Айдар Абдулхаков Айдар Абдулхаков: «У нас оптимальная сеть маршрутов, все убытки сведены к минимуму. Поэтому наш опыт перенимают коллеги из других регионов» Фото: metshin.ru

«ТАТАРСТАН — УНИКАЛЬНЫЙ РЕГИОН, В ДРУГИХ СУБЪЕКТАХ ЗАТРАТЫ ПЕРЕВОЗЧИКАМ КОМПЕНСИРУЮТСЯ ИЗ БЮДЖЕТА»

Не успели в Госсовете РТ пересчитать мандаты после выборов, как казанские перевозчики взялись за старое. Как стало известно «БИЗНЕС Online», они вновь лоббируют повышение тарифов на проезд в общественном транспорте. Теперь речь идет уже о повышении не на 2 рубля, как это произошло в начале года, а минимум о 4 рублях.

Как напомнил «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков, вопрос повышения тарифов «встал ребром» еще в прошлом году. «Перевозчики тогда доказывали, что сумма их затрат существенно превышает доходную часть, — напомнил собеседник издания. — В итоге соломоново решение о повышении тарифа с 25 до 27 рублей было принято, но его исполнение затянулось до февраля этого года и не покрыло расходы предпринимателей, которые сейчас терпят большие убытки. Есть два выхода: повышать тарифы или субсидировать затраты перевозчиков из бюджета».

Он отметил, что по сравнению с прошлым годом произошли изменения в порядке утверждения тарифов — если раньше перевозчики обращались в комитет по тарифам РТ напрямую, то теперь это может сделать только комитет по транспорту исполкома Казани. По словам Абдулхакова, несколько перевозчиков уже написали в его адрес письма  с просьбами пересмотреть тариф. «Мы сейчас запрашиваем документы, подтверждающие убытки перевозчиков, изучаем их, чтобы не быть голословными, и после этого обращаемся в госкомитет по тарифам», — заявил глава комитета.

Кроме того, в комитете по транспорту уточнили «БИЗНЕС Online», что перевозчики в своих доводах за повышение тарифов ссылаются на изменения в федеральном законодательстве, которые повлекли за собой дополнительные затраты для них. В связи с возросшим налоговым контролем за продаваемыми билетами и внедрением новой контрольно-кассовой техники перевозчиками дополнительно набраны более 600 кондукторов, что только увеличило затраты предприятий.

Председатель комитета заметил, что в Казани выстроена очень эффективная транспортная система. «Татарстан — уникальный регион, в других субъектах затраты перевозчикам компенсируются из бюджета, нам же удается экономить казну, — подчеркнул Абдулхаков. — У нас оптимальная сеть маршрутов, все убытки сведены к минимуму. Поэтому наш опыт перенимают коллеги из других регионов».

Как подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь комитета по тарифам РТ Ринад Арибжанов, никаких обращений в ведомство пока не поступало. Более того, он уточнил, что по новому порядку сделать это можно лишь дважды в год: по итогам финансового года, а он заканчивается только в марте, или по результатам 9 месяцев, которые завершаются в сентябре. По его словам, в случае поступления такой заявки комитет по тарифам должен провести ее проверку, которая занимает около месяца, потом пройдет согласительная комиссия, и только после этого руководство комитета принимает решение.

По данным источника «БИЗНЕС Online», ожидается, что тариф повысится с 1 января 2020 года. Пока же перевозчики пытаются подключить любые рычаги сокращения затрат, что сказывается на качестве услуги.

Ожидается, что тариф повысится с 1 января 2020 года. Пока же перевозчики пытаются подключить любые рычаги сокращения затрат, что сказывается на качестве услуги Фото: metshin.ru

«СПРАВЕДЛИВЫЙ ТАРИФ ПО НАШЕМУ ПРЕДПРИЯТИЮ — 31 РУБЛЬ»

«Основные наши затраты — это лизинги, запчасти, налоги и зарплата. Сейчас тенденция показательна, когда „КАМАЗ-Лизинг“ изымает автобусы в Набережных Челнах у администрации. Город по факту остается без транспорта. У них нет частников на автобусах. Люди будут говорить, что с повышением тарифов частники карманы себе набивают, так почему же Челны не могут справиться с лизингом? — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ первый заместитель директора ООО „Байлык №3“ Руслан Юсупов. — Там же за перевозки отвечает администрация, и она не заинтересована поднимать тарифы. Сейчас у ряда перевозчиков города Казани суды прошли и „КАМАЗ-Лизинг“ тоже изымает автобусы, потому что частникам нечем платить за лизинг…»

По словам Юсупова, перевозчикам уже не на чем экономить: не платить налоги нельзя, зарплаты сотрудникам — тоже. «У нас раньше был бунт, что работали узбеки — практически 70–80 процентов. Все нас хаяли. Но когда у нас ухудшилось финансовое состояние, то все эти водители побежали в Москву и даже в Китай работать. Сейчас набрали преимущественно местных, и пошла тенденция, что они стали уходить на грузоперевозки — „Газели“ и грузовики. Оттуда водителей обратно в автобусы не вернуть. Если шофер придет к нам и скажет, что мы мало платим, и он будет ждать высокую зарплату где-нибудь на даче или рыбалке, то он вернется. А с коммерческих перевозок грузов, где график с 8 до 17 часов да зарплата пониже, но нет нервотрепки, водителей вернуть невозможно».

По его мнению, нехватку средств у перевозчиков довольно скоро почувствуют пассажиры: «Сейчас лето — проблема не ощущается, а наступит осень — будут дожди, люди вынужденно стоят дольше на остановках и это для них не очень приятно. И снова будут виноваты перевозчики…»

Из всех предложенных властями вариантов регулирования стоимости тарифов перевозчики предпочли бы субсидии. «Во-первых, пассажиры не будут на своем кармане ощущать изменения. Во-вторых, есть закон, в котором говорится о субсидиях за перевозку льготников. По всей России это так работает, но только Татарстан опять впереди планеты всей. Я сейчас не готов сказать точную цифру, чтобы не вводить в заблуждение, но речь может идти о порядка полмиллиарда рублей. Комитет уже подсчитывал, сколько потребуется для субсидий», — отметил Юсупов.

«Справедливый тариф по нашему предприятию — 31 рубль. Мы всегда говорили, что маршрут маршруту рознь и есть тарифы, где и 50 рублей надо делать проезд. Но по совокупности нас устроит и 31», — пояснил заместитель директора ООО «Байлык №3».

Еще зимой казанские перевозчики заявляли: «Скорее всего, нам придется уже летом вернуться к вопросу тарифов…» Фото: metshin.ru

ОБСУЖДАТЬ ТАРИФЫ РАЗ В ГОД?

Впервые за долгое время тему повышения стоимости проезда в городском общественном транспорте подняли казанские перевозчики в конце прошлого года. Вместе с исполкомом города они обратились в государственный комитет по тарифам РТ с просьбой увеличить тарифы на пассажирские перевозки.

Изначально перевозчики просили установить цену проезда за наличку на уровне 32–33 рублей и отменить проездные по 750 рублей на 50 поездок. В качестве главных аргументов перевозчики отмечали следующее: за три года с момента последнего повышения тарифа в апреле 2016-го общий процент инфляции в экономике составил 11,4%, значительно выросли цены на ГСМ — примерно на 27%, повышаются стоимость на запасные части (до 80%), тарифы на электроэнергию (27%) и коммунальные платежи (10%).

После долгих обсуждений и дискуссий консолидированное решение исполкома Казани и перевозчиков, с которым они и вышли на комитет по тарифам, устаканилось на уровне 28 рублей. Бюджет решил все-таки увеличить компенсацию за проезд льготников с 15 до 18 рублей, которая не пересматривалась 6 лет, а вместо проездных по 750 рублей предложили билеты по 1800, но на 100 поездок (это, к слову, привело к бунту студентов, ратующих за введение студенческого проездного).

Но предложение на уровне 28 рублей госкомитет по тарифам РТ еще подрезал на 1 рубль — мол, прямых убытков отрасль не имеет. Глава ведомства Александр Груничев на согласительной комиссии подчеркивал при этом, что обсуждать тарифы необходимо не реже, чем раз в год, а не так, как это было раньше — раз в несколько лет.

В итоге с 3 февраля в городе заработало новое тарифное меню: 27 рублей за проезд по наличке, 25 рублей — по карте, при оплате билетом длительного пользования на 100 поездок в месяц — 18 рублей. Но еще зимой казанские перевозчики заявляли: «Скорее всего, нам придется уже летом вернуться к вопросу тарифов…»