«И НЕ НАДО ГОВОРИТЬ: «ОЙ, КАК ПЛОХО» — ГОРОД БЫСТРО ДИВЕРСИФИЦИРУЕТСЯ»

Набережные Челны могут покинуть список моногородов уже в первом квартале 2018 года. Об этом «БИЗНЕС Online» накануне сообщила зампред Внешэкономбанка, руководитель программы «Комплексное развитие моногородов» Ирина Макиева по завершении профильного круглого стола в «Парламентской газете»: «Мы очень надеемся, что уже в первом квартале 2018 года по итогам расчетов Набережные Челны покинут список моногородов. Но не надо, говорить, что «ой, как плохо». Наоборот, город к нашей общей радости быстро диверсифицируется и скоро станет городом с устойчивой экономикой. Как мы шутим, городом-стерео». Она отметила, что в Челнах очень сильная команда и мэр, бурно развивается промышленность, открываются альтернативные производства, а президент республики держит ситуацию на контроле. «Зависимость от КАМАЗа, конечно, останется, но она существенно снизится», — добавила зампред ВЭБа.

В свою очередь, гендиректор фонда развития моногородов (ФРМ) Илья Кривогов, отвечая на вопрос нашей газеты о судьбе статуса Челнов, был менее категоричен. По его словам, сегодня существует формальная позиция государства, согласно которой список моногородов временно заморожен. Но есть еще документ о критерии и перечне моногородов, который ежегодно актуализируется.

Напомним, к «моно» относятся города с населением свыше 3 тыс. человек, в которых на одном предприятии работают не менее 20% от общего числа занятых. В 319 моногородах России проживает 14 млн человек. В Татарстане такой статус имеют Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Елабуга, Чистополь, Менделеевск и Камские Поляны. Как известно, в декабре 2016 года правительство утвердило паспорт приоритетного проекта «Комплексное развитие моногородов». Он призван уменьшить их зависимость от работы градообразующих предприятий — для этого к концу 2018 года будет создано 230 тыс. не связанных с такими предприятиями рабочих мест. Для этого необходимо привлечь порядка 170 млрд рублей.

«Как итог нашей работы к концу 2017 года 18 городов должны покинуть список „моно“, стать городами с устойчивой экономикой. За этим стоят не только новые рабочие места, но и новое качество жизни жителей этих городов», — сказал глава фонда.

Илья Кривогов: «Как итог нашей работы к концу 2017 года 18 городов должны покинуть список «моно», стать городами с устойчивой экономикой»Фото: Игорь Дубских

СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

В то же время с каждым годом появляется все больше желающих получить статус моногорода. «Это вызвано тем, что такие города получают субсидии из фонда поддержки моногородов, кроме того, в ряде таких городов инвесторы получают налоговые послабления, возможность благоустройства территорий и обновления инфраструктуры», — пояснил Кривогов. Все это сполна получили Челны, и потому-то они — первый претендент на выбывание. «Не потому, что город хотят выбросить из элитного списка: в Челнах действительно проводится серьезная работа — и главой города, который у нас обучение проходил, и правительством Татарстана — по созданию новой экономики. Команда сильная. Вполне возможно, что доля занятых на КАМАЗе может достичь менее 20 процентов жителей города», — сказал он.

В то же время Кривогов заверил, что финансирование проектов, которое ФРМ уже ведет в Челнах, продолжится: «Мы не отказывается от своих обязательств и мер поддержки, тем более что часть из них уже оказана. Город получил серьезную финансовую помощь, максимально использует программу благоустройства „5 шагов повседневности“». Кривогов также отметил, что задним числом не будут отменены принятые на федеральном уровне решения и все инвестиции (общий объем на четыре проекта с 2015 по 2017 год — 2,2 млрд рублей) будут освоены. Более того, рассматривается еще и пятый проект.

Сохранится и статус территории опережающего развития. «Мы недавно в парламенте обсуждали, как сделать равные для резидентов — в том числе в Набережных Челнах — условия ведения бизнеса. Так что статус ТОРа никто отбирать не будет. И все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Набережные Челны будут городом, который не зависит от КАМАЗа», — добавил глава ФРМ.

Такая перспектива отнюдь не обрадовала власти и конкретно мэра автограда Наиля Магдеева Такая перспектива отнюдь не обрадовала власти и конкретно мэра автограда Наиля Магдеева Фото: Олег Спиридонов

МОСКВА НЕ ПОСЛУШАЛА НАИЛЯ МАГДЕЕВА

Разговоры о предстоящем исключении Челнов ходили давно и постепенно перебрались на самый высокий уровень. В феврале первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что первые три моногорода — Челны, Юрга и Анжеро-Судженск — в ближайшем будущем покинут список: «Они лишатся статуса, но это не значит, что наше сотрудничество с ними закончено. Они приобретают бо́льшую защищенность и разнообразие, их экономика становится сложнее, они не настолько зависят от одного предприятия. Если правительство присвоило им статус территории опережающего социально-экономического развития либо ведет еще какую-то работу, наши программы не будут свернуты. Мы будем работать через фонд поддержки моногородов», — пояснил Шувалов «Известиям».

Такая перспектива отнюдь не обрадовала власти и конкретно мэра автограда Наиля Магдеева, что вполне понятно: начиная с 2010 года город получил по программам ФРМ 3,8 млрд рублей, включая средства самого фонда и софинансирование из бюджета РТ. «Думаю, в ближайшие годы это в планах стоит, но из моногорода, как от своей судьбы, не уйдешь. Мы не хотели бы эту судьбу разделять: вы отдельно и мы отдельно. Мы останемся. Может, называться будем по-другому, но все равно мы единый организм с КАМАЗом. Как сказал Рустам Нургалиевич [Минниханов] , вы нас просто так из моногорода не уберете», — уклонился он от прямого ответа корреспондента «БИЗНЕС Online» в феврале в кулуарах Сочинского форума.

В апрельском интервью нашей газете Магдеев, с одной стороны, напомнил об успехах Челнов — город первым из моногородов получил статус ТОСЭР; с другой, уже определенно высказался в том духе, что исключения автограда из перечня подшефных ФРМ «не должно произойти». «Не думаю, что спустя год правительство России примет решение об исключении Челнов из списка моногородов. Отрасль автомобилестроения имеет свою цикличность, так же, как, например, нефтяная. Сегодня цена на нефть высокая, и нефтяные регионы чувствуют себя хорошо, завтра цена упадет — город скатится в депрессию. Поэтому наша принципиальная позиция — решение об исключении города в такой ситуации не должно быть принято. ТОСЭР в любом случае никуда не денется, постановление о нем принято на 10 лет, но и статус моногорода нам терять не хочется, ведь по содержанию мы именно таким городом и остаемся», — заявил мэр.

Однако все эти словесные интервенции прошли даром. На карте российских моногородов сегодня есть гораздо более депрессивные территории, чем Набережные Челны, и они тоже требуют денег. Дефицит бюджета при этом никто не отменял, тем более что перспективы российской экономики вновь заволакивает санкционный туман. В то же время «хребет» автограда пошел на поправку — КАМАЗ выбирается из кризисной ямы. В прошлом году чистая прибыль крупнейшего производителя тяжелых грузовиков в стране по РСБУ составила 1,2 млрд рублей против убытка в 3,3 млрд рублей годом ранее. А по итогам первого полугодия 2017-го прибыль выросла в 15 раз до 419 млн рублей.

Надо сказать, столь блестящий реванш просто не состоялся бы без федеральных «костылей». За полгода доходы от полученных субсидий выросли на 36% до 8,5 млрд рублей. Возможно, в Москве решили, что ласковому теленку хватит сосать у двух маток и господдержки КАМАЗа автограду будет вполне достаточно и без денег ФРМ.

«В Чистополе был проект 2010 - 2011 годов — мне кажется, что резидентов там недостаточно, хотелось бы более стремительными шагами двигаться»Фото: «БИЗНЕС Online»

ОТ ЧИСТОПОЛЯ И КАМСКИХ ПОЛЯН ЖДУТ БОЛЬШЕЙ АКТИВНОСТИ

А что с другими татарстанскими моногородами? «В Камполянах все спокойно, в Чистополе был проект 2010 - 2011 годов — мне кажется, что резидентов там недостаточно, хотелось бы более стремительными шагами двигаться», — отметила Макиева, — По Зеленодольску у нас есть совместный проект вместе с фондом развития моногородов. Там все будет в порядке. Команды сильные, мы видим ротацию кадров. Я вижу массу новых проектов, которые генерируют команды. Приходят, например, с 5 идеями, а уходят с 25 и быстро на местах их реализовывают».

Кривогов же упомянул строительство промышленного парка в Зеленодольске, инвестиции в который составляют порядка 1 млрд рублей: «Была проведена огромная работа по переводу земли в городской округ. К концу текущего года бо́льшая часть работ по подготовке промышленной площадки будет завершена. Сейчас началась активизация со стороны бизнеса, утрясаем пул резидентов вместе с правительством Татарстана. Но пока делаем инфраструктурную часть: дороги, коммуникации, очистные, вода, газификация. А дальше там появятся новые предприятия. В целом этот проект оценивается в 10 миллиардов рублей, и мы ощущаем серьезную поддержку со стороны руководства республики».

В то же время Кривогов отметил, что от Чистополя и Камских полян хотелось бы большей активности в работе с ФРМ. Тем более что, по его словам, там есть потенциал и новый живой бизнес, а теперь нужен новый импульс.