УРОВЕНЬ ГОСТЕПРИИМСТВА ПРИНИМАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ – ЗАЛОГ УСПЕХА ЛЮБОЙ СТРАНЫ
В пятницу в Казани, в Институте экономики, управления и права состоялась международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг в России и за рубежом». В ней приняли участие более 200 научно-педагогических и практических сотрудников из РФ и зарубежья. Выступления докладчиков выслушал и журналист «БИЗНЕС Online».
ИНТЕРЕС К КОНФЕРЕНЦИИ ПРОЯВИЛ ДАЖЕ ВАТИКАН
Проведение международной конференции, посвященной развитию индустрии гостеприимства, сервиса и услуг, становится добрым знаком. РТ в преддверии проведения в Казани Универсиады-2013 и других мероприятий международного и российского уровней все более активно позиционирует себя в качестве привлекательной площадки для российских и иностранных туристов. Не случаен и ажиотаж вокруг конференции, интерес к ней как российских, так и иностранных представителей образования и бизнеса. Кроме вузов РТ здесь были представлены Российский экономический университет им. Плеханова, Санкт-Петербургский университет экономики и управления, Северный арктический федеральный университет, Уральский государственный экономический университет и многие другие. Поучаствовать в конференции приехали гости из Ирана, Турции, Германии, Узбекистана. В режиме онлайн за ходом выступлений следили даже в Ватикане. Вот наиболее интересные выжимки из выступлений докладчиков на пленарном заседании.
ОРИЕНТИР – НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
Заместитель начальника отдела высшего, среднего профессионального образования и науки кабмина РТ Георгий Гатауллин:
- На протяжении последних лет под эгидой первого заместителя премьер-министра РТ Равиля Муратова в Татарстане проводилась большая работа по созданию научно-образовательных кластеров. И венцом этой работы стало то, что в 2011 году постановлениями правительства РТ были созданы 14 научно-образовательных кластеров. Каждый из них возглавляет какой-то ведущий базовый вуз. Один из первых – научно-образовательный кластер в сфере торговли, индустрии, гостеприимства, сервиса и услуг РТ. Это не случайно, потому что совпало понимание актуальности момента правительством РТ, вузами, ссузами и работодателями, так как в республике взят ориентир на развитие туризма, соревнований разного уровня в сфере спорта. Оттого особенно значима сегодняшняя конференция. Мы делаем первые шаги, на наш взгляд, правильные. Пока трудно. Не всегда совершенна нормативная база в масштабах РФ, укрепление материальной базы – отставание от мировых стандартов в сфере торговли, индустрии, гостеприимства. Все эти задачи мы будем решать через кластер, прежде всего.
Два вуза возглавляют данный кластер. Это Казанский институт, филиал Российского торгово-экономического университета, и вуз-партнер - Институт экономики, управления и права.
НЕ ТОЛЬКО ТЕОРИЯ, НО И ПРАКТИКА
Профессор, первый проректор по научной работе Института экономики, управления и права Игорь Бикеев. Тема выступления – «Проблема подготовки кадров для торговли индустрии, гостеприимства, сервиса и услуг».
«Сфера торговли обеспечивает более 20 процентов занятости в нашей стране… Но не все хорошо в этой области. По данным Росстата, в 2007 году Россию посетило 2,2 миллиона туристов, а в 2009 – 2,1 миллион туристов. То есть на 100 тысяч меньше. Причем лишь 1 из 10 прибывающих иностранцев едет к нам с туристскими целями. Это исключительно мало... Для сравнения: Турцию в 2009 году посетили 25 миллионов туристов, Чехию – около 6 миллионов. Поэтому можно сказать, что сфера услуг развивается у нас непропорционально. Есть, над чем задуматься всем, в том числе и образовательным учреждениям.
В рамках подготовки доклада группа сотрудников Института экономики, управления и права изучила проблемы, которые признаются существенными в деле подготовки кадров для торговли, индустрии, гостеприимства, сервиса и услуг в России. Это недостаточная практическая ориентированность образования. В вузах много теории, но мало практики. Поэтому работодатели тратят большое количество времени на адаптацию своих сотрудников. В то же время опыт лучших европейских, американских и китайских школ в этой области показывает, что теоретические и практические курсы делятся поровну. Для этой проблемы частичное решение уже реализуется. С 2011 года в РФ в соответствии с болонской декларацией набор и обучение в вузах ведется по новым государственным образовательным стандартам третьего поколения. В Болонском процессе акценты перенесены с содержания на результат обучения, на тесное взаимодействие вузов с работодателями. Акцент сделан не на содержательное, а на компетентностное образование. Образование в соответствии с этим подходом ориентировано на студентов, которым важны знания не сами по себе, а то, как эти знания помогут им в работе и в дальнейшей жизни.
Нашему институту было несложно перейти на стандарты нового поколения, поскольку многие положения реализованы задолго до их принятия. Наша первоначальная задача – прямо со студенческой скамьи поставлять профессионалов, которые будут сразу же востребованы на рынке труда. Поэтому подавляющее большинство наших выпускников сразу же по окончании вуза работает по специальности в рамках исследуемой сферы. Причем мы стараемся, чтобы выпускники изучили работу всех ступеней отрасли. Так, в колледже института студенты помимо среднего профессионального образования получают рабочую профессию. В рамках гостиничного сервиса – горничные, в рамках коммерции – продавец по группам товаров, в рамках технологии продуктов общественного питания – повар, и так далее.
Наш институт обратился к широкому кругу работодателей, с которыми мы взаимодействуем по всем направлениям подготовки, в том числе и тем, которые относятся к кластеру. В рамках сферы кластера, это прежде всего, ассоциация туристских агентств РТ, Россельхозбанк, Татнефть, Нижнекамский хлебокомбинат, Метро Кэш энд Керри Казань».
ТУРИЗМ НУЖДАЕТСЯ ВО ВЛОЖЕНИЯХ
Декан факультета туризма университета ГАЗИ (Анкара, Турция), профессор Невзат Айпек.
Доклад на тему «Механизм интенсивного развития въездного туризма: опыт Турции».
«Туристическая отрасль нуждается во вложениях, которые на первоначальном этапе должны делаться государством. Затем частные инвесторы могут пойти по этому пути. Туристический сектор нуждается в поддержке государства на всех этапах своего развития через субсидирование и льготы. Закон о поддержке туризма в Турции предусматривает различные виды господдержки. Это и выделение земли для инвестиций в туризм, прием зарубежной рабочей силы и займы в сфере туризма. Банк развития Турции предоставляет туристским организациям займы в иностранной валюте из зарубежных источников.
Если говорить о месте Турции в мировой туриндустрии, то на первом месте - Франция. В 2010 году эту страну посетило 76,8 миллионов зарубежных туристов. Затем - США, Испания, Китай, Италия, Великобритания и на седьмом месте – Турция.
Объем денежных поступлений в 2010 году от зарубежных туристов – 21 миллиард долларов.
Прогнозы на 2023 год предполагают, что в Турцию прибудет 63 миллиона туристов (в 2011 году - около 30 миллионов). Они принесут 68 миллиардов долларов. Средняя сумма поступлений на каждого туриста составит 1350 долларов.
Таким образом, мы считаем, что красота природы, историческое культурное наследие и гостеприимство турецкого народа позволят в конечном итоге достичь этих целей».
ВАЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ГОСТИНИЦЫ, НО И ХАЛЯЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ
Генеральный консул Исламской Республики Иран Расул Шаян.
Доклад на тему «Перспективы развития торговли между Исламской Республикой Иран и Республикой Татарстан».
«Развитие туризма в той или иной стране, республике зависит от воли руководства. Если взять в качестве примера Татарстан, то заметно, насколько изменилась республика за последнее время…
Одна из важных задач – создание инфрастуктуры для передвижения туристов.
В арабских странах сегодня главный вопрос не только хорошие гостиницы, но и вопрос питания – есть там халяльная продукция или нет. Если таковая отсутствует, большое количество туристов со стороны мусульманского мира отказываются от поездок. Поэтому я предложил правительству РТ, чтобы республика стала центром по производству халяльного мяса в РФ…
В Иране проживают 75 миллионов человек. Более 30 миллионов человек путешествуют. За границу ежегодно выезжает более 15 миллионов человек. Из них ежегодно 3 миллиона человек посещает Турцию, 7 миллионов – страны Персидского залива. Азербайджан, Армению и Нахичевань ежегодно посещает 5 миллионов человек, Сирию – более 3 миллионов туристов…
Иран также может быть интересен туристам своими древними городами…
Сейчас в РТ обучается не более 60 студентов. Я бы хотел, чтобы в перспективе в Татарстане получали образование до 500 иранских студентов… Для популяризации РТ я отправил своим коллегам видеозаписи о Булгарии, чтобы они рассказали в нашей стране об этом крае».
УРОВЕНЬ ГОСТЕПРИИМСТВА – КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ
Декан факультета туризма и гостеприимства Российского государственного университета туризма и сервиса Елена Сахарчук.
Доклад на тему «Профессионализация российского туризма».
«Цифры (докладчика из Турции) впечатляют, эта страна действительно великолепна своими красотами, природой, но это понятно – там тепло и море. А из тех таблиц, что мы видели, скромно мелькала на высоких строчках такая страна, как Германия, где нет никакого теплого моря. Тем не менее, эта страна четвертый год подряд находится на самых высоких строчках рейтинга конкурентоспособности стран туристской отрасли. Задаемся вопросом: почему в этом рейтинге верхние строчки занимают страны неклассического пляжного отдыха: Германия, Австрия и Швейцария? Ответ: у них очень хорошо обстоят дела с человеческим капиталом и человеческим фактором, уровнем гостеприимства принимающей территории и тренингами возможностей, которые реализуются на этих территориях...
Туризм – это точка роста регионов РФ, возможность для развития моногородов, переориентации их на новые виды деятельности, рост доходов занятости населения и т.д. Однако в российском туризме есть определенные проблемные зоны. Федеральная целевая программа, разработанная до 2018 года, указывает на следующие негативные факторы в российском туризме, из которых самый болезненный для нас – невысокое качество подготовки отраслевых кадров. А если плохо подготовлены кадры, соответственно, не очень высокий уровень предоставляемых услуг».
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.