«Слышал об этой модели, но даже не рассматривал ее», — без особого энтузиазма восприняли казанские перевозчики белорусскую автобусную новинку. В октябре на городские маршруты выйдут новенькие «зеленобусы» с уникальной системой кондиционирования и USB-разъемами за каждым сиденьем. Какие планы строит на новинки комитет по транспорту и будет ли спрос на газовые заграничные автобусы — в материале «БИЗНЕС Online».
Период обкатки тестового автобуса, который за зеленый цвет уже прозвали «зеленобусом», продлится одну-две недели
«ЭТО СОВСЕМ ДРУГАЯ ЭКОНОМИКА, БЫЛА БЫ ТЕХНИКА ХОРОШЕЙ»
На завершающемся сегодня международном грузовом автосалоне Comtrans впервые была представлена новая модель белорусского низкопольного городского автобуса «МАЗ-303». Сегодня же председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков рассказал нашему изданию, что первым российским городом, на улицах которого обкатают автобус третьего поколения Минского автомобильного завода, станет столица Татарстана. Договоренности о том, что «МАЗ-303» приедет в Казань, были приняты во время встречи в начале сентября в Татарстане чрезвычайного и полномочного посла Республики Беларусь в РФ Владимира Семашко с президентом РТ Рустамом Миннихановым.
Договоренности о том, что «МАЗ-303» приедет в Казань, были приняты во время встречи Владимира Семашко с Рустамом Миннихановым
«Мы с ним (с Семашко — прим. ред.) встречались на базе АТП-2 и договорились о том, что новый низкопольный автобус „МАЗ-303“ появится в Казани, — заметил Абдулхаков. — Сейчас автобус проходит процедуру сертифицирования. Как только он ее пройдет, Казань станет первым российским городом, где он будет работать».
Период обкатки тестового автобуса, который за зеленый цвет уже прозвали «зеленобусом», продлится одну-две недели. «Мы ждем его с конца октября этого года», — уточнил собеседник издания.
Второй октябрьской автоновинкой на улицах Казани станет автобус от Минского автозавода на сжиженном газе. «Пока неизвестно, какая это будет модель, ожидается, что это будет аналог „МАЗ-203“ (низкопольный пассажирский автобус — прим. ред.) Нас, прежде всего, интересует не модель автобуса, а его показатели. Это безопасность — сжиженный газ несет меньше рисков, чем газ в баллонах под большим давлением. Это экономика — сейчас в РФ сформирован тренд на развитие газомоторной тематики. Ежегодно российский бюджет выделяет субсидирование на приобретение техники на газу, а сам газ дешевле дизтоплива чуть ли не в три раза. Это совсем другая экономика, была бы техника хорошей».
Айдар Абдулхаков: «Сейчас автобус проходит процедуру сертифицирования. Как только он ее пройдет, Казань станет первым российским городом, где он будет работать»
Искрами, которые зажгут в Казани тему автобусов на сжиженном газе, могут стать два завода. Первый комплекс под флагом «Газпрома» построят в Чистопольском районе на площадке в индустриальном парке. Появление второго завода по производству сжиженного газа под эгидой компании «ТопГаз» ожидается в Тюлячинском районе. Под эгидой строительства этих заводов и развития рынка СПГ можно будет говорить и о его автобусах на сжиженном газе. Пока же в придачу к газовому автобусу в Казань приедет передвижная АГЗС. «Потому что в Казани сейчас нет ни одной заправки со сжиженным газом», — добавил Абдулхаков.
По итогам двухнедельной эксплуатации минских автобусов комитет по транспорту будет принимать решение, закупать эти модели или нет. «Если экономика сложится, эти автобусы могут вызвать большой интерес, но без опыта эксплуатации мы не будем их закупать», — резюмировал Абдулхаков.
ДИЗЕЛЬ ИЛИ ГАЗ?
Выглядящий несколько футуристично «МАЗ-303» был презентован сравнительно недавно. Первый автобус третьего поколения Минский автомобильный завод представил на всеобщее обозрение примерно месяц назад, хотя «шпионские» фото гуляли по сети еще с середины лета. И первым делом пользователи интернета отмечали его довольно необычный вид. Городской транспорт категории низкопольных автобусов зеленый «МАЗ-303» визуально по габаритам чем-то напоминает междугородник, только с необычной горбинкой наверху и без привычных для городских автобусов прямых линий. Интернет-пользователи за непривычное расположение линий в дизайне автобуса даже сравнивали его польским Solaris Urbino 12, премьера которого состоялась еще два года назад. Впрочем, казанцам, скорее всего, бросятся в глаза не причудливые формы автобуса, а его нехарактерный для привычных в Казани автобусов цвет — он зеленый.
Новый автобус в длину составляет 12,43 метра, ширину — 2,55, а в высоту — 3,1. Корпус выполнен из нержавеющей стали. Автобус оснащен независимой передней подвеской и удлиненной колесной базой. Кроме этого, турбодизельный двигатель класса «Евро-6» от Daimler мощностью приблизительно в 300 лошадиных сил, пневматическая тормозная система, 6-ступенчатая автоматическая немецкая коробка передач. Производитель обещает практически бесшумную силовую установку.
По задумке создателей минской новинки в салоне могут разместиться до 110 пассажиров, хотя, конечно, все зависит от их комплекции. Из них на сиденьях разместятся только 26 или 16, если речь идет о компоновке на низком полу. Внутри все предусмотрено для удобства пассажиров: есть поручни, удобные спинки, на которые можно облокотиться, есть пандус для людей с ограниченными возможностями, который опускается на электроприводе. И само любопытное — это наличие USB-портов для зарядки смартфонов и планшетов на всех рядах сидений, а также уникальная система климат-контроля с пятью отопителями и кондиционером, работающий как на охлаждение, так и на обогрев.
Во сколько обойдется такое чудо техники пока неизвестно — презентация единственного «МАЗ-303» прошла только месяц назад. Но в целом искушенному казанскому пассажиру «303-й», представленный пока только на красивых картинках, наверняка придется по вкусу.
Чего, конечно, пока нельзя сказать о втором автобусе, на который возлагают куда бо́льшие надежды в силу использования им сжиженного природного газа, потому что пока неизвестен ни дизайн нового автобуса, ни его технические характеристики. Но это не значит, что такого городского автобуса не существует. В начале сентября Минский завод представил на международной выставке новую модель седельного тягача «МАЗ-5440Y8» двигателем Cummins ISG12 G 400, работающим на сжиженном природном газе. И надо отметить, что на СПГ в республике делают большие ставки, особенно в последнее время.
Не утихают разговоры о строительстве в Татарстане двух заводов СПГ: один в Чистопольском районе, другой в Тюлячинском. Завод на базе индустриального парка «Чистополь» намерен построить «Газпром». В середине лета соответствующее соглашение подписал президент РТ Рустам Минниханов и предправления компании Алексей Миллер, который кроме завода СПГ заявлял еще и о планах завести в республике сеть криогенных заправок. Как рассказывал глава минпромторга РТ Альберт Каримов, по этому соглашению Татарстан берет на себя обязанность обеспечить новому заводу загрузку: закупка новых автобусов на СПГ — неплохой шаг для этого. Что же касается завода СПГ в Тюлячинском районе, то тут все непросто. Его закладывал Минниханов еще в 2014 году, но астраханский инвестор тогда не справился с его строительством. И на смену ему пришел с большими амбициями «Топгаз», который ровно год назад докладывал президенту РТ, что уже согласованы все основные параметры будущего производства: мощность производства — 6 тонн в час, объем инвестиций — 2,9 млрд рублей, 60 новых рабочих мест, срок пуска — первый квартал 2020 года. Ждать первой ласточки, рождающей предложение на СПГ, осталось совсем немного.
«ДАЛИ БЫ ЕЩЕ РАЗ ВЗЯТЬ ДИЗЕЛЬНЫЕ «НЕФАЗЫ», Я БЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВЗЯЛ…»
Надо сказать, что для казанских перевозчиков тестирование каких-то новинок происходит не в первый раз. Так, в прошлом году, например, казанское ПАТП-9 несколько дней тестировало электробус производства компании «Волгабас», у которого вместо силового агрегата внутреннего сгорания был установлен электродвигатель. Тогда это было что-то вроде рекламной акции от производителя, а потестировать электробус вызвалось само руководство транспортного предприятия, без участия муниципальных или республиканских властей. Недельный тест, по всей видимости, раз их сегодня не видно на улицах Казани, завершился не в пользу «Волгабаса». Оно и понятно: у казанских перевозчиков нет достаточных средств на закупку новинки, учитывая, как громко они заявляли об этом перед зимним повышением цен на проезд в общественном транспорте. Свои электробусы «Волгабас», отметим, тогда продавал по цене 25 млн рублей за штуку, что раза в три дороже дизельного «краснобуса».
По информации «БИЗНЕС Online», новый «МАЗ-303» и его газовый собрат будут проходить обкатку на базе автопарка ПАТП-2, то есть в хозяйстве депутата Госсовета РТ Альберта Мухаметшина. Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправил запрос руководителю ПАТП-2, но на момент публикации ответ так и не поступил.
При этом его коллега, гендиректор ООО «КПАП-7» Ильдар Мухаметов убежден, что «НЕФАЗы» намного лучше «МАЗов». «Я слышал об этой модели, но даже не рассматривал ее, — говорит Мухаметов. — У меня есть пять газовых автобусов, ребята с ними больше мучаются». А вот дизельный «НЕФАЗ-5299» предприниматель сравнивает с танками, которые ездят и особо не беспокоят. «Дали бы еще раз взять дизельные „НЕФАЗы“ — я бы с удовольствием взял еще, потому что машина отрабатывает свои деньги. На газу они действительно получились не очень хорошие, ребята с ними маленько мучаются, но на дизеле я бы взял, машина стоит того», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online». По словам Мухаметова, отечественный автобус проще и дешевле в обслуживании, кроме того, его легко ремонтировать: в любое время можно быстро найти любую деталь. Благо и Набережные Челны, и Нефтекамск под боком, в отличие от Минска — как ни крути, заграница.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.