«Тем, кто говорит, что комиксы любят люди, которые разучились читать, я отвечу: «Вы неправы», — говорит челнинский писатель и куратор книжного клуба-магазина «Иначе говоря» Анатолий Ухандеев. Челнинские художники решили нарисовать комиксы о городе и представить их широкой публике. О том, почему комиксы могут быть и о черепашках-ниндзя, и о блокаде Ленинграда, книжный куратор написал специально для «БИЗНЕС Online».
Анатолий Ухандеев: «Я понял, что совершенно неправильно относился к комиксам. Думал, что это недокнижки или недокартины»
«ОБОЖАЮ ЗОМБИ — ЭТО КЛАССНАЯ КРИТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА»
Я начал увлекаться комиксами очень поздно — мне было 33 года. До этого момента я не относился всерьез к данному искусству и, как и многие, считал комиксы развлечением либо для подростков, либо для недалеких людей. Я же такой высоколобый, умный, университет окончил и вообще русскую литературу преподаю, зачем мне это все?
В 2010 году появился сериал «Ходячие мертвецы», я узнал, что он снят по комиксам. Думаю: интересно. Вообще обожаю зомби — это классная критика современного потребительского общества, а ведь я же высоколобый, не могу просто так интересоваться обычным сериалом, я им буду интересоваться потому, что в режиссерах Фрэнк Дарабонт, и потому, что это критика современности. Я скачал комикс Роберта Киркмана «Ходячие мертвецы» на английском (на русском его еще не было) и начал читать. Мне не понравилось. Я решил, что комиксы — это ерунда, и надолго закрыл для себя данную тему. Кстати, комикс-сериал «Ходячие мертвецы» наконец-то дописан, этим летом опубликован последний выпуск. Эпическое событие в мире комиксов.
Чуть позже я увлекся популярным комиксом «Сага»: это что-то вроде «Звездных войн» 18+, там много секса, насилия, жестокости, много юмора и хорошая рисовка. Меня он зацепил, я стеснялся, но читал книгу без остановки. Автор «Саги» — Брайан К. Вон. Это я потом узнаю, что он автор сценария сериала Lost. Комиксы — его основная работа, а для сериалов он иногда пишет.
«Современный комикс появляется, как только возникает возможность массового воспроизводства изображений»
Все же, несмотря на увлечение «Сагой», комиксы казались мне в лучшем случае способом развлечься, который сильно уступает кинофильмам. Все изменилось, когда мне попался комикс Скотта Макклауда «Понимание комикса». Это ключевое произведение в аналитике, критике и теории комиксов. Я советую его всем, кто хочет понять графическое искусство.
Я понял, что совершенно неправильно относился к комиксам. Думал, что это недокнижки или недокартины. Примерно так же люди относились к кино — какой-то недотеатр и недолитература. Кино в самом начале было дешевым развлечением для толпы, пока не появились великие режиссеры. Они сказали: «Подождите. Это же новая техника, новое искусство. Смотрите, что мы можем с ним делать!» И вдруг очень быстро кино становится главным искусством.
Комиксы тоже очень молодое искусство. Ему, по самым смелым подсчетам, чуть больше 150 лет. Современный комикс появляется, как только возникает возможность массового воспроизводства изображений. Первыми были европейцы. Они начали выпускать в газетах серии изображений с подписями. Тогда это были сатирические картинки о жизни проституток, бродяг, о веселых приключениях странных господ. То есть изначально комикс — это не детская штука. Такое представление неверно, хотя и детские шалости становились темой для изображения.
Однажды комиксы стали насколько дешевыми, что карманных денег простого паренька или девчонки хватает, чтобы его купить. Дешевые комиксы для детишек — американское явление. Там же в 1930-е годы появляется современный супергеройский комикс. В Европе эта тема до сих пор не очень востребована.
Одним из первых советских авторов комикса был отличный художник и поэт Владимир Маяковский, делавший «Окна сатиры РОСТА». Плакатная агитация с последовательными картинками отлично работала.
«В комиксе картинки — это не просто картинки, а знаки, символы; текст — это не подпись к изображению. Картинка и текст равноправны»
«МНОГИЕ ДУМАЮТ, ЧТО ОПЕРЕТТА — ЭТО И ЕСТЬ ОПЕРА, А МУЗЫКА — ЭТО ПОПМУЗЫКА НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ»
В «Понимании комикса» есть глава о том, как читать комикс. Это самостоятельное искусство, а не пересказ книги или фильма. Комикс дает другое качество восприятия, задействует иные центры мозга. Там картинки — это не просто картинки, а знаки, символы; текст — это не подпись к изображению. Картинка и текст равноправны.
Комикс в нашем мозгу происходит в тот момент, когда мы переводим взгляд с одного кадра на другой. Мозг достраивает то, что произошло между кадрами. Похоже на мультфильм, но, в отличие от него, комикс мы можем посмотреть с середины или с конца, в любую сторону и с любой скоростью, а еще можно окинуть взглядом всю страницу и даже разворот сразу. Автор фильма навязывает нам свою волю в последовательности кадров, а комикс мы можем читать так, как нам хочется.
Читать комикс надо учиться. Например, в самом начале я читал только текст, а на картинки совсем не смотрел. Так делают почти все любители чтения, которые не были знакомы с комиксами раньше. Но я помню, что в детстве читал комиксы про черепашек-ниндзя правильно. Я оценивал текст и картинку на равных. И это верно.
У меня спрашивают: «Чем ценен комикс?» А почему ценно любое искусство? Важно то, что комикс не упрощение. Да, когда он появился, это была форма повествования, доступная даже неграмотным. Но вообще, неграмотный не значит тупой. Люди тогда не были идиотами, просто у них не было возможности быть грамотными.
«Читать комикс надо учиться. Например, в самом начале я читал только текст, а на картинки совсем не смотрел. Так делают почти все любители чтения, которые не были знакомы с комиксами раньше»
Цель первых комиксов — сатира. По большому счету это журналистика в новой форме. И такая форма оказалась эффектной и эффективной и стала интересна совсем неглупым людям. Комикс начал развиваться быстро, естественно, появились менее качественные массовые варианты. Например, быстро возникли эротические комиксы.
Вот есть опера, а есть оперетта. Многие думают, что оперетта — это и есть опера, а музыка — это попмузыка на Первом канале. То же самое и с комиксами. В данном искусстве есть и массовое ширпотребное, и исключительное, великое. Комикс может быть каким угодно и о чем угодно — о буднях врача скорой помощи, о непризнанных государствах мира, о космических войнах, о бразильских подростках, об истории феминизма, о холокосте, о блокаде Ленинграда. Кстати, о последнем. Вот вышел русский комикс «Сурвило» Ольги Лаврентьевой про бабушку, которая пережила блокаду, голод, уничтожение родственников. И появились комментарии в интернете: «Вы хоть себя слышите? Комикс про блокаду?!» Да, именно комикс и именно про блокаду. Это великолепно.
Да, слово «комикс» произошло от английского comic — «смешной», но это исторический казус. Если хотите, называйте комикс графическим произведением, или bande dessinée, если по-французски. Во Франции нет слова «комикс», а у нас, наоборот, прижился именно американский вариант названия искусства.
«Средний тираж комикса в России — 2–3 тысячи экземпляров, бестселлер — 5–10 тысяч. Такие же тиражи у обычных книг»
Комиксы читают в той же степени, что и книги. Средний тираж комикса в России — 2–3 тыс. экземпляров, бестселлер — 5–10 тысяч. Такие же тиражи у обычных книг. То есть аудитория читателей комиксов в России сравнима с читателями книг. И в Челнах тоже. Я считаю, что обычный читатель может и даже должен читать комиксы.
Тем, кто говорит, что комиксы любят люди, которые разучились читать, я отвечу: «Вы неправы». И сразу начну показывать самые выдающиеся комиксы. Они давно и прочно вошли в нашу жизнь, просто мы этого не замечаем. Например, инструкция по правилам безопасности в самолете. Один из великих комиксистов Уилл Айснер рисовал для военных инструкции по пользованию противогазами. Комикс — это наглядно и понятно, но это же не значит, что плохо? Это прекрасно!
«Мне кажется челнинцы вообще не очень любят интересоваться собственной жизнью в городе, не думают, что она может стать темой искусства»
«ЧЕЛНИНЦЫ ВООБЩЕ НЕ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЬЮ»
Однажды на одну из встреч нашего клуба читателей, где мы обсуждали комиксы, пришел пожилой мужчина. Он был взбешен самим существованием комикса как такового. Или другой случай. Ко мне в магазин зашла бабушка и говорит: «Сейчас нет хорошей русской детской литературы». Я ей показал множество книг, но не смог ее переубедить. С таким типом людей работать невозможно. Полное отрицание…
Комиксы — для открытых людей, которые могут впустить в себя новое. Когда мне говорят, что комиксы — это плохо и примитивно, я отвечаю: «Если сможете прочитать „Хранителей“ Алана Мура за две недели, тогда поговорим о примитивности». Никто не обязан любить искусство, которого нет. Например, любить балет в Челнах сложно. 10 лет назад и комикс достать в городе было невозможно, но сейчас доступны любые книги — стоит только захотеть.
В комиксе огромная жанровая система, и она формируется у нас на глазах. Графический эпос, графический роман, графический сериал. Есть и графический репортаж, то есть в какой-то мере возвращение к истокам, ведь комикс — это быстрый способ откликнуться на современность. Ярчайший пример — судебный репортаж. Например, комикс издательства «Бумкнига» «Запретное искусство» о суде над художниками в 2006 году: человек ходил в суд с блокнотом, все записывал и зарисовывал. Купить «Запретное искусство» уже не получится, но книга есть в библиотеке КОП «Метро».
«Метро» сейчас готовит «Сказки на Каме» — это фестиваль искусств и краеведения. Его праздничная часть состоится на площади Азатлык 18 августа»
«Метро» сейчас готовит «Сказки на Каме» — это фестиваль искусств и краеведения. Его праздничная часть состоится на площади Азатлык 18 августа. Всякий раз мы хотим сделать что-то новое. В текущем году проводим арт-резиденции, где люди за ограниченное время создают произведения искусства. Одна из резиденций — «графический репортаж», темой стал сам город и его жители.
Например, одна из участников резиденции нарисовала комикс про Шильнинский лес, который пытаются застроить. Есть работы о доступной среде, про набережную Камы, заброшенные стройки. Все эти графические репортажи про Челны мы представим на выставке во время фестиваля и выпустим сборник.
Московский художник и комикс-журналист Алексей Иорш провел двухдневный интенсив для участников. Он к нам приехал благодаря фонду президентских грантов. Иорш продолжает консультировать нас и обещал нарисовать обложку для сборника челнинских комиксов. Для нас такая помощь бесценна, Алексей — один из самых опытных авторов, он делал комиксы на сотни тем: от несанкционированных митингов до судьбы выпускников интернатов для сирот.
«Комиксы — для открытых людей, которые могут впустить в себя новое»
Большинство участников арт-резиденции создавали комикс впервые в жизни. Удивительным казалось не только само последовательное искусство, но и то, что можно, оказывается, нарисовать вид из окна, проспекты, мосты Челнов и что это интересно!
Мне кажется, челнинцы вообще не очень любят интересоваться собственной жизнью в городе, не думают, что она может стать темой искусства. «Челнинское кино», «роман о Челнах», «челнинский поэт» — словосочетания, вызывающие в лучшем случае снисходительную усмешку. Мне же кажется, что как раз комикс — быстрый, яркий и очень наглядный вид искусства — может стать тем окошком, в которое горожанин может поглядеть на себя самого, задуматься о повседневности и челнинской жизни. Окошком роста.
Анатолий Ухандеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.