С литра молока производитель сегодня получает отрицательный денежный поток в 5–8 рублей. Такие данные прозвучали в ходе круглого стола в «БИЗНЕС Online»

ТУШИТЬ ПОЖАР ДЕНЬГАМИ

При затратах на производство 1 литра сырого молока в 26–28 рублей, включая все инвестиционные расходы, производители продают его по цене в среднем по 18-20 рублей за литр, то есть с литра молока производитель сегодня получает отрицательный денежный поток в 5–8 рублей. Такие данные прозвучали накануне в ходе круглого стола «БИЗНЕС Online», посвященного молочному кризису. Пока сельхозпроизводителей выручила поддержка на 1 литр молока, выделенная Москвой и нашим президентом Рустамом Миннихановым, оперативно доведенная минсельхозпродом РТ до крестьян. Эта поддержка оказалась как ложка к обеду, но ее хватит продержаться лишь до начала мая, до весенне-полевых работ.

«Чтобы спасти отрасль в данной ситуации мы должны тушить пожар деньгами! Другого пути нет, если мы хотим, чтобы Белоглазова (Алена Белоглазова, глава КФХ Белоглазоваприм. ред.) не зарезала своих коров!» — решительно заявил вчера на круглом столе в редакции «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин.

Сама Белоглазова (в ее хозяйстве 400 дойных коров), которая также стала участником нашего круглого стола, сообщила, что пока в ее хозяйстве молочное поголовье сохранено. Однако фермеры не смогут держаться вечно. Летом, когда скот можно перевести на подножный корм, они еще переживут, а вот к осени могут начать резать молочный скот на мясо.

Камияр Байтемиров Камияр Байтемиров отметил, что первые признаки пессимизма у крестьян уже проявляются

Глава ассоциации фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров отметил, что первые признаки пессимизма у крестьян уже проявляются. «Уже начали продавать телок, это первый признак!» — предупреждает Камияр Мижагитович. Он объясняет, что если у крупных агрохолдингов, таких как «Агросила» или «Красный восток», есть связанные бизнесы, которые за счет своей прибыли могут поддержать в трудное время молочное производство, то у крестьян такой подпорки нет. Если сейчас сократить молочное стадо, то потом, чтобы восстановить его естественным путем, потребуются долгие годы.

«Мало кто может восстановить одну корову менее чем за 12 лет. Вы можете составить математические расчеты и теоретически у вас выйдет 6–8 лет, на практике не менее 12. Конечно, вы можете купить ее по цене 160–170 тысяч рублей за голову, она будет давать 20 литров [молока в день], а может быть, не даст. Например, не будет у нее молока или умрет», — поделился опытом Хайруллин.

Поэтому, как считает депутат, на данном этапе, чтобы сохранить молочное поголовье (а оно в Татарстане немалое — 260 тыс. голов), государство должно  помочь производителям живыми деньгами, чтобы компенсировать разницу между производственными затратами и той низкой ценой, по которой они сейчас могут реализовать свое молоко молокозаводам.

Минсельхозпрод республики, как выяснилось тут же, уже работает над этим вопросом — производителям молока обещают поддержку по 280 млн рублей в месяц в течение трех месяцев. Об этом заявил первый замминистра сельского хозяйства РТ Николай Титов.

Николай Титов Николай Титов рассказал, что минсельхозпрод республики обещает производителям молока поддержку по 280 млн рублей в месяц в течение трех месяцев

«Сегодня мы рассматриваем этот вопрос. Есть предложение в данной ситуации — нужно поддержать молочное производство. Поддержка производителям на литр молока будет оказываться в размере 280 миллионов рублей в месяц, в течение трех месяцев», — сообщил Титов.

Когда стартует поддержка, точно пока неизвестно, но, по всей видимости, ближе к лету. По словам Титова, эти средства помогут производителям продержаться в сложный летний период, когда стоимость молока еще и по естественными причинам ежегодно ползет вниз: зеленая травка, тепло и длинный световой день приводят к тому, что надои молока растут, а цены на него, соответственно, падают. «Цена молока пойдет вверх не раньше августа», — считает Титов.

«ОПАСНО ТУШИТЬ ПОЖАР ДЕНЬГАМИ, ДЕНЬГИ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО ГОРЯТ

Гендиректор «Казанского молочного комбината» Александр Габдрахимов считает, что важно не только помогать производителям субсидиями, но и задуматься над другими мерами поддержки. Он считает, что  нужно работать над повышением эффективности производства. Второе предложение — это стимулирование производителей через госзаказ. Во многих регионах РФ работает программа «Школьное молоко» — почему бы не принять ее и в молочном Татарстане?

Александр Габдрахимов Александр Габдрахимов считает, что важно не только помогать производителям субсидиями, но и задуматься над другими мерами поддержки

Гендиректор АО «Агросила» Светлана Барсукова выступила категорически против субсидий. «Опасно тушить пожар деньгами путем выдачи субсидий или каким-то иным способом, поскольку деньги тоже очень хорошо горят, к сожалению. Как мне думается, если мы сейчас выбросим на рынок определенный объем денег для того, чтобы поддержать сельхозтоваропроизводителя, у нас в конечном итоге за это заплатит потребитель, а это мы с вами. Деньги ведь тоже не из воздуха берутся — это бюджет, налоги», — считает Барсукова.

Она заявила, что ситуация сложная не только у фермеров, но и агрохолдингов. «Если кто-то думает, что холдинги в шоколаде... Или я, как производитель молочного продукта, нахожусь в огромной рентабельности — это не так», — добавила гендиректор АО «Агросила».

Габдрахимов подтвердил, что молочные комбинаты, несмотря на снижение закупочных цен на сырое молоко, не купаются  деньгах. Торговые сети быстро сориентировались и начали понижать свои закупочные цены на готовую «молочку». Молзаводы, чтобы удержаться на полках, вынуждены ежемесячно участвовать в скидочных акциях.

Светлана Барсукова (справа) выступила категорически против субсидий

Барсукова напомнила собравшимся, что сегодня проблемы есть не только на молочном рынке. Например, на 50% упала цена на сахар, зерно, мясо и прочую сельхозпродукцию — кто им поможет? Впрочем, участники круглого стола согласились, что производство молока — это все-таки особый случай, поскольку сахар или зерно можно хранить довольно долго, выжидая повышения цены, а корову в любом случае нужно кормить, доить, лечить и так далее.

Глава КФХ Белоглазова считает, что эффективнее было бы введение государственного планирования. «Пусть нам заранее скажут, например: „Нам не нужно зерно, нужен рапс — он будет закупаться по такой-то цене“. Весной должны заключаться долгосрочные контракты, что у вас в сентябре выкупят ваш товар по такой-то цене», — предлагала сельская предпринимательница.

«БЕЗ КВОТ НИКУДА!»

Хотя Хайруллин и убежден, что без денежной помощи производителям на данном этапе не обойтись, он тем не менее признает, что она может быть только временной, как скорая помощь при инфаркте. Если ежегодно «заливать» производителей молока деньгами, чтобы обеспечить их конкурентоспособность на мировом уровне, для этого потребуются огромные деньги. «Для этого нужно будет выделять на поддержку сельского хозяйства по 360 миллиардов рублей в год — в масштабах страны, из которых не менее 80 миллиардов рублей на развитие молочного животноводства. Кто-то скажет — кошмар! Но именно столько было заложено в госпрограмму развития отрасли на 2018 год и для нашей страны — это подъемные ресурсы. Но пока готовности потратить такие деньги на дополнительную поддержку у государства на сельское хозяйство нет», — констатирует депутат. Для сравнения: весь бюджет сельского хозяйства России составит в этом году порядка 272 млрд рублей.

Айрат Хайруллин Хотя Айрат Хайруллин (справа) и убежден, что без денежной помощи производителям на данном этапе не обойтись, он признает, что она может быть только временной, как скорая помощь при инфаркте

Поэтому нужны системные меры. «Без квот — никуда!» — уверен депутат. Речь идет, действительно, о введении некоего планирования, выстраивании рынка, в том числе путем введения квот на импорт молока, а позже, когда мы станем самодостаточными, то и на его производство. Например, в Европе 30 лет существовали квоты (сейчас они свою роль выполнили и их уже отменили): каждый производитель молочки знал, сколько продукции он может произвести, а за каждый дополнительный литр должен был внести определенную плату. По его словам, уже две недели подряд в минсельхозе РФ под руководством первого замминистра Джамбулата Хатуова проводятся совещания, на которые приглашают российских производителей и переработчиков. С их помощью чиновники изучают потребности пищевой промышленности в молочной продукции. «Мы собираем производителей мороженого, производителей кондитерских изделий, смотрим, кому сколько нужно того же сухого молока. Есть дефицит — хорошо, давайте завозить его извне, прежде всего из Беларуси», — рассуждает депутат Госдумы РФ. Чтобы снизить риски, необходимо работать строго по долгосрочным контрактам, не менее чем трехлетним, с корректировкой к индексу роста ГСМ и электроэнергии.

Как считают собравшиеся на круглом столе, арбитром в решении молочного кризиса должен стать минсельхоз России. Вместе с контрольными органами он должен более жестко контролировать ввозимую молочную продукцию, чтобы не допускать ввоз фальсификатов и суррогатов по демпинговым ценам. Кроме того, необходимо взять под контроль и полки магазинов, хотя и вести переговоры с сетями сейчас непросто. Также высказывались предложения о том, что нужно больше информировать потребителей о потребительских свойствах товаров, чтобы люди понимали, например, что есть разница между продуктами из свежего и сухого молока, между сыром и сырным продуктом. В любом случае, как считают участники встречи, перспективы у развития молочного рынка РФ есть, поскольку ежегодный дефицит молока в стране составляет 8 млн т — нужно только заменить импорт на молоко от отечественных буренок.