Уже к 2024 году почти весь путь от Казани до Башкортостана можно будет пролететь на скорости 120 км/ч, не отвлекаясь на населенные пункты, — на всем пути построят «надземники». Это только одна из деталей будущей реконструкции трассы М7 со строительством обхода Челнов и Нижнекамска, а главное — нового моста через Каму за 13 млрд рублей. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» выяснили все тонкости трассировки дороги, которая на всем протяжении до соседней республики останется бесплатной.
После жарких дискуссий по трассировке платной трассы Москва – Казань по Лаишевскому району «Волго-Вятскуправтодор» решил, не дожидаясь утечек в прессу, прояснить ситуацию с проектированием продолжения М12 от столицы РТ до Екатеринбурга
Скорость — 120 км/ч
После истории с прокладкой платной трассы Москва – Казань по Лаишевскому району Татарстана тема строительства новых дорог в РТ стала такой жаркой, что руководство ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» решило, не дожидаясь утечек в прессу, прояснить ситуацию с проектированием продолжения М12 от столицы РТ до Екатеринбурга.
Впрочем, начальник управления Илдар Мингазов осторожен в формулировках, поскольку проекты каких-то участков уже проходят экспертизу, а другие только готовятся к этому. «На сегодня прорабатывается план трассы маршрута Казань – Екатеринбург в границах республики», — обрисовал ситуацию чиновник. Но, думаем, сейчас можно уверенно сказать, что вопрос решен и изменения если и будут, то косметические. Тем более что «Росавтодор» уже обозначил предельный бюджет — 152,5 млрд рублей.
Начальник управления Илдар Мингазов был осторожен в формулировках, поскольку проекты каких-то участков уже проходят экспертизу, а другие только готовятся к этому
В Татарстане маршрут в основном пройдет по федеральной трассе М7, для чего она будет серьезно реконструирована. К участку от примыкания к М7 платной автотрассы М12 (район Шали) до Набережных Челнов по большому счету вопросов нет — обновление 210 км от Казани до автограда завершили в 2018 году. На 126 км предстоит только ликвидировать 22 наземных пешеходных перехода, сделав их разноуровневыми. Это необходимо для того, чтобы обеспечить требуемую скорость движения — 120 км/ч вместо нынешних 90–110, а сейчас в районах населенных пунктов она падает до 40–60 км/ч.
Этот участок, понятное дело, останется бесплатным, так что ускорение дороги до Челнов станет приятным бонусом для всех, кто ездит между двумя крупнейшими городами республики.
Дороговизна или места для погребения?
А дальше начинается новое строительство — долгожданного обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. До сего дня сохранялась интрига — где сделают мост через Каму. Ранее он предполагался в районе села Соколка, теперь же выясняется, что переход построят в совершенно другом месте — возле Котловки. Т. е. изменится достаточно серьезный кусок маршрута. А вообще, рабочая группа рассматривала 14 вариантов трассировки обхода.
Решено, что он начнется от 987-го километра М7, в районе села Костенеево, и завершится у Соснового Бора, на 1071-м километре. Среднее время в пути — 56 минут для легковушек, для грузовиков — 1 час 6 минут. Общая протяженность — 80,48 км, а в варианте с Соколкой предполагалось 88 километров.
Айдар Метшин: «У нас есть зарезервированные земельные участки для традиционного погребения. Ради этого мы пересмотрели трассировку моста от дороги М7»
По словам Мингазова, изменение сделано для того, чтобы удешевить проект: дорожники не вписывались в предельно допустимую сумму — 79 млрд рублей (их выделяют по федеральному проекту «Развитие федеральной магистральной сети»). Интересно, что ранее уже просачивались сведения об изменении трассировки, но объяснение было другим. Так, в мае на встрече в рамках проведения предварительного голосования «Единой России» глава Нижнекамского района Айдар Метшин говорил: «У нас есть зарезервированные земельные участки для традиционного погребения. Ради этого мы пересмотрели трассировку моста от дороги М7».
Насколько принципиально изменение маршрута для автомобилистов? «Обход Набережных Челнов и Нижнекамска напрашивался давно, — напомнил „БИЗНЕС Online“ председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников. — Потому что существующая дорога по ГЭС явно перегружена, при этом регион достаточно сильно развивается в плане промышленности… Мост планировали в районе села Соколки, теперь — в Котловке. Посмотрим на карте. Если едем из Казани в сторону Челнов, то проезжаем мост через Вятку у Мамадыша и километров через 10–15 — поворот направо. Получается, южный обход Нижнекамска. Кама там достаточно узкая… Насколько это принципиально для автомобилистов, если мост будет не в Соколках, а в Котловке? По большому счету разницы нет — главное, ехать без остановок, чтобы был минимум пробок и заездов в город. С точки зрения логистики — то же самое. Но вот не получится ли слишком большая нагрузка на мост через Вятку?»
Из-за дороговизны пришлось отказаться от изящного вантово-балочного моста
На мост — 13 миллиардов
Обход будет четырехполосным, категория — 1Б, скоростной режим тот же — 120 км/ч. Проект поделен на три этапа. Самым сложным, по словам Мингазова, стала разработка документации первого этапа (23,07 км), на который приходится мост.
Были сложности по береговой части, по определению створа, добавим сильное течение и значительную глубину — 18 метров.
На стадии выбора места привлекли ученых нижегородского Волжского государственного университета водного транспорта. В итоге «Камский водный путь» выдал положительное заключение, а также техусловия на проектирование. Документацию передадут на экспертизу в декабре, а в марте планируют начать строительно-монтажные работы. Протяженность перехода — 1,6 км, непосредственно сам мост — 800 метров. Стоимость — 13 млрд рублей. Насколько можно понять, вариант в Соколках получался намного дороже. Из-за экономии также пришлось распрощаться с идеей изящного вантово-балочного моста — он будет просто балочным.
Естественно, строительство перехода вызовет пристальный интерес экологической общественности.
Рекомендация, которую я могу дать, — строить от берега до берега, без намывов дамбы. У нас любят сначала сузить русло реки с намывом дамбы, что приводит потом к колоссальным экологическим проблемам на водных объектах, а затем делают мост в узком месте. Так что мое мнение — надо строить от берега до берега, не сужая мост дамбами.
Проектная документация второго этапа протяженностью 23,75 км (от деревни Сарсаз-Бли до пересечения с дорогой Набережные Челны – Альметьевск) уже находится на рассмотрении в «Главгосэкспертизе», вердикт будет в сентябре, а в ноябре – декабре начнут заключать контракты на СМР. Самый сложный момент — переустройство четырех магистральных труб (двух газопроводов и двух бензопроводов). «Техусловия получены, находимся на стадии подписания соглашения о компенсационных выплатах с „Газпромом“ и „Татнефтью“», — сообщил Мингазов. На участке возведут две транспортные развязки и 8 мостов.
Работы по проектированию третьего этапа (33,66 км) находятся в заключительной стадии. Передача на экспертизу — в сентябре.
Добавим, что обход пройдет примерно в 10 км от аэропорта Бегишево.
Проектировщики татарстанского участка М7 еще не определены: пока трассировку как заказчик прорабатывает сам «Волго-Вятскуправтодор» — чтобы оценить стоимость. А вот у обхода Нижнекамска и Челнов уже есть генпроектировщики — «Татдорпроект» и петербургский «Стройпроект»
«Какую-то часть жителей дорога затронет»
Далее предстоит радикальная модернизация 98 км М7, которые проходят по Тукаевскому, Мензелинскому и Актанышскому районам. Сегодня это двухполоска, а будет дорога первой категории, т. е. четыре полосы. Планируется реконструкция 8 мостов, в том числе таких больших, как через Мензелю (180 м), Ик (217) и Сюнь (197 м): на практике это означает, что нынешние мосты разберут и построят новые. Также возведут пять транспортных развязок в разных уровнях, переустроят сотню инженерных коммуникаций (в том числе три магистральных нефтепровода и пять магистральных газопроводов) и сделают 23 пешеходных перехода.
Есть нюанс: 7-километровый «аппендикс» подхода к Набережным Челнам в маршрутный коридор номинально не входит, но, как говорит Мингазов, есть поручение «Росавтодора» проработать вопрос. Здесь главная сложность — множество пересечений с инженерными коммуникациями.
Разработку проектной документации этих 98 км планируют закончить в 2022 году, тогда же начнут и строительно-монтажные работы, а завершить весь комплекс работ — в 2024-м. Таким образом, в составе скоростного маршрута Казань – Екатеринбург через Татарстан пройдет около 306 км пути. Окончательная стоимость ремонтных работ на М7 станет известна после экспертизы, но, предположительно, это 73,5 млрд рублей.
Как заверяют в «Волго-Вятскуправтодоре», при проектировании будут рассмотрены варианты обхода населенных пунктов, расположенных в отводе существующей дороги.
Трассировку согласовываем с районами, чтобы учитывать их интересы. Населенные пункты постараемся обходить, но какую-то часть жителей дорога затронет, на этот случай предусмотрим выкупы, изъятия земельных участков.
Мингазов затруднился назвать возможные болевые точки, но отметил, что, например, Нижнекамский район тщательно прорабатывает эти вопросы и возможное изъятие земель ИЖС компенсирует предоставлением других участков. «Будем крайне осторожно подходить к трассировке», — пообещал начальник управления. Отметим, что Котловку мост через Каму не задевает.
Татарстанская зона ответственности заканчивается на границе с Башкортостаном. Оттуда до поселка Дюртюли построят совершенно новую дорогу — требуется обход пяти населенных пунктов, но она все еще будет бесплатной, а вот новые 288 км до Ачита — платный автобан. Там трасса вновь вливается в М7, которая будет реконструирована.
Проектировщики татарстанского участка М7 еще не определены: пока трассировку как заказчик прорабатывает сам «Волго-Вятскуправтодор» — чтобы оценить стоимость. А вот у обхода Нижнекамска и Челнов уже есть генпроектировщики — «Татдорпроект» и петербургский «Стройпроект». О подрядчиках строительства говорить рано. «Конечно, в первую очередь будем ориентироваться на татарстанские организации», — заверил Мингазов.
Планируется реализовать проект по увеличению пропускной способности трассы Казань – Оренбург, а конкретно — реконструировать участок с 20-го по 43-й км со строительством 4-километрового обхода села Сокуры. Это будет дорога категории IБ с 6 полосами. Также предполагается возведение развязки и пешеходных переходов в разных уровнях. Ориентировочная стоимость — 17,5 млрд рублей
«Если цена будет запредельной…»
Хотя трасса Р239 Казань – Оренбург не имеет прямого отношения к вышеупомянутым проектам, она неизбежно попадает в зону влияния автобана Москва – Казань. «М12 пересекает Р239 в районе Егорьевки, — объясняет Мингазов. — Эта дорога находится в зоне тяготения Казани, аэропорта и уже сегодня работает в режиме перегруза. Постоянные проблемы и жалобы, а когда появится автобан…» Интенсивность движения на участке — 16,8 тыс. автомобилей в сутки, и в перспективе она вырастет до 35,5 тысячи. Начальник управления также отметил, что и по вопросам безопасности оренбургское направление очень беспокоит власти Татарстана.
Поэтому планируется реализовать проект по увеличению пропускной способности этой двухполосной трассы третьей категории, а конкретно — реконструировать участок с 20-го по 43-й километр со строительством 4-километрового обхода села Сокуры. Это будет дорога категории IБ с 6 полосами. Также предполагается возведение развязки и пешеходных переходов в разных уровнях. «Но пока это только планы, — подчеркнул Мингазов. — Сейчас ведется работа по определению трассировки будущего обхода. Рассматриваем 6 вариантов».
Глава управления признает, что обход неизбежно заденет земли ИЖС — такова специфика этого места с плотной индивидуальной застройкой. «Мы должны учитывать интересы и Сокуров, и коттеджных поселков, так что все будем согласовывать с Лаишевским районом, постараемся максимально уйти от населенных пунктов, — пообещал он. — Мне уже постоянно звонят по этому вопросу».
Но, несмотря на оговорки Мингазова о том, что дело пока только в планах, уже известно, что это строительство тоже должно быть завершено к 2024 году. Есть и ориентировочная стоимость — 17,5 млрд рублей.
Тут надо упомянуть, что пару лет назад высказывались мысли о том, что обход Сокуров надо делать не классическим асфальтовым, а цементобетонным. Как выясняется, вопрос все еще актуален. «Велся такой разговор, чтобы мы внедряли новые технологии, — рассказывает Мингазов. — Изначально это был посыл от министерства транспорта Татарстана. Он на данной теме акцентирует внимание, и сам министр этим вопросом интересуется. В конце концов, у некоторых наших подрядчиков опыт по бетонным покрытиям есть. Но будем смотреть на цену: если она получится запредельной, естественно, по этому пути не пойдем. К тому же есть вопросы по эксплуатации и поддержанию таких дорог».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 303
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.