которой ходит этот медведь…

В Испании на кадастровом учете стоят все поля, и за работой фермеров наблюдают. Если, например, субсидии выдаются на выращивание кукурузы, а фермер вырастил зерно, то он субсидию больше не получит…

И у них точно и вовремя платят налоги 99,98% собственников. А остальные 0,02% просто забыли в этот день уплатить. У них очень развито sms-информирование о сроке уплаты налога и уплата через интернет.

- А у нас как с уплатой налогов?

- Размеры России и Испании не сравнимы…

«ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ 1996 ГОДА СТАЛА СПАСЕНИЕМ ДЛЯ МНОГИХ»

- А что можете сказать об инвентаризации земель. Сейчас эта информация для кого-нибудь полезна?

- К нам поступает много жалоб на результаты инвентаризации земель 1996 года. А я благодарна первому президенту РТ Минтимеру Шариповичу Шаймиеву за то, что он инициировал такую большую работу. Объясню, почему. Большое количество людей жили в своих домах, не имея на это документов. И инвентаризация стала для них спасением, потому что во время нее им быстро зарегистрировали право собственности. Но некоторые «нестыковки» встречаются, когда землей не пользуются, а налог приходит.

Главное, чтобы мы с Росреестром видели базы данных друг друга. Ведь кадастровая палата готовит кадастровый паспорт для Росреестра, мы – технический исполнитель, завод по обработке информации. Приходят документы – ставим на учет. Думаю, так и будет – база данных станет объединенной: Росреестр, увидев в нашей базе данные об учете объекта, регистрирует право собственности на него, а мы будем видеть, является ли собственником обратившийся к нам человек.

В этом году объединение баз данных уже началось, и она будет называться «Единая федеральная информационная система недвижимости» (ЕФИСН). В настоящее время наши два ведомства сверяют свои базы и производят чистку данных, приводя их к общему значению.

IMG_4402.jpg
«Зарплата небольшая, как у всех бюджетников – в среднем 11 - 12 тысяч рублей. Но за счет экономии фонда заработной платы удается поощрять тех, кто хорошо работает»

«ЕСЛИ ОТКАЗЫВАЕМ, ТО ОБЪЯСНЯЕМ, ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ»

- Это огромный объем работы, а ведь параллельно надо вести и текущую работу. У вас большой штат?

- Штат для работы такого масштаба небольшой, но люди подобрались профессиональные. У нас по штатному расписанию со всеми районами - 1236 человек, фактически работают порядка 1120, из них 800 человек – в центральном аппарате. В основном работают женщины – 98 процентов, а средний возраст сотрудников – 28 лет. Работа у нас очень кропотливая и ответственная, и мужчины не выдерживают…

- У вас - государственная служба?

- Нет, мы – бюджетная организация.

- А зарплата какая?

- Зарплата небольшая, как у всех бюджетников – в среднем 11 - 12 тысяч рублей. Но за счет экономии фонда заработной платы удается поощрять тех, кто хорошо работает.

- У вас много судебных дел?

- Огромное количество! Нас часто привлекают, чтобы, например, признать право собственности.

- А непосредственно с кадастровой палатой часто судятся?

- Конечно! В основном, в суде обжалуются решения об отказе в кадастровом учете. Юристов у нас человек 15, и они очень профессиональные. Мы же не просто пишем отказ, ссылаясь на какую-то статью закона, а полностью обосновываем наше решение и пишем, что человеку следует сделать, чтобы мы смогли законно поставить его объект на учет. Был случай, когда одна наша сотрудница пять дней писала 15-страничный отказ по сельхоздолям! Целая диссертация... И так поступать нам предписывает закон. Очень часто помочь людям может только решение суда, так как закон не охватывает все частные ситуации.

«ВСЕГДА ИДЕМ НАВСТРЕЧУ И ПРОЦЕССЫ УСКОРЯЕМ»

- Насколько часты случаи коррупции в кадастровой палате?

- Хотя один неприятный случай мошеннических действий в прошлом году был, но коррупция у нас практически исключена. Объясню, почему. До 2008 года у нас каждый филиал принимал документы, сам обрабатывал их и выдавал кадастровый паспорт. Но произошла централизация, в результате чего в районах осталась функция только приема и выдачи документов: принимают у людей документы, сканируют их и в электронном виде присылают в центральный аппарат, где подготавливается кадастровый паспорт и отсылается таким же способом в районы. Там паспорт распечатывается, заверяется печатью и подписью и выдается человеку. Мало того, в центральном аппарате все функции разделены: один отдел получил документ, другой его отсканировал и передал в третий, который распределил по другим соответствующим отделам….

Раньше один человек делал все сам – от ввода данных до печати и подписи. Вот здесь и могла быть коррупция. А сейчас в процессе участвует семь человек, причем, это не означает, что документ попадет к определенному человеку, ведь начальник отдела, видя, что кто-то загружен, может перенаправить документы другому сотруднику. В отделе – по 100 человек, и неизвестно, кому попадут ваши документы, и с кем «договариваться»...

А в плане мошеннических действий единственное – это ускорение. В прошлом году у нас на этом и попался молодой консультант.

- Вы имеете в виду Рамиса Хадеева?

- Да. Он взял деньги якобы за ускорение процесса по трем участкам, а сам просто присвоил денежные средства. По закону у нас нет ограничения по срокам обработки данных и постановки на кадастровый учет, поэтому ускорение возможно. Когда ко мне приходит письмо с просьбой ускорить оформление земельного участка, и если причина уважительная, я разрешаю сократить сроки подготовки документов, даже не видя человека.

Хочу обратиться ко всем людям: если у вас ситуация сложилась так, что необходимо ускорить постановку на кадастровый учет земли или ОКС, обращайтесь непосредственно ко мне, приложив соответствующие документы – направление в больницу и т.п. Мы всегда идем навстречу и процессы ускоряем.

«МЫ КАК ВРАЧИ – НЕ МОЖЕМ ДИАГНОЗ ПОСТАВИТЬ ПО ОПИСАНИЮ …»

- Моей маме от тети по завещанию достались дом, участок и право на землю (есть все подтверждающие документы). Дом и участок оформить получилось, а с землей возникли проблемы. При обращении в письменном виде к главе с\с Садыковой 10.05.2011 г. официального ответа нет. Есть ли возможность получить данную землю? Из налоговой приходят письма для оплаты налога за эту землю, которые мама исправно платит. (Наталья).

- Мы как врачи – не можем диагноз поставить по описанию … Нам надо показать эти документы. Я предполагаю, что в свое время дом был узаконен, а земля нет. Часто люди путают: в документе на дом написано, что «дом стоит на земельном участке такой-то площади», но это не значит, что и земля узаконена. Необходимо, чтобы было написано: «дом стоит на участке земли такой-то площади, принадлежащей такому-то…». Если так произошло и в данном случае, то можно пойти в органы исполнительной власти и на том основании, что ей принадлежит дом, потребовать в собственность землю под ним и вокруг него для хозяйственных нужд. Исполком решит, дать землю либо в собственность, либо в аренду.

- А если на уровне сельсовета не реагируют на письма?

- Значит, надо писать выше – в исполком района. Но сначала советую сделать запрос у нас – может быть, есть какая-то информация, например в материалах инвентаризации, в архивах, и мы выдадим им кадастровый паспорт на землю.

- Вправе ли кадастровая палата по РТ отказать в оформлении кадастрового паспорта на часть жилого дома как объекта учета, если документы сданы до 1.01.2012 г. в РГУП БТИ? При этом обе организации предлагают оформить кадастровый паспорт на квартиру, а не на часть жилого дома (Сергей).

- Для того чтобы провести кадастровый учет части жилого дома, документы должны были поступить в кадастровую палату до 1 января 2012 года. С 1 января 2012 года в Республике Татарстан начал действовать новый порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный приказом минэкономразвития №577, в соответствии с которым учет частей объектов не предусмотрен.

- Подскажите, пожалуйста, как зарегистрировать договора аренды участков лесфонда без межевания всего квартала? Кадастровая палата поставила на учёт лесные земли по материалам лесоустройства без определения их границ, и теперь регпалата отказывает в регистрации на том основании, что участки не размежёваны. А это непосильная задача, там ещё нужно согласовать границы участка со всеми смежниками - это очень дорого и нереально долго, а часто невозможно. Берёшь десять соток леса, а размежевать требуется целый квартал! (Матвей Левинзон)

- Это достаточно серьезный вопрос, и без детального изучения документов сложно что-либо ответить. Я рекомендую записаться на личный прием ко мне либо к моим заместителям по телефону (843)533-10-92, представить все имеющиеся документы, чтобы подробно разобраться в ситуации и найти наиболее эффективное решение.

«СОВЕТУЮ МЕЖЕВОЙ ПЛАН ИЗГОТАВЛИВАТЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ»

- Поступил вопрос от начальника казанского филиала Автоградбанка Марины Падюкиной: «Наш банк неоднократно сталкивался с проблемами при решении вопросов межевания земельных участков. Ни разу в 30-дневный срок не удавалось зарегистрировать межевание в кадастровой палате. Такое ощущение, что 29 дней документы никто не рассматривает, а на 30-й находят ошибку и возвращают. Ошибки исправляем, а через 30 дней нам указывают на другие ошибки… Почему нельзя выявить все ошибки сразу? Почему нет аккредитованных фирм от кадастровой палаты, в которых можно верно оформить документацию?

- По закону дело рассматривается в течение 20-ти рабочих дней, и на 18-й рабочий день у нас выходит либо отказ, либо приостановка. Посмотреть документы заранее мы просто не можем физически: ежедневно к нам поступает более трех тысяч обращений. Другой вопрос, когда, во-первых, не все ошибки были обозначены нашим специалистом при первом отказе, во-вторых, когда кадастровый инженер, исправляя одни ошибки, допускает другие. Бывают и такие случаи, и их большинство, когда кадастровый инженер из раза в раз повторяет ошибки, на которые мы уже указали.

Если заминка в оформлении документов происходит по нашей вине, то кадастровый учет мы ускоряем. И за ошибку наказываем своего сотрудника.

Свой отказ мы аргументируем, и по закону мы не имеем права ни приостанавливать процесс, ни делать «доприносы». Мы не можем нарушать установленную законом процедуру.

Я вообще всем советую межевой план изготавливать в электронном виде, ведь так все процессы идут быстрее, минуя многие наши отделы. Заказали план кадастровому инженеру и ждете, когда он позвонит и скажет, что участок поставлен на кадастровый учет и его номер такой-то. Зная кадастровый номер, можно уже идти в Росреестр и устанавливать право собственности, ведь при этом кадастровый паспорт не нужен. А в это время кадастровая палата с кадастровым инженером продолжает работать – «шлифовать» документ, и человек лишний раз не ходит, не стоит в очереди, не получает отказы.

IMG_4465.jpg
«Когда в 2001 году кадастровая палата создавалась, у нас на учете было около 80 тысяч земельных участков, а на сегодняшний день – 1,9 миллиона»

«ТОЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ЗНАЕТ ТОЛЬКО ПОСЕЛКОВАЯ ВЛАСТЬ»

- Из года в год число обращений меняется?

- Число обращений растет в огромных количествах! Когда в 2001 году кадастровая палата создавалась, у нас на учете было около 80 тысяч земельных участков, а на сегодняшний день – 1,9 миллиона. За десять лет произошел огромный прорыв, постановка на учет идет постоянно.

- А можно сказать, сколько еще не поставлено на учет?

- Есть «пустота» на карте, но в цифрах я не могу сказать. Например, есть участок в несколько гектаров, но один это участок или несколько? А может быть, «белое пятно» на карте – это овраг или лес, которые не ставятся на кадастровый учет? Точную информацию может узнать только поселковая власть, пройдя по улицам.

- А как меняется динамика обращений к вам, допустим, за последние годы?

- В прошлом году было порядка 260 тысяч запросов, около двух миллионов обратились по поводу изменений адресов, было поставлено на кадастровый учет примерно 67 тысяч новых земельных участков. И примерно с 2005 года такие показатели ежегодно. А так как с 1 апреля у БТИ заканчивается право приходить к нам, то, думаю, объемы возрастут еще больше.

«ЧТОБЫ ВСЕГДА ОСТАВАЛИСЬ ОБЪЕКТИВНЫМИ…»

- И наш завершающий вопрос – читаете ли газету «БИЗНЕС Online»? Есть нам пожелания?

- Читаю вашу газету давно и постоянно. Хотелось бы, чтобы вы всегда оставались объективными и до публикации брали комментарий у всех заинтересованных сторон.

Ну, а вообще, я не знаю другой такой газеты, которая откликалась бы на события так оперативно, как «БИЗНЕС Online». И комментарии читать очень интересно – если их много, то, значит, материал стоит прочитать. Думаю, и на нашем сайте надо сделать подобное, например, самый задаваемый вопрос.

- Ленара Акмалутдиновна, спасибо вам за актуальную и полезную информацию!