ТЕРМИН РАЗОШЕЛСЯ НА 33 ЗАКОНА

Необходимость принятия закона "Об аффилированных лицах" вызвана отсутствием внятного определения данного понятия, говорится в пояснительной записке к законопроекту. При этом сам термин «аффилированные лица», по подсчетам минэкономразвития РФ, в том или ином виде используется в 33 действующих законах. В частности, в законе "Об акционерных обществах", "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", "О рынке ценных бумаг", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Но в законах, регламентирующих защиту конкуренции, используется термин «группа лиц». Попытка привязать понятие аффилированных лиц к антимонопольному законодательству привела к тому, что налоговое законодательство использует иной вариант термина аффилированности - "взаимозависимые лица".

Кроме того, в настоящее время в законодательстве РФ не решена проблема раскрытия информации об аффилированных лицах и ответственности за ее нераскрытие, уточняют авторы законопроекта (Николай Арефьев, Адриан Пузановский, Николай Савельев, Валерий Сергиенко, Михаил Емельянов и другие депутаты).

«Аффилированные лица - физические и (или) юридические лица, находящиеся в определенной настоящей статьей взаимосвязи с иным лицом», говорится в законопроекте. Формулировка не выглядит исчерпывающей. Зато содержит 24 признака аффлированности физических и юридических лиц.

АФФИЛИРОВАННОЕ ПО СЕМЕЙНОМУ КОДЕКСУ ЛИЦО

Основной признак аффилированности – наличие у компании 20% и более голосующих акций или 20% и более уставного капитала в дочерней компании. Аналогичное требование распространяется на «физическое лицо и (или) его супруга, родителей и иных лиц, которые в соответствии с Семейным законодательством РФ являются близкими родственниками».

Согласно законопроекту, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести учет аффилированных лиц в порядке. Особенности учета аффилированных лиц, являющихся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, регулирующим рынок ценных бумаг.

В законопроекте содержится перечень сведений, которые должна содержать информация об аффилированных лицах. Например, информация о физических лицах, являющихся аффилированными лицами юридических лиц, должна содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество с указанием, являются ли они индивидуальными предпринимателями; основание, по которому они являются аффилированными лицами данного юридического лица; дата, с которой они являются аффилированными лицами данного юридического лица; принадлежащий им (в том числе как доверительным управляющим или представителям) процент голосующих акций, уставного (складочного) капитала или голосов в высшем органе управления юридического лица.

Лица, виновные в нарушении требований, установленных российским законодательством к предоставлению информации о своих аффилированных лицах, несут ответственность в размере, не превышающем 1000-кратный МРОТ, говорится в законопроекте.

Он был внесен в план законопроектной деятельности комитета Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности еще во втором созыве, в 1999 году. В 2001-м был принят в первом чтении. Затем неоднократно фигурировал в планах на принятие, но дальше рамок комитета не выходил.

ПРОТИВ РАСПИЛА БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

С формальной точки зрения законопроект никто «не зарубал». Есть даже положительный отзыв правительства на этот законопроект, правда, с многочисленными замечаниями. Например, правительственные юристы предлагали вот так переписать термин «аффилированные лица» – это «юридические и (или) физические лица, находящиеся в определенных отношениях, способных оказывать влияние на получение выгоды в результате осуществления предпринимательской и (или) иной деятельности».

«В Думе второго созыва были сильны позиции КПРФ, и такой закон, ударяющий по интересам чиновников и их родственников, еще мог быть принят. Потом это стало невозможным», - говорит один из авторов законопроекта - зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

Он признает, что закон несовершенен, его необходимо переделать, сохранив не букву, но дух требований к аффилированным лицам. Дух закона должен состоять в том, чтобы чиновники и их родственники не могли образовывать вокруг госкомпаний и акционерных обществ с госучастием многочисленные фирмочки, занимающиеся освоением бюджетных средств, считает депутат.

По его мнению, за нарушение этого закона необходимо вводить не только административную, но и уголовную ответственность.

Похоже, законопроект действительно может быть наконец принят Госдумой. По крайней мере, в комитете по вопросам собственности большинство составляют представители фракций КПРФ (во главе с председателем) и «Справедливой России». И это значит, что проект может быть рекомендован к принятию на пленарной сессии.

Кроме того, на этой неделе президент РФ Дмитрий Медведев потребовал от руководителей госкомпаний и АО с госдолей до блокирующего пакета отчитаться о своих доходах (и доходах членов семей) за прошлый год не позднее 1 апреля. Это требование не получится выполнить, если не определить, кто с кем аффилирован.

На одном из первых заседаний Совета Госдумы во главе со спикером Сергеем Нарышкиным было определено, что судьбу законопроектов из думских запасников будут определять профильные комитеты. Законопроект, ранее принятый в первом чтении, может быть возвращен к процедуре первого чтения, но может быть и принят Госдумой по ускоренной процедуре.

ДО 4 МАРТА НЕ СКАЖЕТ НИКТО

Депутатскому законопроекту об аффилированных лицах и компаниях придется конкурировать еще с двумя аналогичными законопроектами и поправками в действующее законодательство. Известно, что администрация президента, точнее, президентский совет по кодификации готовит соответствующие поправки в Гражданский кодекс. Своя версия решения проблемы аффилированных лиц имеется и у минэкономразвития РФ. Чей вариант дойдет до принятия, не скажет никто. По крайней мере, до 4 марта.

В юридической практике почти нет случаев наказания компаний со стороны регулятора за непредоставление информации об аффилированных лицах и информации о выпуске ценных бумаг. За два последних года ФСФР оштрафовала только Сбербанк и ОАО «Первый канал».

В настоящее время в российском праве тема аффилированности раскрыта недостаточно, согласен с депутатами старший юрист Поволжской дирекции юридической компании VEGASLEX Игорь Гусев.

«Действующие нормативные акты не отражают все возможные случаи аффилированности, не разрешают проблемы раскрытия информации о таких лицах, не предусматривают ответственности за сокрытие сведений об аффилированных лицах, в том числе не закрепляют порядок и момент признания лиц аффилированными», - пояснил Гусев газете «БИЗНЕС Online».

Нормы законопроекта должны быть направлены на защиту инвесторов от негативного влияния аффилированных лиц, действующих вопреки и в ущерб интересам компании, добавляет эксперт. А меры ответственности должны соответствовать значительности совершенного деяния: от административной - за сокрытие информации, непредоставление сведений, до уголовной - при значительном ущербе предприятию.

Елена Наговицына - начальник департамента налогового и финансового права юридической фирмы «Частное право»:

- Не допустить участие аффилированных лиц в пилежке госсредств очень просто. К 1 февраля правительство обязало госкомпании предоставить список бенефициаров и их контрагентов. Достаточно сличить этот список бенефициаров с фамилиями тех, кто подписывает договора между госкомпаниями.

КТО КОМУ ДРУГ

Термин «аффилированные лица» происходит от английского слова to affiliate (усыновлять, принимать в качестве дочернего предприятия). Он заимствован из англо-американского права и обозначает лиц, находящихся в той или иной хозяйственной (экономической) зависимости друг от друга. Так, в США аффилированной считается компания, пять и более процентов голосующих акций которой принадлежат другой компании.

По законопроекту аффилированными лицами считаются:

- член совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

- если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо.