Ракетный корабль «Татарстан» стал первенцем проекта 11661

КАСПИЙСКИЙ ПРОРЫВ

19 декабря в Москве награждали лауреатов ежегодной национальной премии «Золотая идея – 2018», учрежденной Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). И первую премию в номинации «За успехи в области производства продукции военного назначения, внедрение передовых технологий и инновационных решений» получило АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» – за производство фрегатов «Гепард-3.9» (экспортный вариант ракетного корабля проекта 11661). В общем-то, событие можно было бы оставить без внимания, если бы этот проект не сыграл в судьбе завода особую роль и с ним не связывали серьезных планов на будущее.

Создание сторожевого корабля проекта 11661 Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ; сегодня входит в орбиту формирующейся вокруг зеленодольской верфи судостроительной корпорации «Ак Барс») начало в 1984 году. В конце 1988-го на заводе им. Горького заложили три корпуса. Но стране тогда было явно не до кораблестроения, и строительство тормозилось. Однако в середине 90-х в России все же вспомнили о ВМФ, в частности требовалось усиление Каспийской флотилии, и в 1996-м тогдашний главком ВМФ РФ Владимир Куроедов договорился с правительством Татарстана о шефстве республики над достройкой сторожевика. 30 августа 2003-го корабль «Татарстан» был принят в боевой состав Каспийской флотилии.

История повторилась со вторым корпусом, который получил имя «Дагестан». В мае 2006 года новый главком ВМФ Владимир Масорин приехал в Татарстан, чтобы обсудить его достройку. Адмирал констатировал, что финансирование работ возможно только за счет банковских кредитов. «Мы надеемся, что с помощью правительства Татарстана и при поддержке Минтимера Шариповича удастся взять кредит, а мы гарантируем его своевременное погашение зеленодольскому заводу в установленные сроки», – заверил он. «Дагестан» спустили на воду 1 апреля 2011 года. Он стал первым кораблем российского ВМФ, вооруженным ракетным комплексом «Калибр-НК», впоследствии прославившимся в ходе Сирийской кампании.

«Гепард-3.9» стал первым экспортным заказом в новейшей истории завода им. Горького

«ГЕПАРДЫ» ИДУТ ВО ВЬЕТНАМ

Надо ли говорить, каким финансовым подспорьем для завода, который, по сути, остановился в развитии, стало строительство этих кораблей? Они сыграли и роль своего рода идеологического локомотива – заказы пошли потоком. Речь прежде всего о катерах специального назначения «Грачонок», малых ракетных кораблях «Буян-М», патрульных кораблях проекта 22160. «Относительно большие по нынешним временам серии появились благодаря тому, что хорошо зарекомендовали себя построенные нами ранее ракетные корабли проекта 11661 „Татарстан“ и „Дагестан“, – говорил тогда генеральный директор завода Ренат Мистахов (ныне – генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс»). – Министерство обороны поверило нам».

И не только оно. В декабре 2006 года Рособоронэкспорт подписал контракт с Вьетнамом на строительство двух сторожевых кораблей проекта «Гепард-3.9» – экспортного варианта каспийских сторожевиков. Впрочем, главный конструктор «Гепардов» Виктор Кашкин настаивает, что у вьетнамских фрегатов с их российскими собратьями общие только обводы корпуса и энергетическая установка – все остальное переработано в соответствии с появлением новой техники и с учетом места службы.

10 июля 2007-го был заложен первый, а 28 ноября того же года – второй корабль. Головной Dinh Tien Hoang введен в состав ВМС Вьетнама 5 марта 2011 года, второй – Lee Thay To – 22 августа 2011-го. Видимо, сторожевики вьетнамцам понравились, и в октябре 2012-го был подписан контракт на еще одну пару «Гепардов-3.9», их строительство началось в сентябре 2013 года. 6 февраля 2018-го в Камрани военно-морской флаг ВМС Вьетнама подняли на фрегатах Тran Hung Dao и Quang Trung.

Вьетнам размышляет о заказе третьей пары зеленодольских фрегатов

ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ СПОСОБНОСТЬ СТРОИТЬ БЫСТРО И КАЧЕСТВЕННО

Не раз говорилось, что вьетнамцы могут заказать еще пару «Гепардов». По известным данным, им уже представлен проект. Причем сообщалось, что, оценив результаты работы российских кораблей (в том числе «Дагестана») по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»), вьетнамцы пожелали установить на третьей паре вместо ракетного комплекса «Уран» комплекс «Калибр-НК».

Сдерживающим фактором для вьетнамцев может стать то, что сегодня их страна реализует политику «не складывать все яйца в одну корзину». Поэтому, например, еще четверку схожих по характеристикам фрегатов заказали в Голландии. Может сказаться и ситуация с двигателями из Украины – понятно, что их не будет. Впрочем, как заверил «БИЗНЕС Online» Мистахов, «на сегодня у нас есть альтернативные варианты, в том числе импортные».

«Дагестан» эффектно и эффективно отстрелялся крылатыми ракетами по сирийским террористам

Но, как отметил в комментарии «БИЗНЕС Online» научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов, вероятность, что вьетнамцы закажут третью пару, есть.

Что может сыграть за? Во-первых, Вьетнаму нужны боевые корабли – разногласия с Китаем по поводу освоения богатств Южно-Китайского моря весьма остры. А завод им. Горького продемонстрировал способность строить фрегаты быстро (процесс отработан) и качественно: о нареканиях вьетнамцев ничего не известно, да и сам факт заказа второй пары говорит о доверии к зеленодольской продукции. К тому же разница в оснащении первой и второй пар фрегатов говорит о том, что ЗПКБ может без проблем подстроить проект под меняющиеся требования заказчика, к примеру, установить те же «Калибры», что изрядно увеличит «вес» «Гепардов».

«…И СТАВЯТСЯ ПЕРЕДОВЫЕ БОЕВЫЕ СИСТЕМЫ»

Интересно мнение о причине экспортного успеха «Гепардов» кораблестроительного эксперта Владимира Леонова. «Он объясняется изменением подхода руководства России к экспортным кораблям, – рассказал он „БИЗНЕС Online“. – В эпоху СССР они имели устаревшее оружие, по своему военно-техническому уровню отставали от уровня ВМФ СССР на 10–15 лет. На „Гепардах“ же ставятся передовые боевые системы». Как добавляет Барабанов, большую роль сыграла удачная размерность, при этом не имевшая конкуренции со стороны других российских предложений.

Что ж, все это соответствует духу врученной заводу премии «Золотая идея». Ведь, как сказано, она учреждена «в целях стимулирования экспорта российской продукции военного назначения, разработки и производства новейших конкурентоспособных отечественных образцов вооружения и военной техники, в том числе с российской компонентной базой мирового уровня». Неудивительно, что «Гепардами» интересуются и другие страны, например Шри-Ланка, которой сторожевик нужен в патрульном варианте, то есть без ракетного вооружения – только с артиллерией и системами ближнего зенитного огня.

Зеленодольский завод имени А.М. Горького получил первую премию в номинации «За успехи в области производства продукции военного назначения, внедрение передовых технологий и инновационных решений», учрежденную Федеральной службой по военно-техническому сотрудничествуЧтобы увеличить, нажмите

Также Леонов подчеркнул, что сегодня из России на экспорт идут всего два проекта больших кораблей – «Гепарды» и фрегаты Северного ПКБ проекта 11356 в Индию, но реальные сроки сдачи питерских фрегатов пока неблизкие. Получается, кроме зеленодольцев кораблей основных классов на экспорт никто и не поставляет.

Добавим, что сегодня судостроительная корпорация «Ак Барс» предлагает и другие варианты «Гепардов». Например, это сторожевик «Гепард 5.3» или океанский патрульный «Гепард 5.1», предназначенный для охраны территориальных вод, оказания помощи терпящим бедствие на море, поддержки морских операций и демонстрации флага в районах, представляющих государственный интерес.

Добавим, что на церемонии награждения завод представлял заместитель генерального директора – технический директор Вячеслав Подоксик, а премию вручил председатель комиссии Госдумы РФ по ОПК, президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Гутенев. Также среди прочих участвовали директор ФСВТС Дмитрий Шугаев, члены правительства РФ, представители минобороны и минпромторга РФ. Столь представительный состав напрямую говорит о том, что продажа на экспорт кораблей (да и вообще оружия), как выразился Леонов, это особая политико-экономическая тема, со своими подковерными играми и зачастую не поддающаяся обычной логике, где дилетантам (в том числе и из производителей) не место.