Как бизнес на селе может избавиться от кредитной кабалы? Что это за дорогой «мрамор», которым предлагают заняться шыгырданцам? Почему местный предприниматель, строящий мечеть, решил назвать ее не именем мамы, как принято у татар, а супруги? «БИЗНЕС Online» рассказывает о «Шыгырданском диалоге», который прошел накануне в одном из самых известных татарских сел России.
В Шыгырдане завершился уже седьмой по счету сельский экономический форум
МРАМОРНОЕ МЯСО, «ЗОЛОТЫЕ ОГУРЦЫ» И ОБРАЗЦОВЫЙ ФЕРМЕР, ПРОИГНОРИРОВАВШИЙ СВОЙ МАСТЕР-КЛАСС
Богатое татарское и самое крупное в Чувашии село Шыгырдан вчера встречало гостей по-своему уникального и уже седьмого по счету сельского экономического форума. Как и положено для подобных саммитов, программа «Шыгырданского диалога» была расписана почти на весь день и включала в себя пленарное заседание, работу в секциях и прочие торжественные мероприятия.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» с ходу попал на дискуссию о мясе. Как известно, шыгырданцы реализуют говядину по всей России, они ключевые продавцы и на казанском Колхозном рынке. Суть выступлений сводилась к тому, что мясо, произведенное местными предпринимателями, возможно, вскоре будет продаваться по 3 тыс. рублей за килограмм. И это не предел, говорят, что за рубежом такой продукт спокойно уходит и за 350 евро. Речь идет о так называемом мраморном мясе. Но как превратить буренку в золотого тельца, здесь пока не знают. По крайней мере, на вопрос одной из выступавших «А что это?», никто не смог толком дать ответа. Специалист по животноводству терпеливо объяснила: «Мраморное, потому что прожилки в мясе напоминают структуру данного камня. Эти самые прожилки придают необыкновенно нежный вкус».
Как этого добиться? Элементарно, должна быть определенная порода крупного рогатого скота, например, герефордская корова, которую нужно заставить вести малоподвижный образ жизни, ну и кормить специальными энергетически насыщенными кормами. Это при жизни, а вот после забоя тушке дают, что называется, дозреть в висячем положении две-три недели. После всех манипуляций данный продукт будет не уходить, а улетать на ура в лучшие рестораны страны, где из него будут делать стейки. «У наших односельчан в мясе всегда были такие прожилки, я даже не знал, что мраморное мясо ел», — удивился отец-основатель шыгырданского экономического форума муфтий духовного собрания мусульман России Альбир Крганов.
Программа «Шыгырданского диалога» была расписана почти на весь день и включала в себя пленарное заседание, работу в секциях и прочие торжественные мероприятия
Если все, что связано с мясом, для шыгырданцев дело привычное, то выращивание огурцов с помидорами в закрытом грунте пока еще неслыханное дело. Поэтому на очередной сессии под названием «Теплицы и тепличные хозяйства на частных подворьях» заинтересованность была большая, прежде всего спрашивали, насколько это выгодно. Опытом делился гость из самарского села Алькино Расих Юнусов. В этой деревне большинство жителей как раз и занимаются тепличными делами: «У меня на 13 сотках земли расположены теплицы. Выращиваем помидоры, огурцы. Бывает тяжело справляться — тогда нанимаем работников. Оплата — 800 - 1000 рублей в день. Выгодно ли этим заниматься? Посудите сами: чистая прибыль за сезон с одной сотки 50 - 60 тысяч рублей, умножьте это на количество земли. Так что прокормить семью с тремя детьми вполне можно».
«Мраморная» сессия и мастер-класс по огурцеводству прошли в районном центре — селе Батырево. Еще одну провели в самом Шыгырдане, он расположено буквально через дорогу. Называлась сессия «Экология: утилизация и переработка биологических отходов». Выступающие рассказывали о проекте местного фермера Ферита Чабатова, который строит перерабатывающий завод. Видимо, Чабатов настолько занят проектом, что не смог прийти в шатер, расположенный в его родном селе.
Завершились прикладные секции форума обедом, на котором, по мнению корреспондента «БИЗНЕС Online», говядина была все-таки не мраморной. Но лиха беда начало.
VII «Шыгырданский диалог» после обеда уже торжественно открылся в парке Дружбы народов, где появилась аллея семьи
«Я ЗАХОТЕЛ УВЕКОВЕЧИТЬ ПАМЯТЬ ЖЕНЫ»
VII «Шыгырданский диалог» после обеда уже торжественно открылся в парке Дружбы народов, где появилась аллея семьи. Гости, среди которых была парочка чувашских министров и заместитель директора департамента минсельхоза России Ольга Ухалина, сажали деревья. Крганов по-деловому четко исполнил свою работу и полил саженцы. Кстати, председателя ДУМ РТ Камиля Самигуллина на мероприятии не было: как сказал его заместитель Ильфар Хасанов, шеф на ШЭФ не смог приехать — он в Варшаве.
Поработав озеленителями, гости направились к мечети «Муслима». Ее в одиночку строит местный предприниматель Минсеит Купкенов. «У меня в прошлом году скончалась супруга Муслима, ей был 51 год. Мы учились с ней в параллельных классах, дружили с 8-го класса, я захотел увековечить память жены в виде мечети. Через несколько дней после смерти получил землю. Во время VI экономического форума заложили первый камень, сейчас вот есть корпус», — рассказал Купкенов «БИЗНЕС Online».
Вчера же в мечети состоялась сакральная для татар церемония — установка на минарет полумесяца. Пока что внутри здания идут отделочные работы, а сама мечеть выполнена в традиционном татарском духе деревянного зодчества. Есть план возведения «кунак йорты» (гостевого дома) и музея исламской культуры. Торжественное же открытие комплекса запланировано на следующий год.
В мечети состоялась сакральная для татар церемония — установка на минарет полумесяца
БЕДА ШЫГЫРДАНЦЕВ — ОНИ ПОГРЯЗЛИ В КРЕДИТАХ
Главными гостями из Татарстана на форуме были, пожалуй, советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами Линар Якупов и исполнительный директор всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям Фарит Уразаев. Если Якупов не стал рассказывать «БИЗНЕС Online» о своих впечатлениях, то Уразаев поделился размышлениями, причем отнюдь не только праздничными. Про местных бизнесменов он говорит, что те стараются выживать, но «особых результатов нет». «Здесь очень сильна тема частной собственности, но они еще не готовы кооперироваться. Во-вторых, со стороны государства нет должной помощи, хотя здесь субсидии, федеральные программы должны работать. К тому же их большая ошибка — взяли кредитов на 3 миллиарда рублей. Они заложены-перезаложены. Это говорит о том, что такая вещь, как касса взаимопомощи, не может никак запуститься», — считает Уразаев. Кроме того, по мнению нашего собеседника, в Шыгырдане слабо поставлено растениеводство. Что касается животноводства, в частности производства мраморного мяса, то у Уразаева нет должной уверенности, что проект наберет ход: «Как мне сказали, в наших климатических условиях мраморное мясо будет не такого высокого качества. Вообще, им [шыгырданцам] надо заниматься не только продажей чистого мяса, а перерабатывать его, строить мини-цеха, мини-заводы для этого».
А еще слабое звено татарского мира — замкнутость. Нет ни одного крупного инвестора-татарина, который бы вкладывался в экономику Татарстана, и, наоборот, татарстанские предприниматели не спешат инвестировать деньги там, где татары компактно проживают за пределами республики. Вновь возникла тема кредитов. «Беда шыгырданцев — они погрязли в кредитах. Религия запрещает их брать. К сожалению, государство не любит людей, которые не берут кредиты. Кредит — это кандалы», — говорит наш собеседник.
Уразаев, кроме всего прочего, советует местным предпринимателям думать не только о прибыли, но и изучать свою историю. Начать можно с составления собственной родословной. Уразаев обеспокоен тем, что в этом году не было «Шыгырданских чтений» — интеллектуального приложения к «Шыгырданскому диалогу». Но, как сказал позже Крганов, они должны пройти до конца года в Болгаре.
Главный гость форума — глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев — приехал в Шыгырдан на пленарное заседание
СКРОМНЫЙ ГЛАВА РЕГИОНА
Главный гость форума — глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев — приехал в Шыгырдан на пленарное заседание. Так же, как и в прошлом году, его визит в самое большое в Поволжье татарское село был обставлен весьма скромно (а корреспонденту «БИЗНЕС Online» есть с чем сравнивать). Не было оцепления по периметру Дома культуры, где проходило мероприятие, а также рамок металлоискателя и пропуска по спискам. Игнатьев посмотрел в фойе выставку, поговорил с детьми – участниками фольклорного ансамбля и прошел в зал.
Открыл «пленарку» муфтий ЧР Крганов. Он обратил внимание на то, что за 7 лет форум превратился в узнаваемое мероприятие межрегионального уровня. Он отметил, что основная цель форума — снять все сдерживающие факторы, чтобы идеи, проекты и возможности сельского человека реализовались в реальные дела. «Главная идея — создать среду для плодотворного диалога в селе, привлекающую представителей власти, ученых, религиозных и общественных деятелей, представителей деловых кругов для устойчивого развития сельской территории», — заметил оратор.
Затем Альбир хазрат дал слово главе региона. Игнатьев отметил, что форум ежегодно собирает представителей разных регионов, талантливых и инициативных людей. Он подчеркнул, что форум дает обратную связь представителям государственной и муниципальной власти с широкой общественностью по актуальным вопросам развития реального сектора экономики, повышения качества жизни населения. «За последние три года на устойчивое развитие сельских территорий из всех уровней бюджетов направлено более 2,5 миллиардов рублей», — сказал глава Чувашской Республики.
Кстати, в этом году ШЭФ приобрел международный уровень: в его работе, к примеру, участвовал вице-президент университета Куала-Лумпур (Малайзия) профессор Мохаммад Аземи, который поделился опытом своей страны в части развития халяльной индустрии. Взявший на себя работу переводчика Якупов намекнул главе республики, что пора бы уже построить в селе большой зал для заседаний «Шыгырданского диалога».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.