АВТОГИГАНТ ВСТАЕТ НА НОГИ ПОСЛЕ КРИЗИСА, НО ЕГО ТЕСНЯТ КОНКУРЕНТЫ

КАМАЗ опубликовал свой отчет за 2010-й, сообщив о росте продаж машин на 24% за год. Однако среди позитива, которым насыщен этот документ, можно обнаружить и тревожные для автогиганта сигналы: КАМАЗ потерял 8% рынка крупнотоннажной техники, лишился 16 дилерских центров и не сумел сократить свои долги – они составляют 37,8 млрд. рублей.  Отчетность компании изучил аналитический центр «БИЗНЕС Online».

КАМАЗ на минувшей неделе опубликовал отчетность за первый квартал этого года. Вместе с ней стали известны данные по результатам деятельности компании по итогам года прошедшего. Поскольку согласно информации официального сайта КАМАЗа компания обещает опубликовать консолидированную отчетность по стандартам МСФО, равно как и подробный годовой отчет, только лишь в конце июня этого года, аналитический центр «БИЗНЕС Online» изучил данные, касающиеся материнской компании ОАО «КАМАЗ», а также ее положение на рынке грузовых автомобилей по итогам 2010 года.

ВЫРУЧКА ВЫРОСЛА НА ТРЕТЬ

Безусловно, результаты деятельности КАМАЗа не могут не радовать. Год для него выдался крайне удачным, хотя на показатели предкризисного уровня компания пока не вышла.

Остановимся на наиболее важных данных отчетности. Выручка компании выросла практически на 30% по сравнению с 2009 годом и составила 73,3 млрд. рублей. При этом объем продаж грузовых автомобилей увеличился на последний год на 9,2 млрд.рублей, а вот доля его в совокупной выручке КАМАЗа сократилась. По сравнению с 2009 годом она упала на 2,2%, а относительного докризисного 2007-го года - уменьшилась на 3,5%.

Значительно снизились в прошлом году продажи колесных тракторов КАМАЗа (на 80 штук или на 251 млн. рублей), что связано с прекращением сотрудничества компании с итальянским холдингом ARGO Tractors S.p.A, у которого КАМАЗ приобретал машинокомплекты для сборки этой техники.

Наименование показателя

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Абсолютное изменение 2010 г. к 2009 г.

Изменение в %

Выручка от реализации, млн. руб. в т. ч.

91 291,3

93 064,7

56 506,6

73 324,1

16 817,5

29,8

грузовые автомобили марки КАМАЗ, млн. руб.

59 553,7

59 202,3

36 109,8

45 275,2

9 165,4

25,4

доля в выручке, %

65,2%

63,6%

63,9%

61,7%

 

 -2,2

запасные части к грузовым автомобилям, млн.руб.

н.д.

4 066

2 061

2 705

644,0

31,2

доля в выручке, %

н.д.

4,4%

3,6%

3,7%

0,0

1,1

трактора КАМАЗ, млн.руб.

н.д.

142

281

30

-251,0

-89,3

доля в выручке, %

н.д.

0,2%

0,5%

0,0%

0,0

-91,8

продукция диверсификации, млн.руб.

н.д.

2 379

1 989

3 320

1 331,0

66,9

доля в выручке, %

 

3,4%

4,7%

6,0%

0,0

28,1

продукция ВКО, млн.руб.

н.д.

4 198

2 769

4 068

1 299,0

46,9

доля в выручке, %

 

4,5%

4,9%

5,5%

0,0

13,2

Реализовано автомобилей, шт.

52 672

47 524

26 023

32 248

6 225,0

23,9

Покрытие платежей по обслуживанию долгов, %

42,71

7,46

-11,68

-3,92

 

7,8

Уровень просроченной задолженности, %

7,29

21,09

10,83

5,31

 

-5,5

Рыночная капитализация, млн. руб.

87 126,1

18 700,8

45 426,8

51 008,7

5 582,0

12,3

Стоимость чистых активов эмитента, млн.руб.

47 348,3

48 270,2

44 348,3

42 599,0

-1 749,3

-3,9

Собственные оборотные средства, млн.руб.

2 883,4

683,5

-4 691,6

-5 531,4

-839,8

17,9

Прочие доходы, млн.руб.

13 554,8

14 924,5

19 714,8

11 734,2

-7 980,5

-40,5

Прочие расходы, млн.руб.

17 788,2

17 995,4

23 063,6

13 391,6

-9 672,0

-41,9

Прибыль/убыток, полученный от курсовых разниц, млн.руб.

-9,582

-2946,329

-513,675

-210,608

303,1

-59,0

Чистая прибыль (убыток), млн.руб.

4 819,9

918,6

-4 173,9

-1 815,2

2 358,7

-56,5

Что касается другого важного показателя деятельности компании – прибыли, то по результатам прошлого года КАМАЗу пока не удалось достигнуть положительного значения. Машиностроительный гигант сумел лишь только сократить убытки, полученные им в кризисном 2009 году, что, в общем-то, можно отметить как положительный момент. По итогам 2010 года КАМАЗ сократил убыток более чем в два раза – до 1,8 млрд. рублей. Результат был улучшен в основном за счет практически троекратного сокращения убытка от прочих видов деятельности (с 3,3 млрд. рублей до 1,7 млрд. рублей), снижения убытка по курсовым разницам на 59% (до 303 млн. рублей), сокращения расходов, не связанных с производством на 45% (до 421 млн. рублей), а также за счет получения положительной операционной прибыли в 1,1 млрд. рублей (при убытках в 672 млн. рублей по итогам 2009 года).

Отметим, что рост объёмов продаж продукции, а также улучшение других финансовых показателей КАМАЗа связан в первую очередь с оживлением российской экономики  после мирового финансового кризиса и соответственно с увеличением спроса на грузовую технику. Это привело к улучшению показателя покрытия платежей по обслуживанию долга компании, а также к сокращению уровня просроченной задолженности КАМАЗа. Однако для выхода компании на предкризисные значения спрос авторынка остается пока еще на недостаточно высоком уровне.

Есть в отчетности компании и негативные моменты. На 4% ухудшился показатель величины чистых активов КАМАЗа. Это связано с получением компанией убытка по итогам финансово-хозяйственной деятельности в 2010 году. С этим же связано и получение отрицательной величины собственных оборотных средств (СОС), т. е. проще говоря, у КАМАЗа их просто нет. Причем если по итогам прошлого года компания сумела более чем в два раза сократить убыток, то размер минуса по СОС она наоборот увеличила практически в 1,2 раза.

В 2010 году прекратили деятельность 16 независимых дилеров КАМАЗа. Сейчас их 127. Впрочем, на фоне растущих объемов продаж результат выглядит не столь критично.

РЕАЛИИ РЫНКА

Всего по итогам прошлого года компания реализовала 32 248 грузовых автомобилей, что на 24% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Совокупный объем российского рынка крупнотоннажных грузовых автомобилей (полной массой 14 - 40 тонн) по итогам 2010 года составил 58,4 тыс. штук, что на 49,1% больше по сравнению с 2009 годом. При этом 47% общих продаж приходится на КАМАЗ (за аналогичный период 2009 года – 55%), который является безусловным лидером в данном сегменте рынка. Несмотря на это, челнинский автогигант сократил свою долю на рынке на 8% по сравнению с 2009 годом

Доля основных производителей на российском рынке крупнотоннажной техники 

Наименование компании

Доля на рынке в 2007 году

Доля на рынке в 2008 году

Доля на рынке в 2009 году

Доля на рынке в 2010 году

Изменение 2010г. к 2009г.

ОАО «КАМАЗ»

29,9

28,1

55,0

47,0

-8

ОАО «МАЗ»

9,8

9,0

3,4

9,5

6,1

ОАО «АЗ «УРАЛ»

11,3

10,7

16,9

17,9 

1,0

ОАО «КРАЗ»

1,7

0,9

0,5

0,8 

0,3

Зарубежные производители

47,3

51,3

24,2

24,8 

0,6

Снижение доли КАМАЗа на российском рынке крупнотоннажной техники произошло на фоне явного восстановления позиций других российских производителей грузовых автомобилей. Значительно нарастил свою долю белорусский МАЗ (практически в три раза), с которым в феврале этого года КАМАЗ начал переговоры об объединении. Напомним, что изначально предполагалась, что в результате объединения двух компаний в одну КАМАЗ станет владельцем 100% акций МАЗа, а власти Беларуси получат пакет акций челнинского автогиганта. Однако белорусскую сторону не вполне устроили условия, выдвинутые российской стороной. Переговоры о перспективах дальнейшего сотрудничества двух компаний ведутся до сих пор, и достичь успеха в них пока не удается.

Также постепенно восстанавливает свою долю и украинский КРАЗ. За последний год она увеличилась на 0,3% и составила 0,8% по итогам прошлого года (до кризиса 1,7%). Российский автомобильный завод УРАЛ прибавил 1%, однако на фоне остальных участников он еще в 2009 году перешагнул свои докризисные показатели. Тоже самое можно сказать о КАМАЗе, который к концу 2009 года увеличил ее практически двукратно. Вместе с тем надо отметить, что иностранные производители свою долю на рынке в немалой степени снизили (за последние четыре года в два раза).

Объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам прошлого года составил 6,2 тыс. единиц, что на 31% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Поскольку данный рынок является для КАМАЗа не основным, доля его в этом сегменте составляет всего 13,4%, что на 3% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Безусловным лидером на данном рынке является российский ЗИЛ. Ему принадлежит более 50% рынка среднетоннажной техники.

ВСЕ КАМАЗЫ В КАЗАХСТАН

Большая часть продукции КАМАЗа реализуется в России, практически 90% от общего объема продаж компании. Причем за последние четыре года доля этой продукции в совокупной выручке постоянно растет, в то время как доля экспорта КАМАЗа наоборот с каждым годом сокращается.

Структура выручки от реализации

Наименование показателя

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Изменение 2010г. к 2009г.

Доля на российском рынке

74,5

76,4

83,4

88,8

5,4

Доля автомобилей на экспорт

25,5

23,6

16,6

11,2

-5,4

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

0,0

В 2010 году экспорт продукции КАМАЗ осуществлялся в 43 страны мира. Объем экспорта автомобилей КАМАЗ составил 4 040 ед., что на 139 ед. больше по сравнению с 2009 годом.

Динамика структуры экспорта (включая СКД*)

Наименование показателя

2007г.

 Доля, %

2008г.

Доля, % 

2009г.

Доля, %

2009г.

Доля, %

Абсолютное изменение

Изменение доли рынка

Дальнее зарубежье (Азия, Африка, Бл.Восток,  Америка)

642

12,2

2540

21,8

1134

29,1

1176

29,1

42

0

Страны Европы

262

1,9

150

1,3

71

1,8

39

0,96

-32

-0,84

Страны СНГ

(включая СКД)

11540

85,8

8952

76,9

2696

69,1

2825

69,9

129

0,8

ВСЕГО:

13444

100,0

11642

100,0

3901

100,0

4040

100

139

0

* СКД – сборочные комплекты двигателей

Практически 70% автомобильной техники КАМАЗа экспортируется в страны СНГ. В 2010 г. прирост экспорта в эти страны составил 4,8% по сравнению с 2009 годом. Основным экспортным рынком для КАМАЗа остается Казахстан (38% рынка). По итогам прошлого года поставки автотехники в эту страну увеличились более чем в 3 раза; заключены  дилерские соглашения с новыми партерами по запасным частям; выкуплены в собственность два автоцентра КАМАЗ: Акмолинский и Алматинский.

Второе место по объему закупок автотехники занимает Украина (11%). В 2010 году отставание от аналогичного показателя предыдущего года составило 1,6% (459 ед. - 2009 г., 455 – в 2010 г.) Спад объема продаж в данный регион связан в первую очередь с сокращением украинского рынка грузовых автомобилей на 15,7%. Активность предприятий, занимающихся строительством, остается на достаточно низком уровне из-за слабого роста платежеспособного спроса, недостаточности собственных оборотных средств строительных компаний, а также ограниченности доступа к заемным средствам. Кроме того, в конце августа 2010 года на Украине введено ограничение на экспорт зерна, что привело к сокращению спроса на сельскохозяйственные самосвалы и сельскохозяйственные автопоезда КАМАЗ.

Однако несмотря на это челнинский автогигант является абсолютным лидером на рынке Украины. По итогам 2010 года компания заняла в сегменте грузовых автомобилей полной массой свыше 16 тонн долю в 26,7%.

Третьим крупным экспортным рынком КАМАЗа является Азербайджан. Экспорт в республику составил – 452 автомобиля и превысил объемы поставок предыдущего года  в 7 раз. Объемы поставок грузовых автомобилей (по сравнению с 2009 г.) увеличены в Армению в 1,7 раза, Южную Осетию и Абхазию в 8 раз.

ЭКСПОРТ В СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Доля закупок стран дальнего зарубежья в 2010 году в общем объеме экспорта осталась на уровне 2009 года и составила 29%. Прирост экспорта в натуральном выражении по сравнению  с аналогичным показателем по 2009 году составил 42 ед. или 0,9%.

Наибольшую долю рынка среди стран дальнего зарубежья занимает Африка. Прирост объемов экспорта в страны Африки составил 86,7%, а доля региона в общем объеме экспорта увеличилась до 5%. В 2010 г. в этот континент было поставлено 185 ед. автотехники (в два раза больше, чем в 2009 году), причем 130 из них реализовано в Кот д’Ивуар.

Доля стран Азии, АТР и Ближнего Востока в экспорте автомобилей КАМАЗа составила почти 20,6% (833 ед.). Основные рынки сбыта: Афганистан, Индия, Иран, Вьетнам и Кувейт. В прошлом году 10% экспорта автотехники составили поставки в Афганистан (404 ед.), годом раньше на этот рынок было отгружено всего 51 ед. техники. Рынок стал четвертым крупным рынком после Казахстана, Украины и Азербайджана.

ЗАРПЛАТА ВЫРОСЛА ПОЧТИ ВДВОЕ

Среднесписочная численность персонала ОАО «КАМАЗ» на конец года составила 14 946 человек, что на 188 человек, или 11,6% больше чем в 2009 году. В своем отчете компания объясняет этот факт приемом работников остродефицитных профессий для выполнения программы производства, которая по итогам прошлого года была увеличена.

Структура и динамика среднесписочной численности

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Абсолютное изменение 2010 г. к 2009 г.

Изменение в %

Среднесписочная численность всего, в т.ч.

16397

14 758

14 946

188,0

1,3

ППП

16311

14 691

14 890

199,0

1,4

рабочие

11608

10 118

9 907

-211,0

-2,1

доля, %

70,8

68,6

66,3

 

-2,3

РСиС

4703

4 573

4 983

410,0

9,0

доля, %

28,7%

31,0%

33,3%

 

2,4

Непромышленный персонал

86

67

56

-11,0

-16,4

На конец 2010 года доля РСиС в среднесписочной численности персонала ОАО «КАМАЗ» составляла 33,3% (4 983 чел.), доля рабочих – 66,3% (9 907 чел.). Отметим, что за последние три года доля РСиС в структуре численности постоянно увеличивается (+4,7%), а доля рабочих падает ежегодно (-4,5%). Увеличение доли РСиС в прошлом году в компании связывает с централизацией отдельных функций, таких как управление информационными технологиями и телекоммуникациями; бухгалтерского и налогового учета и отчетности; а также транспортно-логистической функции. Как следствие «раздутие» управленческого штата и сокращение рабочего персонала…

Структура и динамика средней заработной платы

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Абсолютное изменение 2010 г. к 2009 г.

Изменение в %

Среднесписочная численность (руб.) всего, в т.ч.

17 468

11 640

17 130

5 490,0

47,2

ППП

17 505

11 644

17 163

5 519,0

47,4

рабочие

13 468

9 857

13 958

4 101,0

41,6

РСиС

27 469

15 599

23 535

7 936,0

50,9

Средняя заработная плата в 2010 году выросла на 47,2% по сравнению 2009 годом. На КАМАЗе объясняют это введением нормативно повременно-премиальной системы оплаты труда, направленной на мотивацию работников работать «в меньшинстве», но с возможностью повышения уровня доходов.

ПРО ДОЛГИ

По итогам прошлого года обязательства КАМАЗа уменьшились на 683 млн.рублей и составили 37,8 млрд. рублей на конец 2010 года. Сокращение обязательств компании связано в первую очередь с уменьшением задолженности по кредитам и займам на 1,4 млрд. рублей.

Основные виды обязательств

Наименование показателя

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Абсолютное изменение 2010г. к 2009г.

Изменение в %

Обязательства, млн. руб., в т.ч.

22 123

35 558

38 526

37 843

-683,1

-1,8

кредиты  и займы (всего), млн. руб., из них

9 498

21 104

22 963

21 534

-1 429,1

-6,2

краткосрочные кредиты и займы

3 604,2

9 230,1

7 955,2

10 427,2

2 472,0

31,1

долгосрочные кредиты и займы

5 894,3

11 873,5

15 007,8

11 106,8

-3 901,1

-26,0

кредиторская задолженность

8 239,3

11 569,8

11 348,8

12 459,1

1 110,3

9,8

Основные кредиторы КАМАЗа - минфин РФ и Сбербанк России. Общая величина задолженности перед минфином по итогам прошлого года составила 5,5 млрд. рублей, а перед Сбербанком – 3,2 млрд. рублей.

Практически на 10% увеличился размер кредиторской задолженности челнинского автогиганта. На рост данного показателя в основном повлияло увеличение задолженности КАМАЗа по авансам, полученным от покупателей на 512 млн. рублей, перед поставщиками на 341 млн. рублей, а также увеличение задолженности перед прочими кредиторами на 103 млн. рублей, главным из которых является лизинговая компания ЗАО «ОЛК Центр Капитал». Сумма долга перед этой компанией у КАМАЗа составляет 736 млн.рублей.

Как бы то ни было, самое главное у КАМАЗа – увеличение объемов продаж. Всего лишь 20% отделяет компанию от докризисной величины. Однако если спрос на продукцию будет стабильным или будет постоянно увеличиваться, то у КАМАЗа есть все шансы достигнуть и перешагнуть заветную величину, а по объему прибыли наконец-то выйти в абсолютный плюс.

Аналитический центр «БИЗНЕС Online»