«Перегибы на местах возможны, но закон не нарушен», — считает депутат Нияз Гафиятуллин. Сегодня он ответил на доклад Илдуса Нафикова о коррупции в школах. Депутат заявил на заседании комитета по образованию, что платные услуги — это «законная деятельность» образовательных учреждений и именно они помогли выполнить указ президента России Владимира Путина о повышении зарплат учителей. С этим согласился и ректор КФУ Ильшат Гафуров, который призвал защитить учителей, которые «находятся под двойным стандартом».
Рядовое заседание комитета ГС РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, посвященное фольклору, сегодня получило неожиданно эмоциональный финал
«С одной стороны, надо делать, а с другой — тебя за это «делание» всегда могут наказать»
Рядовое заседание комитета ГС РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, посвященное фольклору, сегодня получило неожиданно эмоциональный финал. Дождавшись рассмотрения всех пунктов повестки, слово попросил член комитета, депутат Нияз Гафиятуллин, директор АНО «Международная школа Казани». Гафиятуллин сразу предупредил, что тема его выступления будет далека от устного народного творчества. Он выразил свое возмущение вышедшими в понедельник публикациями СМИ с заседания республиканской комиссии по координации работы по противодействию коррупции. Напомним, там в присутствии президента РТ Рустама Минниханова, государственного советника Минтимера Шаймиева и спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина прокурор РТ Илдус Нафиков устроил разнос минобразования РТ, в том числе за то, что директора школ бесконтрольно распоряжаются собранными с родителей внебюджетными средствами.
«Руководители ряда образовательных организаций превратили школы в бизнес-центры по выколачиванию денег с родителей учащихся, создав центры платных образовательных услуг», — заявил тогда руководитель надзорного органа. Прокурор привел следующие данные: гимназия №19, например, за полтора года собрала более 50 млн рублей, которые пошли на дополнительную зарплату сотрудникам, включая директоров и заместителей: из этих средств они получали ежемесячно до 100 тыс. рублей сверху; в лицее №35 заместителю директора из собранных денег дополнительно начислили премию более 200 тыс. рублей.
От лица директоров школ и учителей Гафиятуллин заявил, что работники образования не согласны ни с тем, как преподнес информацию прокурор на комиссии, ни с тем, как ее затем преподнесли СМИ. «Недавно в СМИ после выступления на антикоррупционном комитете прошла скандальная информация по деятельности школ, особенно по тому, как организованы платные услуги. К сожалению, информация была сильно искажена, в какой-то части — оскорбительна, — обратился к членам комитета Гафиятуллин. — Мне, как директору, было крайне неприятно это слышать, также — как бывшему директору одной из школ, которая находится в моем районе. Я знаю, как они работают. Это вызвало возмущение среди директоров всех школ».
Депутат назвал платные услуги законной деятельностью всех школ. «Это регламентировано законом, расходование средств регламентировано управлением образования, финансовым отделом, — заметил он. — Более того, они имеют казначейский контроль, а благотворительные взносы контролирует попечительский совет. В связи с этим мне не понятна позиция министерства образования, которое не встало на защиту — по крайнем мере, я не увидел и не услышал эту позицию».
Гафиятуллин подчеркнул, что именно платные услуги помогли школам выполнить указ президента России Владимира Путина о повышении зарплаты учителей. «Платные услуги внесли неоценимый вклад в рост зарплат сотрудников-бюджетников», — констатировал депутат.
Надо сказать, что смелые слова директора встретили некоторую оторопь у депутатов и министра культуры Ирады Аюповой. Гафиятуллин же не снижал своего натиска. Он признал, что на местах, возможно, были отдельные, но незначительные перегибы, но в целом закон, по его мнению, не был нарушен. «Информация, которая в итоге вылилась в СМИ, была эмоционально преподнесена со стороны прокурора, — повторил парламентарий. — Я призываю к конструктивному диалогу и [хочу] спросить у министерства образования, почему оно не встает на защиту педагогического сообщества».
Выступление Гафиятуллина вызвало шок у депутатов и министра культуры Ирады Аюповой
В заключение Гафиятуллин попросил включить тему в повестку следующего заседания комитета с приглашением на него представителей прокуратуры. «А что такое платные услуги?» — раздалось было с передних рядов, но председатель комитета Айрат Зарипов вовремя перехватил инициативу и призвал не открывать дискуссию: просьба Гафиятуллина услышана, и вопрос рассмотрят на следующем заседании. Однако коллегу из среднего образовательного звена успел поддержать ректор КФУ Ильшат Гафуров.
«Коллега сказал о платных услугах в школах, а мне бы хотелось [сказать] — вообще в системе образования, — объявил ректор КФУ. — Моя жена всю свою жизнь проработала в детском саду. Она вышла на пенсию день в день, по одной простой причине: денег на ремонтные работы нет, на выполнение требований, в том числе МЧС и других надзорных органов, нет, а привлекать ресурсы попечителей или родителей, которые распределяют они сами… И нужно понимать, что каждая сумма имеет целевое назначение, ее не собирают просто так. Если есть какие-то нарушения, мы должны четко сказать: „Вот это является нарушением“».
Гафуров призвал защитить и преподавателей, и директоров школ, поскольку они «находятся под двойным стандартом». «С одной стороны, надо делать — но ресурсов нет, а с другой стороны, тебя за это „делание“ всегда могут наказать. Такая проблема есть», — поддержал коллегу ректор.
Нияз Гафиятуллин призвал «выработать правила игры»: что такое платная услуга, как она может предоставляться, каким образом и кто может контролировать расходование средств
«С родителей денег брать нельзя. Откуда эти деньги могут быть? Только из заработанных школой»
После заседания Гафиятуллин пояснил свою позицию в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». «Во-первых, произошла подмена понятий. Людей взбудоражили две вещи: платные услуги и родительские или благотворительные взносы. Я возмутился тем, как это преподнесли СМИ: там платные услуги были заменены на благотворительные или родительные взносы, что принципиально неправильно, это две абсолютно разные вещи», — пояснил он, еще раз выразив несогласие с позицией прокурора, что «платными услугами школам заниматься нельзя». «Если родители обращаются, например: „Мы хотим изучать китайский язык“, — и школа имеет такую возможность, почему нет? — добавил депутат. — Некоторые родители хотят получать дополнительные услуги. Например, кто-то не может забрать детей, но желает не группу продленного дня, а хочет на какие-то кружки, дополнительный английский, например. Если у школ есть такая возможность, сегодня это практикуется, это не противоречит закону».
Гафиятуллин подчеркнул, что платные образовательные услуги и так находятся под казначейским контролем, как и благотворительные взносы, если они поступают на счет школы. «И в том и в другом случае директор не может без согласования тратить деньги налево и направо, как это было преподнесено, — заметил он. — Либо казначейский контроль, либо родительский, либо попечительский».
Депутат призвал «выработать правила игры». «Когда мы идем с ограничительными мерами, нужно понимать, что у школ на сегодняшний день бюджет состоит из зарплат учителей, и у них все меньше денег на хозяйствование. И платные услуги сегодня помогают вести хозяйственную деятельность. Требования пожарного надзора ужесточаются, требования Роспотребнадзора ужесточаются, их нужно решать. Посмотрите — только по охране сегодня насколько не решен вопрос. С родителей денег брать нельзя. Откуда эти деньги могут быть? Только из заработанных школой. Поэтому тут нужно искать золотую середину, определить правила: что такое платная услуга, как она может предоставляться, каким образом и кто может контролировать расходование средств. Для этого я и предложил рассмотреть эту ситуацию на следующем заседании», — пояснил Гафиятуллин.
Как в надзорном ведомстве относятся к предложению депутата провести совместное заседание, пока неизвестно. «Прокуратурой Республики Татарстан организована проверка деятельности образовательных учреждений Казани по фактам правомерности сбора с родителей учащихся значительных сумм денежных средств, организации на такие средства различного рода мероприятий, производства выплат дополнительных зарплат руководству учебного заведения, — сообщил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ и. о. старшего помощника прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Рамиль Ахметзянов. — Прокуратурой в каждом подобном случае будет дана оценка соответствующим действиям должностных лиц образовательной организации и уполномоченных органов, в компетенции которых находится контроль за деятельностью учебного заведения. При наличии оснований будут приняты все необходимые меры реагирования».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 249
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.