КАЗАНИ СО ВРЕМЕНЕМ ПРИДЕТСЯ ПРИБЕГНУТЬ К ОПЫТУ ЕВРОПЫ: КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ КНУТ И ПРЯНИК ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ?
Начало сентября удивило казанцев колоссальными автомобильными пробками, которые почти не наблюдалась летом. Что же происходит на дорогах Казани? Свою точку зрения на причины этой проблемы БИЗНЕС Online высказал председатель комитета по транспорту Казани Айдар Абдулхаков. Эксперты БИЗНЕС Online оценили, насколько сегодня город страдает от пробок, и предложили свои рецепты борьбы с этим явлением.
ЗА ТЕМПАМИ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НЕ ПОСПЕВАЕТ
- Айдар Камилевич, что происходит в Казани? В сентябре едва начался деловой сезон и тут же образовались пробки…
- Наверное, прежде всего надо сказать, что не одна Казань страдает от пробок. Россия в целом переживает пик достаточно серьезной автомобилизации. Возьмем Казань - если в 2003 году у нас было зарегистрировано 140 тысяч автомобилей, то сейчас их 300 тысяч. За какие-то семь-восемь лет более чем в два раза приросли! Конечно же, за такими темпами автомобилизации дорожное строительство не поспевает, это однозначно. И это проблема всех крупных городов России.
Поэтому нельзя говорить, что от пробок страдает одна Казань. Но при этом у нас, конечно же, есть дополнительные проблемные точки, прежде всего связанные со строительством транспортных развязок, пешеходных переходов, реконструкцией дорог - всей улично-дорожной сети к Универсиаде-2013. И тут уж никуда не деться - придется терпеть. Но с радостью дожидаться, что, в конечном итоге транспортная ситуация в городе улучшится.
- Но в сентябре она только ухудшилась…
- Сейчас мы, действительно, имеем сентябрьский пик, - это связано с началом учебного года и у школьников, и у студентов. Конечно, мы отслеживаем эту ситуацию. Больше всех от пробок страдает, наверное, общественный транспорт - и автобусы простаивают в пробках, и троллейбусы. И выручку не доводят для плановой, и плановые кругорейсы не доводят, и нарекания от жителей имеют… Автобус из пробки выбраться не может, а его ждут на остановках…
- Так какие все-таки есть рецепты борьбы с пробками?
- На наш взгляд - мы это обсуждали со специалистами, - наверное, без каких-то временных решений, например, о переносе начала работы у госслужащих и у работников крупных заводов, учебы у студентов и школьников, решить проблему пробок не получится. По нашим оценкам, каждый четвертый казанский студент ездит на машине. Если мы говорим, что у нас порядка ста тысяч студентов, это 25 тысяч. Очень большая цифра. Помимо тех, кто сам ездит на машине, многих еще и подвозят родители. Мы просчитывали примерное количество машин, которые оставляют около вузов. Посмотрите, у нас около КФЭИ все забито автомобилями, около Казанского университета все забито, около пединститута… Студенты ведь не только ездят, загружая улично-дорожную сеть, они и паркуются - в том числе, на дорогах, сужая проезжую часть.
Поэтому я и говорю, что строительство транспортных развязок, двухуровневых паркингов призвано разгрузить город. По программе, которая находится под патронажем непосредственно президента республики, в центральной части Казани будет построено 12 крупных паркингов. Но сегодня проблема пробок есть.
- А когда станет легче? К 2013 году?
- Когда все-таки станет легче - это очень сложный вопрос. По мере ввода транспортных развязок строительства паркингов, когда машины будут переходить на эти паркинги, разгружать улично-дорожную сеть, конечно, станет легче.
Мы изучали опыт Европы. У них автомобилизация сегодня достигает уже 600 - 650 автомобилей на тысячу жителей. Это в два раза больше, чем у нас сейчас. А темпы автомобилизации, как я уже сказал, они всегда опережают темпы строительства развязок и дорог. Они это уже пережили, в Европе. Когда мы строим развязки, реконструируем улицы, то вслед за этим идет еще большая автомобилизация, это тоже понимать надо. Соответственно, нужно, - в Европе это давно поняли, - приоритетное развитие общественного транспорта. Нужны дополнительные государственные субсидии на общественный транспорт, чтобы снизить стоимость проезда и как-то поддержать общественный транспорт. То есть дополнительные преференции для общественного транспорта и заградительные меры, какие-то, скажем, дополнительные акцизы на топливо, какие-то дополнительные налоги на содержание автомобиля, дорогие парковочные места… Все это в Европе давно принято на уровне транспортной политики. И мы там будем. Потому что, сколько бы мы развязок ни строили, сколько бы дорог ни реконструировали, ни расширяли улицы, - все равно нам придется вести такую же транспортную политику. Весь мир через это прошел, и мы никуда от этого не денемся…
То есть - да, станет легче. Но насколько станет легче, это будет понятно по темпам автомобилизации. Возможно, к 2013 году мы будем не 300, а 400 тысяч автомобилей в городе иметь. Что тогда?..
НУЖНЫ ИНСПЕКТОРЫ, РАЗВЯЗКИ, СВЕТОФОРЫ
Острую проблему пробок прокомментировали для «БИЗНЕС Online» эксперты.
Рамиль Хайруллин - региональный представитель федерации автомобилистов России:
- Казань не только сегодня страдает от пробок - эта болезнь наш город поразила уже давненько. А тут еще и развязки строят - и начали почти что все одновременно. А сейчас, в сентябре, пробок стало еще больше - студенты едут, родители детей по школам развозят… Это ведь каждый год повторяется. Зимой машин меньше, но дороги не убираются - тоже нехорошо. Вот летом хорошо… Ну, когда к 2013-му построят, как обещают, развязки, дороги, парковки, будет легче - это да. Но надо и сегодня с другой стороны подойти, организовать дорожное движение нормально. Где-то зеленую волну побольше сделать, где-то, может быть, инспекторов дополнительно поставить. У нас много заторов еще из-за того, что люди выезжают на перекресток - да, на свой зеленый, но видя, что впереди затор. И встают намертво. И вот здесь нужен инспектор, который машины просто не пустит на перекресток. Например, на Павлюхина инспектора обязательно надо. Так что, кроме дорог-развязок - парковок, надо в комплексе решать проблему пробок.
Алексей Быстров – руководитель службы такси «Казань»:
- Казань перегружена, дороги где-то блокированы, потому что ведется строительство развязок. И мы из-за этого передвигаемся медленно. По встречке едут, людей за это наказывают, но они все равно едут
Самые трудные улицы - Ершова, Булак правый и левый, Московская, Хади Такташ, Аделя Кутуя… В основном, улицы, которые ведут в центр. Многие утром туда на работу едут, вечером - с работы… Конечно, пробки сказываются и на нашем бизнесе. Такси же - мы работаем по километражу, а из-за пробок идет убыток.
Думаю, когда начинают строить очередную развязку, надо все-таки найти возможность сделать временные параллельные дороги. Причем, вот развязку достроят на Сахарова - и ничего не изменится. Сама развязка там хорошая будет, но плотность потока только увеличится. Нужны виадуки, как в Азино делают…
Ну и развязки не ликвидируют пробки в центре города. У нас там проблема - ширина дорог. И еще на проезжей части полдороги занимает автобусная транспортная полоса. На ней стоят камеры, водителей штрафуют. А смысл? Ну, негде больше ездить!
Фердинант Гарипов – перевозчик (ИП Гарипов):
- В некоторых местах пробки перекрывают дороги наглухо, люди пытаются объехать, друг в друга втыкаются, получаются аварии. Безобразие! Ужас! Полный коллапс в городе! А если вспомнить прошлую зиму? У меня был 71-й маршрут. Автобус в час дня поехал в Константиновку. И во сколько он приехал туда? Он там был полвторого - ночи! Люди пытались выехать из города в сторону Пестрецов - и даже если кто хотел назад, развернуться было невозможно: в обе стороны - пробки. Я сам лично поехал в два часа ночи в сторону Акчарлака, а на Аделя Кутуя - пробка! Это было ужасно…
Но и сейчас, хотя еще и не зима, в городе везде пробки, везде. Что делать - не знаю. Есть большие руководители, пусть думают. Приходят утром на работу, в свои уютные кабинеты - и должны анализировать проблемы, чужой опыт и решать.
Иделия Шагова – старший инспектор по пропаганде УГИБДД МВД России по городу Казани:
- Такие ситуации обычно всегда возникают в сезонные переходные периоды. В последние два дня меняется погода, идет дождь, и это приводит к тому, что на дорогах случаются заторы. Но это не должно затянуться: водители должны привыкнуть к этим погодным условиям – и движение снова будет нормальным, как обычно.
Кроме того, конечно, сентябрьские пробки связаны с тем, что люди возвращаются с дач. У нас же много людей живет в селах и деревнях, а осенью они возвращаются в город. Плюс плюс к тому, в город в этот период приезжает огромное количество студентов, а многие из них у нас автомобилисты. Транспортный поток в связи с этим увеличивается и, конечно, наблюдается замедленное движение на наиболее загруженных участках.
Евгений Пыров - замдиректора МБУ «АСУ ДД» города Казани:
- Сейчас пока информации о потоках машин нет, потому что не установлены детекторы машин, интенсивности движения. А пока город у нас слепой. Мы планируем к 2012 году установить на 95 перекрестках детекторы интенсивности движения. Начало работы будет уже в этом году.
ВЕСЬ ЭТОТ ТРАНСПОРТ - В ГОРОДЕ КАЗАНИ
Нка днях на телеканале «Эфир» в программе «Актуальная тема» выступил Рифкат Минниханов - полковник полиции, начальник управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан. Он тоже рассказал о причинах пробок:
- …Если посмотреть данные с 2000 года по сегодняшний день только по легковому транспорту: в 2000 году было 110 тысяч транспортных единиц в городе Казани, не считая транзита - где-то в среднем около 30 тысяч транспортных средств заезжают в город Казань, - то по состоянию на 1 сентября эта цифра уже составляла 262 тысячи, это тоже без транзитного. То есть рост на 152 тысячи транспортных единиц.
Дороги те же самые, в основном. Поэтому вы можете представить угрожающее состояние, к которому мы идем. Я почему об этом говорю: мы посмотрели статистику - в 2006 году прирост транспорта составил только в год более 24 процентов. А в этом году мы уже выходим из кризиса - эта динамика тоже продолжает расти. По городу Казани уже по итогам восьми месяцев прирост составляет почти шесть процентов. И мы считаем, если такими темпами будет идти рост, то к 2013 году он достигнет уже 15-20 процентов. Весь этот транспорт - в городе Казани.
В связи с этим возникает вопрос организации движения. В первую очередь сегодня - это строительство развязок… Все-таки надеемся на строительство АСУД - адаптивного управления дорожным движением, которая позволит увеличить пропускную способность на 20 процентов.
И на сегодняшний день я должен сказать о том, что мы сотрудников госавтоинспекции стараемся, в первую очередь, ориентировать на регулирование дорожного движения. Сегодня мы ушли от массового выявления нарушений. Статистику можно привести: если мы буквально три года назад говорили, если брать статистику за восемь месяцев, наши сотрудники выявляли в городе около полумиллиона нарушений, сегодня эта цифра - около 300 тысяч. Сегодня сотрудники ориентированы на регулирование дорожного движения.
Единственная сложность - в связи с тем, что произошла оптимизация, сокращение личного состава, мы столкнулись с тем, что сегодня сотрудников у нас, к сожалению, недостаточно… Сегодня сотрудник оформляет порядка десяти дорожно-транспортных происшествий - и вместо того, чтобы регулировать на перекрестке, он должен оформлять ДТП…
Что интересно - при почти двукратном снижении погибших, почти на 30 процентов снижении пострадавших в городе Казани буквально за три - четыре года, мы имеем такой факт: в этом году по сравнению с прошлым годом мы имеем резкий всплеск количества ДТП без пострадавших, где непосредственно задействованы сотрудники дорожно-патрульной службы. И вот мы сегодня в такой ситуации оказались, что сотрудники только занимаются оформлением дорожно-транспортных происшествий…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.