Пока производимая в Челнах техника CNH из-за уровня локализации в 30% не считается российской, поэтому завод позиционируется на рынке как европейский производитель

ЕВРОПЕЙСКАЯ ТЕХНИКА ИЗ ЧЕЛНОВ 

Размещенное в Набережных Челнах итальянское производство сельхозтехники CNH Industrial сегодня пригласило к себе на пресс-тур журналистов — в следующем году компания намерена запустить в автограде сборку нового гибридного трактора. В ноябре на открытии АГНКС в Краснодарском крае данный трактор New Holland T7060, работающий на дизеле и метане, впервые показали председателю совета директоров ПАО «Газпром» Виктору Зубкову и министру сельского хозяйства РФ Дмитрию Патрушеву. При полной выработке обоих видов топлива трактор способен автономно отработать 16 часов — 7 часов на метане и 9 на дизеле.

Экскурсию по челнинскому заводу его директор Анфис Садриев провел лично. «Базовый трактор производства Набережных Челнов, а топливная аппаратура — итальянской компании, — рассказал Садриев. — Пока это трактор-прототип, серийного производства нет, потому что остаются нерешенными вопросы технических регламентов. В частности, 31-й регламент евразийской комиссии по сертификации тракторов не предполагает гибридного исполнения. Газовый трактор предусмотрен, а гибридных решений нет. Мы этот вопрос решаем через различные организации, в том числе через министерство промышленности и торговли РФ. Работаем над тем, чтобы эти решения узаконить».

Анфис Садриев: «Базовый трактор производства Набережных Челнов, а топливная аппаратура — итальянской компании. Пока это трактор — прототип, серийного производства нет» Анфис Садриев: «Базовый трактор производства Набережных Челнов, а топливная аппаратура — итальянской компании. Пока это трактор-прототип, серийного производства нет»

Кроме гибридного в следующем году компания планирует начать сборку и тракторов Case Magnum 310 и 340, а также усилить локализацию производства кабин. Рассматривается локализация мини-погрузчиков Case и New Holland Construction, а также пневматических бункеров Flexi-Coil для посева или дифференцированного внесения удобрений в почву. Отметим, что этот завод, построенный еще в 1976 году, прежде принадлежал КАМАЗу, именно из него выехал первый челнинский грузовик. В 2013 году CNH Industrial выкупил долю КАМАЗа в трехлетнем совместном предприятии, и с тех пор компании, по словам Садриева, практически не взаимодействуют.

Пока производимая в Челнах техника CNH из-за уровня локализации в 30% не считается российской, поэтому завод позиционируется на рынке как европейский производитель. На российском рынке импортной сельхозтехники компания занимает около 30%, о чем заявил в беседе с журналистами директор по маркетингу сельскохозяйственной техники CNH Industrial в России Максим Иванита. Если точнее, большие трактора мощностью от 300 л. с. занимают около 40% рынка импортной техники, малые трактора удерживают 30%, а комбайны — лишь 18%. Выпуск зерноуборочных комбайнов в Челнах компания в этом году приостановила — рынок сократился, а конкуренция жестка. Основными конкурентами итальянцев на российском рынке остаются «Ростсельмаш» и Claas.

Группа CNH Industrial была образована в 2012 году, когда Fiat решил объединить два своих подразделения — Fiat Industrial и CNH Global

беспилотники уже есть

Группа CNH Industrial была образована в 2012 году, когда Fiat решил объединить два своих подразделения — Fiat Industrial и CNH Global. Как указано на сайте производителя, главным акционером группы является инвестиционная компания Exor, принадлежащая итальянской семье Аньелли. Эта семья остается и главным собственником группы Fiat Chrysler Automobiles.

Fiat Industrial в структурах концерна Fiat отвечал за производство грузовиков, автобусов и двигателей для промышленных машин — прежде всего Iveco. В свою очередь, CNH Global являлся управляющей компанией заводов по выпуску сельскохозяйственного и строительного оборудования. Объединившее эти два подразделения юрлицо CNH Industrial сегодня отвечает за 12 брендов, в том числе сельскохозяйственные New Holland, Case IH и Steyr. Группа производит тракторы и зерноуборочные машины, строительную технику, а также коммерческие автомобили Iveco, которые впервые получили моторы на природном газе еще в 1996 году. Кроме перечисленного, подразделения CNH Industrial выпускают автобусы Iveco и Heuliez Bus, тяжелые внедорожные грузовики, военную технику, пожарные машины Magirus, двигатели для дорожной, морской техники и для производства электроэнергии. В общей сложности у группы работает по миру 66 производств и 54 научно-исследовательских центра. Компания имеет офисы в 180 странах, общий штат сотрудников насчитывает 65 тыс. человек.

По словам Садриева, CNH уже сейчас выпускает несколько моделей тракторов и комбайнов, которые способны работать в принципе без участия человека. «Нажал кнопочку — и оператор просто контролирует, не вмешиваясь, если этого, конечно, не требует обстановка. Может ведь, например, заяц пробежать или еще что-нибудь [произойти], — пояснил Садриев. — Беспилотная работа возможна, даже если фермер просто купил трактор, не оформив подписку на спутниковую связь. Данный сервис предлагает не CNH, но он позволяет определять позиционирование техники с точностью до 2,5 сантиметра. Автономная работа трактора  особенно актуальна для Татарстана, так как здесь все поля практически уже оцифрованы для спутниковой навигации: фермер может задать трактору определенные параметры и пить молоко, отдыхать, пока техника работает». По мнению Садриева, CNH является лидером в сфере разработки автономных систем. В 2016 году компания выпустила полностью автономный трактор, без оператора и без кабины — управлять им можно только с планшета.

По словам Садриева, CNH уже сейчас выпускает несколько моделей тракторов и комбайнов, которые способны работать в принципе без участия человека: «Нажал кнопочку — и оператор просто контролирует, не вмешиваясь»

Напомним, что в России пионером в области беспилотной сельхозтехники стала компания Cognitive Technologies, с которой и КАМАЗ начинал свои эксперименты по роботизации грузовиков. В 2016 году в присутствии президента РТ Рустама Минниханова компания подписала меморандум о намерениях с АО «ОЭЗ „Иннополис“»: стороны решили создать в городе высоких технологий холдинг «Агрополис» — техническую базу для производства комбайнов и тракторов, управляемых единой системой мониторинга. «Агрономами» в этом проекте выступают стационарные роботы и коптеры с элементами технического зрения — сообща они должны определять состав почвы, сорняки, участки под полив. Весь проект оценивался в 15 млрд рублей, инвестиционный период рассчитан на пять лет. На старте технологическую часть проекта субсидировало минобрнауки РФ, выделив Cognitive Technologies 68 млн рублей. Такую же сумму внесли на двоих производитель сельхозтехники «Ростсельмаш» и холдинг «Союз-Агро». 

На полях «Союз-Агро» уже спустя полгода после соглашения о намерениях и был опробован первый беспилотный трактор, оснащенный системой из двух видеокамер в качестве «глаз» компьютерного зрения, навигационными датчиками ГЛОНАСС и GPS, а также вычислительным блоком. По плану уже к 2026 году беспилотники смогут обрабатывать 5 млн гектаров. Стоимость робота, по мнению президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, должна превысить ценник обычного трактора или комбайна на 15–20%. Добавим, что в декабре 2018 года программа автоматизации сельхозтехники вошла вторым эшелоном в проект совместного исследовательского центра, о создании которого договорились КАМАЗ и КФУ. Для этих партнеров приоритетом, конечно, остаются беспилотные грузовики, но, впрочем, все участники проекта в любом случае давно и безнадежно отстали от итальянских конкурентов.