На вторую половину ноября в татарстанском отделении Сбербанка запланирована… театральная премьера На вторую половину ноября в татарстанском отделении Сбербанка запланирована… театральная премьера

«КОРПОРАТИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ — ХОТЯ БЫ ПОТОМУ, ЧТО НЕ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК СМОЖЕТ ПРИЙТИ НА НЕГО И ПОСМОТРЕТЬ»

На вторую половину ноября в татарстанском отделении Сбербанка запланирована… театральная премьера. Причем в актеров должны переквалифицироваться самые разные сотрудники — от заместителей Рушана Сахбиева до рядовых операционисток. Таким должен быть результат коллаборации Сбербанка с творческой лабораторией «Угол» — форпостом современного театра в Казани.

«Учитывая достаточно открытую позицию к современному искусству у Рушана Флюровича [Сахбиева], все это не выглядит неожиданным, а скорее даже логичным», — рассказывает «БИЗНЕС Online» директор «Угла» и фонда поддержки современного искусства «Живой город» Инна Яркова, которая познакомилась с шефом Сбера в РТ на одном из театральных показов. «Рушан Флюрович давно ходит на все наши спектакли, на все наши проекты. И мы давно думали о том, чтобы сделать вместе что-то интересное, — продолжает Яркова. — Он приходил с коллегами на спектакль „Индивиды и атомарные предложения“, и они решили, что эту структуру было бы любопытно применить и к Сбербанку, посмотреть, как она работает на такую корпоративную историю, когда в корпорации мы видим каждого человека и нет этой вертикальной иерархии. Всем такая идея показалась интересной, и после этого я уже связалась с Севой и Ксюшей. Они эту идею поддержали».

Инна Яркова: «Учитывая достаточно открытую позицию к современному искусству у Рушана Флюровича [Сахбиева], все это не выглядит неожиданным, а скорее даже логичным» Инна Яркова: «Учитывая достаточно открытую позицию к современному искусству у Рушана Флюровича [Сахбиева], все это не выглядит неожиданным, а скорее даже логичным»

Сева и Ксюша — это режиссер Всеволод Лисовский и художник Ксения Шачнева, авторы спектакля «Индивиды и атомарные предложения», работы, которая наряду с громкими лабораториями «Город АРТ-подготовка» и «Свияжск АРТель», создала серьезную репутацию «Углу» и «Живому городу» как минимум в профессиональном театральном сообществе. «Индивиды» попали в 2018 году в лонг-лист национальной премии «Золотая маска» и стали участником престижного фестиваля «Маска Плюс», в рамках которого эту работу показали в столичном центре им. Мейерхольда, едва ли не самой престижной московской экспериментальной театральной площадке. С тех пор «Угол» и «Индивиды и атомарные предложения» регулярно попадают во всевозможные рейтинги лучших театров и спектаклей, которые можно увидеть за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.


Постановку Лисовского, которую нужно смотреть и слушать в специальных очках и наушниках, далекую от традиционных представлений о театральном зрелище, где заняты как профессиональные актеры, так и любители, и сейчас можно видеть в «Углу» раз в месяц. А вот что писал еще о премьере «Индивидов» для «БИЗНЕС Online» театральный критик Андрей Пронин: «На сцене у белого экрана стоят пять актеров. Исполнителей для спектакля отбирали на кастинге, в разные вечера они будут меняться, и среди них есть как профессиональные артисты, так и простые энтузиасты. Фиксированного текста нет ни у одного из них, все импровизируют, рассказывая какие-то истории из собственной жизни. Услышать рассказы целиком у зрителя тоже не получится: в наушники подается то голос одного, то голос другого, третьего, и ни один из говорящих не знает, когда публика слышит именно его. При этом у аудитории есть опция выбора — можно смотреть спектакль в человеческом измерении, а можно — в математическом. Для перехода к математическим категориям достаточно переключить аудиоканал и снять красные очки, которые выдают каждому зрителю. Тогда в уши тебе польется темпераментная, но уж больно заумная лекция по математике, а на экране будут демонстрироваться формулы».

И вот теперь этот формат хотят опробовать в Сбербанке. При этом сами авторы «Индивидов» говорят, что это будет не перенос спектакля, а совершенно новый проект (у которого еще нет названия) — он заимствует именно что формат у предыдущей работы. «Там меняются смыслы, но появляются какие-то другие», — говорит художник Шачнева. Она употребляет словосочетание «корпоративный спектакль»: «Корпоративный спектакль — хотя бы потому, что не каждый человек сможет прийти на него и посмотреть». Показывать его будут в актовом зале главного здания «Банка Татарстан» на улице Бутлерова. Эта площадка больше «Угла» в три раза, но, по словам художника «Индивидов», трудностей возникнуть не должно, поскольку зал в центре им. Мейерхольда еще больше. Премьера ожидается в двадцатых числах ноября.

Сами авторы «Индивидов» говорят, что это будет не перенос спектакля, а совершенно новый проект (у которого еще нет названия), который заимствует именно что формат у предыдущей работы (На фото Ксения Шачнева) Сами авторы «Индивидов» говорят, что это будет не перенос спектакля, а совершенно новый проект, который заимствует именно что формат у предыдущей работы (на фото — Ксения Шачнева)

САХБИЕВ: «ЕСЛИ УДАСТСЯ ГРЕФУ ПОКАЗАТЬ И ЕГО УДИВИТЬ — БУДЕТ ЗДОРОВО, НО МЫ ДЕЛАЕМ ЭТО НЕ ДЛЯ РУКОВОДСТВА»

Об идее создания внутрикорпоративного спектакля от именитого режиссера «БИЗНЕС Online» рассказал сам управляющий отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России Сахбиев.

— Рушан Флюрович, расскажите о том, как возникла сама идея подобного проекта.

— Нам интересно развивать своих сотрудников. Поход в театр может быть отличным корпоративным мероприятием, но хотелось бы принимать в этом участие не только в качестве зрителя, но и развивать творческие способности. Наверное, в рамках классического театра это делать было бы несколько сложнее.

— Почему?

— Играть на сцене — этому нужно учиться очень долго. А современные театральные формы позволяют экспериментировать с этим, в том числе и людям, у которых нет ярко выраженных актерских талантов. Тем не менее способ подачи и визуализации позволяет эти недостатки скрыть. Поэтому, наверное, мы выбрали именно такой вариант — более модернистский, альтернативный театр, чем и занимается творческая лаборатория «Угол». Это не значит, что мы не любим классический театр, просто считаем, что экспериментировать и интерпретировать проще именно в современных формах.

— Правда ли, что это не будет разовым проектом и вы собираетесь демонстрировать этот спектакль с определенной регулярностью? Кто будет его аудиторией?

— Мы не намерены отказываться от банковского дела и полностью переходить в творчество. Но существует такое понятие, как корпоративная культура, которое подразумевает не только развитие профессиональных навыков. Мы считаем, что творчески развитые люди способны эффективнее решать проблемы клиентов. Кроме того, общие хобби и увлечения позволяют сотрудникам чувствовать себя единым коллективом.

Что касается наших планов, то, конечно, у нас нет желания поставить только один спектакль и на этом закончить, а вообще сделать это некой доброй традицией, чтобы и нашим клиентам, и нашим гостям, и нашим сотрудникам эту культуру периодически демонстрировать.

Рушан Сахбиев: «Наш руководитель во многом является образцом таких нестандартных решений» Рушан Сахбиев (справа): «Наш руководитель во многом является образцом таких нестандартных решений. Но театральная постановка — это не какой-то общий тренд Сбербанка, а то, что мы сами здесь придумали и решили сделать»

— Наверняка кто-то скажет, что вы берете пример с главы всего Сбербанка Германа Грефа, который любит говорить с высоких трибун о креативе и подобных вещах.

— Креатив в мире существует не потому, что существует Герман Оскарович. Да, наш руководитель во многом является образцом таких нестандартных решений. Но театральная постановка — это не какой-то общий тренд Сбербанка, а то, что мы сами здесь придумали и решили сделать. Если удастся Грефу показать и его удивить — будет здорово, но мы делаем это не для руководства, а прежде всего для наших сотрудников и клиентов.

— Правда ли, что для вас было принципиальным собрать в этом проекте сотрудников, которые стоят на разных позициях в организационной иерархии?

— Слово «иерархия» в Сбербанке не очень приветствуется, нам больше нравится определение «партнерство». Это корпоративная культура будущего, и подобные мероприятия только помогают такое партнерство выстраивать.

«Совсем обалдела», — такой была его первая реакция на предложение директора «Угла» сделать совместный проект со Сбербанком, признается «БИЗНЕС Online» Всеволод Лисовский «Совсем обалдела», — такой была его первая реакция на предложение директора «Угла» сделать совместный проект со Сбербанком, признается Всеволод Лисовский

ЛИСОВСКИЙ: «В ПРИНЦИПЕ, СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР ТАКЖЕ МАЛО НУЖЕН БЕЗДОМНЫМ И МИГРАНТАМ, КАК И СОТРУДНИКАМ БАНКА»

«Совсем обалдела», — такой была его первая реакция на предложение директора «Угла» сделать совместный проект со Сбербанком, признается «БИЗНЕС Online» Лисовский. Но идея одному из лидеров российского экспериментального театра, который предпочитает называть себя «комиссаром», а не «режиссером», показалась любопытной, и уже накануне он приступил к репетициям в Казани.

«Со Сбербанком мы много времени проводим как „физики“ и „юрики“, и общение обычно такое сухое. А сейчас я общался с этими ребятами, менеджерами банка. Сразу корпоративное уходит на второй план, а на первый выходит личное. При знакомстве я их просил просто 5 минут говорить о себе, и индивидуальные характеристики потекли рекой. Сначала они испугались: „5 минут о себе? А о чем?“ Да говорите все что угодно, все будет про вас! Необязательно рассказывать все факты своей биографии», — говорит комиссар Лисовский, обещающий определиться с несколькими актерскими составами в ближайшие дни.

Для него в проекте интересна прежде всего исследовательская составляющая — как формат, придуманный на «Индивидах», будет работать на данную аудиторию: «Это люди, которые много работают, структура жизни которых не подразумевает, что они очень сильно вовлечены в проблематику современного искусства. В принципе, это дополнительный материал для исследования. И я никогда о такой аудитории не думал. И тут интересно про стереотипы своего восприятия. Если ты занимаешься чем-то с бездомными, проститутками, трудовыми мигрантами, то ты занимаешься вроде бы чем-то общественно полезным и важным. А сотрудники банка — это благополучные люди. Но, в принципе, современный театр также мало нужен бездомным и мигрантам, как и сотрудникам банка». Бездомные, мигранты, проститутки — это герои проектов Лисовского прошлых лет, а его спектакль «Акын-опера» в 2014-м был отмечен специальной премией музыкального жюри «Золотой маски», которую получили актеры оперы — дворники, строители и рабочие из Таджикистана и Узбекистана.

Как строятся отношения художника и корпорации в новом проекте? «Основная проблема в том, что, когда находишься с людьми или структурами в отношениях „исполнитель — заказчик“, это всегда слабая позиция. И как с этим справляться, я не совсем понимаю. С одной стороны, ты не делаешь рекламный продукт или корпоратив, но, с другой, у вас должны быть хорошие отношения в рамках такого проекта — или его вообще не будет. Насколько ты можешь выстраивать нормальную коммуникацию со структурой, настолько ты и можешь такой проект реализовать», — считает Лисовский. Пока, по его словам, он не ощущает никакого прессинга, а в фазе общего знакомства коммуникативным проблем оказалось заметно меньше, чем ожидалось.

Кстати, недавно режиссер-комиссар реализовал еще один амбициозный проект — 48-часовой спектакль «Сквозь / Скольжение по возможностям», в ходе которого четыре десятка зрителей преодолели на поездах, автобусах и пешком 1,2 тыс. км, а на один показ не хватило даже полумиллионного гранта от фонда Михаила Прохорова, зато случился серьезный резонанс среди театральной общественности. Впрочем, автор ко всему относится иронично-философски: «Нельзя же сидеть как глист в кишечнике фонда Прохорова, должны быть и другие питательные среды». Так что в случае успеха проекта Лисовского — Сахабиева не исключено, что может найтись инвестор и для татарстанского варианта спектакля-путешествия.

Ну а пока комиссар Лисовский констатирует, что и нынешняя история со Сбербанком претендует на уникальность: «Корпораций много, и, конечно, в рамках каких-то коучингов что-то производится, но чтобы переносился вот такой постдраматический формат — о таком я не слышал».