ЗАЧЕМ ТАБАКУ МАРКИРОВКА

По данным Росстата, каждая пятая пачка сигарет, проданная в 2019 году, — контрафакт. Государство с помощью системы маркировки планирует снизить долю подделок. В этом заинтересованы как потребители, так и добросовестные участники табачного рынка.

Маркировку табака внедряют в несколько этапов. С июля прошлого года производители выпускают сигареты и папиросы только с маркировкой — печатают коды маркировки на каждой пачке.

В тот период магазины могли продавать немаркированный табак по-старому, а новый (с маркировкой) — через онлайн-кассу. При этом магазин через оператора фискальных данных (ОФД) должен был передавать сведения о продаже в систему мониторинга за маркированными товарами Честный ЗНАК. За работу системы отвечал назначенный правительством оператор — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Статистика показывает, что розница активно готовится к маркировке уже с начала года. Например, сервис Контур.Маркет каждый месяц принимает в два раза больше УПД по сравнению с месяцем предыдущим. За первую неделю июня Маркет получил более трех тысяч УПД, это уже половина майского количества документов. 

Правила маркировки на табачном рынке закреплены в таких нормативных актах:

— Федеральный закон № 488-ФЗ от 25.12.2018 — об использовании онлайн-касс при продаже товаров с маркировкой,

— Постановление правительства № 224 от 28.02.2019 — о маркировке табачных изделий,

— Постановление № 270 от 14.03.2019 — о ЦРПТ как назначенном операторе маркировки.

КАК ТАБАЧНОЙ РОЗНИЦЕ РАБОТАТЬ С ИЮЛЯ

1 июля 2020 года начнется очередной этап введения табачной маркировки. Оборот немаркированных сигарет и папирос окажется вне закона. То есть товарные остатки без маркировки нужно успеть продать до 30 июня включительно. Позже отпускать покупателям такой товар нельзя.  

Получать сигареты и папиросы от поставщика нужно будет с помощью электронного документооборота (ЭДО). Для этого магазин и поставщик подключаются к оператору ЭДО: поставщик сможет отправлять магазину накладную в формате универсального передаточного документа (УПД), а магазин будет подтверждать или отклонять полученный УПД. Такой документооборот считается юридически значимым, поэтому для работы с электронными накладными понадобится квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Через год, с июля 2021-го, будет под запретом оборот остальных табачных изделий, например, кальянного табака.

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ИГНОРИРОВАТЬ ПРАВИЛА

Перечень санкций за несоблюдение требований к обороту маркированных товаров будут дополнять и включать в Кодекс административных правонарушений.

Пока эксперты рекомендуют ориентироваться на две статьи КоАП:

· п. 4 ст. 14.5 о неправильной работе на кассе. То есть если продавец в магазине не отсканирует код, предприятие может получить предупреждение или штраф. Размер штрафа для ИП составит 1 500–3 000 ₽, для юрлица 5 000–10 000 ₽;

· п. 4 ст. 15.12 о продаже табачных изделий без маркировки. Магазину грозит конфискация продукции и штраф. ИП придется заплатить 10 000–15 000 ₽, юрлицу 200 000–300 000 ₽.

ЧТО НУЖНО РОЗНИЦЕ

Для приемки товара по электронным накладным обязательны ЭДО и КЭП. Для продаж нужен 2D-сканер кодов маркировки, кассовая программа и ОФД с поддержкой маркировки. Кассовое ПО добавляет в чек данные о том, что продан именно маркированный товар. А ОФД передает эти же сведения в систему Честный ЗНАК.

Получите в Контуре все составляющие в комплексе или по отдельности. Выбирайте оборудование и сервисы, чтобы с июля соблюдать требования к маркировке.

Партнерский материал

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции