На этой неделе основатель компании «Лаборатория Касперского» Евгений Касперский призвал социальные сети разработать новые инструменты для предотвращения публикации детьми приватной информации. «Нет никакой гарантии, что приватная информация из профилей и «стен» не попадет в неправильные руки. И помните, что киднэппинг и маньяки всего лишь вероятностная верхушка айсберга», - пишет Касперский. Недавно сын самого Касперского был похищен преступниками, использовавшими информацию, размешенную в социальных сетях. Журналисты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у экспертов и представителей бизнес сообщества Татарстана, что они думают по поводу информации, размещаемой в Одноклассниках, Вконтакте и на других популярных ресурсах.

Николай Никифоров - министр информатизации и связи РТ:

- Когда-то я создал страничку на сайте «Вконтакте», потому что там была открыта группа по взаимодействию коллег по электронному правительству из разных регионов России. Реально я ей особо не пользуюсь. Но после этого появились подставные странички с моими фотографиями, моими данными. Считаю, что в таких случаях для определения кто есть кто все должны руководствоваться здравым смыслом.

Проблема в том, что современное поколение, особенно совсем молодые люди, которые начинаются пользоваться соцсетями, не отдают себе отчета, что это такое. Любой взрослый здравомыслящий человек все-таки, думаю, понимает, что публикация той или иной информации – фактически ее публичное раскрытие. Как это регламентировать, чтобы действовало по всей стране, по всему миру? Честно говоря, не представляю, каким может быть универсальный ответ. Возможно, в школах – а знакомство с компьютером начинается с очень раннего возраста – пора вводить ликбезы, уроки безопасности в информационном обществе. Нужно понимать, что любая информация в соцсетях – это как на подъезде дома информацию разместить.

Венера Иванова - председатель правления ЗАО «ГКБ «Автоградбанк»:

– Социальные сети сегодня играют роль, равноценную той, которую играло телевидение в 60-е годы прошлого века. Это новое, интересное явление, которого я, конечно, не боюсь. К сожалению, есть и свои «но»…

Если телевидение в период моего детства играло познавательную и воспитательную роль, то социальные сети кроме познавательной роли имеют информацию, которая категорически противопоказана подрастающему поколению. Дети мои уже большие, поэтому я за них переживаю в этом отношении не сильно, но опасаюсь за воздействие негативной информации на воспитание моих внуков.

Была бы у меня такая возможность, поставила бы некий фильтр в интернет-пространстве. Для детей должна быть доступна только позитивная информация, имеющая воспитательную функцию. Тогда и с общением детей в социальных сетях будет все в порядке.

Ресурсы социальных сетей в своем бизнесе мы пока не используем, но некоторые проработки уже есть. Сейчас мы анализируем возможности социальных сетей для того, чтобы в дальнейшем их использовать.

Игорь Манн – маркетер, автор бестселлеров по маркетингу и PR:

- Не боюсь, конечно. А за детьми в соцсетях не слежу. Во-первых, один у меня уже взрослый, второй - еще маленький. Во-вторых, даже когда ребенок подрастает, его поведение в социальных сетях не отследишь. Можно просто объяснить, например, как себя вести, все остальное уже не от вас зависит. Это как дорогу переходить: можно объяснить, где красный свет, где зеленый. Сам о себе я информацию фильтрую. Есть ведь специальные SEO сервисы, которые отслеживают информацию: если ты пишешь, что ты вдали от дома, то это для них сигнал. Социальные сети должны задавать правила социального этикета.

Михаил Скоблионок – владелец сети отелей «Регина» в Казани:

- Нет, не боюсь. Просто потому, что ни я, ни мои родные социальными сетями не пользуемся. В бизнес-целях я их тоже не использую. И вообще мне кажется, что все от человека зависит. Любую форму взаимодействия можно использовать в разных целях, как в хороших, так и плохих.

Роман Шайхутдинов - генеральный директор ООО «Телесет»:

- К социальным сетям я отношусь с большой осторожностью, и ни в одной из них не зарегистрирован. Во-первых, это небезопасно. Во-вторых, оставляя свой след в социальных сетях, мы попадаем под прицел докучливых рекламщиков и спамеров. В-третьих, у нас не отрегулирован вопрос ответственности за размещение информации о третьих лицах. Я, например, один раз с удивлением обнаружил свой профиль в социальной сети, в которой никогда не регистрировался. Другое дело – профессиональные бизнес-сообщества. Как правило, при регистрации в них требуются рекомендательные письма, информация проверяется организаторами, и данные доступны только для зарегистрированных участников. Такие сообщества действительно могут быть полезны.

Марсель Шамсутдинов - управляющий группой компаний «Райдэн»:

- Нет, потому что информацию о человеке можно узнать разными путями. Если кто-то захочет узнать о ребенке или человеке - узнает, независимо от поведения в социальных сетях. Безопасность ребенка – чушь, все зависит от мозга. Если у родителей его нет, то ничего не поможет. Более того, я считаю, что социальные сети, как и все, что придумывает человек, это благо, прогресс. Эти системы из многомиллионного разобщенного людского месива помогают делать сообщество. Вспомните слова Аристотеля о том, что наиболее эффективная демократия – в полисах, где численность населения около четырех с половиной тысяч человек. Только при таком условии можно было, по его мнению, людям договариваться, строить эффективное сообщество. При больших размерах городов коммуникация уже была затруднительна, а интернет и социальные сети позволяют людям знать друг о друге все, что нужно: и биографию, и карьеру. Например, я никогда не ездил на многих машинах, но могу посмотреть на чужой опыт.

Безопасность в социальных сетях такая же, как и в быту. Будешь ходить с пачкой денег в нагрудном кармане – велика вероятность, что их украдут. Не будь дураком в социальных сетях, не будь слишком откровенен, и все будет хорошо.     

Рамиль Мифтахов – президент Ассоциации туристских агентств РТ, гендиректор компании «Персона Грата»:

- Я не боюсь, потому что не являюсь активным пользователем социальных сетей. Информацию, где человек родился, где учился, получить легко, поэтому ее смело можно размещать в социальных сетях. Если человек находится в здравом уме, он всегда будет отдавать себе отчет о своих действиях в социальных сетях, и за детьми своими следить будет. Социальная сеть – всего лишь коммуникация, там можно собрать информацию, понять, что за человек перед тобой. Есть люди, которые используют социальные сети, чтобы понять психологический тип человека, и это неплохо. А остальное, что касается криминала, трудно прогнозировать, но осторожным быть, естественно, надо. Хотя социальная сеть – всего лишь один из механизмов сбора информации. Сына Касперского, если бы его не было в социальных сетях и если бы кто-то задался такой целью, все равно бы похитили. Можно ведь и прослушку поставить, нанять детектива, сейчас это не проблема. Мы не используем социальные сети для продвижения своего бизнеса просто потому, что там – не наша целевая аудитория. Но я иногда выкладываю фотографии из путешествий, делюсь семейными радостями. Но эту же информацию можно и другими способами узнать. Социальная сеть – просто большая записная книжка, где удобно найти друга. Но как постоянный процесс общения я социальные сети не воспринимаю, если мне надо встретиться с человеком, я просто встречаюсь, и все.

Алина Миннахметова – генеральный директор ЗАО «Независимая консалтинговая компания «СЭНК»:

- Я против социальных сетей вообще. Никакая информация, тем более личная, не должна быть достоянием общественности. Даже для развития бизнеса мы их не используем, зачем? Есть сайт – специализированная для этих целей площадка. Своим детям я бы не давала сидеть в социальных сетях. А в случае с Касперским - он не досмотрел за своим сыном, поэтому и произошла ситуация с его похищением. У меня есть братишки, сестренки, которые сидят в сетях, но мы следим за их действиями, за тем, чтобы не было никакой личной информации, чтобы они фотографии в социальных сетях не выкладывали.

Адель Хасбиуллин – коммерческий директор ООО «Мегалит»:

- Активным пользователем социальных сетей не являюсь. Дети у меня маленькие для социальных сетей, а так, конечно, следить надо. Даже просто с точки зрения того, чтобы у ребенка была нормальная психика. В социальную сеть захожу, если кто-то передает мне какую-то информацию. А вообще людьми движут эмоции, и в социальные сети люди идут именно за их получением. Многие ходят туда только ради получения слухов, скандалов. И это выгодно для многих компаний, которые с помощью интернета распространяют новости компании. Многие эксперты даже рекомендуют заводить блоги, чтобы к эмоциям людей быть ближе. А так, у всех разные сети. Кто-то специально выкладывает личную информацию, чтобы найти спутника, единомышленника, но иногда люди перегибают палку - и личным пользуются мошенники. Был как-то случай, когда преступница нашла через социальные сети очень похожую на себя женщину, подружилась с ней, потом приехала, убила и продала квартиру по ее паспорту.

Рузаль Хамитов – директор центра охраны и мониторинга «Сити гард»:

- Не боюсь. Но информацию в полном объеме выкладывать не нужно. Люблю, смотрю, знаю, не больше. Информацию о банковском счете в швейцарском банке выкладывать уж точно не нужно. Иногда наблюдаю, что люди заводят странички под псевдонимами, не под реальными именами. А поводу сына Касперского могу сказать, что пенять на социальные сети здесь не нужно. Если человека ищут, его найдут, независимо от того, есть ли он в социальных сетях или нет, уж поверьте мне.

Но как у работодателя у меня отрицательное отношение к социальным сетям. В рабочее время люди должны заниматься работой, а социальные сети отвлекают от основных обязанностей. А так, при верном использовании, с помощью социальных сетей бизнес можно продвигать. Очень хороший способ – опросы знакомых, группы. Для средств массовой информации соцсети - это очень удобно. Мы пока этим вопросом не занимались, но в ближайшее время планируем этим заняться. Но тут нужна мера: клиентов нужно привлечь, но не отпугнуть. Социальные сети – продукт востребованный, там и клиентов можно найти, и сотрудников.

Сергей Ракша -  директор по маркетингу и продажам компании «Неокон» (Москва):

- Двояко. Ведь одна ситуация: если бы у меня был миллиард долларов и сын, который бы ездил на метро, и другая: если у меня не было бы миллиарда долларов, но мой сын бы ездил с охраной. Я не дитя олигарха и спокойно размещаю информацию о себе в социальных сетях. Думаю, что просто моя личная информация и я сам в таком смысле не очень интересен. А для продвижения в бизнесе социальные сети содержат огромный потенциал. Продвижение в них становится все эффективнее и эффективнее с каждым днем и месяцем. Уже сейчас есть много инструментов продвижения: размещение информации о продукте у авторитетных блоггеров баннерная реклама в интернете. Мы используем конкретный инструмент под каждый продукт.  

Никита Ишмуратов – директор рекламной студии «Магазин»:

- Я думаю, что своим заявлением Касперский не просто проявил заботу о людях (в связи с недавними событиями в его семье), а больше хотел протолкнуть свой бизнес в разработку таких инструментов. Подобные страшилки про плохого дядю, который зайдет на вашу страницу, узнает про вас информацию, а потом сделает вам плохо, появляются с завидным постоянством. Да, преступники используют социальные сети в своих преступных интересах. Они также используют и сотовую связь, и кредитные карты. А в последних наивысшая степень защиты. Однако находятся нечистые на руку банковские служащие, которые просто сливают преступникам информацию по картам. Точно также и среди сотрудников сайтов социальных сетей всегда найдется такой человек, который зайдет на вашу страницу и скачает оттуда нужную информацию. Люди должны понимать, что их страница в социальной сети - это не спальня, а публичное место. На моих страницах вся контактная информация, мои фотографии и так далее - доступны только для друзей. А друзья - это люди, которых я хорошо знаю.

Помогают ли социальные сети в моем бизнесе? Да. Именно там мы ищем новые лица для съемок в рекламе, которую создаем. Но для меня социальные сети - прежде всего, в нерабочее время. Мои дети еще слишком малы для интернета, но когда придет время, вместе с правилами дорожного движения я им буду рассказывать и правила поведения в социальных сетях.

Надежда Замалиева
Владимир Казанцев