В казанском сквере возле Закабанной мечети торжественно открыли памятник Хади Такташу В казанском сквере возле Закабанной мечети торжественно открыли памятник Хади Такташу Фото: president.tatarstan.ru

«ИЗОБРАЗИЛИ РЕВОЛЮЦИОНЕРА, КОТОРЫЙ ШТУРМОМ БЕРЕТ, А ОН НЕ ТАКОЙ БЫЛ. ОН — ПОЭТ!»

В казанском сквере возле Закабанной мечети накануне при участии президента Татарстана Рустама Минниханова и председателя союза писателей РТ Данила Салихова торжественно открыли памятник Хади Такташу. Однако, еще задолго до официального открытия родственники поэта высказывали недовольство: их не устраивало как место, так и воплощенный в бронзе образ поэта. Вчера к числу недовольных присоединилась и творческая интеллигенция республики.

«Наше поколение выросло на стихах Тукая и Такташа. Я даже с местом скрепя сердце согласилась, но такого Такташа я не принимаю. Такташу, когда он умер, было 30 лет, а здесь, посмотрите — это старик, измученный, сердитый старик», — высказала свое мнение корреспонденту «БИЗНЕС Online» писатель, историк Такмина Биктимирова.

«Памятник — это, конечно, радостное событие, но мне кажется, что у него какой-то подавленный вид, он выглядит старше. Он же очень молодым умер, 30 лет ему было. Его стихи романтические, возвышенные. Хотелось бы и в памятнике увидеть стремление к будущему, романтический ореол. Но памятник уже есть, надо довольствоваться этим», — добил писатель Ркаил Зайдулла. При этом он отметил, что памятник Такташу имеет выдающееся значение: «Такташ — великий татарский поэт начала ХХ века. Молодые поэты писали свои стихи, подражая ему. Это о многом говорит. Такташ стоит в центре поэзии ХХ века, и его стихи до сих пор актуальны. А если стихи поэта актуальны до сих пор, это значит, что он хороший поэт».

«Такташа я не узнаю: он не дожил 23 дня до 31-летия, а тут старик. Это, во-первых. А во-вторых, он совершенно не похож! Есть портрет Такташа, который говорит о нем все! Я не знаю, на что ориентировались художники. У него взгляд был совершенно другой — чистый. А здесь он понурый. Изобразили революционера, который штурмом берет, а он не такой был. Он — поэт. Это — не поэт», — указывая на памятник и покачивая головой, говорит жительница Казани Венера Лотфуллина.

Рамзия Такташ (вторая справа): «Хотелось, чтобы памятник стоял не здесь, а в центре города. Мы об этом говорили. Но нам сказали, что улица Хади Такташа с появлением его памятника по-новому зацветет. Так решил город, так решили руководители города» Рамзия Такташ (вторая справа): «Хотелось, чтобы памятник стоял не здесь, а в центре города. Мы об этом говорили. Но нам сказали, что улица Хади Такташа с появлением его памятника по-новому зацветет. Так решил город, так решили руководители города» Фото: president.tatarstan.ru

Но родственники Такташа на церемонии открытия высказывались более деликатно. «Сейчас уже, когда памятник стоит и все очень рады, что наконец-то он появился, говорить о периоде обсуждения... Конечно, было много споров по поводу того, что, может быть, надо было больше сходства в его облике. Хотелось, чтобы памятник стоял не здесь, а в центре города. Мы об этом говорили. Но нам сказали, что улица Хади Такташа с появлением его памятника по-новому зацветет. Так решил город, так решили руководители города», — говорит вдова младшего сына поэта — Авана — Рамзия Такташ. «С большой горечью говорю о том, что до этого счастливого момента не дожили два сына Хади Такташа, Рафаэль и Аван, но его внуки и правнуки очень хорошо знают творчество своего деда и прадеда. И память о нем будет жить в семье, пока это поколение будет расти. У него трое внуков и столько же правнуков. Внуки живут в Казани, правнуки — в Москве», — добавила она.

«НЕ НАДО БОЯТЬСЯ ДЕЛАТЬ ПАМЯТНИКИ ВЕЛИЧЕСТВЕННЫМИ»

На церемонию пришли и официальные лица, ответственные за установку памятника. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, был ли эскиз памятника согласован с родственниками поэта, заместитель министра культуры Татарстана Светлана Персова ответила, что родственники участвовали в обсуждениях, они были достаточно бурными. «Но надо понимать, что это авторское видение. Каждый скульптор, художник имеет право на прочтение, на создание образа. Здесь, по мнению автора, важно не только портретное сходство, хотя и оно присутствует. Важно создать образ человека, который будил своими стихами, имел бунтарский характер», — добавила она. «Это улица, носящая имя поэта, здесь Закабанная мечеть, которая известна тем, что была открыта в советское время, это было такое событие, которое не совсем укладывалось в рамки той идеологии, которая пропагандировалась в это время, — рассказала Персова о принципе поиска места установки. — Выбор пал на это место, градостроительно оно очень хорошо. Здесь была возможность организовать такую площадь, сквер вокруг этого памятника, он не зажат, хорошо расположен в пространстве». Изготовление самого памятника, по словам Персовой, обошлось бюджету республики в 6 млн рублей.


Обратились мы за комментарием и к автору памятника — народному художнику РТ Асие Миннуллиной. По словам скульптора, ее творение символизирует время: «Время тогда было неоднозначное. Мы его хотели изобразить. Родственники Хади Такташа имеют свое представление о том, как должен выглядеть памятник: кто-то хочет видеть отца, кто-то дедушку, кто-то дядю, кто-то дальнего родственника — у всех свое представление. А человек уже принадлежит народу своими стихами, своим значением в истории Казани. То есть родственники должны ставить памятники на кладбище — там выражать свое отношение, а город и республика должны выражать свое мнение о человеке, который оставил след в их истории». Что касается места, то Миннуллина считает, что в городе не так много мест, где можно поставить достойный памятник, а здесь он вписался идеально, тем более улица, где он расположился, названа его именем. «Хотелось бы, чтобы люди восприняли этот памятник душой, сердцем, а не первым взглядом, — подчеркнула она. — Время было такое неоднозначное — белые и красные. Те, кто хотели остаться в нейтралитете, уехали из страны. Я скульптор, а не писатель, не могу слова подобрать. Все, что мы хотели показать, мы показали». «Извините, пожалуйста, вам не жалко его? Тридцатилетний Такташ — старик сердитый такой», — включилась в беседу Биктимирова. «Я уже сказала про время, которое было. Мы это время хотели изобразить», — при этих словах Миннулина развернулась и ушла.

«Ну почему, как только начинают ставить памятники нашим известным деятелям культуры, писателям... До сих пор больно за памятник Салиха Сайдашева — и теперь Такташ, — не могла успокоиться Биктимирова. — Если авторы такие талантливые, почему они не берут во внимание то, кого они делают, кому они ставят памятник? Это же в памяти людей должно остаться. Мне очень больно, до слез больно. Такташ был кумиром всех студентов педагогического института. Когда они с Аделем Кутуем приходили на студенческие вечера, они приравнивались к богу. И мне сейчас больно, ничего не могу сказать, извините. Больно: такой Такташ! И такой памятник, на таком месте... Почему представителям других наций ставят хорошие памятники, а как только деятели татарской культуры, татарские писатели —вот на таком уровне. Это очень больно, лучше бы вообще не делали».  

Рустам Минниханов: «Такташ — наш великий поэт, который внес большой вклад в развитие татарской культуры. Он должен быть примером для наших молодых писателей» Рустам Минниханов: «Такташ — наш великий поэт, который внес большой вклад в развитие татарской культуры. Он должен быть примером для наших молодых писателей» Фото: president.tatarstan.ru

Солидарен с ней и актер Камаловского театра Азгар Шакиров: «Не нужно бояться делать памятники сильными, величественными. Должно быть образное решение художника. Например, в Хельсинки есть памятник финскому композитору Сибелиусу, это самый настоящий памятник композитору! А татар показывают несчастными. Художника нужно видеть в образе», — отметил он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». При этом Шакиров добавил, что само по себе открытие памятника Такташу в Казани — большое событие.

«НО СЕЙЧАС УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, И РЕСПУБЛИКА, НАВЕРНОЕ, БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ НЕ СМОЖЕТ ЭТО РЕШИТЬ»

Тем временем Минниханов отметил — готовясь к 100-летию ТАССР, республика будет продолжать открывать памятники видным татарским деятелям. «Такташ — наш великий поэт, который внес большой вклад в развитие татарской культуры. Он должен быть примером для наших молодых писателей. И такие личности, как Такташ, должны у нас появляться еще. Всем большое спасибо, скульпторам отдельное спасибо, городу, который подобрал такое прекрасное место», — добавил он.

Церемония открытия памятника завершилась возложением цветов к монументу и общим фото участников церемонии с президентом Татарстана Церемония открытия памятника завершилась возложением цветов к монументу и общим фото участников церемонии с президентом Татарстана Фото: Гульназ Бадретдин

А родственники Такташа выразили надежду на то, что вслед за памятником в городе появится и музей поэта. Но хлопотать об этом должен союз писателей Татарстана, считает Рамзия Такташ: «Конечно, хочется иметь в Казани и музей Хади Такташа, потому что есть памятные места, связанные с его именем, но там уже мемориальные доски исчезли из-за того, что идет перестройка зданий, изменение фасадов. А дом, в котором он жил с 1925 года и до своей кончины, уже снесен. Если бы был музей Такташа, то память о нем зазвучала бы по-новому. В свое время мы хотели, чтобы был музей в здании университетского культурно-спортивного комплекса „Уникс“ (дом, где жил Такташ, располагался на этом местеприм. ред.). Но сейчас университет федеральный, и республика, наверное, без разрешения федеральных властей не сможет это решить. В свое время даже речь шла о том, что помещения там будут выделены для музейного комплекса, но университет решил, что для него это нереально».

Что ж, прислушаются ли к мнению родственников поэта в этот раз, покажет время. А церемония открытия памятника завершилась возложением цветов к монументу и общим фото участников церемонии с президентом Татарстана.