Сразу две интересные театральные пресс-конференции прошли вчера в столице Татарстана: руководители театральных учреждений рассказали о своих планах на сезон, а ассоциация российских критиков презентовала «Школу театрального блогера». Зачем театру блогеры, как растут зарплаты в Качаловском и почему Теодор Курентзис не указ Рауфалю Мухаметзянову — в материале «БИЗНЕС Online».
«ТЕАТР ОКАЗЫВАЕТСЯ В ВАКУУМЕ»
Редкий случай — вчера в Казани случились сразу две любопытные пресс-конференции, посвященные театру. На одной из них руководители главных театральных институций столицы РТ рассказывали о планах на начинающийся сезон, а на другой знакомили прессу с проектом «Школа театрального блогера».
«Есть единицы критиков из регионов России, и пальцев на обеих руках вполне достаточно, чтобы их перечислить, которые понимают контекст современного театрального движения и адекватны сами по себе», — без обиняков заявил на последней известный столичный театральный критик Глеб Ситковский и доходчиво объяснил причины сложившегося положения. «Проблема в том, что театральный критик должен видеть всю картину в целом. Такое преимущество есть у столичных критиков, потому что они видят, что происходит в двух столицах, ездят много по России. Если человек живет безвылазно в каком-то городе и видит спектакли только своего театра, каким бы талантливым он ни был, он обречен на провинциализм», — уверен куратор «Школы театрального блогера». Далее Ситковский все же назвал несколько имен: Нияз Игламов из Казани, Татьяна Тихоновец из Перми и Олег Лоевский из Екатеринбурга. Последний, устроитель многочисленных театральных лабораторий, в том числе в Казани и окрестностях, «вообще изменил театральный ландшафт страны».
В общем, из этого можно понять, почему «БИЗНЕС Online» зовет московских критиков для рецензирования творений местных театральных деятелей. Причина — отсутствие кадров, добавьте еще к этому тот факт, что Игламов служит в театре им. Камала, что несколько ограничивает его как автора. Кстати, Ситковский отметил, что не знает других таких случаев, чтобы региональное СМИ звало для оценки спектаклей местных театров столичных профессионалов.
Что же касается «Школы театрального блогера», которая стартует в октябре на площадке театра им. Камала, то идея проекта возникла в ассоциации театральных критиков России, и ее поддержал союз театральных деятелей России. Финансирования пока хватит только на три месяца, поэтому занятия закончатся уже к новому году. «Мы проживаем странную ситуацию, когда с одной стороны закрываются многие СМИ или культурные полосы и программы на медиаресурсах, а с другой стороны, идет бурный расцвет социальных сетей, — рассказал Ситковский. — Часто о спектакле трудно найти рецензию в СМИ и ее заменяют экспресс-отзывы в социальных сетях непосредственно сразу после спектакля. И такие отзывы имеют довольно странное представление о спектакле во многом из-за непрофессиональности автора. И театр оказывается в вакууме, когда нет с одной стороны блока рецензий после премьеры, а с другой — возникает искаженная картина в соцсетях».
Согласен с коллегой и заведующий Игламов: «И все-таки нужно научить людей понимать спектакль. А театр не может двигаться вперед, если у него нет своей зрительской базы. С этой целью мы пытаемся говорить со зрителем напрямую. Курсы рассчитаны на тех, кто действительно любит театр, ходит в него часто, но пока не совсем хорошо научился о нем писать».
Курировать проект в Казани будет Алексей Киселев — театральный обозреватель «Афиши». «Уроки» театрального блогерства пройдут и в новосибирском театре «Глобус» и Воронежском камерном театре у Михаила Бычкова. К слову, половина группы из 20 человек уже набрана, так что можно и не успеть стать настоящим театральным блогером и найти свое место в этой бездне информации.
Александр Славутский сел на своего традиционного финансово-экономического конька: качаловцы заработали в прошлом сезоне на 8 млн рублей больше, чем в позапрошлом, средняя зарплата в учреждении — более 50 тыс. рублей
КОГДА ЖДАТЬ «СЮЮМБИКЕ»?
Игламов был одним из героев и второй пресс-конференции, где говорили о новом театральном сезоне, — он заменил камаловского главрежа Фарида Бикчантаева, который еще не вернулся с гастролей в Уфе. Первым взял слово художественный руководитель и директор Качаловского театра Александр Славутский, севший на своего традиционного финансово-экономического конька: качаловцы заработали в прошлом сезоне на 8 млн рублей больше, чем в позапрошлом, средняя зарплата в учреждении — более 50 тыс. рублей. «А планы такие. 6 октября состоится премьера спектакля „Бег“ по Булгакову, достаточно сложное произведение для нас. Мы начали его, не думая о революции, о ее 100-летии, а оказалось, все вот так связалось вместе. В декабре покажем ретро-концерт, это такой спектакль-кабаре, который мы постоянно делали в Марселе». Оказывается, Славутский задумывается и над постановкой «Гамлета». Интересно, есть ли у кого-то сомнения в том, кто будет играть принца датского, если постановка состоится?
Еще один депутат Госсовета РТ и член фракции «Единая Россия», помимо Славутского, директор Казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов сообщил, что сезон театр откроет сегодня «Пиковой дамой». В ближайших планах — «Набукко» в постановке американца Ефима Майзеля, который уже выпускал в Казани «Трубадура». «Следующей новой постановкой мы открываем Нуриевский фестиваль, спектаклем „Баядерка“, традиционный спектакль, редакция оставляется классической», — в театре у Мухаметзянова все как обычно, чинно и благородно.
А вот с премьерой национальной оперы «Сююмбике» придется подождать. «Сегодня буквально приехал аранжировщик, который сделает уже полностью партитуру этого спектакля. И после этого наступает момент, когда мы начинаем осуществлять сценическую версию этого спектакля. Сколько нам понадобится, посмотрим. Ориентировочно, срок постановки — 2018 год, вероятнее всего, вторая половина», — то есть, скорее всего, оперу Резеды Ахияровой на сцене публика увидит только в следующем сезоне. Зато будет второй сезон «Үзгәреш җиле» (1–3 декабря), а также сольный концерт Альбины Шагимуратовой.
«Планов у нас как всегда громадье. Первая премьера на малой сцене, 14 октября — спектакль „Пришлый“ по произведению Сюмбель Гафаровой, созданное в рамках большого международного норвежско-китайско-российского проекта, посвященного проблемам вынужденных переселенцев, мигрантов и так далее. Постановка Фарида Бикчантаева — малофигурный спектакль, небольшой, камерный», — сообщил Игламов о планах Камаловского театра. Мы традиционно откроемся 6 октября нашей «Голубой шалью». Большой премьерой сезона обещает стать татарская классика, «Миркай и Айсылу» Наки Исанбета в постановке молодого режиссера Ильгиза Зайниева. А в спектакле «Әтәч менгән читәнгә» по Аязу Гилазову, который выйдет в декабре, одну из главных ролей сыграет вернувшийся в театр Рамиль Тухватуллин.
«Возможно, если все будет хорошо, на малой сцене поставит спектакль немецко-российский постановщик Андреас Мерц», — обнадежил Игламов и театральных эстетов, поскольку речь идет о «золотомасочном» режиссере, успешно работающем последние годы в различных отечественных театрах.
КУРЕНТЗИС МУХАМЕТЗЯНОВУ НЕ УКАЗ
Перца в благостное течение пресс-конференции добавил в самом ее конце диалог директора театра им. Джалиля Мухаметзянова и корреспондента «БИЗНЕС Online». Причем изначально вопрос адресовался министру культуры РТ Айрату Сибагатуллину. Речь шла все о том же — небольшом количестве спектаклей, которые показывает театр: согласно афише, если в октябре покажут 15 оперных и балетных представлений, то в ноябре всего... 5. Однако Сибагатуллин предпочел отмолчаться и говорил Мухаметзянов. «Сколько раз я твердил, сколько потенциального зрителя, оперного, как вы считаете? Эта цифра здесь называлась», — задал вопрос директор театра им. Джалиля. «Два процента», — помогла ему одна экзальтированная дама. «Три процента», — сказал Мухаметзянов. Кстати, по оценкам исследования холдинга «Ромир», проведенного в этом году, за последние полгода 8% россиян хотя бы раз были в театре.
«Вы сами подумаете, неужели театр не будет ставить спектакли, зная, что куча людей стоит за дверью, а он специально не ставит. Это абсурд, согласны вы с этим? Поэтому руководитель театра всегда выбирает оптимальную форму проката, это есть эффективность работы. И она складывается из нескольких пунктов, я вам так ликбез прочитаю, что ставить, сколько и как, почем продавать билеты», — Мухаметзянов был эмоционален, попутно задев и один из самых успешных российских театров — Пермский театр оперы и балета. «Пермский театр вы приводите в пример — посмотрите, сколько там спектаклей. Знаете, сколько? 400, а сколько людей на каждом находится? 260–270 человек. Вы представляете, где эффективность?» — и все это несмотря на «супердирижера», говорил директор театра им. Джалиля, подразумевая Теодора Курентзиса. Мы обратились за разъяснениями в пресс-службу Пермской оперы, те обещали ответить сегодня днем. Впрочем, по официальным данным за 2016 год, этот театр посетили 167 тыс. человек, так что мухаметзяновские цифры в 260–270 человек откровенно не бьются.
В общем, остается только догадываться, почему, как и стоящие выше в оперной иерархии, чем Казань, Пермь и Екатеринбург, так и равные столице Татарстана в этой сфере города, вроде Уфы или Челябинска могут себе позволить оперные и балетные представления почти каждый день, а театр им. Джалиля — нет, настаивая, что это и есть пример эффективного театрального менеджмента.
P. S. Уже после выхода материала пресс-служба Пермского театра оперы и балета прислала «БИЗНЕС Online» данные по итогам прошлого сезона: «Всего было 408 спектаклей, включая выступления на собственной площадке, гастроли и выездные представления. Количество зрителей, их посетивших, составляет 199 202 человека. Средняя заполняемость — 89 процентов».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.