«Многотомная история татар, тысячелетняя история государственности достойна не меньшего размаха», — к таким выводам пришел автор «БИЗНЕС Online», кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов, посетивший масштабную выставку «Россия — моя история», которая открылась в Казани под личным покровительством «духовника Путина» отца Тихона (Шевкунова). О линейной интерпретации исторических фактов, разоблачении мифов об Иване Грозном и татарском следе — в нашем материале.
«Площадка действительно впечатляет. Не хватило и половины дня, чтобы обойти и осмотреть каждый стенд. Становится понятно, что на идеологии сейчас не экономят»
«ВЫСТАВКА ЯВЛЯЕТ СОБОЙ ПОЛИТИЧЕСКУЮ, НО НЕ СОЦИАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ»
«Историю пишут победители».
Артур Дрекслер
Мультимедийная выставка «Россия – моя история» теперь появилась и в Казани. Огромная зрелищная панорама в двух больших павильонах – для нашего города, это, пожалуй, самый масштабный проект по популяризации отечественной истории. Именно той истории, которые мы привыкли видеть в учебниках: от цветущей Киевской Руси, через белокаменную Москву, к Российской и советской империи, от древних славян к русским, от Рюрика к Владимиру Путину.
Площадка действительно впечатляет. Не хватило и половины дня, чтобы обойти и осмотреть каждый стенд, полистать все мультимедийные панели. Становится понятно, что на идеологии сейчас не экономят. Как бы ни уменьшались бюджеты на социалку и человеческий капитал, единая история, единые идеологемы будут оставаться важным государственным приоритетом.
В выставке «нашлось» скромное место и для истории татарского народа и Татарстана. Это одна из задач – показать и «местные» страницы на фоне огромного живого учебника по российской истории. Поэтому и в Казани, и в Уфе, и в Якутске, и в Махачкале, и в Ставрополе показана своя правда и своя «особая роль» татар, башкир, якутов, народов Дагестана и казаков. Ожидается, что подобная экспозиция будет действовать в 25 крупных городах. Что интересно, после пилотных проектов в Москве выставку запустили именно в национальных республиках.
«В выставке «нашлось» скромное место и для истории татарского народа и Татарстана»
Как специалисту мне были интересны не сколько даты и сами события, а их интерпретации. Например, весьма символично наличие отдельного стенда с разоблачением мифов об Иване Грозном. Опричнина в этой интерпретации перестает быть зловещим фактом. Интересен не только исторический рассказ, но и молчание.
По сути «Россия — моя история» — это многотомная история царей и вождей, побед и преодоления трагедий, феноменального «расширения» территорий. Это линейная интерпретация, в которой нет альтернативы историческим позициям Москвы. Галицкая Русь, Литовская Русь – опасные соперники, которые бы непременно завели цивилизацию в исторический тупик. Татарский исток российского государства, аристократии, многих городов – здесь и вовсе параллельная реальность. Радует, что в этой общероссийской конструкции нашлось место «Аркаимской цивилизации» и 5-тысячелетнему Дербенту. Однако не оказалось места хазарскому Итилю и ордынскому Сараю.
При всем при этом одни народы России пока, к сожалению, не познают историю других. Саха почти не слышит о башкирах, буряты – об аварцах, сибирские татары – о наследниках джунгар. Единый знаменатель – только история «старшего брата». К тому же пока не сходятся пазлы татар и башкир, казаков и черкесов, ногаев и калмыков.
Выставка являет собой политическую, но не социальную историю и тем более не историю интерпретаций, представлений и ментальности эпох. Понятие народных масс отодвинуто на второй план. Феодализм и капитализм, «жестокость крепостного права», «нужды пролетариата», «гнет самодержавия», «народные восстания», «тюрьма народов» остались в советских учебниках. Вместо советского «воссоединения с Украиной» – присоединение Малороссии.
Надо отдать должное, хотя организатор выставки – патриарший совет по культуре, какого-либо дополнительного особого православного подтекста, кроме иконописных образов, в выставке не ощущается. Это все и так есть в наших отечественных учебниках. Пришествие Романовых на престол уже давно стало сакральным фактом истории.
Перед создателями выставки стояла невероятно сложная задача – уйти от антагонизма Русь – Орда, Москва – Казань. Наверное, это получилось за счет отсутствия «татаро-монгольского ига» (понятия, привычного уху обывателя) и исключения попыток демонизации ордынских ханов, отсутствия особого акцента на Куликовской битве и факте завоевания Казанского ханства. Острые углы заглажены, неудобные факты ушли вниз исторических страниц. Других способов уйти от лобового столкновения разных национальных историй пока у нас не применяют. Хотя есть способ поменять парадигму памяти в России, чтобы вернуть ей тюрко-татарские, евразийские истоки ее государственности. Вот только готовы идеологи прошлого к «забытой истории» татар? Или они будут продолжать писать историю победителей, продолжая и сейчас побеждать свои народы?
«Перед создателями выставки стояла невероятно сложная задача – уйти от антагонизма Русь – Орда, Москва – Казань. Наверное, это получилось»
«ПРИ ВСЕЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОСТИ, ВЫСОКОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ НЕ ХВАТАЕТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСПОНАТОВ»
Интерес, мода на популярную историю возвращается – через дорогие фильмы, телевизионные сериалы, огромный поток исторических книг, новые образы и компьютерные игры. В этом смысле выставка «Россия – моя история» – свежий и интересный формат рассчитанный прежде всего на школьное поколение и молодежь. Множество информационных терминалов, экранов, баннеры с изречениями известных людей, коллажи, таблицы, карты, панорамный кинотеатр. Залы затемненные, а информация на стенах, панно и экранах ярко подсвечена. Ощущение, что история смотрит откуда-то из глубины веков. Под стать и фоновая музыка – трагическая, с колокольным перезвоном.
Конечно, для школьников слишком много информации, обилие сухих дат, сугубо хронологический подход. Мало игры, квеста, геймификации. Нет места для шутки или меткого исторического анекдота. Молодежи нужно историческое представление не в форме телеканала «Культура» (хотя и более продвинутого), ему нужен как минимум телеканал «Пятница», а лучше ТНТ, вместе с блогерским хайпом. После нескольких залов они уже устают. Получается ощущение наподобие того, что возникает у туриста при просмотре множества достопримечательностей в незнакомом городе – «снова очередной красивый храм, снова очередной памятник».
Взрослый же человек, возможно, побывав здесь, скажет про себя: «люблю историю, но не запоминаю даты». При всей мультимедийности, высокой технологичности не хватает интерактивных экспонатов. При том что мультимедийность в мире шагнула далеко вперед – сейчас уже можно поговорить и с историческими личностями по смартфону, надеть шлем виртуальной реальности и оказаться в окопах Первой мировой войны или погулять по средневековому городу.
«При всей мультимедийности, высокой технологичности не хватает интерактивных экспонатов»
«НЕ СУЩЕСТВУЕТ ИСТОРИИ «ТАКОЙ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ»
Нужно понимать, что не существует истории «такой, какая она есть». К тому же ощущение пространства, времени, повседневности, мотивы и нормы поведения, понятия о стыде, практики общения, причины поступков – все это было иным. Стереотипы современности, оказавшиеся сверху событий прошлого, сильно влияют на прочтение истории. Есть множество моделей историй, и правда победителя всегда отличается от правды побежденного.
Поиск новых фактов, версий прошлого, новых смыслов и значений будет происходить всегда, покуда живо общество. Будут появляться одни конструкции и отмирать другие, популяризироваться одни исторические праздники и забываться другие. История переписывалась и будет переписываться.
Как пример – вчерашний праздник, появившийся вместо дня Октябрьской революции. Историки признают: конструирование новой исторической памяти о 4 ноября строится на противоречивых фактах и утверждениях. Среди них тезис о том, что в период Смуты народы бывшего Казанского ханства крепко взялись за «московский скипетр и державу» и не захотели восстанавливать утраченную государственность.
Утверждение верно только по отношению к одной социальной категории – служилых татар, которые успели влиться в состав привилегированных сословий российского государства. О наличии подобных настроений в среде всего народа нет четких свидетельств. Причин того, что в период Смуты не велась активная борьба за воссоздание Казанского ханства, множество.
После казанских походов Ивана Грозного в 1545 - 1551 годов, кровавого покорения Казани в 1552-м, Казанской войны 1552 - 1556 годов (частично ханство было восстановлено и вновь захвачено), подавления крупных восстаний 1572 - 1573, 1582 - 1584, 1592 годов народ оказался просто обескровлен, у него не осталось сил сопротивляться. Шел активный процесс распада «национальной» элиты. К моменту Смуты элита практически перестала быть носителем идеи независимости. Большая ее часть погибла в освободительной борьбе второй половины XVI в. Народ остался без «вожаков». Возможно, кто-то смог уйти к ногайцам и башкирам, в Приуралье, влиться в казахские джузы и Шейбанидское ханство. Другая часть поступила на службу московскому царю, сохранив свой статус, веру и этнополитическую автономию. Третья часть крестилась и постепенно уже переходила в разряд русской знати. Именно две последние категории и участвовали в событиях Смуты. Но это только часть!
Смута привела к естественному ослаблению Москвой налогового гнета и курса на насильственную христианизацию края. Еще к началу Смуты был сделан ряд послаблений, которые исключали бы повод к массовому противостоянию. Вместе с тем народы бывшего Казанского ханства (а это не только татары!) переставали платить ясак Москве, участвовали в крестьянских восстаниях. К тому же в период 1611 - 1613 годов казанской администрацией под руководством дьяка Никанора Шульгина была предпринята попытка создать самостоятельное Казанское царство.
А в 1615 - 1616 годах было поднято мощное восстание под предводительством Джангали Шугурова и Янсара Текеева. Тем самым говорить о всеобщей верности татар московскому престолу в период Смуты не приходится. Да и был ли сам престол настолько крепок?
В последующих восстаниях против самодержавия – бунт Сеита-Тюлякая, Аладр-Кусюмовское восстание, Акай-Кильмякский мятеж, восстание Батырши и т. д. – народ не оставлял мечту о восстановлении государственности. Солидарность против самодержавного произвола приводила и к участию в общероссийских восстаниях Разина и Пугачева, причем желание вернуть себе государственность не вызывало у них отторжения. С коллективным Емельяном Пугачевым рядом всегда стоял коллективный Салават Юлаев, Канзафар Усаев.
«Выставке не помешали бы популярные лекции от наших казанских историков и краеведов»
«МНОГОТОМНАЯ ИСТОРИЯ ТАТАР, ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ДОСТОЙНА НЕ МЕНЬШЕГО РАЗМАХА»
К началу ХХ века национальная историческая память настаивала на возрождении своей государственности. В этом отношении сегодняшний Татарстан – это государство, существование которого, прежде всего, обосновано многовековой борьбой, обосновано самой историей и народом, а не готовностью уступать и умением демонстрировать успехи. Татарстан имеет право на собственное прочтение, выбор памятных дат, определение героев и жертв, трактовки событий в публичном пространстве
Многотомная история татар, тысячелетняя история государственности достойна не меньшего размаха, при том что местная историческая школа всегда тесно увязывала такие «многотомники» с российской историей, а в истории Татарстана никогда не забывалось культурное наследие местной русской интеллигенции. Республика могла бы создать смарт-вариант своего исторического парка.
Но и на современной выставке «Россия – моя история» не помешали бы популярные лекции от наших казанских историков и краеведов. Им есть о чем рассказать, о чем подискутировать. Понимание истории рождается не только в тиши кабинетов или на археологических полях. Понимание истории, как и понимание истины, должно рождаться в спорах, академических и общественных дискуссиях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.