Сегодня в 10 часов утра в сети магазинов «Пятерочка» возобновлена продажа крепкой алкогольной продукции Сегодня в 10 часов утра в сети магазинов «Пятерочка» возобновлена продажа крепкой алкогольной продукции Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы промониторили, поняли, что меры адекватные и достаточные »

Сегодня в 10 часов утра в сети магазинов «Пятерочка» возобновлена продажа крепкой алкогольной продукции. Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердил замруководителя Госалкогольинспекции РТ Рустем Арсланов. Напомним, что запрет на реализацию горячительных напитков вступил в силу с 9 августа 2019 года на неопределенный срок. Была приостановлена лицензия ООО «Агроторг» (юрлицо «Пятерочки», входит в X5 Retail Group) на продажу всех видов алкоголя, кроме пива, на территории Татарстана. Поводом стал факт розничной продажи алкоголя несовершеннолетнему в магазине «Пятерочка» в Казани на проспекте Амирхана во время проверки МВД. Во всех винных отделах сети появились соответствующие таблички.

«С 15 августа мы возобновили действие лицензии, — сообщил Арсланов. — Мы промониторили, поняли, что меры адекватные и достаточные, и приняли решение о том, что возможно восстановить лицензию. Во-первых, это ежедневный утренний инструктаж всех продавцов. Потом в сети ввели новое программное обеспечение на кассовом оборудовании, которое не позволяет пробить алкоголь с первого раза. Когда продавец пытается пробить первую упаковку алкоголя, на табло выходит напоминание о том, что нужно проверить возраст покупателя». Также практически во всех магазинах организовано звуковое оповещение в торговом зале о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним.

Арсланов пояснил, что изъятие продукции с последующим размещением на временном складе, о чем говорилось ранее, в итоге не потребовалось. Продукция осталась на ответственном хранении в торговых залах. «Этому способствовала действующая ЕГАИС. У нас есть возможность блокировки продажи алкоголя, поэтому они физически не могли продавать эту продукцию», — объяснил представитель Госалкогольинспекции.

По его словам, контрольную закупку МВД проводило еще в прошлом году. Продавца, допустившего реализацию алкоголя несовершеннолетнему в одном из магазинов сети на проспекте Амирхана, мировой суд Ново-Савиновского района оштрафовал на 20 тыс. рублей. Кроме того, на 300 тыс. было оштрафовано само ООО «Агроторг», решение мировой суд вынес в прошлом месяце. Вскоре после этого и было решено приостановить лицензии всей сети «Пятерочек» в Татарстане. Однако вердикт (по ООО «Агроторг») сейчас обжалуется.

«Они сам факт нарушения признали, продавца оштрафовали, все нормально, но обжалуют штраф на 300 тысяч, считая, что только продавец виноват во всем, а все необходимые меры они (торговая сеть со своей стороны прим. ред.) приняли», — объясняет собеседник. 

Тот факт, что решение о наложении штрафа еще не вступило в законную силу, и стал причиной того, что лицензия была не аннулирована, а только приостановлена. Но, судя по всему, до таких радикальных мер уже не дойдет.  

«Приостановка лицензии — это мера дополнительная: ее можно применять, а можно не применять. Но теперь, даже если штраф вступит в силу… Мы же убедились, что все меры они приняли», — говорит Арсланов.

Рустем Арсланов сообщил, что после случившегося инцидента руководство «Пятерочки» задумалось о то, чтобы разделить магазины на несколько юридических лиц Рустем Арсланов сообщил, что после случившегося инцидента руководство «Пятерочки» задумалось о том, чтобы разделить магазины на несколько юридических лиц Фото: Максим Кирилов

продажа детям — одно из злостных НАРУШЕНИЙ на алкогольном рынке

Мы спросили, не считают ли в Госалкогольинспекции излишней меру по приостановке лицензии и нельзя ли было ограничиться только штрафами.

«Вопрос спорный. Мы посчитали, что мера адекватная. Нарушение — продажа алкоголя несовершеннолетнему — одно из злостных на алкогольном рынке в плане борьбы с алкоголизацией населения. И федеральное законодательство ужесточается в этом плане. Введена даже уголовная ответственность продавца за повторную продажу, — говорит Арсланов. — Мы же не аннулировали лицензию, а на время принятия мер ее приостановили».

Замруководителя Госалкогольинспекции РТ сообщил, что после случившегося инцидента руководство «Пятерочки» задумалось о том, чтобы разделить магазины на несколько юридических лиц с тем, чтобы можно было получить несколько «алкогольных» лицензий, во избежание таких тотальных локаутов в будущем. Но на данный момент документы в инспекцию не поступали. Сейчас на все 658 магазинов сети (ООО «Агроторг») в Татарстане действует одна лицензия. Независимо от числа торговых объектов одна лицензия стоит 65 тыс. рублей в год. «И для Пятерочки она 65 тысяч стоит, и для юрлица, у которого всего один магазин. Это сделано, чтобы алкоголем занимались более крупные игроки», — отмечает Арсланов.

О возвращении лицензии в «Пятерочке» персонал знал, вот только это известие им никак не помогло пробить склянки с живительной жидкостью через кассу — в аппарате высвечивался запрет на продажу О возвращении лицензии в «Пятерочке» сотрудники знали, вот только данное известие никак не помогло им пробить напитки через кассу — в аппарате высвечивался запрет на продажу Фото: Максим Кирилов

«Попробуйте вечером ЕЩЕ зайти. Может, тогда уже получится»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попробовал приобрести одну бутылку крепкого алкоголя в магазине на Жуковского, 8. Продавец заверила заранее, что попытка будет тщетной. О возвращении лицензии в этой «Пятерочке» сотрудники знали, вот только данное известие никак не помогло им пробить напитки через кассу — в аппарате высвечивался запрет на продажу. Потому и решили вернуть старые таблички, хотя с раннего утра их на полках не было.

В другом магазине, что расположен на улице Пушкина, не стали разворачивать страждущего и все-таки несколько раз попытались пробить бутылочку бальзама известного местного производителя. «Просто вовремя лицензию надо продлевать», — была оптимистично настроена продавец, разделяя чувства любителей крепкого алкоголя. Но все попытки оказались тщетны — кассовый аппарат ни в какую не хотел проводить покупку. Точнее, на кассе бутылка фиксировалась, но, когда встал вопрос об оплате, техника входила в ступор и запрещала продажу. «Вчера служба безопасности магазина проводила две эти бутылки бальзама — не проходило, — отметил подошедший на кассу менеджер „Пятерочки“. — Директор сейчас подает заявку, чтобы перезагрузили систему. Попробуйте вечером еще зайти. Может, тогда уже получится».

«Столь крупная сеть, как «Пятерочка», нарекания от Госалкогольинспекции за последние годы получает впервые» «Столь крупная сеть, как «Пятерочка», нарекания от Госалкогольинспекции за последние годы получает впервые» Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК Х5 RETAIL СЭКОНОМИЛ НА ЛИЦЕНЗИИ В ТАТАРСТАНЕ И ЛИШИЛСЯ ВЫРУЧКИ ЗА АЛКОГОЛЬ ЗА ПЯТЬ ДНЕЙ

«Подключение» всех 658 магазинов сети по одной алкогольной лицензии позволило ей сэкономить почти 43 млн рублей, ранее подсчитал директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Госалкогольинспекция имеет право наказать таким образом только магазины, которые работают под одной лицензией с нарушителем. Если „Пятерочка“ оформила одну общую лицензию на все республиканские магазины и решила таким образом сэкономить, потому что лицензия на год стоит 65 тысяч рублей, то это был не самый умный поступок. Обычно ее берут на группы по 5–10 магазинов, иногда — на каждый магазин, чтобы защититься. Но чтобы на всю сеть в республике... это странно», — сказал он.

В 2018 году, по данным Госалкогольинспекции, за различные нарушения было аннулировано пять лицензий на 186 торговых объектов в республике. Однако столь крупная сеть, как «Пятерочка», нарекания от данного ведомства за последние годы получает впервые. Ограничения больно ударили и по «Татспиртпрому» (ТСП), для которого сеть «Пятерочка» — один из главных каналов сбыта алкогольной продукции. Как сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь ТСП Регина Гарифуллина, компания еженедельно отгружала в татарстанские «Пятерочки» 5–6 тыс. дал спиртного, что составляет примерно 7,5% от объема продукции, реализуемой на местном рынке. Прямые потери же самой «Пятерочки» эксперты оценили в 17–18% объемов реализации: именно столько в общем ассортименте сети занимает алкоголь без учета пива. И это не считая покупателей, которые из-за «сухого закона» предпочли идти в другие магазины.