«Он не раз очень правильно говорил, что сыграл более 60 ролей. А все вспоминают только Лукашина», — говорят коллеги Андрея Мягкова, сыгравшего в «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова и с тех пор приходившего в каждый дом под оливье и взрывы хлопушек. Между тем он был востребован всю свою карьеру в кино и театре режиссерами самых разных поколений — от Ивана Пырьева до Кирилла Серебренникова. А еще он не позволял влезать себе в душу, будучи из того поколения артистов, которые не эпатируют личной жизнью.
Известный советский и российский актер Андрей Мягков, снявшийся в «Иронии судьбы» и «Служебном романе», умер на 83-м году жизни
АНДРЕЙ И АСЯ
Не голливудский красавец, но человек с магнетическим и обволакивающим обаянием. Всенародный любимец, создавший на экране целую плеяду нерешительных, мягких, нескладных героев. А в жизни — интеллигентный и бесконечно влюбленный в свою профессию и единственную супругу Анастасию Вознесенскую. Она и нашла мужа без сознания ночью 18 февраля.
Он не любил давать интервью, но не из снобизма или замкнутости, а потому, что не считал нужным открывать потаенное, личное, родное. Андрея Мягкова любили режиссеры, обожали зрители и коллеги. С ним было легко работать, потому что Андрей Васильевич являлся настоящим мхатовцем. Выстраивал роль до каждого слова, вздоха и поворота головы.
Зрители запомнят его по фильмам Эльдара Рязанова «Гараж», «Жестокий романс», «Служебный роман» и «Ирония судьбы». Они сделали Мягкова «своим» в каждом доме. Именно под его песенку «Если у вас нету тети» уже не одно поколение россиян режет оливье, ставит на стол шампанское и ждет наступления самого волшебного праздника в году. Коллеги актера не раз признавались — он умел играть любовь. Оттого его герои вне зависимости от того, сцена это или съемочная площадка, были так любимы зрителями.
Мягков родился в Ленинграде в 1938 году. Отец — доктор наук в области теоретической механики, мать — инженер-механик. В такой семье к эфемерным дисциплинам вроде театра относились напряженно. Поэтому вчерашний школьник по настоянию родителей отправился в Ленинградский химико-технологический институт, чтобы изучать производство пластических масс. Химию он не любил, но там Мягков впервые вышел на большую студенческую сцену. А во время спектакля институтского драмкружка его заметил один из преподавателей Школы-студии МХАТ. Тогда педагоги творческих вузов часто ездили по городам и весям в поисках талантов. Так дипломированного химика-технолога заманили на прослушивание в театральный.
Мягков легко прошел вступительные испытания и блестяще отучился на курсе Василия Маркова. Это был поистине звездный курс. Вместе с Андреем Васильевичем учились Ирина Мирошниченко, Вера Алентова, Владимир Меньшов и Вознесенская, которая тогда же, в студенчестве, стала женой Мягкова и главным человеком его жизни.
Игорь Костолевский, Ия Саввина, Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская (слева направо) в фильме «Гараж»
Они познакомились еще на первом курсе, а расписались уже на втором. И с тех пор были неразлучны. Андрей и Ася, как ее называли близкие, старались вместе работать в спектаклях и сниматься в кино. Карьера Андрея Васильевича складывалась успешнее супруги, но он всегда пытался найти у режиссера роль для Вознесенской. А если такой не находилось, то отказывался. Так Мягков не сыграл Нестора Петровича в «Большой перемене» — актер хотел, чтобы жена сыграла Светлану Афанасьевну, но Алексей Коренев принял другое решение. А вот Рязанов с удовольствием пошел навстречу Андрею Васильевичу и взял его жену в свой фильм «Гараж». В нем Вознесенская сыграла директора рынка в одном из самых ярких эпизодов фильма.
«БЫВАЛО, НА ГАСТРОЛЯХ К НЕМУ ПРОСТО МУЖИКИ НА УЛИЦЕ ПОДХОДИЛИ И ПРЕДЛАГАЛИ ВЫПИТЬ»
«Андрей был очень приветливым, без локтей. Он не мог пробиваться, как это делают некоторые артисты. Потому что всегда был очень интеллигентным. Тихо-тихо говорил, никогда не переходил на крик. На хамство не отвечал, просто улыбался и уходил. Интеллигентный и незащищенный. Такая и Аська у него. У них не было детей. Это была пара, посвященная друг другу», — рассказывает актриса МХТ им. Чехова Нина Гуляева.
Счастливый случай будто всегда сопровождал молодого талантливого артиста. Сразу после выпуска он стал актером «Современника». А первая же театральная роль в «Дядюшкином сне» Достоевского открыла ему путь в кино. Однажды на спектакль пришел режиссер Элем Климов. Он заинтересовался молодым актером и предложил ему роль в фильме «Похождения зубного врача». Сам Мягков не считал картину своим полноценным дебютом на экране, потому что вскоре после премьеры цензура отправила фильм в 20-летнюю изоляцию на пыльной полке киностудии.
Зато следующая картина оказалась с более успешной судьбой. Знаменитый советский кинорежиссер Иван Пырьев предложил молодому актеру роль монастырского послушника Алеши Карамазова в своей экранизации великого романа Достоевского «Братья Карамазовы». Позже Мягков назовет эту работу своей лучшей ролью. Именно она показала его драматический потенциал, открыла для режиссеров и принесла первый серьезный успех у зрителей.
Звездный час артиста наступил в 70-х. И связан он с плодотворной профессиональной дружбой с Рязановым. В 1975-м на экраны вышла «Ирония судьбы, или С легким паром!». А роль трогательного и обаятельного Жени Лукашина стала визитной карточкой Мягкова. И, как часто бывает в таких случаях, не давала ему покоя.
«Он не раз очень правильно говорил, что сыграл более 60 ролей. А все вспоминают только Лукашина. Бывало, на гастролях к нему просто мужики на улице подходили и предлагали выпить. Конечно, это его смущало. Он не знал, как реагировать. Ведь Мягков, в отличие от актеров-однодневок, сыграл массу блестящих ролей. Разве его Алешу Карамазова можно забыть?» — рассказывает Ирина Корчевникова, долгое время работавшая помощником Олега Ефремова в МХТ им. Чехова.
Уже через два года на экраны вышел «Служебный роман», который еще сильнее раскрыл комедийный талант актера. Невероятный дуэт Мягкова в роли робкого, нескладного, сутулого Анатолия Новосельцева и сухой, замученной работой Людмилы Прокофьевны в исполнении Алисы Фрейндлих стал буквально каноничным для советских зрителей.
Параллельно Мягков долгое время был очень востребован в театре: сначала — в «Современнике», потом — во МХАТе. Он сыграл более 30 ролей. Стал первым исполнителем Треплева в ефремовской «Чайке» (позднее играл Тригорина), играл Войницкого в «Дяде Ване», Кулыгина в «Трех сестрах». А последними работами на сцене Художественного театра оказались Бессеменов в «Мещанах» Кирилла Серебренникова и Элвуд в «Белом кролике» Евгения Каменьковича, в котором актер практически сыграл свою судьбу.
Мало кто знает, что помимо актерства Мягков писал. Под его именем вышло даже три детективных романа, которые, по собственному признанию, он создал «лишь потому, что жене не хватает интересной литературы». Позже по книге Андрея Васильевича вышел сериал «Сивый мерин». А еще артист увлекался портретной живописью. Но делал это в свое удовольствие, для друзей и любимой.
Последние годы Андрей Васильевич редко появлялся на сцене. Все чаще был на даче с супругой. В сети быстро поползли слухи, что Мягков ведет затворнический образ жизни. «Кто-то писал, что он сошел с ума, что у него появилась мания преследования. Но это же глупости, — утверждает Корчевникова. — Да, он был не самым простым человеком. Иногда жестким, но ни в коем случае не сумасшедшим. Он не позволял влезать себе в душу. Не разрешал копаться в подробностях его жизни. Его дарование определяла профессия. Это та порода блестящих актеров, которая не эпатирует личной жизнью».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.