В Набережных Челнах задумались о том, как доставить до горожан продукты сельхозпроизводителей Тукаевского района. Фермеров вокруг автограда много, а со сбытом у них проблемы. Как говорят предприниматели, которые реализуют товары сельчан, одна из причин заключается в нежелании фермеров проходить ветнадзор. А без документов на полки не попадешь. «БИЗНЕС Online» выслушал спор производителей и посредников.
В Набережных Челнах Торгово-промышленная палата собрала за круглым столом фермеров, чтобы обсудить вопрос о том, как производителям на селе заполучить своего потребителя
38% БЮДЖЕТА СЕМЬИ — НА ЕДУ
В Набережных Челнах Торгово-промышленная палата собрала за круглым столом фермеров, чтобы обсудить вопрос о том, как производителям на селе заполучить своего потребителя. Во встрече приняли участие как фермеры Закамья, так и сельхозработники Крыма, а также люди из смежных областей: логистики, доставки, сферы производства для сельского хозяйства.
Евгений Гольдфайн, который представляет экспертный совет предпринимателей при ТПП, рассказал о последних тенденциях в продуктовой потребительской сфере. По последним данным, россияне тратят на продукты питания 38% своих средств. Как он отметил, цифра так высока потому, что сами бюджеты российских семей небольшие.
Что касается тенденций, то все больше увеличивается спрос на курьерскую доставку — рост за год на 10–15%. «Коронакризис» лишь ускорил процесс. Соответственно, традиционный шопинг офлайн все больше теряет объемы. Еще один признак времени — в России фермеры и местные производители проигрывают в эффективности крупным производителям и сетям, следовательно, не могут найти нормальный сбыт: хромает сервис, реклама, да и монополизация сетей не дает расслабиться. Вывод простой — локальным небольшим хозяйствам надо осваивать цифровые технологии.
Евгений Гольдфайн, который представляет экспертный совет предпринимателей при ТПП, рассказал о последних тенденциях в продуктовой потребительской сфере
К слову, требования покупателей тоже выросли — продукция должна быть с приставкой «эко», стали популярны товары «халяль» и вегетарианские продукты. Усилился сегмент по обеспечению жителей коттеджных поселков.
Затем гостям круглого стола представили челнинскую инициативу — потребительский кооператив «Лукошко». Его суть в том, чтобы без посредников доставлять продукцию небольших хозяйств Тукаевского района в челнинские квартиры.
Подробно о кооперативе рассказал Юрий Шабрат. «Несмотря на игривое название „Лукошко“, проект очень серьезный и к нему подключены, я бы сказал, серьезные организации и специалисты», — начал докладчик. В проекте делают ставку на цифровые технологии, чтобы заказ и доставка обходились минимумом усилий.
Юрий Шабрат: «Фермеры понимают, что хорошие продукты питания — то, чего не хватает жителям города, и часто фермерские хозяйства используют самые передовые технологии»
Он рассказал, что проект родился после того, как стало ясно, что фермеры в Челнах испытывают трудности со сбытом. А сельхозпроизводителей вокруг Челнов очень много, заверил Шабрат. «Фермеры понимают, что хорошие продукты питания — то, чего не хватает жителям города, и часто фермерские хозяйства используют самые передовые технологии. Для них, поскольку они занимаются продуктами для своих семей, важно, чтобы продукты были экологически чистыми», — заметил представитель кооператива «Лукошко». В итоге в Тукаевском районе производится качественный продукт, а купить его некому.
Шабрата перебила руководитель компании «Цаворит ПРО» Светлана Щербакова, которая как раз занимается реализацией фермерской продукции. «Наши местные сельхозпроизводители категорически не хотят проходить ветосвидетельствование, и мы не можем на полку выставить их продукцию», — заявила она. На что ей пояснили, что кооператив создается именно для того, чтобы помогать фермерам в сложностях.
Светлана Щербакова: «Наши местные сельхозпроизводители категорически не хотят проходить ветосвидетельствование, и мы не можем на полку выставить их продукцию»
ПОЧЕМУ В ЧЕЛНАХ НЕ ЛЮБЯТ МАНГО?
Прозвучала критика в адрес «Лукошка»: мол, в цепочке «производитель — доставка — потребители» появляется некий руководящий орган — правление кооператива, как в колхозе. Шабрат заверил, что в «Лукошке» все будут равны и данный орган займется не руководством, а обслуживанием.
Ставку же делают на продукты именно мелких фермеров, а не агрохозяйств. Всех их объединить и создать удобную схему заказа и доставки как раз призваны цифровые технологии. В идеале челнинская домохозяйка сможет заказать пакет разных фермерских товаров с доставкой до квартиры. Причем ценник обещают приемлемый.
Планы у учредителей «Лукошко» масштабные. Сначала хотят опробовать схему на Челнах, а потом двигаться на федеральный уровень. Впрочем, пока что нужны деньги, надежда возлагается на спонсоров и государственные гранты. В планах к концу года первый этап завершить.
Идею создания потребительского кооператива под Челнами поддержал руководитель республиканского проекта «Национальная торговая марка», экс-депутат Госсовета РТ Ильсур Сафиуллин. По его мнению, в Татарстане производственных кооперативов много, а вот потребительских не хватает.
Что касается конкурентов в виде федеральных сетей, то их предлагается обходить хитростью. «Торговые сети менее поворотливы. Здесь мы можем быстрее придумывать новые механизмы, чтобы достучаться до покупателя», — посоветовал он.
Прозвучала критика в адрес «Лукошка»: мол, в цепочке «производитель — доставка — потребители» появляется некий руководящий орган — правление кооператива, как в колхозе
Посоветовал предприниматель и убрать диспетчеров из службы доставки продуктов, а также стремиться к полной цифровизации и заказам через приложения. «Я ездил в Калугу, где ребята делают мясо из растительного белка. Они говорят, что через пять лет во дворах будут стоять автоматы, как для воды, на которых нажимаешь „полкило курятины“, и тебе ее выдают. Тенденции нужно учитывать», — подытожил казанский гость. Но в Тукаевском районе отказаться от диспетчеров не удастся, т. к. в кооперативе есть пенсионеры, которые пользуются только кнопочными телефонами.
Дали слово и федералам — выступил Рамиль Файзуллин, руководитель компании «ФФ Фрут», которая занимается поставкой овощей и фруктов в сети страны. Основная ее продукция — это яблоки с российского юга. К слову, представитель «ФФ Фрут» тоже отметил минус сетей — скудость ассортимента на примере яблок: три ходовых сорта без особого разнообразия, на остальное не хватает продуктовой полки. Компания пытается данный факт исправить и с недавнего времени арендует логистический склад под Челнами. «Ассортимент наших производителей именно с югов — будет на складе в Набережных Челнах. Мы планируем этим заниматься», — заверили поставщики.
А вот что касается 38% бюджета на еду, здесь поставщик отметил нюанс. Одно дело — 38% от московской зарплаты (в районе 200 тыс. рублей), другое — 38% от региональной. «Есть торговая сеть „ВкусВилл“, находится в Москве. Ежедневная реализация манго в день — 20 тысяч килограммов при средней цене 500–600 рублей за килограмм. В Набережных Челнах продается максимум 300 килограммов манго на весь город. В Москве за индейку могут и 1 200 рублей за килограмм выложить, а у нас, наверное, 160», — рассказал представитель компании «ФФ Фрут».
Далее последовали предложения. В частности, на уровне местных властей каким-то образом повлиять на засилье федеральных сетей. В пример здесь привели работу с «наливайками». Напомним, что недавно Госсовет РТ принял закон о «наливайках», по которому запрещается торговать алкоголем в точках продаж площадью менее 100 кв. м, открытых в многоэтажках. Логика предложения такова: у местных властей хватило полномочий повлиять на эту сферу торговли, достанет и на федеральные сети.
Под занавес фермер из Елабуги поспорил с поставщиком на тему нежелания сельчан проходить ветеринарное освидетельствование. Мужчина предложил приезжать горожанам на саму ферму, все осмотреть своими глазами, а уже потом закупиться. Но стороны все же сошлись в мысли, что анализы важны. Тот же коронавирус доказал, что микроорганизмы могут легко поставить на колени всю планету.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.