Майя Ломидзе: «Фактом остается одно — люди хотят путешествовать, менять картинку, в которой живут. Готовы тратить почти последние деньги. Это значит, что туризм будет востребован, он не умрет» Майя Ломидзе: «Фактом остается одно – люди хотят путешествовать, менять картинку, в которой живут. Готовы тратить почти последние деньги. Это значит, что туризм будет востребован, он не умрет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ХИТОМ ПРОДАЖ, БЕЗУСЛОВНО, СТАНЕТ КРАСНАЯ ПОЛЯНА И ВЕСЬ ГОРНЫЙ КЛАСТЕР»

Горнолыжные туры по России станут одним из хитов новогоднего и зимнего сезона, считают в ассоциации туроператоров России (АТОР). «Видим повышенный интерес к горнолыжному отдыху в этом сезоне», — заявила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». По ее словам, погодные условия в некоторых местах уже позволяют кататься. Например, в октябре снег выпал в Кемеровской области, а вчера — в горах на Красной Поляне. «Спрос действительно высокий, но он распределяется неравномерно. Хитом продаж, безусловно, станет Красная Поляна и весь горный кластер. Он был и в предыдущие годы востребован, но в 2020 году будет просто аншлаг», — считает Ломидзе.

Туроператоры, понимая, что всем желающим может не хватить места в комфортных средствах размещения на Красной Поляне, подстраховались и ставят чартеры на другие горнолыжные направления. Так, по словам Ломидзе, это Шерегеш в Кемеровской области — впервые за всю историю российского туризма, а также Хибины в Мурманской области. «Оба этих курорта абсолютно достойны для катания: перепады высот, качество снега», — заметила исполнительный директор АТОР, добавляя, что до сих пор они были востребованы только среди жителей ближних к ним регионов. В этом году есть надежда, что за счет чартеров из Москвы и, возможно, Санкт-Петербурга спрос разбавят туристами из других регионов. В итоге, по словам Ломидзе, каждый крупный туроператор планирует отправить на данные горнолыжные курорты 3 тыс. человек, тем более чартеры позволят удешевить тур на 20%.

Визит к татарстанскому Дед Морозу дешевле - в среднем от 26 до 30 тысяч за двоих за 3-4-дневный тур Визит к татарстанскому Деду Морозу дешевле – в среднем от 26 до 30 тыс. за двоих за 3–4-дневный тур Фото: «БИЗНЕС Online»

РОССИЯНЕ ХОТЯТ РЕКРЕАЦИОННОГО РЕЛАКСА И ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕДУ МОРОЗУ — И ТАТАРСТАН ТУТ ДОСТУПЕН

Еще одна интересная особенность новогодних туристических предпочтений россиян — визиты к Дедам Морозам. Это непродолжительные 2–4-дневные туры для семей с детьми. «Дедов Морозов у нас в стране тоже много. Кроме резиденции в Великом Устюге, куда также ставят чартеры, у нас есть карельский Дед Мороз, татарский Дед Мороз. У нас имеется даже в Якутии Дед Мороз. А есть ямальский Дед Мороз. Поэтому выбор визитов к Деду Морозу очень большой», — отметила Ломидзе. Тем не менее пока что наиболее востребован по традиции тот, что в Вологодской области. Там средняя минимальная цена — 11,5 тыс. рублей на человека за однодневный тур, а максимальная — примерно 40 тыс. на человека за три дня с размещением и визитом в резиденцию. «И Карелия, и Татарстан дешевле. В среднем от 26 до 30 тысяч за двоих за 3–4-дневный тур без учета дороги», — добавила исполнительный директор АТОР.

Далее с большим отрывом идет «рекреационный релакс». «Новогодний отдых в гостиницах категориях „три звезды“, „четыре звезды“ с банкетом, возможностью переключиться и, что называется, оторваться по полной настолько, насколько позволит вирус», — отметила Ломидзе. В данном случае выбирают вновь Краснодарский край и Крым. Также она ожидает, что Санкт-Петербург войдет в пятерку наиболее востребованных направлений на новогодние праздники. Затем, скорее всего, туры в Калининград, который «заиграл новыми красками» в этом сезоне. «Его воспринимают нашей европейской Балтикой. Город раскрылся для туристов с разных сторон. Новогодние туры в Калининград тоже будут востребованы», — уверена исполнительный директор АТОР.

Тем не менее глубина продаж на новогодние праздники в 2020 году очень сильно сократилась. По мнению Ломидзе, это связано с информационным фоном по коронавирусу. «Люди боятся бронировать и планировать сильно вперед. Кажется, что Новый год еще не скоро. Поэтому продажи есть, но они аккуратные, если говорим о массовом, среднем ценовом сегменте», — указала она. Зато, как и летом, быстро разбирают туры в дорогом и люксовом сегменте. «Дорогие объекты размещения в Красной Поляне, прибрежном кластере Краснодарского края, Крыму, в Карелии, на Алтае на Новый год уже разбронированы. Места еще есть. Но процесс принятия решения и готовность оплатить в дорогом сегменте происходит быстрее», — рассказала исполнительный директор АТОР.

Впрочем, большинство туристов пока еще думают и планируют на ближайшие две-три недели. Тут, как считает Ломидзе, подспорьем будет акция по кешбэку, которая затрагивает также новогодние праздники. Так что пока нет четкой картины по бронированиям на Новый год. Более понятной ситуация станет во второй половине ноября.

В АТОР надеются, что вторая волна акции по кэшбеку будет успешнее первой, которая была летом, поскольку очень много запросов по новогодним праздникам В АТОР надеются, что вторая волна акции по кешбэку будет успешнее первой, которая была летом, поскольку очень много запросов по новогодним праздникам Фото: «БИЗНЕС Online»

АКЦИЯ ПО КеШБэКУ ОТКРЫЛА ДЛЯ ТУРИСТОВ КАМЧАТКУ И БАЙКАЛ, А «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЗАНЗИБАР» СТАНОВИТСЯ ХИТОМ СЕЗОНА

К слову, о кешбэке. Именно эта идея, инициированная Ростуризмом, как считают в АТОР, стала едва ли не самой действенной мерой поддержки туристической отрасли. «Она позволила увеличить обороты. Получилась более комплексная [мера], потому что направлена не столько на поддержание индустрии, а скорее на поддержание потребителей, которые в данной ситуации остались без работы или столкнулись со снижением доходов», — пояснила Ломидзе. Так что в первую неделю старта программы у некоторых компаний продажи выросли на 50-60% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако ухудшение эпидемиологической ситуации, ограничения, которые вводили разные регионы, повлияли на динамику.

Впрочем, в АТОР надеются, что вторая волна акции по кешбэку будет успешнее первой, которая была летом, поскольку очень много запросов по новогодним праздникам. Также эта акция, считает исполнительный директор АТОР, открыла возможности для тех, кто хотел поехать на Камчатку или Байкал. «Они всегда воспринимались как что-то недоступное, очень дорогое, экзотическое и очень желанное», — указала она. Так что летние чартеры на Байкал показали успешность, поэтому решили продлить их на зимний период. На Камчатку чартеров пока нет, но акция по кешбэку удешевила стоимость поездки на 20%. «Планируем сформировать рейтинг 15 хитов продаж на Новый год, думаю, что Камчатка, Бурятия и Иркутская область в их число войдут», — добавила Ломидзе.

Из небольшого выбора зарубежных направлений в лидерах пока Турция. Как ожидает руководитель ТОР, в хиты войдет Занзибар, «про который не знал никто до недавнего времени». «Это отчасти заменит нашим туристам Юго-Восточную Азию как теплое зимнее направление. Люди хотят зимой к солнышку, Занзибар может удовлетворить часть этого спроса», — пояснила Ломидзе.

Мальдивы для наших туристов — это дорого, чартеров туда нет. Также в АТОР ждут нормализации авиасообщения с Кубой. Пока же с ней нет ясности, будет лидировать Танзания. А вот в Арабские Эмираты спрос превышает объем перевозки.

В хиты войдет Занзибар, «про который не знал никто до недавнего времени» В хиты войдет Занзибар, «про который не знал никто до недавнего времени» Фото: © Sergi Reboredo / Picture Alliance / www.globallookpress.com

«ЛЮДИ ХОТЯТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ, МЕНЯТЬ КАРТИНКУ, В КОТОРОЙ ЖИВУТ, ГОТОВЫ ТРАТИТЬ ПОЧТИ ПОСЛЕДНИЕ ДЕНЬГИ»

Помимо кешбэка, турбизнесу помогло остаться на плаву постановление правительства об отсрочке обязательств. В целом же масштабная программа помощи, которую объявляли власти, по мнению исполнительного директора АТОР, «по сути, не вылилась ни во что». «Большая часть мер господдержки была направлена в адрес малого и среднего предпринимательства. Если говорим о туроператорском бизнесе, о крупных отелях, о сфере речных круизов, то ни один из этих сегментов отрасли в сферу МСП не входит. В список системообразующих вошли не все, но и это не дает дополнительных льгот и материальной поддержки для возможности пережить кризисный период. Поэтому мы видим на данный момент, что отрасль выживает как может», — считает Ломидзе.

Теперь туристический бизнес ожидает, что распоряжение Владимира Путина об отсрочке налогов коснется также и его. «Надеемся, что если отсрочка будет хотя бы до конца первого квартала, то уже будет существенным подспорьем. В идеале — на 6 месяцев. Отсрочка до конца первого квартала — хорошая история, но недостаточная, надо продлить до конца полугодия 2021 года», — пояснила исполнительный директор АТОР.

По ее словам, главный урок коронавируса — невозможность планировать надолго. К тому же туристическая отрасль до сих пор не вышла из кризиса, поскольку спрос так и не восстановился. «Это не люди перестали ездить — они не хотят заболеть и с осторожностью принимают решение. Плюс действует масса ограничений в регионах», — отметила Ломидзе.

При этом самый большой удар пришелся на въездной туризм. А вот внутренний получил определенные козыри в этом году. «Дышит» и выездной, ограниченный, правда, всевозможными факторами. «Фактом остается одно — люди хотят путешествовать, менять картинку, в которой живут. Готовы тратить почти последние деньги. Это значит, что туризм будет востребован, он не умрет», — надеется Ломидзе.

Все надежды туристической отрасли Татарстана на новогодние праздники Все надежды туристической отрасли Татарстана на новогодние праздники Фото: «БИЗНЕС Online»

ТУРПОТОК В ТАТАРСТАН УПАЛ НАПОЛОВИНУ: «НЕПОНЯТНО, НЕ СХЛОПНЕТСЯ ЛИ ВООБЩЕ ВСЕ!»

Что происходит в Татарстане? На фоне вновь закрывающихся границ у татарстанских игроков рынка практически полное затишье. По словам директора турагентства «Салават» Камиля Тарзиманова, перспектив на оживление отрасли в осенне-зимний сезон туроператоры не видят, поскольку люди бронируют билеты максимум за неделю-две до выезда. «Тишь да гладь! Ситуация из-за коронавируса абсолютно непонятная. Есть брони на Мальдивы, в Эмираты, но получается так, что в последний момент приходится отменять — то болезнь проявляется, то границы закрываются», — рассказал «БИЗНЕС Online» Тарзиманов. В августе–сентябре, отмечает он, был всплеск продаж билетов в Турцию и на Черноморское побережье России, но сейчас сезон там заканчивается.

Традиционного спроса на горнолыжные курорты также не наблюдается. По словам нашего собеседника, скорее всего, спрос будет на местные подъемники — в Верхнем Услоне, Свияжске, или еще дальше — на Урале.

«Татарстанцы стараются не посещать крупные города-мегаполисы. Едут в Сочи, Крым, Минеральные Воды. Санаторно-курортное направление на первом месте по посещаемости. Но это не тот колоссальный объем и массовые заезды, которые были раньше, а индивидуальные посещения», — рассказывает президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов. По его словам, люди в основном переносят или откладывают поездки на более поздний срок, так как не уверены в том, сколько продлится пандемия, и не хотят рисковать здоровьем. 

Что касается въездного туризма в Татарстан, то здесь все надежды на новогодние праздники, говорит Мифтахов. Но пока раннее бронирование отелей Казани оставляет желать лучшего. Если октябрь прошел при максимальной загрузке в 35–40%, то по ноябрю — это 7–10%, а в декабре и вовсе пока 0–3%. По словам президента ассоциации отелей Казани и Татарстана, управляющей отелем Relita-Kazan Гульнары Сафиной, гости начали массово отменять брони после введения ограничений на работу общепита в РТ с 23:00 до 6:00. «У нас держались брони до введения ограничений, потом начались отмены в связи с этим. Люди же приезжают новогоднюю ночь отмечать. Мы понимаем, что это все делается в связи с ростом количества заболевших. Но, с другой стороны, гости тоже заранее билеты берут, и непонятно, не „схлопнется“ ли вообще все!» — сетует Сафина. Пока же на сам праздник 31 декабря заполняемость отелей на уровне 45–50%.

Отельеры питают надежду на туристический кешбэк. Ростуризм накануне продлил акцию по возврату средств за туры по России до 10 января 2021 года. Вернуть можно до 20% от стоимости любой поездки, если она оплачена с 15 октября по 5 декабря 2020 года. В программе принимает участие 28 отелей Татарстана.

Всего же с января по сентябрь, по данным госкомитета по туризму РТ, турпоток в республику упал на 45,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Лидировал по посещениям Казанский кремль — 1,4 млн человек, что на 56% меньше прошлого года, и Свияжск — 411 тысяч (-70,9%). Великий Болгар посетили 173 тыс. человек (-34,6%),  Елабугу — 177 тыс. (-46,6%), Чистополь — 23 тыс. (-43,4%%). Однако въезд в республику для туристов открыли только 1 июня, без справок стало можно кататься спустя почти две недели, а с 29 июня разрешены межмуниципальные туристические заказные перевозки. Фактически турпоток в РТ после карантина пошел только в августе. В итоге на конец лета пришлось в 4 раза больше туристов, чем в июне.

Заманить туриста в Татарстан по-прежнему пытаются скидками — сейчас и вплоть до 28 декабря действует акция «2 плюс 1» — при бронировании двух ночей в отеле подряд третья ночь в подарок. Предлагают и еженедельный тур «1001 удовольствие за выходные». Это 10 уникальных маршрутов на выбор: Елабуга, Великий Болгар, Чистополь, Арский район, Камское Устье, Рыбная Слобода, Мамадыш, Кукморский, Сабинский районы и Юго-Восток республики. За 2,2 тыс. рублей туристам предлагают проживание в отеле с ночевкой, обеды и экскурсии.