«МЫ ДЛЯ ДРУЗЕЙ НИЧЕГО НЕ ЖАЛЕЕМ»

«Ой, слушай, он как пошел… Мы еле остановили его!» — восхищенно рассказывал президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов президенту Татарстана Рустаму Минниханову о своих эмоциях от поездки на высокоскоростном пассажирском корабле «Ровач» проекта А145. Судно сошло со стапелей Зеленодольского завода им. Горького, после чего его перегнали на берег Каспийского моря, специально к проведению первого Каспийского экономического форума, куда в качестве почетного гостя и пригласили татарстанскую делегацию.

Примечательно, что «Ровач» в Туркменистан из России перегонял капитан Роман Лизалин — именно его теплоход «Арабелла» в свое время организовал операцию по спасению пассажиров и членов экипажа теплохода «Булгария». «Я хотел бы вас поздравить с великолепным форумом. Аваза вообще изменилась! Посмотрел полимерный завод — очень современный. И город, конечно, вообще впечатляет!» — ответил Минниханов на восторженные отзывы Аркадага. У того, однако, почему-то возникли сомнения — корабль «Ровач» или прогулочный катер? Во время тест-драйва президент Туркменистана не сразу это понял. Рустаму Нургалиевичу пришлось прилежно доказывать, что это все-таки корабль. Бердымухамедов постановил, что закажет себе еще один.

— Этот вертолет вы оставляете или улетаете? — продолжал «приколы» президент Туркменистана.

— Этот? Я свой пока оставил, — несколько растерянно заявил глава Татарстана. — У нас МАКС… Поэтому готовых не было. Это наш вертолет, который у нас работает, поставили.

— Пожадничали, да? — в шутку поинтересовался Бердымухамедов у рядом стоящего гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, показывая пальцем на Минниханова.

«Корабль оставляем, это оставляем, «КАМАЗы» оставляем. Еще пригоним!» Фото: president.tatarstan.ru

— Не-не, наоборот. Свой вертолет снял с рейса… — пытался оправдаться тут же Минниханов.

— Это точно не про нас. Мы для друзей ничего не жалеем, — поддержал соотечественника Когогин.

— Ладно, ладно. А самолетик этот?

— Самолетик? Все здесь остается, не улетает, — наученный опытом, ответил Минниханов и пересчитал по пальцам руки, что он еще оставит в Туркменистане. — Корабль оставляем, это оставляем, «КАМАЗы» оставляем. Еще пригоним!

Когогин, чтобы, видимо, как-то разрядить неформальную беседу, предложил изменить условия поставки «КАМАЗов» в Туркменистан — заменить тягачи старой конструкции на новые без повышения цены, «чтобы потребитель привык». Идея Бердымухамедову понравилась. На этом видео официальной хроники визита татарстанской делегации в Туркменистан оборвалось.

Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев уточнил «БИЗНЕС Online», что республика закупает у автогиганта грузовики волнообразно — возьмут партию, насытят рынок и несколько лет пользуются. «На сегодняшний день в Туркменистане работают 9 тысяч „КАМАЗов“, — сообщил Афанасьев. — Кроме того, на данный момент с республикой заключен контракт о поставке около 2 тысяч автомобилей в течение этого и следующего годов. Эта договоренность была достигнута в начале лета, когда в Казань приезжал президент Туркменистана, а в этот раз Сергей Анатольевич лишь участвовал в форуме, никаких дополнительных объемов не подписывалось».

Руководство Татарстана на форуме составило компанию премьер-министру России Дмитрию Медведеву Фото: president.tatarstan.ru

МЕДИЦИНСКИЕ «АНСАТЫ», СЕЛЬХОЗСАМОЛЕТЫ И ГАЗОТУРБИННЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Татарстанская делегация провела в Туркменистане весь понедельник, участвуя в первом Каспийском экономическом форуме, а в рамках него — международной конференции «Каспийское море: выгоды укрепления международного экономического сотрудничества». Руководство Татарстана на форуме составило компанию премьер-министру России Дмитрию Медведеву.

Продукцию Татарстана на выставке Turkmen Sahrasy 2019 представлял лично Минниханов. Прогуливаясь по выставке вместе с Бердымухамедовым и Медведевым, он провел краткую экскурсию у стенда «Татнефти», показал вертолет «Ансат» медицинской  модификации, легкомоторный самолет сельхозназначения МВ-500. Неформальная беседа Минниханова и Бердымухамедова о подаренных «КАМАЗах», вертолетах и самолетах прошла как раз перед этой экскурсией по татарстанским стендам.

На выставочных полях Туркменистан подписал с промышленниками из РТ несколько договоров. К слову, на данный момент товарооборот между Туркменистаном и Татарстаном относительно небольшой. В 2017 году он составил $25 млн, в 2018 году — $24 миллиона. Для сравнения: в 2015 году этот показатель был равен $121 миллиону.

Прогуливаясь по выставке вместе с Бердымухамедовым и Медведевым, Минниханов показал вертолет «Ансат» медицинской  модификации Фото: president.tatarstan.ru

На форуме стало известно, что «КЭР-Холдинг» выиграл международный тендер на проведение капитального ремонта 11 газотурбинных двигателей ГК «Туркменгаз». Представители «РариТЭК Холдинга» рассказали на выставке  о своем интересе к сотрудничеству в области применения сжиженного природного газа в качестве моторного топлива. Производители симуляционных технологий «Эйдос-Медицина» подписали соглашение по реализации проекта в сфере медицинского образования.

Самым ярким итогом стало решение Туркменистана приобрести всю линейку автомобилей Aurus. Их Бердымухамедов уж очень расхваливал перед Миннихановым и Медведевым за «правильную цену», внешний вид и большой радиатор. Вместе с Когогиным даже шутили — не от «КАМАЗа» ли они его поставили… Минниханову оставалось только с гордостью подчеркнуть, что Aurus будет производиться в Елабуге. «Я поэтому и рад за вас. Поздравляю, что такие типы автомобилей будут у вас собираться», — отметил Бердымухамедов.

Отдельного внимания на форуме также заслужили соглашения «Татнефти», заверенные Наилем Магановым Фото: president.tatarstan.ru

«НА БУДУЩЕЕ С «ТАТНЕФТЬЮ» БУДЕМ, НАВЕРНОЕ, УЖЕ НА ПЕРСПЕКТИВУ СМОТРЕТЬ НА ВОПРОСЫ ПЕРЕРАБОТКИ»

Отдельного внимания на форуме также заслужили соглашения «Татнефти», заверенные Наилем Магановым. «Татнефть» работает в Туркменистане с 2010 года. Согласно заключенному с «Туркменнефтью» (Türkmennebit) контракту, татарстанская компания занимается капитальным ремонтом скважин, организацией системы поддержания пластового давления и внедрением систем автоматизации на объектах нефтедобычи. По словам Маганова, за годы работы компания добыла на территории Туркмении около 200 тыс. тонн нефти.

В июне этого года «Татнефть» во время визита президента Туркмении Бердымухамедова в Казань был подписан меморандум о взаимопонимании с  «Туркменнефтью» по развитию сотрудничества в сфере бурения нефтяных и газовых скважин на туркменистанских месторождениях и внедрению на них современных технологий. Кроме того, Бердымухамедов заявлял, что его страна готова сотрудничать с «Татнефтью» в сфере переработки добываемой в стране нефти.

«„Татнефть“ осуществляет свою деятельность по добыче нефти [в Туркменистане], добыто уже солидное количество нефти. Это говорит о том, что мы не только будем добывать нефть, но и на будущее с «Татнефтью» будем, наверное, уже на перспективу смотреть на вопросы переработки», — передает слова Бердымухамедова Turkmenportal. «Переработка — это новые задачи, которые надо для себя осмыслить. Пожелания были, дальше будем готовить предложения», — отметил Маганов после переговоров.

Минниханов, пока татарстанские промышленники активно договаривались о своих поставках на Каспий, посетил туркменистанский газохимический комплекс по производству полиэтилена и полипропилена Фото: president.tatarstan.ru

«В ЦЕЛОМ БЫЛО ОЧЕНЬ ПОЗИТИВНО»

Сам Минниханов, пока татарстанские промышленники активно договаривались о своих поставках на Каспий, тоже зря не терял времени. Он посетил туркменистанский газохимический комплекс по производству полиэтилена и полипропилена в поселке Киянлы, который расхваливал в беседе с Бердымухамедовым. Прогулялся по новому морскому порту Туркменбаши и Туркменбашинскому комплексу нефтеперерабатывающих заводов.

На самой конференции президент Туркменистана напоминал о том, что Каспий исторически был важным звеном в Шелковом пути, а Медведев всех обрадовал, что Москва вот-вот ратифицирует Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря.

По оценке председателя Торгово-промышленной палаты по РТ Шамиля Агеева, поездка татарстанской делегации очень результативна. «Во-первых, подписано соглашение с судостроительной компанией, они (Туркменистан прим. ред.) будут дополнительно заказывать суда. Очень серьезные подвижки по КАМАЗу, есть договоренность совершенно нового направления по газовому оборудованию, по „Татнефти“», — рассказал Агеев. По его словам, президент Туркменистана уделил татарстанским производителям самое пристальное внимание, а особенно сильное впечатление на Бердымухамедова произвел корабль. «О кораблях очень серьезный разговор был, было подписано два очень конкретных соглашения», — сообщил председатель Торгово-промышленной палаты.

«В целом было очень позитивно, — продолжил он. — Президент [Минниханов] потом спрашивает: „Что еще дать, может, каляпуш еще вам подарим, тюбетейку?“» Но раскрывать детали соглашений Агеев не стал. «Я за правительство не буду отвечать, это все будет опубликовано. Единственное, могу сказать, там большие объемы», — заверил председатель. Поездка, по его словам, стала одной из результативнейших, это итог долгой подготовительной работы, поддержки правительства РФ и активной позиции президента РТ.