Сегодня СТД РФ проводит онлайн-конференцию «Театр и новая реальность. Предлагаемые обстоятельства», одним из участников которой заявлен и Фарид Бикчантаев. Руководители ведущих российских театров расскажут о том, что изменится в их жизни по окончании пандемии. А «БИЗНЕС Online» обсудил нынешнюю ситуацию с республиканскими театральными деятелями. О том, почему уже выпущенные, но еще не протестированные на зрителях спектакли оказались в самом уязвимом положении, — в нашем материале.
Сразу 25 премьер не состоялось в государственных театрах Татарстана в период самоизоляции из-за распространения коронавируса
«ПРОИСХОДЯЩЕЕ СЕГОДНЯ ДЛЯ НАС — ЭТО БОЛЬШОЙ ШАНС!»
Сразу 25 премьер не состоялось в государственных театрах Татарстана в период самоизоляции из-за распространения коронавируса, об этом «БИЗНЕС Online» сообщили в министерстве культуры РТ. Интересно, что за данный период только в одном из 15 театральных госучреждений — Набережночелнинской татдраме, где недавно сменилось все руководство, — не был запланирован выпуск новых спектаклей. Сейчас практически все театры республики ушли или уходят в отпуск и, по словам министра культуры РТ Ирады Аюповой, смогут при благоприятных внешних обстоятельствах вернуться к полноценной работе в июле, хотя бы к репетиционной. «Тут дело не только в зрителях, самих сотрудниках, актерах и других, нельзя надолго разлучать со сценой», — сказала она нашему корреспонденту. Все положенные от государства средства театры получают, но практически отсутствие сегодня внебюджетных доходов делает общую ситуацию непростой.
Среди тех самых двух с половиной десятков пока не состоявшихся премьер есть и примечательные спектакли. «И воссияет вечный свет» на музыку «Реквиема» Вольфганга Амадея Моцарта в постановке великого в прошлом танцовщика Владимира Васильева вряд ли ждет длинная и успешная зрительская судьба, но с этой работой театр им. Джалиля планировал засветиться на исторической сцене Большого театра в день 80-летия артиста. Амбициозно выглядели и планы Казанского ТЮЗа по выпуску спектакля «Иваново детство» — постановку по сценарию знаменитого фильма Андрея Тарковского к 9 мая должен был осуществить московский режиссер Антон Федоров, на счету которого работы в «Гоголь-центре». Александр Славутский собирался представить свою интерпретацию «Вассы Железновой» Максима Горького, а Камаловский театр — обзавестись очередным кассовым хитом, именно таковым потенциально видится комедия «Өйләнәм.tat» («Женюсь.tat») в постановке нынешнего худрука «Экията» Ильгиза Зайниева по собственной пьесе.
По словам министра культуры РТ Ирады Аюповой, театры смогут при благоприятных внешних обстоятельствах вернуться к полноценной работе в июле, хотя бы к репетиционной
Пострадала и фестивальная жизнь. Уже объявлено, что в 2020 году не состоится фестиваль классического балета им. Нуриева, который был запланирован на лето. Это «БИЗНЕС Online» подтвердила и Аюпова. Видимо, руководство театра им. Джалиля рассчитывает, как и все последние 25 лет, осень провести в гастрольных разъездах по Нидерландам, вот только откроют ли европейские государства границы для больших трупп из стран, имевших серьезные проблемы с распространением коронавируса? Кроме того, наша газета уже писала о фестивале «Золотая маска», который должен был начаться в Казани в конце мая, а теперь оказался в подвешенном состоянии. Наконец, «Науруз» Камаловского театра в июне пройдет в режиме онлайн.
Еще одно заметное место на фестивальной карте Татарстана сегодня — это Буинск. Если пару лет назад, когда директор и художественный руководитель Буинского драмтеатра Раиль Садриев смог пригласить сюда Сергея Безрукова, подобное выглядело легкой экзотикой, то теперь фестиваль «Буа: пространство диалога» и лаборатория «Буинская Талия» хорошо известны в профессиональном мире по всей стране. «Если вырубишь домну, то потом будешь долго ее восстанавливать. Тем более мы только начали создавать традицию», — сказал Садриев «БИЗНЕС Online», который рассчитывает провести «Буинскую Талию» по традиции в августе. Сложнее с «Буа: пространство диалога», в этом году фестиваль должен был пройти в четвертый раз, уже приобрел международный статус и приличный размах. «Мы перенесли наш фестиваль на сентябрь, но в итоге вся Россия отодвинула свои мероприятия на тот же месяц, поэтому, может быть, проведем его не с таким размахом, как предполагалось. Но президент Татарстана подписал бумагу „перенести“, а не „отменить“», — говорит директор Буинского театра.
«Театрам придется меняться. И многие из тех спектаклей, которые мы сейчас делаем, перестанут быть актуальными»
При этом наш собеседник уверен, что нынешнее время для театральной жизни хоть и трудное, но очень интересное. «Я знаю, что мир станет другим, будут иные отношения, — продолжает народный артист РТ. — Театрам придется меняться. И многие из тех спектаклей, которые мы сейчас делаем, перестанут быть актуальным, потому что на первый план выходят совсем другие ценности. Мы должны давать зрителю больше надежды! В своем коллективе об этом говорю: даже онкологию можно лечить или хотя бы какой-то срок с ней жить, а депрессию только медикаментами — нет! Человек сидит перед тобой, у него в голове ничего не осталось, он понимает, что завтра нет работы, поднимается на 9-й этаж и прыгает. А театр — это антидепрессант!»
Садриев напоминает, что нынешнюю ситуацию в мире не зря сравнивают в том числе с Великой депрессией в США во второй четверти прошлого века: «Что тогда сделали Штаты? Они строили дороги, чтобы каждому вручить лопату и чем-то занять, а еще оставили финансирование Голливуда, который давал людям эту самую надежду. Так что происходящее сегодня для нас большой шанс! Мы должны вернуться к некогда забытым ценностям, а то даже перестали лук сажать у себя под носом на участке».
Кстати, на днях стало известно, что буинский спектакль «Барыня» (режиссер Тимур Кулов) попал в основную программу фестиваля молодой режиссуры СТД РФ «Артмиграция» вместе с работой Казанского ТЮЗа «Бал.Бесы» (режиссер Туфан Имамутдинов). В программе «Артмиграция — детям» — «Терра» (режиссер Алмаз Садриев) Альметьевской татдрамы.
Нияз Игламов: «Когда фактически обвалилась экономика страны и есть много фундаментальных проблем, перенос спектаклей на этом фоне воспринимается как «Ну что поделаешь?!»
«МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ОБИДНО ЗА НАШ СПЕКТАКЛЬ, КОТОРЫЙ вышел, НО НЕ УСПЕЛ РАСКРУТИТЬСЯ»
Свое мнение о последствиях месяцев самоизоляции для татарстанских театров высказал в разговоре с «БИЗНЕС Online» известный критик, заведующий литературной частью театра им. Камала Нияз Игламов.
— Нияз, 25 не состоявшихся вовремя премьер спектаклей на всю республику — это много или мало? И за какие из данных работ вы особенно переживаете?
— Когда фактически обвалилась экономика страны и есть много фундаментальных проблем, перенос спектаклей на этом фоне воспринимается как «Ну что поделаешь?!». Мы люди подневольные, естественно, о нас сейчас вспомнят в последнюю очередь, и это касается не только нашей страны — в Голландии в зале могут находиться не более 30 человек, будут продавать только 10–15 процентов мест. Но в нашей стране подобное может приобрести гибельные для культуры масштабы, потому что у нас очень любят перекручивать гайки. Культура и искусство в частности — вещь очень нежная, трепетная, тяжело сопротивляющаяся всяким таким вызовам, конечно, по ней кризис может больнее всего ударить.
Я не думаю, что какой-либо театр готовил к выпуску такую продукцию, которая осенью или через год уже будет неактуальна. Мне кажется, он должен думать о прокате и, если спектакль идет меньше одного года, это экономически невыгодно никаким театрам, потому мы всегда рассчитываем, что то или иное произведение будет ставиться два-три сезона, а лучше больше. Чем больше идет спектакль, чем больше зрителей, тем лучше социальные, культурные и финансовые показатели. Нет трагедии в том, что театральные спектакли выйдут на полгода позже, ничего с ними не случится — я смотрю на это как теоретик и практик театра. Я не думаю, что подобное повлечет за собой репутационные потери — наши зрители все-таки люди адекватные, они понимают, что не мы ели летающих мышей, это не наша вина и мы такие же жертвы. Экономические проблемы будут, но, я предполагаю, контролирующие органы отнесутся с пониманием.
— Какие конкретно организационные и прочие проблемы могут возникнуть, с решением которых способно помочь государство?
— Например, выделили деньги на постановку, а ее нет. Эти средства потратить мы не можем. Спектакль должен был поставить свой режиссер, а на ноябрь запланирован приезжий — естественно, ноябрьская премьера выйдет, а своя постановка перенесется на следующий год. Соответственно, в следующем финансовом году могут возникнуть проблемы. Но я надеюсь, что наше руководство культуры обратит на это внимание и амортизирует экономические моменты, думаю, министерством культуры РТ подготовлен соответствующий пакет документов.
Тем более что подобное связано с получением гранта «Единой России» «Театры малых городов», который тоже упал, и что с ним делать? Понятно, что гранты даются в расчете на приглашенных режиссеров. Сейчас в онлайн-режиме можно репетировать только моноспектакли, потому что два актера на сцене — это тусовка. Не на что опереться в такой практике, потому что даже во времена Уильяма Шекспира, когда свирепствовала чума, театр «Глобус» закрыли на месяц, театр «Роза» открыли через полтора, было более спокойное отношение к пандемиям. На моей памяти это впервые, в XX веке такого не случалось. Только из-за военных конфликтов и революций жизнь замирала и останавливалась. Но то, что творилось после 1917 года, еще страшнее, чем то, что происходит сейчас, поэтому нам есть куда падать. Думаю, постепенно мы вернемся к репетициям, а зрителя будем встречать с нового сезона.
«Я не думаю, что какой-либо театр готовил к выпуску такую продукцию, которая осенью или через год уже будет неактуальна»
— Как Камаловский театр справился с карантинными ограничениями?
— Он раньше всех в Татарстане и Поволжье освоил многие интернет-практики, шел не в фарватере, а сам проложил путь в новых IT-технологиях в театральной деятельности. И сейчас мы находимся в наиболее выигрышном положении, показываем себя, умудряемся зарабатывать деньги онлайн-показами. Это, конечно, несопоставимо с тем, что мы зарабатываем при живом зрительском потоке, тем более в разгар сезона, но как-то выходим из положения.
И даже наш международный образовательный форум «Науруз», который состоится в июне, переходит в онлайн-формат. 90 процентов педагогов разработали специальные методики, чтобы это было возможно. Мы оказались более готовыми, потому что раньше начали развивать современные технологические активности. Какие-то театры совсем без этого обходятся, они не очень развивали свой сайт и иные ресурсы. Другое дело — некоторые театры получают различные гранты, так что сотрудникам выплачиваются зарплаты и удар по ним смягчается. А в муниципальных и республиканских театрах актеры переходят на чистый оклад, и подобное, конечно, очень серьезный удар по их благополучию, угнетает коллектив и каждую отдельную семью. Но и для нас это резкая пробоина в бюджете.
И еще мне больше всего обидно за наш спектакль, который вышел, но не успел раскрутиться, — «Угасшие звезды». Это очень трагично для такой постановки, пьесы, имеющей богатую сценическую историю, такие исполнительские постановочные традиции, которая получила и отрицательные, и положительные отзывы — у зрителей и критиков самые разные эмоции. Это спектакль зрелого Бикчантаева, очень бескомпромиссный, стилистически четкий, с необходимостью зрительского эмоционального подключения. Постановка должна была тестироваться со зрителями, а три дня показа премьеры — это, конечно, очень мало, словно откушенное яблоко или гроздь винограда, которую от тебя отодвинули. Режиссеры-актеры работают над спектаклем четыре-пять месяцев, полгода, выпускают премьеру, и дальше уже какие-то вещи тестируются на зрителях. И этот процесс сейчас упущен, его надо восстанавливать. Есть спектакли, которые идут несколько лет: пару раз отрепетировал — и можно заново запускать, а с «Угасшими звездами» придется повозиться. Тем более главную роль здесь исполняет еще неопытная актриса – студентка Лейсан Гатауллина, не знаю, как на ней это все отразилось.
— Наверняка и в других татарстанских театрах похожая ситуация?
— Да, в каждом. В Альметьевске была очень сильная премьера, которую поставил Федоров, — «Королевство кривых», в Тинчуринском — «Карурман», в ТЮЗе — «Зимняя сказка для взрослых», в театре кукол — «Самовары». В Мензелинске прошла сдача спектакля «Макбет» без зрителей, его выпустил Сережа Потапов. Эти постановки сыграли один-три раза, но на взлете они были сбиты антиковидными мерами. Есть опасность, что подобное может изменить атмосферу спектаклей, судьба которых меня больше тревожит. То, что не выпустили, выйдет потом, будет новая рекламная и PR-кампания. Весь мир страдает от пандемии, всем несладко, поэтому нет особых страданий по поводу конкретных названий.
«Камаловский театр раньше всех в Татарстане и Поволжье освоил многие интернет-практики, шел не в фарватере, а сам проложил путь в новых IT-технологиях в театральной деятельности»
«Я КАК РАЗ С ЭТОГО СЕЗОНА ПЕРЕШЕЛ НА ФРИЛАНС»
При этом не стоит забывать и о негосударственных театрах Татарстана, которых по понятным причинам в списке отмененных премьер минкульта нет. Одновременно необходимо отметить, что культурные власти республики традиционно довольно активно поддерживают независимые театральные проекты, ну а те в свою очередь все активнее себя заявляют на престижных фестивальных площадках.
Здесь есть и хорошие новости, несмотря на самоизоляцию. Бывший главный режиссер Казанского ТЮЗа Имамутдинов получил грант от СТД РФ на постановку пластического спектакля «Хава», судя по всему, собираясь вновь удивить татарстанскую публику. Интересно, что поначалу он хотел создать историю о несостоявшейся любви двух реальных знаменитых татарских артистов, но в процессе работы идея существенно трансформировалась. «Спектакль „Хава“ имеет двойной смысл, как и само слово, которое переводится с татарского и как „воздух“, и как „Ева“ — первая, а по некоторым источникам, вторая женщина, — рассказал постановщик „БИЗНЕС Online“. — Там поднимается тема эмансипации, в первую очередь татарского зрителя, поскольку он будет принимать в спектакле непосредственное участие. И эмансипация какого-то понимания театра, потому что региональное сознание разделяет пространство на две части — то, что происходит на сцене, и воспринимаемое зрителями. В мире идет такая тенденция, когда зритель становится соучастником процесса, а не просто человеком, воспринимающим это действие. Мне хочется, чтобы и татарский зритель принял участие. И попытаться сделать подобное не какими-то включениями, как обычно бывает, а чтобы зритель сам непосредственно создавал спектакль. И критики у постановки не может быть никакой, потому что, сколько ты вложишь, столько и получишь. Потому успех или неуспех — размытые критерии, и каждый будет для себя решать. Посмотрим, что из этого получится».
Есть и хорошие новости, несмотря на самоизоляцию. Бывший главный режиссер Казанского ТЮЗа Туфан Имамутдинов получил грант от СТД РФ на постановку пластического спектакля «Хава»
Что касается отмененных режиссерских планов Имамутдинова, то дело обстоит следующим образом: «Летом у нас должна была состояться премьера в Тинчуринском театре, но она перенеслась на осень. Никакие премьеры моих спектаклей не были отменены, они все просто перенесены. Я не думаю, что это так страшно. Все спектакли все равно выйдут. Главное, чтобы все условия финансирования, которые запланированы на эти премьеры или спектакли, государством или театрами были соблюдены. Естественно, все выйдет, но попозже. А финансово карантин, конечно же, очень затронул».
Еще один «независимый», соратник бывшего главного режиссера Казанского ТЮЗа, хореограф, танцовщик и актер, лауреат «Золотой маски» Нурбек Батулла считает, что ему повезло: «Буквально перед началом карантина я успел сдать спектакль „Макбет“, который мы поставили с Потаповым в Мензелинском театре. И у меня на апрель как раз не было особо больших планов. У меня никакие премьеры не отменились, просто сместились постановки. Например, в апреле мы по собственной инициативе хотели в последний раз сыграть спектакль „Алиф“ („золотомасочная“ постановка Имамутдинова — прим. ред.), но он сместился на следующий театральный сезон — пока мы так предполагаем».
Однако Батулла сказал «БИЗНЕС Online», что понимает: он, как и многие коллеги, оказался в уязвимой ситуации. «Вообще, я нахожусь в критической категории, которая, наверное, пострадала больше всего, — это фрилансеры. Я как раз с данного сезона перешел на фриланс, веду свои проекты. Конечно, самоизоляция отложила свой отпечаток на это — если не творчески, то, может быть, чуть позже скажется финансово. Но пока все нормально, никакой трагедии нет», — говорит лауреат «Золотой маски».
Нурбек Батулла: «Конечно, самоизоляция отложила свой отпечаток на это — если не творчески, то, может быть, чуть позже скажется финансово. Но пока все нормально, никакой трагедии нет»
«В качестве фрилансера я выступил как хореограф в двух спектаклях Набережночелнинского татарского театра, выпустил по одному в Камаловском и Альметьевском татарском театре, как режиссер по пластике сдал 6 постановок в Мензелинском татарском театре, в камерном балете „Пантера“ как куратор создал перформанс „Путеводитель растерянных“, — продолжает наш собеседник. — В данный момент работаю над первым и, надеюсь, не последним проектом с творческой лабораторией „Угол“. Период самоизоляции даже в чем-то положительно сказался, потому что мне удалось более подробно поработать над спектаклем „Моң“, где я участвую в качестве актера. Это проект „Угла“ вместе с петербургским режиссером Борисом Павловичем — намечается что-то очень интересное. А осенью ожидается начало постановки в крупном петербургском театре, где я буду принимать участие в качестве хореографа в драматическом спектакле».
Интригующая работа именитого Бориса Павловича, которая позиционируется как «спектакль на двух языках», — один из отложенных проектов «Угла». Между тем весна и лето — это и традиционное время театральных лабораторий фонда «Живой город»: «Город АРТ-подготовка» и «Свияжск АРТель», неизменно вызывающие серьезный интерес в профессиональном сообществе и среди обычной публики. Высадится ли на том же острове-граде и в этом году впечатляющий десант театральных деятелей, среди которых уже были и участник знаменитой театральной группы Rimini Protokoll Штефан Кэги, и резидент Авиньонского фестиваля Массимо Фурлан, и даже «голливудец» Тимур Бекмамбетов?
«Бесспорно, коронавирус поменял абсолютно все наши планы, которые сейчас в целом строить стало очень непросто, — рассказала „БИЗНЕС Online“ PR-директор „Живого города“ и „Угла“ Зоя Антонова. — Ясно, что лаборатории „Город АРТ-подготовка“ в том виде, в котором она планировалась в июне, уже быть не может. Отягчающим обстоятельством послужило то, что в этом году планировался приезд нескольких иностранных художников и режиссеров и была проведена большая работа с иностранными фондами. Но теперь, даже если внезапно вирус распадется и пандемия закончится, о чем можно говорить с большой иронией, конечно, границы вдруг вот так внезапно точно не откроются, поэтому, увы, в июне лаборатории точно не будет. Проведут ли ее позже? Все зависит от эпидемиологической обстановки, от того, насколько в этом станет сохраняться запрос. Точно так же и с лабораторией „Свияжск АРТель“».
Поэтому на данный момент, когда невозможно ни полноценно репетировать, ни играть спектакли, по словам Антоновой, «Живой город» и «Угол» переформатировали себя на время в некую образовательную платформу: «Мы нашли время для того, чтобы определить с командой цели на будущее, и запускаем новый проект „Театр горожан“, начинающий работу в онлайн-формате, но перерастающий в последующем в реальный офлайн-спектакль, а может быть, и не один».
«Из-за отмены постановок мы не сыграли 152 запланированных до конца сезона спектакля текущего репертуара. Это потеря около 16–18 миллионов рублей»
«БУДЕТ МЕНЬШЕ ПРЕМЬЕР, БОЛЬШЕ ДОЛГОВ. НО О ЗАКРЫТИИ РЕЧИ НЕ ИДЕТ»
О ситуации в своих культурных учреждениях нашим корреспондентам рассказали руководители еще ряда татарстанских театров.
Армандо Диамантэ — директор русского драматического театра «Мастеровые» (Набережные Челны):
— Мы играли практически каждый день. Потери серьезные, нам пришлось вернуть 1,2 миллиона рублей авансовых платежей за купленные билеты, плюс недополученные несколько миллионов из-за непроданных билетов. Мы рассчитываем открыться 1 июля, ради этого июльские отпуска перенесены на июнь. У нас готова премьера нового спектакля с символичным названием «Жизнь прекрасна», который должен был выйти в апреле, зрители увидят ее в июле или новом сезоне. Готовится еще одна премьера к сентябрю. Если открытие сезона перенесут на этот месяц, то последняя не состоится и будет играться «Жизнь прекрасна». Также мы планировали в ноябре показать спектакль по роману «Десять негритят» Агаты Кристи, пока сроки переноса неизвестны. Угрозы закрытия театра нет — мы принадлежим городу, который нас поддерживает. Станет сложно, но мы выживем. Будет меньше премьер, больше долгов. Но о закрытии речи не идет.
Гузель Сагитова — директор Татарского тюза им. Кариева:
— С 16 марта по май включительно театр хотел показать более 40 репертуарных спектаклей, также планировались гастроли в Москву по федеральной программе «Большие гастроли» с четырьмя постановками (на данный момент гастроли перенесены на октябрь). Всего за этот период наши спектакли должны были увидеть более 8,5 тысячи зрителей. Театр понес серьезные убытки. За данный промежуток планировалось заработать более 3,5 миллиона рублей.
В театре работают 126 человек. Но физически сейчас там каждый день присутствует лишь охранник, дежурит администратор и технический персонал. Все переведены на удаленную работу с сохранением заработной платы. Однако в связи с тем, что внебюджетная часть доходов практически отсутствует, зарплаты пришлось сократить. Вся та насыщенная онлайн-программа, которую мы предлагаем своему зрителю на наших аккаунтах в социальных сетях и официальном сайте, готовится маркетинговой службой, артистами и представителями других цехов театра. И все это происходит дистанционно. Как ни странно, в сложившейся ситуации есть и свои плюсы: количество подписчиков в социальных сетях театра выросло в 2 раза, ведь вся наша творческая энергия теперь направлена в онлайн.
Айдар Хасамеев — заместитель директора Казанского ТЮЗа:
— Из-за отмены постановок мы не сыграли 152 запланированных до конца сезона спектакля текущего репертуара. Это потеря около 16–18 миллионов рублей. Потери для нас большие, тем более что 74 процента наших доходов внебюджетные и как раз составляют надбавки к зарплатам. Это очень большой удар для нас, но будем надеяться на поддержку министерства культуры РТ. В июне, скорее всего, еще не разрешат театрам открыться, потому министерство культуры и многие театры поддержали решение уйти в отпуск — сейчас они отдыхают до 15 июня. Мы все надеемся, что начнем играть где-то в середине июля, это окажется самый благоприятный сценарий.
Наши премьеры должны были состояться благодаря проектам «Театр — детям» и «Театры малых городов» при поддержке министерства культуры РФ и РТ. Слава богу, нам деньги оставляют — большая благодарность руководству республики и страны за это. Потому все премьеры мы смогли перенести, пока на неопределенный срок, но даже при худшем стечении обстоятельств они состоятся — возможно, уже в 2021 году. В мае была запланирована премьера спектакля «Иваново детство» Федорова, в октябре — «Недоросль» Петра Нореца, в декабре — «Конек-горбунок» Максима Иванова. Разумеется, сейчас все сдвигается. Со всеми режиссерами мы договорились, где-то начаты репетиции, где-то готовятся декорации, где-то решены художественные вопросы. Кроме того, в начале июля мы планируем выпустить спектакль «Лиса и виноград» Александра Туманова, но он уже не относится к проекту «Театр — детям».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.