Пригородное лесничество  запланировало проведение работ по благоустройству территории природного заказника «Голубые озера» Пригородное лесничество запланировало проведение работ по благоустройству территории природного заказника «Голубые озера» на 9 млн рублей

ТА ЛИ САМАЯ РЕСТАВРАЦИЯ?

Пригородное лесничество  запланировало проведение работ по благоустройству территории природного заказника «Голубые озера». За 9 млн рублей, выделенные из бюджета республики, обновят мосты, купальни, раздевалки и прочую приозерную инфраструктуру. Электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории Государственного природного заказника регионального значения комплексного профиля «Голубые озера» в конце июля был опубликован на сайте госзакупок, а накануне стал известен победитель.

Аукцион выиграло некое ООО «Теплоника-М», единственным учредителем и директором компании является Искандер Абрекович Хайруллин — судя по фамилии и отчеству, сын Абрека Хайруллина (либо его тезка), председателя совета директоров РООР «Союз коммунальных предприятий РТ», а в прошлом замминистра строительства и ЖКХ РТ времен Марата Хуснуллина. Компания зарегистрирована в Казани в марте 2015 года, в качестве основного вида деятельности указана разборка и снос зданий. «Теплоника-М» успешно участвует в госзакупках — за два последних года компания выиграла 29 конкурсов на общую сумму в 186,1 млн рублей. Так, фирма Хайруллина получила заказ на выполнение работ по капремонту и благоустройству здания КНИТУ-КАИ (9,9 млн рублей). В декабре 2016 года компания Хайруллина выиграла право на проведение благоустройства территории и ремонта ограждения Ново-Татарского кладбища от УКСиР Казани за 6,3 млн рублей — того самого, которое пострадало от рук вандалов. Еще ранее фирма ремонтировала объект культурного наследия — спортбазу «Локомотив», строила жилые комплексы для полицейских, ремонтировало здание гимназии Шумковой в Казани и прочее. Самым «жирным» куском — на 82,68 млн рублей — стал выигранный конкурс на завершение реконструкции здания городской Думы в Казани в апреле 2016 года.

... Аукцион выиграло некое ООО «Теплоника-М» Искандера Абрековича Хайруллина — судя по фамилии и отчеству, сына Абрека Хайруллина (либо его тезки), председателя совета директоров РООР «Союз коммунальных предприятий РТ» Фото: elitat.ru

Пожалуй, самым заметным штрихом в истории компании стали три выигранных тендера, связанных с переездом знаменитого Ту-144 с улицы Дементьева на Четаева, где самолету и предстоит стать музеем. За общую сумму 4,685 млн «Теплоника-М» поручилась тогда выполнить ряд работ, в том числе и по строительству фундамента для установки самолета. Надо ли говорить, что в длинном перечне госзаказов фирмы «Теплонима-М» нет ни одного конкурса, связанного с озеленением или благоустройством природных объектов.

Интересно, что в прошлом учредителем «Теплоники-М» был некто Марат Булатов, сегодня работающий директором ЗАО «Реставрация». Это та самая компания, которая в прошлом уже пыталась заниматься благоустройством Голубого озера, но в итоге лишь горько «прославилась» историей с утонувшим экскаватором. Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился в «Теплонику-М» с просьбой о комментарии, однако сотрудница фирмы сообщила, что ее руководитель находится в отпуске. Сотовый Хайруллина также оказался не доступным для звонков.

Переодеться отдыхающим практически негде — единственная раздевалка превращена в подобие туалета Переодеться отдыхающим практически негде — единственная раздевалка превращена в подобие туалета

ТИНА, КУСКИ ТОРЧАЩЕЙ АРМАТУРЫ И МУСОР

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» прогулялись по берегам Малого Голубого озера, где, как ожидается, будут проведены основные работы по благоустройству. Дорогу к озерам открывает полинявшая от времени и выцветшая на солнце деревянная конструкция, которая сообщает, что впереди нас ждет Голубое озеро. Несмотря на знак «кирпич», машины свободно проезжают по асфальтированной дорожке на «стоянку», без препятствий со стороны сотрудников ГИБДД. Дорожка идет далеко вглубь леса, и мы замечаем на ней ямы такой величины и глубины, что скопившаяся в них вода придает им статус маленьких озер. 

Здесь же рядышком, на протоке, не стесняясь, купаются те, кому лень идти дальше, к самому озеру. Переодеться отдыхающим практически негде — единственная раздевалка превращена в подобие туалета. Сами туалеты, кстати, так и не обнаружились. Спуски к воде здесь — видавшие виды. Ремонтируют их от случая к случаю — где куском доски, где обломком плиты ОСБ. Неподалеку стоит переполненный мусорный контейнер. Справедливости ради отметим, что вдоль дорожки мусора практически нет: видимо, работают-таки морализаторские таблички с надписями вроде: «Мусор свой тащи с собой». Или, что вероятнее, местные лесничие следят за порядком. Зато сплошь и рядом встречаются  кострища и допотопные бивуаки из бревен.

Несмотря на знак кирпич, машины свободно проезжают по асфальтированной дорожке на «стоянку», сплошь и рядом встречаются  кострища и допотопные бивуаки из бревен

Вода в протоке очень прозрачная и очень холодная и, действительно, имеет голубоватый оттенок, как будто покрытая легкой дымкой. В воде с удовольствием купаются непуганые жирные утки, но вдоль берегов озеро зарастает тиной, много поваленных в воду деревьев и кустарника, что придает ценному природному объекту неухоженный вид. Еще хуже дело обстоит с мостиками — на одном из них торчат огромные куски арматуры, ставя под вопрос несущую способность всего сооружения.

Находим парочку заброшенных строений — треугольный деревянный домик, выкрашенный в синий цвет, и белый кирпичный домок

На самом озере нас встречает огромная толпа подростков: видимо, пришел «напиться к ручью» какой-то пионерлагерь. Спуски к воде и раздевалки здесь содержатся в гораздо более приличном виде. Деревянные перила и ступеньки выглядят прочно сколоченными, хотя и без каких-либо художественных изысков. Людей некоторые неудобства инфраструктуры, кажется, нисколько не смущают — купальщики с удовольствием окунаются в воду, а самые смелые переплывают с одного края озера на другое. Чуть подальше парень явно не русско-татарской национальности выходит из кустов с деловым видом, неся в руках «пятилитрашки», наполненные озерной водой. Здесь же находим парочку заброшенных строений — треугольный деревянный домик, выкрашенный в синий цвет, и белый кирпичный домок.

Спуски к воде здесь — видавшие виды, ремонтируют их от случая к случаю — где куском доски, где обломком плиты ОСБ, неподалеку переполненный мусорный контейнер Спуски к воде здесь — видавшие виды. Ремонтируют их от случая к случаю: где куском доски, где обломком плиты ОСБ

«ДАЖЕ БЛИЗКО К ТОМУ, ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ЛЕБЯЖЬЕМ ОЗЕРЕ, ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТЬ НЕ БУДЕТ»

Проще говоря, неблагоустроенный пейзаж Голубых озер вряд ли вызовет интерес у современных художников, желающих запечатлеть местные красоты, и территория действительно требует ремонта. Но если вглядеться в смету будущей закупки, становится жутковато. К примеру, при создании (или ремонте) мостов предполагается использование крупнотоннажной техники: башенного крана грузоподъемностью 8 т, 10-тонника на автомобильном ходу и 25-тонного крана на гусеничном ходу. Также будут применяться отбойные молотки, автобетононасосы и прочая техника. Кроме того, запланирована «срезка кустарника и мелколесья в грунтах естественного залегания кусторезами на тракторе мощностью 79 киловатт (108 лошадиных сил)». И это не говоря о бесконечных аппаратах для газовой сварки, домкратах, дрелях, лебедках, пилах, кубометрах бетона и тоннах сварных конструкций...

«Благоустройство Голубых озер подразумевает благоустройство зон отдыха. Что это значит: существующие спуски, мосты, тротуары, раздевалки, купели, мостки, тропы — обновить, провести ремонт. Потому что все, что есть, в очень неприглядном виде, а людей очень много посещают озера», — объяснил руководитель-лесничий пригородного лесничества Ильнур Кашафеев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».


«Мы хотим сделать по какому принципу — основание сделать на металлических столбах, которые будут покрыты деревянными поверхностями», — говорит он и обещает, что все работы будут произведены «без негативного влияния на окружающую природу», «никаких земляных работ». По его словам, не будет и рубки деревьев. «Мы можем где-то подрезать ветку, убрать сухостойное дерево. Даже близко к тому, что происходит на озере Лебяжье, здесь происходить не будет», — обещает он.

«Если мы заходим со стороны Проточного озера в сторону Малого — там мосты очень плохие, небезопасные, все размыло», — объяснил Кашафеев актуальность задачи. Говорит, что средства на благоустройство — 9 млн рублей — были выделены по личному распоряжению президента РТ Рустама Минниханова. Бо́льшая часть денег будет потрачена на благоустройство Малого Голубого, которое посещают большинство отдыхающих.

В воде с удовольствием купаются непуганые жирные утки, но вдоль берегов озеро зарастает тиной, много поваленного в воду кустарника и деревьев, что придает ценному природному объекту неухоженный вид

Завершить работы планируется до 30 ноября 2017 года. Уже сейчас на озере приступили к разбору старых конструкций, говорит Кашафеев (однако на Малом Голубом корреспондент и фотограф нашего издания никаких работ не наблюдали). Разумеется, это привнесет определенные неудобства в быт отдыхающих, признает лесничий. «Полностью мы все закрывать не будем, ведь невозможно все разом сделать. Тем более там, где закрывают, люди начинают лезть еще больше. Определенные неудобства будут, конечно», — признает он.

Что касается кранов и прочей техники, лесничий заверяет, что они будут применяться только для подвозки материала. «Никаких дополнительных подъездов, земляных работ либо каких-то новых площадок — не планируется. Мы даже не смогли включить работы по ремонту дорог, потому что это очень дорого», — с сожалением отмечает Кашафеев.

Вода в протоке очень прозрачная и очень холодная. И, действительно, имеет голубоватый оттенок, как будто покрытая легкой дымкой

«ОЗЕРО ЗАБОЛАЧИВАЕТСЯ, ЗАРАСТАЕТ БАНАЛЬНОЙ ТИНОЙ»

Завкафедрой оптимизации водных экосистем, преподаватель кафедры природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова узнала об объявленном тендере от нашего корреспондента. Она возмущена тем, что работы планируется проводить с применением тяжелой техники на озере, которое еще в XIX веке назвали «Голубым чудом при Казани». Это уникальный тип озер: из 12 тыс. озер Среднего Поволжья озер такого типа в РТ три и в Марий Эл — еще два.

«К сожалению, печальный опыт благоустройства, который  у нас есть в Казани, ничему не учит. У нас уже была очень печальная ситуация с благоустройством стока с Большого Голубого озера в Казанку в 2012 году. Тогда была проведена и государственная и экологическая экспертизы. Но когда пришли благоустраивать водоем, то залезли с крупнотоннажной техникой. Там застрял кран, если вы помните. И чтобы достать это чудо техники, нагнали еще техники, изъездили все берега. Но все равно достать не смогли и банально спустили по канаве в Казанку уникальный водный объект, внесенный в мировые геологические каталоги, относящийся к уникальнейшему типу голубых сульфатных озер», — напоминает Мингазова ужасные картинки, разлетевшиеся тогда по интернету.

Нафиса Мингазова Нафиса Мингазова: «Ведь почему утонул этот кран? Это настолько особые водные объекты — у них сочатся берега, мягкие берега, и туда с крупной техникой нельзя залезть» / Фото: kpfu.ru

По словам Мингазовой, из-за спуска воды из озера высохли и погибли илы, погибли заросли водно-болотных растений — знаменитые подводные луга Голубых озер, состоящие из зеленых мхов и харовых водорослей. «Они являлись местом обитания нескольких видов краснокнижных видов беспозвоночных-планарий, которые в Татарстане водились только в этом озере. Мы до сих пор подсчитываем убытки неправильного благоустройства».

«Да, сток красиво отремонтировали, поставили красивую белую купальню, красиво оборудовали берега белой лиственницей. Но экспертиза пропустила один очень важный момент, что там нельзя работать с крупнотоннажной техникой. Ведь почему утонул этот кран? Это настольно особые водные объекты — у них сочатся берега, мягкие берега, и туда с крупной техникой нельзя залезть», — поясняет она. Но в 2012 году конкурс выиграло ЗАО «Реставрация», которое до этого времени практиковалось только на реставрации зданий и таких нюансов не знала. «Потом озеро быстро подняли и стали говорить: „Вот — снова голубой цвет воды в озере“. Да, в Большой пучине — цвет голубой, но это же не все озеро. Голубое — это еще два километра мелководного водоема, а там голубой цвет есть только местами. Озеро заболачивается, зарастает банальной тиной, то, что бывает на обычных болотах. А ведь уникальность озера была как раз в том, что оно не зарастало тиной и было голубым на всем своем протяжении, а сейчас участочками», — сокрушается Мингазова.

Люди оставляют после себя горы мусора

«ЛИБО ТЕХНИКА ОПЯТЬ ПРОВАЛИТСЯ, ЛИБО КЛЮЧИ ЗАГЛОХНУТ»

Что касается Малого Голубого озера, то там другая проблема — начиная с 1995 года, когда на нем были устроены купальни, туда хлынул бесконечный поток отдыхающих. «С тела каждого отдыхающего смывается несколько сотых миллиграмма азота и фосфора, попадающих с потом, с мочевиной. Для такого крохотного водоема тысячи отдыхающих наносят огромный вред. Это неумеренная рекреация!» — возмущается Мингазова. К тому же люди оставляют после себя горы мусора. «Канистрами таскают эту воду: они не понимают, что ее пить-то категорически нельзя, она сульфатная, ее можно только чуть-чуть, в лечебных целях», — удивляется эколог. Она вспоминает, что в том же 1995-м на Малом Голубом одно из озер решили заглубить, и тоже поработали там экскаватором. В итоге вода потеряла голубой цвет на долгие годы, и только к 2000-м годам озеро понемногу начало восстанавливаться.

На Голубых озерах, по ее словам, можно работать только маломерной техникой, (как в Японии — в рост и вес человека), а еще лучше вручную. «Ну, залезете вы туда с техникой: либо провалится она опять и ее будут мужественно вытаскивать, либо ключи заглохнут, и питание озер нарушится. Разве можно в XXI веке быть такими невежественными?» — изумляется ученая.

Он добавляет, что этот тип озер легко погибает, поэтому нужно его беречь подобно музейной редкости. А вход должен быть ограничен — так поступают с уникальными природными объектами во всем мире.