СОТРУДНИКИ ИНСТИТУТА «КАЗГРАЖДАНПРОЕКТ» НАПИСАЛИ ПИСЬМА МЕДВЕДЕВУ И МИННИХАНОВУ С ПРОСЬБОЙ ВЫЯСНИТЬ ЭТОТ ВОПРОС

Как стало известно «БИЗНЕС Online», казанский метрополитен одновременно проектируют два крупнейших института — «Казгражданпроект» и «Татинвестгражданпроект». Причем делают это, похоже, порознь. Во всяком случае, сотрудники одного института, по их словам, не знают, что «рисуют» в другом. Словом, такое ощущение, что в Казани строится два разных метро. Между тем, средняя стоимость проектирования одной станции — около 200 млн. рублей, а срок – минимум, полгода... В ситуации разбирался наш корреспондент.

«НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ЧЕРТЕЖЕЙ ВЕДЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО?»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», сотрудники «Казгражданпроекта» направили президентам РФ и РТ письма с просьбой разобраться в странной ситуации: почему без видимых причин генеральный подряд на проектирование казанского метрополитена был передан из «Казгражданпроекта», занимавшегося вопросом с 1998 года, в ГУП «Татинвестгражданпроект», у которого для такой работы нет специалистов.

На просьбу предоставить экземпляр письма в «Казгражданпроекте» ответили отказом, но прояснить кое-какие подробности все же согласились.

Итак, в чем же суть дела? В 1998 году в институте распоряжением мэрии Казани был создан отдел комплексного проектирования метрополитена. Ключевых специалистов, которых, в силу специфики объекта, в РТ быть не могло, пригласили из других регионов и ближнего зарубежья. С тех пор отделом были запроектированы и затем введены в строй семь станций с перегонами. Еще на три станции («Московская», «Декабристов», «Авиастроительная»), завершающих первую линию казанского метрополитена, «Казгражданпроект» выполнил стадию «Проект» и получил положительное заключение Главгосэкспертизы РФ. По «Авиастроительной» разработана и передана заказчику рабочая документация. Почти готов материал по «Московской». Но, по словам сотрудников отдела, вдруг выясняется, что «Московскую» начинают проектировать чуть ли не заново в «Татинвестгражданпроекте», которому по неведомым причинам отдан и сам генподряд на проектирование метро.

«Совершенно непонятно, почему это произошло, - рассказал «БИЗНЕС Online» главный архитектор проекта «Казгражданпроекта» Азат Мустафин. - Причем у коллег в «Татинвестгражданпроекте» никогда не было специалистов по метро. Туда перешел наш бывший генеральный директор Алексей Ильин, который на новом месте работы курирует тему метро, а также – трудившийся у нас главным инженером проекта Сергей Глухих, и все, больше никто не согласился туда перейти. А ведь специалисты «Казгражданпроекта» проектируют для метро все, кроме автоматики сигнализации и связи, - конструкции, отопление, вентиляцию, водоснабжение, канализацию, я уже не говорю о собственно архитектуре… На основании каких чертежей ведется строительство «Московской»?! Это непонятно. Мы беспокоимся и за качество проектных работ, и за внешний вид станции».

По словам сотрудников отдела, некоторых из них по телефону пытались «вербовать» в «Татинвестгражданпроект», но все отказались – если «перетаскивать» тему в другой институт, то туда надо переводить едва ли не все отделы «Казгражданпроекта» - настолько они взаимосвязаны.

IMG_9091.jpg

Институтом «Казгражданпроект» были запроектированы и введены в строй семь станций метро. Готовы проекты «Московской», «Декабристов» и «Авиастроительная»

«МЫ – РУКУ ПОД КОЗЫРЕК…»

Журналист «БИЗНЕС Online» попросил прояснить ситуацию главного архитектора Казани Татьяну Прокофьеву. По ее словам, у метро - два разработчика: «Один – в «Казгражданпроекте», и группа организована в «Татинвестгражданпроекте». Как разделяются их функции, сказать не могу – не в моей компетенции».

Весьма удивлены вопросом были в МУП «Казметрострой». Заместитель начальника МУП Вениамин Терзиманов отметил, что ему, конечно, неизвестны «политические моменты, подводные камни и подковерные игры», но, по его мнению, «проектирует «Казгражданпроект»: «Я ориентируюсь по оформлению пропусков на объекты. «Казгражданпроект» пропуска оформил, то есть его сотрудники могут приходить, вести авторский надзор за строительством, и они приходят. А от «Татинвестгражданпроекта» я никаких писем о выдаче пропусков не видел».

Несколько странным получился разговор с заместителем директора «Татинвестгражданпроекта» Алексеем Ильиным, который согласился, что ситуация сложилась «непростая».

- Кто вам дал мои координаты? – поинтересовался Алексей Леонидович после того, как корреспондент «БИЗНЕС Online» обрисовал ему ситуацию.

- Меня на вас в приемной переключили… Кто сейчас проектирует метро?

- И «Татинвестгражданпроект» проектирует, и «Казгражданпроект» проектирует.

- Разве это нормально, когда два института делают одно и то же?

- Я вам не могу комментировать эту ситуацию.

- Почему?

- Потому что я работник одного института.

IMG_9096.jpg
В «Татинвестгражданпроекте» подтвердили, что для станции «Московская» готовят рабочую документацию

- Кто проектирует станцию «Московская»?

- «Московскую» проектирует «Татинвестгражданпроект».

- А начинал «Казгражданпроект»?

- Да.

- Станция проектируется заново?

- Как это заново?

- Доделывается прежний проект?

- Проекты на все станции делал «Казгражданпроект», мы сейчас делаем рабочую документацию. Это вторая стадия. А перепроектирование - это когда делают новый проект. Такой ситуации нет.

- В «Казгражданпроекте» говорят, что они не в курсе вашей работы, что к ним, как авторам проекта, никто не обращается ни по каким вопросам.

- Есть дирекция по строительству подземных и транспортных сооружений. Она заказывает и проект, и рабочую документацию, там могут вам вполне внятно, четко все объяснить.

- В дальнейшем кто будет проектировать метро: оба института или останется один?

- Я вам не отвечу на этот вопрос – просто не знаю. Рекомендую обратиться к заказчику: он за это платит деньги, задание техническое выдает.

- О письме «Казгражданпроекта» президентам слышали?

- Слышал.

- Какова причина его появления?

- Спрашивайте у тех, кто его написал.

- Спрашивал, они не понимают, почему одну работу выполняют два коллектива…

- Понимаете, мы ведь только исполнители, нам дают команду: «Делайте». И все. Мы – руку под козырек и выполняем. Не мы же определяем – кто будет делать, когда будет делать.

- Команду дает министерство строительства?

- Заказчиком является дирекция, вот они как раз должны вам все эти комментарии дать.

- Коллектив, который занимается метро, в «Татинвестгражданпроекте» сформирован?

- Вы почему такие вопросы задаете?

- Интересно узнать.

- Если зама завели, значит, есть, кто выполняет.

В дирекции по строительству подземных и транспортных сооружений «БИЗНЕС Online» попросили прислать вопросы в письменном виде. Ответы были лаконичны: «Станция метро «Московская» спроектирована ОАО «Институт «Казгражданпроект», он же осуществляет авторский надзор (за строительством – авт.)»; «Проектная организация на следующие станции будет определена на основании открытого конкурса 01.11.2011». Ответа на вопрос «Кто сегодня проектирует казанский метрополитен?» не последовало.

В «Казгражданпроекте» «БИЗНЕС Online» заверили, что «Московская» строится по рабочим чертежам, выполненным в «Татинвестгражданпроекте».

Словом, ответа на вопрос «Кто сегодня проектирует казанский метрополитен?» заинтересованные стороны дать так и не смогли.

Справка

ОАО «Институт «Казгражданпроект»

Организован в 1971 году как головной проектный институт для проектирования в Казани. «Казгражданпроект» был вторым проектным головным институтом Татарстана после «Татгражданпроекта» (ныне - «Татинвестграждапроект»). В 1992 году постановлением главы администрации Казани институт был акционирован и зарегистрирован как ОАО «Арендное предприятие - институт Казгражданпроект». В 2004 году предприятие приобрело нынешнее название.

По данным СПАРК, численность персонала составляет 500 человек. Выручка в 2010году составила 476 млн. рублей, чистая прибыль – 23 млн. руб.

Специализируется на разработке проектно-сметной документации для строительства жилых домов, объектов социальной, транспортной инфраструктуры, благоустройства территорий.

Институт участвует в проектировании городского метрополитена, дорожно-уличной сети, реставрации памятников архитектуры и истории; генпроектировщик по разработке генерального плана Казани. Значителен вклад института в президентскую программу ликвидации ветхого жилого фонда. По проектам института восстановлены здания оперного театра, ратуши, мэрии и другие; построен ряд современных жилых домов и зданий общественного назначения.

ГУП «Татинвестгражданпроект»

Образован в 1934 году. Головная территориальная проектно-изыскательская научно-производственная фирма РТ. Численность персонала – 1000 человек.

Выручка в 2010 году - 1,7 млрд. рублей, чистая прибыль – 13,1 млн. рублей.

В настоящее время предприятие имеет несколько офисов в Казани и других городах РТ. Выполняет проектно-изыскательские работы и оказывает услуги по следующим направлениям:

1. Планировка застройки городов и поселков, микрорайонов и кварталов, общественных центров и пригородных зон.

2. Проектирование уникальных зданий и сооружений: правительственных и офисно-торговых, спортивно-зрелищных и храмовых, объектов образования, здравоохранения и культуры.

3. Проектирование объектов транспорта и дорог: мостов и набережных, вокзалов и станций, путепроводов и подземных переходов, гаражей и автозаправочных.

4. Проектирование коммунальных объектов: котельных и теплопунктов, водозаборных и очистных сооружений, насосных и подстанций, магистральных и районных коммуникаций жизнеобеспечения.

5. Проектирование природоохранных комплексов: лесопарков, баз отдыха и туризма, садов и скверов, прудов и бассейнов, рекультивация земель и ландшафтное благоустройство.

6. Архитектура и дизайн офисов и торговых комплексов, жилых домов и коттеджей, участков и малых форм, фасадов и интерьеров.

7. Обследование зданий и сооружений, обмеры и инвентаризация, паспортизация и оценка строений, арендных площадей при перепланировке и реконструкции, приватизации и налогообложении, купле и продаже.

8. Реставрация памятников истории и культуры, культовых сооружений.

9. Комплексные изыскания: геофизические, гидрогеологические, топографо-геодезические, полевые и лабораторные исследования, поиск питьевой воды и нерудных стройматериалов.

10. Модернизация технологии, оптимизация эксплуатационных затрат, защита и охрана объекта с подбором оборудования, приборов, материалов.

11. Консультация, справочно-информационная помощь на основе старейшей отраслевой библиотеки и архива проектно-изыскательской документации, информационного обеспечения, выставочных и, рекламных материалов.

12. Выполнение функций заказчика.