«БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ БУДУТ ЛЕТАТЬ»

О скором создании набережночелнинского авиационного учебного центра (АУЦ) «БИЗНЕС Online» рассказал известный в РТ авиатор, президент федерации парашютного спорта РФ, помощник председателя ДОСААФ РФ Сергей Серендеев. По его словам, в проекте заинтересованы руководство Набережных Челнов, ДОСААФ РФ и Росавиация. Также могут участвовать те, кто хочет обеспечить стоянку и обслуживание своим самолетам и вертолетам.

Цель создания АУЦ – теоретическая и практическая подготовка пилотов для авиации общего назначения (АОН). Не будет ли центр дублировать работу казанского АУЦ «Авиатор»? «Да, в Куркачах уже действует такой центр, но они не будут пересекаться: у вас – Приволжский регион, у нас – Закамский», - уверен Серендеев. Он считает, что потребность в таком центре и даже просто в авиационной площадке в районе Набережных Челнов и Нижнекамска назрела: «У нас уже довольно много вертолетов летает. Челны – город большой, рядом – Нижнекамск, «Алабуга» с их многочисленными предприятиями. Думаю, бизнес-структуры будут летать, а для этого необходимо соответствующее обслуживание». По словам Серендеева, решается вопрос с персоналом – переговоры ведутся с одной из авиакомпаний, специалисты которой, предположительно, подготовят в Челнах местных инструкторов.

Инфраструктура центра будет состоять из вертолетной площадки и взлетно-посадочной полосы (ВПП) для легких самолетов с полным набором светосигнального оборудования. На место уже приезжал представитель чешской компании, разрабатывающей и производящей такие приборы, их изготовление займет примерно три месяца. «Сейчас на выходе документы по подбору площадки, - сообщил Серендеев. – Когда сойдет снег, начнутся строительные работы». Площадка под АУЦ подобрана в районе НТЦ КАМАЗа. Авиапарк центра, предположительно, будет состоять из вертолетов Robinson и MD, а также легких самолетов Cessna и Piper. Ведутся переговоры по поводу поставки в лизинг. На первых порах будет порядка пяти вертолетов и трех самолетов. Сумму вложений в проект Серендеев называть не стал.

1.jpg
Сергей Серендеев (справа) уверен, что в Закамье есть спрос на услги авиации общего назначения

МЕНЗЕЛИНСК – БАЗА ТРЕНИРОВКИ КОСМОНАВТОВ

Открытие АУЦ намечено на 2013 год. Предполагается, что действовать он будет в связке с другим центром – приволжским федеральным парашютным, создаваемым в Мензелинске усилиями района и ДОСААФ РФ на базе местного аэроклуба. Такие парашютные центры, где проводятся обучение и соревнования, есть в остальных семи федеральных округах РФ. Самый мощный – московский, где совершается порядка 110 тыс. прыжков в год, предполагается, что в Мензелинске будет 70 тыс. Сейчас идет лицензирование, сертификация документов, а открытие намечено на июнь.

На создание центра претендовали Чебоксары, Ижевск, Самара. «Мы выиграли за счет того, что республика развита в авиационных вопросах, и идея полностью поддерживается руководством Татарстана», - объяснил Серендеев. Благодаря такой продвинутости РТ, минобороны без проблем выделило для Мензелинска два самолета L-410 и вертолет Ми-8. Вообще же предполагается передовое приборное, тренажерное и прочее обеспечение. По словам Серендеева, привлекательность центра резко повышает то, что там есть ВПП с системой ведения воздушных судов. Отметим, что в Мензелинске в 2010 году проводился чемпионат мира по парашютному спорту, а в 2011-м – Кубок России по вертолетному спорту. Любопытная деталь. С прошлого года в Мензелинске проходят парашютные сборы российского отряда космонавтов: три недели в июне и три - в августе. Мензелинск выбран из-за хороших бытовых условий, оснащения, надежной системы охраны. По словам Серендеева, на этот год с Роскосмосом уже заключен соответствующий договор.

По словам Серендеева, сейчас создается попечительский совет набережночелнинскогго АУЦ, и вырисовываются компании, которые готовы участвовать в его жизни. Сегодня в развитии центра участвует, например, чистопольское ООО «ПКФ «Бетар». Как говорит Серендеев, пока бизнес не хочет напрямую вкладываться в АОН, хотя многие предприниматели начали интересоваться различными аспектами авиадеятельности – учатся на пилотов, покупают вертолеты и самолеты, намерены использовать АОН в своей деятельности.

ТАТАРСТАНЦЫ РАВНОДУШНЫ К ПОЛЕТАМ

Любопытно, что в 2011 году в казанских компаниях, работающих в сфере АОН, отметили увеличение интереса к частной авиации.

Руководство ООО «Фирма «МВЕН», - разработчик легких самолетов, и парашютных систем спасения для них, - отмечало рост продаж этих систем. Тенденцию связывают с тем, что 1 ноября 2010 года в РФ начала действовать уведомительная система полетов - отменены сложные согласования полетов частных воздушных судов с Росавиацией.

В образовательном учреждении дополнительного образования взрослых «Авиационный учебный центр «Авиатор» отметили десятикратное увеличение количества желающих получить лицензию пилота АОН. И это несмотря на то, что цена обучения выросла с 290 тыс. до 350 тыс. рублей. Клиенты центра тоже объясняют свой интерес тем, что «небо открылось». Но вот что интересно: татарстанцев среди массы желающих получить пилотские «корочки» совсем немного – максимум, четверть. Большая часть курсантов - из Москвы, Ульяновска, Тюмени, Самары, Екатеринбурга, Перми, Краснодара.

«Не знаю, в чем дело, - говорит директор «Авиатора» Василь Ханафиев. - И ведь не каждый город может похвастаться авиационным учебным центром. Но татарстанцы почему-то не идут».

То же подметил и заместитель генерального директора МВЕН Михаил Невельский: «Вопреки давним понятиям, в Татарстане не очень-то много летающих людей и эксплуатируемых аппаратов. Очень летающие регионы – Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Красноярск».

В прошлом году Ханафиев не исключил возможности увеличения конкуренции на рынке образовательных авиауслуг, в том числе и в Татарстане, хотя и уточнил: «Подобные нашему центру структуры в ближайшее время вряд ли появятся – создать такое предприятие непросто». По словам директора «Авиатора», аналогичные заведения есть только в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре. По оценке Ханафиева, частные лица владеют в РТ примерно 50 самолетами и 20 вертолетами.

КАЗАНЦЫ ПРИГОНЯЮТ «ШИКАРНЫЕ» САМОЛЕТЫ

«БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать набережночелнинскую инициативу казанских авиаторов.

Шавкат Умаров - руководитель Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации:

- Знаю, что в Мензелинске есть хороший аэродром ДОСААФ с отличной базой, и рассматривается вопрос о возможности открытия в том краю учебного центра. Но деталей пока не сообщалось… Что тут можно сказать? Если люди, о которых вы говорите, имеют желание сделать центр, нормальный аэродром, получить сертификат, – отлично, пусть делают. Может и желающих научиться летать в республике больше станет. И потом, в Челнах, Нижнекамске и окрестностях, наверняка, уже сейчас немало людей, которые подумывают о полетах, но ехать в казанский учебный центр – далеко. А тут все-таки рядом. Словом, я только «за»… Кстати, в Татарстане все больше становится людей, которые интересуются возможностью получить сертификат пилота, кто покупает самолеты и летает – реальная тенденция. Для многих богатых самолет, вертолет уже не диковинка. Вот только недавно из Швеции пригнали шикарный самолет. А мотодельтапланов в Татарстане вообще много … Но - процесс идет не так быстро, как в Москве и в Петербурге. В казанском учебном центре нет такого ажиотажа, как в столицах. Хотя все условия для этого, казалось бы, имеются. И больше приезжают учиться из других регионов. Просто удивительно! Может, потому, что у нас народу намного меньше, да не такие богатые? Или в Татарстане люди другим немного заняты?

Михаил Невельский – финансовый директор ООО «Фирма «МВЕН»:

- Не знаю про этот центр, но если кто-то его делает, значит, считает, что он будет нужен, видит перспективу. Не будет перспективы – закроются. Ничего страшного – это же, как я понимаю, не государственный проект, а частная инициатива. Видимо, люди подметили, что идет какое-то развитие, народ все больше летает. Да посмотрите: в казанском учебном центре – очередь. Кстати, поэтому МВЕН свой такой центр организует. А то нам для нужд своего производства легких самолетов надо оперативно готовить людей, а мы в очередь должны вставать. Но, конечно, к нам смогут прийти учиться и люди «со стороны». Это будет отдельное от МВЕН заведение, просто мы его ориентируем, в первую очередь, на себя. Сейчас решаем вопросы по лицензии… Спрос в Татарстане, конечно, есть. Сообщество это не замыкается в границах, идет сплошное пересечение – и ульяновцы рядом, и чуваши, и марийцы, и другие. Казанским центром пользуются и москвичи, хотя в столице - четыре таких фирмы, но там и дороже значительно, и очередь еще больше.

Радик Халиуллин – начальник центрального аэроклуба РТ ДОСААФ РФ:

- Спрос на такие услуги, конечно, есть. Но вот что удивительно – в имеющийся казанский авиационный центр приезжают учиться, в основном, из других регионов! Татарстанцев почему-то мало… Говорите в Челнах вертолеты будут? Это интересно. Если пилотов самолетов в республике готовят ДОСААФ, авиационный учебный центр, то управлять вертолетом не учит никто. И если кто-нибудь сделает специализированный вертолетный центр, это будет, думаю, еще интереснее – ближайшие такие курсы в Москве.

Василь Ханафиев - директор частного образовательного учреждения дополнительного образования взрослых «Авиационный учебный центр «Авиатор»:

- Спрос? Мне кажется, в республике народ не готов еще к этому - по-прежнему запросов нашему центру больше из-за пределов Татарстана. Может быть, ближе к Альметьевску и есть люди с деньгами, которым все это интересно… Трудно что-либо сказать о новом проекте, не зная о его специализации. И потом, будет очень трудно организовать дело с чисто процессуальной точки зрения. У нас-то, людей подготовленных, ушло на это 9 месяцев.