Рустам Минниханов: «Есть некое ощущение, что у нас много проблем с разными экологическими вопросами, у нас очень много проблем с ЖКХ. Все, что сказали по перевозкам наших детей, по подготовке к ЧМ, — все эти вопросы принимаются»

«НАБАТ» ДЛЯ ТАТАРСТАНСКОГО БИЗНЕСА

Первую в этом году встречу с предпринимателями малого и среднего бизнеса президент Татарстана Рустам Минниханов провел сегодня в КРК «Пирамида». Глава республики собрал на седьмое по счету расширенное заседание совета по предпринимательству чиновников всех мастей и бизнесменов. По оценке организаторов из команды бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова, в мероприятии приняло участие едва ли не рекордное число предпринимателей — более 280, а вдобавок к ним еще и сотня руководителей республиканских и федеральных органов власти, глав районов и представителей общественных организаций.

Начался «откровенный разговор» не совсем традиционно — с красочного видеоролика с лучшими цитатами из прошлых заседаний. При этом модератором встречи стал не гендиректор компании «Теория Дарвина» Владимир Кутилов, как было на прошлых заседаниях, а директор тренинговой компании «Тимсофт» Гузель Хисматуллина.

Александр Хуруджи пообещал, что любой, кто нажмет кнопку «Набата», в течение 24 часов получит помощь и защиту от Титова и Ко

Поначалу микрофон передали специальному гостю — представителю команды российского бизнес-омбудсмена Бориса Титова, правозащитнику Александру Хуруджи. Он кратко презентовал новинку аппарата уполномоченного — мобильное приложение для бизнеса «Набат». По задумке разработчиков, это приложение, пилотной апробацией которого займутся в Татарстане, станет для предпринимателей аналогом «красной кнопки». Хуруджи пообещал, что любой бизнесмен, нажавший на эту «кнопку» в приложении, в течение 24 часов получит помощь и защиту от Титова и Ко. Прежде всего это касается внезапных проверок предприятий, которыми порой так грешат надзорные органы. 

Далее Хисматуллина предложила перейти к результатам работы 8 проектных групп, которые хотели бы представить свои решения по наиболее актуальным проблемам бизнеса.

Модератором встречи стала директор тренинговой компании «Тимсофт» Гузель Хисматуллина

 «ЗАЧЕМ НАМ СИДЯКИН? РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ, ИСПРАВИМ ВСЕ!»

Директор ООО «УК „РТ-Инвест“» Сергей Богатов выступил с докладом на тему уточнения порядка платы за негативное воздействие на окружающую среду. Еще с 1 января 2016 года полигоны и региональных операторов по обращению с отходами обязали вносить плату за негативное воздействие на природу. Но в Татарстане такой оператор все еще не определен, отчего плата за негативное воздействие на окружающую среду бременем легла на плечи компаний по обращению с мусором. В Татарстане это около 264 млн рублей, то есть почти треть от выручки компаний. Операторы ТБО нашли выход и договорились с органами отменить плату за 2016–2017 годы, но что делать с 2018-м — непонятно. Богатов попросил «авторитетом» поддержать инициативу по их освобождению от платы и в этом году, а также поддержать минстрой России по вводу дифференцированной ставки за размещение ТБО.

За микрофон сам взялся глава госкомитета РТ по тарифам Марат Зарипов, который сообщил, что на 2018 год тариф за негативное влияние на окружающую среду вводить не стали. Как только будет решен вопрос с регоператором, этот тариф уже снимут с операторов по обращению с ТБО и переложат на плечи граждан. «А Ирек [Файзуллин] у нас где?» — оглядел зал Минниханов. Поднявшийся министр строительства РТ покорно отрапортовал, что конкурс по определению регоператора в республике будет проведен в марте, а точку в этом вопросе поставят до конца 2018 года. Что касается обнуления тарифа в этом году, то тут, по словам Файзуллина, нужна помощь наших депутатов в Госдуме. Из таковых в зале оказался только один Фатих Сибагатуллин  кстати, как раз зампред профильного комитета по экологии. «Зачем нам Сидякин? — заявил парламентарий. — Рустам Нургалиевич, исправим все!» Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин попросил также ему передать этот пакет, чтобы его изучили местные депутаты и помогли операторам ТБО, чем смогут.

Фатих Сибагатуллин (в центре)

Тему оформления лицензий на обращение с отходами прозвучала из уст директора ООО «Поволжская экологическая компания» Ольги Гудимовой. Во время тематического видеоролика Рустам Нургалиевич внезапно увидел кадр одной из свалок с разбросанным мусором и немного повозмущался, почему его никто не сортирует. Он все пытался выведать, где был сделан этот кадр «неухоженного» полигона ТБО, но так никто из глав районов и не сознался. «Мусор надо сортировать. Там полимеров, бумаги очень много — вещей, на которых бизнес должен зарабатывать!» — заметил Минниханов. Сам же вопрос Гудимовой заключался в том, что операторы по обращению с отходами должны получать лицензию на основании федерального классификационного каталога отходов. Но этот каталог постоянно меняется — за последние 4 года  изменения вносились уже 7 раз, а процедура переоформления лицензии из-за этого затягивается на 200 дней. Но, как оказалось, все уже разрешилось само собой во время работы в проектной группе Нагуманова, от чего запрос о заступничестве президента отпал сам собой.


Но вопросы из мира экологии на этом не иссякли. Директор ООО «КамВторПолимер» Светлана Ярлыченко рассказала Минниханову об абсурдах экологической отчетности. По ее словам, ежегодно предприниматели должны сдавать три почти одинаковые бумажки в управление Росприроднадзора по РТ. Все эти отчеты сдаются в разные месяцы, а сроки составления не оптимальны и неудобны для предпринимателей. Например, один из документов, который надо сдать в январе, требует обязательно данных  бухгалтерии, которая итоги свои подводит только в марте. За невыполнение требований буквы закона — штраф. Ярлыченко попросила президента РТ повлиять на Росприроднадзор, чтобы тот объединил все эти три отчета в одну бумагу и установил единые сроки со сдачей бухгалтерской отчетности. Тут Минниханов вспомнил, что на неделе будет проходить коллегия минэкологии РТ, куда должен был приехать и его экс-глава, а ныне руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров.

«Зачем три раза в течение первого квартала отчитываться? Во-первых, у вас времени нет это читать... А самое главное — никто их не читает, — со знанием дела заметил Рустам Нургалиевич, улыбаясь. — Если отправил, то все нормально. А если не отправил, то за штрафом придут! <...> Сидоров — наш коллега. По земле ходил когда-то. Надо уж какие-то правильные вещи делать для страны. Вообще в вопросах экологии смотрите, сколько проблем здесь возникает. Это несовершенство, бюрократия ваша! Вы создаете очень много проблем ненужных, бумажных».


«ЗАЧЕМ НОВУЮ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МОЖНО КУПИТЬ, ВЗЯТЬ ИЛИ ПОПРОСИТЬ, ЧТОБЫ ОН ПОДАРИЛ...»

Гендиректор ООО «Бриор + Каусария» Каусария Матросова рассказала, что в последнее время граждане серьезно портят жизнь управляющим компаниям. Если есть у них какой-то вопрос или жалоба, они сразу пишут ее в Госжилинспекцию, в обход управляющей компании. ГЖИ уже потом приходит к УК и наводит у тех шорох, хотя можно было все решить в кратчайшие сроки и полюбовно. Дело доходит до откровенного идиотизма — жалуются в ГЖИ на замену лампочки в подъезде. При этом для своих кляуз жители многоквартирных домов предпочитают использовать разрекламированный властями «Народный контроль». Матросова предложила закрепить как-то порядок, чтобы сначала жалобы поступали в управляющую компанию, а не сразу в надзорные органы, которые только и норовят что-то проверить. Уже есть и позитивный опыт — например, система «Открытая Казань», где, по словам Матросовой, можно оставить свою заявку, и УК в течение 15 минут уже может отреагировать на нее.

Систему «Открытая Казань», к слову, кто только не защищал сегодня. По словам Файзуллина, она сегодня уже интегрируется в ГИС «ЖКХ». Расхваливал ее и мэр города Ильсур Метшин, с гордостью сообщивший, что вся Чечня сегодня работает по ней. Но глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов, казалось, говорил несколько об ином решении проблемы. «„Открытая Казань“ — это, по сути, продолжение ГИС „ЖКХ“ в системе „Народный контроль“», — заметил министр. — Если будет поддержка, то предлагаем внедрить единый механизм и дать УК бесплатное подключение». Он также отметил, что у УК будет выбор, какой системой для получения жалоб граждан пользоваться. Минниханов заметил, что если эти УК не будут пользоваться системой, то надо лишать ее (компанию) лицензии. В пылу спора вспомнили и о том, что «Открытая Казань» — частный проект Дмитрия Еремеева, президента компании FIX. Прокурор РТ Илдус Нафиков строго заявил, что ничего плохого в этом нет, чтобы «коммерческое работало на государство».

«Есть отработанные платформы. Если даже вот Еремеев сделал, если у него лучше, то его надо взять. У нас же другого нет. Ты придешь и скажешь: „Давайте новую сделаем“. Зачем новую делать, если можно купить или взять, или попросить, чтобы он подарил, — вновь улыбаясь и как будто на что-то намекая, заявил Минниханов. — Если этот товарищ готов с нами работать, то какая нам разница, кто это делает? Главное, чтобы система работала. Роман [Шайхутдинов] — он бизнесмен. Сейчас думает: „Ага, я такую систему сделаю...“ Придет ко мне и 50 миллионов денег попросит. Он сначала говорит, что сделает. Потом говорит, что 10 миллионов будет, а потом они приходят и 50 миллионов денег просят. Давайте вы немного это... Я вам уже говорил!»

Наталья Абрамович

«У КОГО ДОКУМЕНТ? ЧТО ВЫ ТАМ ПОДЧИЩАЕТЕ? НА ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК ПЕРЕВОДИТЕ ИЛИ КАК?»

В следующем блоке вопросов предприниматели вновь говорили о наболевшем — о сложностях при туристических перевозках детей. По словам гендиректора ООО «Туристско-информационный центр Казани» Натальи Абрамович, после известных аварий процедура согласования детских перевозок стала слишком громоздкой и неопределенной. Нужно пройти согласование в пяти ведомствах, чтобы организовать поездку несовершеннолетних в тот же Болгар или Свияжск. Никто этим заниматься не желает, потому что это еще и лишняя ответственность. В результате в туротрасли республики резко упали детские перевозки. Например, в Набережных Челнах падение составило около 95%, в Казани чуть меньше — на уровне 40%. Выход, по мнению Абрамович, прост — организовать процедуру согласования детских экскурсионных поездок по принципу «одного окна». Такие предложения уже готовы и находятся в правительстве РТ на согласовании и ждут подписи президента республики. Минниханов, обеспокоенный ситуацией, резко поинтересовался, где же этот документ застрял.


Глава госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов сообщил, что постановление это находится на последней проверке — «орфографические ошибки подчищаются». Руководитель УГИБДД МВД России по РТ Ленар Габдурахманов, в свою очередь, пообещал, что его ведомство никакие палки в колеса по детским перевозкам вставлять не будет, — был бы только готовый документ. Новый министр образования и науки РТ Рафис Бурганов отметил, что новый порядок позволит согласовывать такие поездки в течение пяти дней, а не месяца, как это делается сейчас. «У кого документ? Что вы там подчищаете? На татарский язык переводите или как?» — одновременно и шутил, и возмущался Рустам Нургалиевич. Первый вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин пообещал, что постановление об «одном окне» будет принято завтра-послезавтра.

Еще один раз сегодня пришлось встать с места Габдурахманову при обсуждении вопроса регистрации «тюнингованных» авто. Руководитель проекта «Автоностальгия» Роберт Агзамов, который из корейского авто Kia Opirus делает «Волгу», японской Honda — «Победу», немецкого Volkswagen — «Запорожец», пожаловался, что его «новоделы» потом невозможно согласовать с ГАИ и поставить на учет. Это касается, по его словам, не только таких кардинальных изменений, но даже замены бампера, решетки радиатора и прочего.


«Те транспортные средства, о которых он говорит, являются результатом технического творчества», — заявил начальник ГИБДД, подчеркнув, что он бы рад ставить такие переделанные ретроавто на учет, но есть сомнения по их соответствию нормам безопасности. Но Рустам Нургалиевич настаивал на своем, защищая Агзамова и его коллег, что никаких, мол, кардинальных изменений не производится в конструкции авто — меняется только внешний вид. «Из Honda сделали „Победу“ — это значит, у нее только передняя часть изменена, а задняя и все остальное — прежнее. До конца не пойму позицию. В чем причина?» — задавался вопросом Минниханов. Габдурахманов в ответ спрашивал президента, как ему называть такие авто — Honda или «Победа»?

«Надо стимулировать, чтобы на дорогах были наши советские автомобили, которые отвечают требованиям сегодняшним: подушки безопасности, ABS... Это неплохо. Может, как-то эту тему изучить и обратиться [с предложениям в ГИБДД]. Я понимаю, что вы человек, который должен работать строго в тех регламентах, инструкциях, которые есть. Но мы не можем отказаться от этих авто „Волга“. Если есть возможность не из старья восстановить, а сделать облик. Я могу прокатить вас, товарищ начальник ГИБДД, на „Победе“. Ты поедешь на „Победе“, а я поеду на переделанной Honda. Мы сравним тормозной путь, другие вещи. Но ты должен достичь тех же результатов на подлиннике, и мнение немножко поменяется после этого», — предложил Минниханов.


«МНОГО ПРОБЛЕМ С РАЗНЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ВОПРОСАМИ, С ЖКХ. ОНО ВСЕГДА БУДЕТ...»

Последний уже вопрос, стоявший на повестке встречи руководства республики с бизнесом, касался работы госорганов с предпринимателями в период проведения ЧМ по футболу – 2018. Вице-президент ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина пожаловалась Минниханову, что надзорные органы в период подготовки к мировому событию стали вести себя несколько неадекватно. Речь зашла о многочисленных внеплановых проверках, которыми атакуют органы отели и гостиницы. И все было бы хорошо, если бы проверки проходили не в самый пиковый для них сезон — новогодние праздники. По словам Сафиной, это очень неудобно отельерам, особенно когда начинают придумываться нелепые на первый взгляд новые требования к ним. Например, к ней недавно приходили проверяющие и приказали снабдить отель противогазами — каждому постояльцу и сотруднику, а это 500 тыс. рублей незапланированных расходов, которые бы гостиница могла направить на свое развитие. К слову, оказалось, что не нужно закупать несколько сотен противогазов, достаточно лишь 20. Но это лишь одна проблема. Второй вопрос Сафиной касался отсутствия диалога с властями, которые только говорят, что им нужно сделать. Особенно это относится к многочисленным проверкам.

Владимир Леонов

Решение, по мнению Сафиной, уже найдено — создать единую площадку для прямой коммуникации бизнеса и власти, где отельеры могли бы находить всю информацию о требованиях к ним из-за ЧМ. «То, что вы сказали, это нормально. И проверку можно поставить не в последний день, а заранее сделать какие-то пожелания и предписания», — отметил Минниханов в ответ. Он также, подняв с места министра по делам молодежи и спорту РТ Владимира Леонова, пообещал включить представителя от отельеров республики в рабочую группу по подготовке к ЧМ-2018.

Тут под конец заседания за микрофон снова взялся Хуруджи, который напомнил о своем «Набате». Он отметил, что его приложение готово взять на себя функцию информирования обо всех законодательных нормах в части подготовки к мундиалю. «Давай, Роман [Шайхутдинов], чтобы „Набат“ транслировал предпринимателям все эти видоизменения. Вообще, „Набат“ надо использовать по максимуму, — обратился Рустам Нургалиевич, уже подводя итоги 7-й встречи с бизнесом. — Есть некое ощущение, что у нас много проблем с разными экологическими вопросами, у нас очень много проблем с ЖКХ. Оно всегда будет... Но надо иметь такую быструю линию связи, чтобы снимать эти проблемы. Все, что сказали по перевозкам наших детей, по подготовке к ЧМ, — все эти вопросы принимаются».