Рядовая пресс-конференция «Татэнерго» по итогам минувшего отопительного периода оказалась богатой на заявления от Раузила Хазиева

НОВЫЕ ЭНЕРГОБЛОКИ КАЗАНСКОЙ ТЭЦ-1 ВЫЙДУТ НА РЫНОК В СЕНТЯБРЕ, А С ЗАИНСКОЙ ГРЭС БЕЗ ПОМОЩИ НЕ ОБОЙТИСЬ

На первый взгляд, рядовая пресс-конференция в головном офисе АО «Татэнерго» по итогам минувшего отопительного периода оказалась богатой на заявления от гендиректора Раузила Хазиева. Новостью стало то, что на ТЭЦ-1 уже ведется пуско-наладка новых энергоблоков. Пробные пуски пройдут в июле, после завершения «технологической тишины» из-за ЧМ-2018. А на энергорынок новые мощности (230 МВт) выйдут 1 сентября. Стоимость проекта реновации — 15 млрд рублей. 

Но больше всего Хазиев ждал (и, видимо, опасался) вопроса по модернизации Заинской ГРЭС. «У нас как-то быстро получилось попасть с ТЭЦ-2 в программу ДПМ-1 (договоров на предоставление мощности), — сказал Хазиев. — В России была подготовлена программа дальнейшей модернизации — до выборов президента не успели, правительство не сформировано, программа не принята. Мы надеемся, что программу примут и Заинская ГРЭС в нее попадет».

Заинская ГРЭС — это станция другого плана. Если в Казани у «Татэнерго» станции на 220–230 МВт, то в Заинске — на 2,2 тыс. МВт. «Без федеральных программ мы ее не построим. Неподъемна для республики модернизация этой станции», — сказал Хазиев, уточнив, что 2,2 тыс. МВт уже и не нужно, но 1–1,5 тыс. МВт компания бы с удовольствием обновила. «Появилась бы дешевая электрическая энергия. Мы сегодня 7 миллиардов киловатт/час покупаем извне, этой станцией мы бы закрыли внутренние потребности, — подчеркнул глава „Татэнерго“. — Что значит „закрыли“? Чем дальше покупаешь, тем она дороже. Внутри она была бы дешевле».

«ТО, ЧТО ТЕПЛО ДЕШЕВЛЕ НА СТАНЦИИ, НИКОГО НЕ ВОЛНУЕТ!»

Неизбежным оказался и вопрос о том, наблюдается ли у «Татэнерго» отток клиентов к ТГК-16 («дочке» ТАИФа) в связи с тем, что последняя заявляет о более низких тарифах? Напомним, что компании бьются и в прессе, и в УФАС, выясняя, кто же лучше согреет Казань. ТГК-16 обвиняет «Татэнерго» в том, что последняя монополизировала трубу, а «Татэнерго» отбивается тем, что ТГК-16 пытается всучить свое подорожавшее после модернизации тепло... 

«Откуда вы знаете, что у нас с ТГК идет борьба за клиентов? А, все знают?! — сделал слегка удивленный вид Хазиев, не раз комментировавший проблему и на страницах „БИЗНЕС Online“. — Коллеги, я тоже читаю средства массовой информации. Было 6 выступлений руководства ТГК-16. Где-то пишут, что у „Татэнерго“ тепло на 50 процентов дороже, где-то — что на 30 процентов дороже. Но тарифы мы не сами сегодня устанавливаем, их регулирует государство. Там рынка нет».

Хазиев напомнил, что 12 км сетей между ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 (владеет ТГК-16) принадлежат «Татэнерго». И, когда ТЭЦ-2 не хватает энергии, АО покупает тепло у ТЭЦ-3. А так как  КАЗ, КМПО, «Элекон» перешли на свои источники, то сократился и объем потребления тепла из этих трубопроводов. 

«Себестоимость тепла на станциях одинаковая, — объяснил Хазиев. — Мы берем только тогда, когда у нас своего тепла не хватает. В конце концов, если на нервы будут сильно действовать, я построю свою котельную. Наш тариф считается вместе с котельными, они находятся в технологической цепочке, поэтому тариф выше. Но главное не в том, сколько стоит тепло на ТЭЦ, а сколько платит потребитель. То, что тепло дешевле на станции, никого не волнует! Мы покупали и будем покупать, когда надо».

Да, но ТГК-16 поставляет тепло в «Салават Купере» по заниженной стоимости. «Продажа тепловой энергии для нас это не супербизнес, а ТГК хочет продать нам, потому что собирать у населения не надо, — сказал Хазиев. — Хотите выйти на население — или покупайте сети, или прокладывайте сети! На „Салават Купере“ идут абсолютно новые сети, поэтому там тариф чуть ниже. Поживем — увидим, каким будет тариф в „Салават Купере“ и у нас после того, как мы модернизируем все станции и тепловые сети».


НА РЕМОНТНУЮ КАМПАНИЮ СЕТЕЙ «ТАТЭНЕРГО» НАПРАВИТ 4,3 МЛРД РУБЛЕЙ — МЕНЬШЕ, ЧЕМ ГОД НАЗАД

Вот так логично Хазиев и перешел к завершению отопительного сезона — и перспективам летней ремонтной кампании. Слово взял главный инженер филиала «Татэнерго» — «Казанских тепловых сетей» (КТС) Асхат Шаханов. Минувший сезон, по его словам, в городе прошел без эксцессов и крупных аварий, мелкие повреждения также сократились с 508 до 383. «Это первый такой гладкий сезон», — сказал Шаханов, назвав это эффектом масштабной программы перевода домов Казани с центральных теплопунктов на индивидуальные теплопункты по подогреву воды. Он рассказал, что компания второй год по просьбе города проводит раздельные испытания сетей (ранее сети прессовали, отключая весь город одновременно). В перспективе КТС планирует еще раз раздробить территорию города на зоны и этапы, чтобы окончательно уйти от массового отключения.

Ремонтные работы КТС подгоняет грядущий ЧМ-2018 по футболу — на всех основных магистралях работы должны закончиться в начале июня, потом специалисты уйдут вглубь городских кварталов и микрорайонов. Шаханов также напомнил, что наличие ИТП не влечет за собой отказ от сезонных отключений горячей воды. Ведь необходим также ремонт трубопроводов большого диаметра, которые доставляют до домов теплоноситель. Но так как ушло самое слабое звено — трубы горячего водоснабжения от ЦТП до домов, сроки ремонта намного сократятся. То есть не все жители Казани лишатся теплого душа на две недели, а то и больше, что было нормой раньше. 

Более 60% тепловодов из 1360 км сетей в Казани уже превысили срок службы в 25 лет, в Челнах этот же показатель на уровне 30%. Ежегодно во всех городах присутствия «Татэнерго» меняет 65–70 км сетей. В этом году на ремонтную кампанию – 2018 «Татэнерго» направит 4,3 млрд. рублей, что на 200–250 млн рублей меньше прошлого года.

Заговорив о деньгах, вспомнили и о долгах потребителей. По данным директора по реализации тепловой и электрической энергии АО «Татэнерго» Олега Зверева, на 1 мая просроченная задолженность в масштабах республики — свыше 1 млрд рублей. Главный должник — население: люди не заплатили 917 млн рублей. Долги за год выросли на 17%. «У нас очень хорошее население, особенно люди в возрасте, пенсионеры, — вновь взял слово Хазиев. — Мы даже знаем, когда они пенсию получают, — сразу видим поступление платежей. В первую очередь платят! А есть люди, которые, наоборот, ездят на Mercedes, а за тепло не платят. Что это значит? За него платят вот эти пенсионеры. Этого же нельзя допускать...»

«МЫ НЕ ВЗЯЛИСЬ? ЕСЛИ ПОРУЧАТ, Я СЕГОДНЯ ЖЕ ВОЗЬМУСЬ СТРОИТЬ МСЗ!»

Прокомментировал генеральный директор АО «Татэнерго» и перспективы строительства в Казани мусоросжигательного завода и на условиях программы ДПМ (договоров на предоставление мощности). Как известно, компания АГК-2 («дочка» «РТ-Инвест») намерена строить МСЗ в Казани также на условиях ДПМ.

«Энергия там небольшая, и только для получения энергии его строить не нужно. А с экологической точки зрения это неизбежно. Его вчера надо было строить! — сказал Хазиев. — Мы не взялись? Если поручат, я сегодня же возьмусь строить его. Я знаю, где это возможно... Вы когда-нибудь были в Тогаевском карьере или на Самосырово? Когда такие споры идут, достаточно туда просто сходить и сразу многие споры отпадут. Мы же в мусоре скоро просто утонем! Его нужно было строить 15–20 лет назад. И вопросов бы не было!»

Хазиев также рассказал о том, что еще лет  10 лет назад, побывав в Дании, заинтересовался проблемой, обнаружив мусоросжигающий завод в центре одного из городов. «И ничего! Почему он у нас не может стоять? — рассуждал глава компании. — Говорят, фильтры... Сегодня экологи настолько сильные, что у нас на тепловых станциях стоят датчики, которые все ловят. Там невозможно соврать. Любую информацию можно снять, она не закрытая. Невозможно скрыть от Роспотребнадзора, Ростехнадзора. Я вас уверяю, некоторые параметры у нас даже жестче, чем за границей. Например, использование оборотной воды Волги или Камы — во всем мире пользуются только так! А у нас запрет. Сейчас градирни надо строить для охлаждения. Экологи сегодня очень сильные: мазут как резервное топливо разгружаем, чуть запах появился — уже прибегают. Наверное, так и должно быть».

И все же журналистов интересовало, почему за столько лет компания не взялась за проект МСЗ: «Если бы у меня все станции были модернизированы и голова болела только о мусорном заводе, то да, я бы взялся. Но у меня недостроенная ТЭЦ-1, огромный корабль в Заинске». Само собой, появление новых («мусорных») мощностей в 55 МВт с точки зрения конкуренции Хазиева совершенно не пугают. А Зверев добавил, что, в конце концов, есть еще Набережные Челны и все Закамье со своим мусором и, надо думать, возможностями строительства.