Реконструкция боя, в котором погибли земляки и родственники татарстанцев, прошла сегодня практически в центре Нижнекамска. Реалистичность взрывов напугала часть зрителей — для того, чтобы нынешние поколения могли оценить ужасы войны. Прощаясь с погибшими, мэр Нижнекамска с трудом сдерживал слезы, ведь в числе 19 бойцов, похороненных в братской могиле, оказался и дед Айдара и Ильсура Метшиных.
У монумента Победы в Нижнекамске собрались сегодня несколько тысяч горожан: курсанты кадетских школ в парадной форме несли караул у Вечного огня
Стрельба и взрывы в центре Нижнекамска
У монумента Победы в Нижнекамске собрались сегодня несколько тысяч горожан: курсанты кадетских школ в парадной форме несли караул у Вечного огня, но общее внимание было приковано к улице Спортивной, в сугробах которой вырыли траншеи. Слева от окопов разместилась армейская палатка, возле которой сошлись мужчины в форме советских солдат времен Великой Отечественной войны. Справа рычал немецкий мотоцикл с коляской, возле которого переговаривались «солдаты вермахта».
Раздались выстрелы — и условные немцы под прикрытием броневика KFZ пошли в атаку. Возле советской палатки прогремели взрывы, имитируя вступление артиллерии. «Красноармейцы» не без потерь выдержали натиск и заставили противника окопаться. Вспышки ружейных залпов, треск пулеметной очереди и грохот взрывов были настолько реальными, что толпа зрителей невольно подалась назад, подальше от периметра полицейских. В какой-то момент в тыл к немцам зашли бойцы лыжного батальона. Ход боя переломился. «Лыжный батальон», не прекращая огня, стал забрасывать неприятеля гранатами, те не скупились на ответный огонь. Поднятая взрывами снежная пороша на миг скрыла поле боя. Когда все рассеялось, на ногах остались стоять лишь несколько «солдат Красной армии».
Возле советской палатки прогремели взрывы, имитируя вступление артиллерии. Красноармейцы не без потерь выдержали натиск и заставили противника окопаться
Всего в реконструкции были задействованы около 50 человек, приехавших в Нижнекамск из ближайших и не очень городов. Так, например, из Йошкар-Олы приехал Констатин Царигородцев, для которого сегодняшнее «поле боя» стало третьим. «Зимой еще не так страшно, потому что снег. А летом песком закидывает, и очень сильно, — поделился Царигородцев. — Обмундирование в основном покупается за счет президентских грантов, но я за свой счет приобрел. Чтобы одеться красноармейцем, к примеру, надо тысяч 100. Это еще не так дорого, потому что форма солдата вермахта стоит в три-четыре раза дороже».
Кстати, «немцев» в этот раз было немного. Одним из них стал челнинец, участник военно-исторического клуба «За Родину» Ренат Нуртдинов, который реконструкцией увлекается уже 12 лет. Ему удалось воссоздать копию немецкого мотоцикла BMW 71 и даже приобрести оригинальный карабин Mauser 98K, стоимость которого приближается к 120 тыс. рублей. «Для чего все это нужно? Во-первых, показать молодежи, чтобы не забывали, какой ценой досталась нам победа. На тот момент армия Германии была одной из сильнейших, но нам все-таки удалось сломать хребет военной машине», — гордится Нуртдинов.
Всего в реконструкции было задействовано около 50 человек, приехавших в Нижнекамск из ближайших и не очень городов
ПОТЕРИ ДО НАЧАЛА БОЯ, ХОЛОД И ГОЛОД
Начало сегодняшним событиям в Нижнекамске было положено в 2002 году, когда местный отряд «Поиск» занялся изучением судеб земляков, воевавших в частях 257-й стрелковой дивизии. В нее входил 80-й отдельный батальон из 560 бойцов, который называли лыжным. Батальон сформировали в 1941 году в Казани, а бойцов набрали в селах Башкирии, Пензенской, Калининской и Ленинградской областей. Значительную часть батальона представляла Татария — Казань, Набережные Челны, Шереметьевский, Кукморский, Нурлатский, Шугуровский, Первомайский, Алексеевский, Тархановский, Услонский районы. Батальон участвовал в сражениях под Великими Луками, 25 августа 1941 года оккупированными немцами. Контрнаступление Красной армии шло месяц — с 13 декабря 1942 по 17 января 1943 года. Город тогда освободили и сорвали гитлеровскую стратегию «молниеносной войны».
257-ю стрелковую дивизию сформировали перед самым маршем освобождения Великих Луков. Личный состав лыжного батальона был вооружен стрелковым оружием, пулеметами и двумя 80-миллиметровыми минометами. Бойцов экипировали для зимы и выдали сухой паек на пять дней. Батальон прибыл на Северо-Западный фронт 30 декабря, наступление началось 9 января 1942 года. Зима в тот год была суровой — до минус 40 градусов, снег до полутора метров. Транспорт и обозы с продовольствием, застревая, отставали от состава. Еды не хватало — питались тем, чем делились местные. Три недели пути обошлись батальону половиной личного состава, причем большинству пришлось отстать из-за обморожений. Раненые и обмороженные остались в деревне Бабино, с ними — ординатор, одна медсестра и два санитара.
Пройдя 300 км пути, 29 января батальон вышел к основному рубежу с целью перерезать противнику дорогу на участке Великие Луки — Новосокольники. К тому времени из 560 человек в батальоне остались лишь 182 человека — замерзшие, голодные и изможденные. Бой начался 31 января. Сначала лыжники успешно противостояли 120 противникам, но к вечеру немцы дождались подмоги. Боеприпасов катастрофически не хватало, но лыжники смогли перехватить немецкий обоз, пополнив свои запасы пятью ящиками патронов. Интересно, что немцы пытались отправить еще подкрепление на 50 подводах, но лыжный батальон отбил из них 14, а также пулеметы, автоматы, винтовки. К вечеру немцы пошли в наступление с флангов, лыжников оставалось уже не больше сотни. Батальон решил отступать, а бойцам в помощь отправили подкрепление из района деревни Копытово. Бой длился до глубокой ночи, а к утру был получен приказ наступать на деревню Крюково. В строю лыжников на тот момент оставались лишь 87 человек — наступая, они не успевали хоронить погибших. По воспоминаниям местных жителей, убитых собирали и хоронили гораздо позже, когда в деревню вернулись немцы.
В официальных донесениях указывался 21 погибший с припиской «потери уточняются». 8 человек из этого списка — уроженцы ТАССР. Останки бойцов поисковики нашли в 2013–2014 годах в районе деревни Липенка под Великими Луками. Судя по амуниции, трое из них — минометный расчет, четвертый — политрук. Спустя год были найдены останки еще 18 бойцов лыжного батальона, но личности удалось определить по ДНК не у всех. Поиск родственников продолжается, пока найдены 14 семей.
Айдар Метшин: «Это очень трогательное и важное событие для нашей семьи. Все эти годы в семье вспоминали о войне, и мама со слезами на глазах говорила, что не знает, где находится могила ее отца»
«Мама со слезами на глазах говорила, что не знает, где находится могила ее отца»
После реконструкции исторического боя в Нижнекамске торжественно захоронили останки 19 бойцов. Среди них — уроженцы Ленинградской области, Горьковской, Пензенской, Саратовской, Калининградской, Московской. Есть и земляки — казанцы, уроженцы Челнов, села Березняки (Кукморский район), а также двое из деревни Шенгелей (современные Шингальчи) Нижнекамского района. Один из — них Нурулла Шарифуллин, дед мэров Нижнекамска и Казани Айдара и Ильсура Метшиных.
Во время митинга перед монументом Победы мэр Нижнекамска дрогнувшим голосом благодарил поисковиков за возвращение тел героев на родную землю. Уже позже, общаясь с журналистами, он признался, что в его семье ждали этого события долгие годы.
«Мы хороним 19 настоящих героев, самому старшему из них было 36 лет, большинству было по 18», — выступая на митинге рассказала командир отряда «Поиск» Миляуша Котенкова
«Это очень трогательное и важное событие для нашей семьи. Все эти годы в семье вспоминали о войне, и мама со слезами на глазах говорила, что не знает, где находится могила ее отца. Когда мы узнали, что найдены останки деда благодаря нижнекамскому отряду „Поиск“ — этим людям, которые занимаются великим делом, — мы стали выяснять возможности идентификации ДНК останков», — рассказал Метшин, к которому журналисты обратились как ко внуку одного из захороненных сегодня солдат. По его словам, совпадение ДНК останков и предполагаемых родственников, живущих сейчас, доходило до 98%. «Это история каждой семьи, это очень важно. Это что-то такое, что в это даже не верится», — поделился впечатлениями Метшин. Как оказалось, еще один боец батальона Музип Юнусов — уроженец села Шингальчи — был соседом бабушки и дедушки Метшиных. Потомки двух солдат, погибших под Великими Луками, до сих пор соседствуют по улице в Шингальчах.
«Мы хороним 19 настоящих героев, самому старшему из них было 36 лет, большинству было по 18, — выступая на митинге, рассказала командир отряда „Поиск“ Миляуша Котенкова. — Не у всех удалось найти родственников, но большинство из них сегодня видят своих внуков и детей. Сегодняшнее событие не произошло бы, если бы не большая команда — это мои коллеги-поисковики, искавшие родных, это волонтеры, которые ходили по адресам, проверяли загсы. Большое всем спасибо».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.