Уже в четвертый раз в России переносится вступление в силу законодательного запрета на перевозки детей автобусами старше 10 лет Уже в четвертый раз в России переносится вступление в силу законодательного запрета на перевозки детей автобусами старше 10 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ И ГАЗ ОБЕСПОКОИЛИСЬ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

КАМАЗ и ГАЗ накануне выпустили совместный пресс-релиз, в котором раскритиковали позицию правительства России в отношении школьных автобусных перевозок. Дело в том, что уже в четвертый раз переносится вступление в силу запрета на перевозки детей автобусами старше 10 лет. Он был законодательно прописан еще в 2013 году и должен был вступить в силу 10 дней назад — 1 июля, однако в этот же день премьер-министр РФ Дмитрий Медведев своим постановлением перенес этот срок на полгода вперед — на 1 января 2018-го. Это и переполнило чашу терпения производителей автобусов, ожидавших заказы от владельцев обветшавших автопарков.

«Законодательный запрет был разработан для повышения безопасности детских перевозок, — напоминают в пресс-релизе автогиганты. — Автобусы, перешагнувшие 10-летний рубеж, независимо от марки производителя и страны выпуска, отстают от современных требований, предъявляемых к эффективности систем торможения, рулевого управления и другим элементам активной безопасности. Запас прочности конструкции старых автобусов снижается в 1,5 - 2,5 раза, что в свою очередь значительно увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов. Таким образом, эксплуатация старых автобусов не только приводит к высокой травмоопасности для пассажиров во время аварии, но и становится причиной дорожно-транспортных происшествий из-за ненадежной работы основных систем».

«Почему мы подняли эту тему? — повторил вопрос в общении с „БИЗНЕС Online“ пресс-секретарь ПАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев. — Эта тема является составной частью большой системы по обновлению автопарка страны, именно коммерческой техники. Мы уже давно говорим, что техника, которая эксплуатируется больше 20 лет, вообще криминальна с точки зрения эксплуатации, поддерживать ее в нормальном техническом состоянии почти невозможно, эксплуатация больше 15 лет — околокриминальна, а 10 лет — максимальный срок, который гарантирует нормальную эксплуатацию техники. Для автобусов это особенно критично».

Автогиганты оценивают потребность всех российских школ в новом транспорте на уровне 11 тыс. автобусов Автогиганты оценивают потребность всех российских школ в новом транспорте на уровне 11 тыс. автобусов Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «новости»

В Евросоюзе срок эксплуатации всех пассажирских автобусов, включая школьные, ограничивается 10 годами, подчеркивают КАМАЗ и ГАЗ. В отдельных странах ограничения бывают еще более жесткими: например, в Австрии — 6 лет. А для России этот вопрос не просто назрел, но давно встал ребром: свыше 30% автобусного парка школ и около 60% парка туристических и междугородных автобусов, которые также участвуют в организованных детских перевозках, имеют срок эксплуатации более 10 лет, и запас их прочности снижен в 1,5 - 2,5 раза.

Автогиганты оценивают потребность всех российских школ в новом транспорте на уровне 11 тыс. автобусов и приводят данные ГИБДД о росте жертв среди детей-пассажиров в автобусных перевозках: с января по май 2017 года этот показатель вырос почти на 23%. «КАМАЗ и „Группа ГАЗ“ считают недопустимыми дальнейшие отсрочки меры, которая позволила бы снизить уровень аварийности и количество жертв дорожно-транспортных происшествий с участием детей», — эмоционально завершили свой пресс-релиз автогиганты, подкрепив его прямой речью своих руководителей — Сергея Когогина и Вадима Сорокина. Предприятия не преминули сообщить, что готовы предложить рынку безопасные и комфортабельные автобусы для перевозки детей. «Автобусы оборудованы современными системами безопасности: в частности, в школьных автобусах размещены кнопки экстренной связи с водителем, рабочее место водителя оборудовано наружной и внутренней громкоговорящей установками, специальные устройства препятствуют движению, если двери открыты, и ограничивают скорость движения до 60 км/ч», — подчеркнули КАМАЗ и ГАЗ.

Понятное дело, автогиганты не просто лоббируют благое во всех отношениях дело, но и думают о продажах. Хотя, как сообщил нам Афанасьев, для компании этот вопрос коммерчески совершенно некритичен: «В нашей структуре продажи детских автобусов минимальны и не влияют на общие продажи по автобусам».

Ежедневно в Татарстане перевозку детей по школьным маршрутам осуществляют 703 автобуса Ежедневно в Татарстане перевозку детей по школьным маршрутам осуществляют 703 автобуса Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРЕВОЗЧИКАМ СТАНОВИТСЯ НЕИНТЕРЕСНО

Касается ли проблема устаревших автобусов Татарстана? По словам опрошенных нами участников рынка детских перевозок, ситуация не столь критична — обновление автопарков идет. В минобразования РТ нам сообщили, что ежедневно детей по школьным маршрутам перевозят 703 автобуса. В 2016 году автопарк муниципальных районов и подведомственных учреждений министерства пополнился 154 школьными автобусами, из которых 76 штук — 36 Ford Transit и «Газелей» — закупили за счет федерального бюджета, а 78 единиц — 17 пазиков и 61 Ford Transit — за счет республиканского. Но ответа на вопрос, сколько в школьном автопарке используемых автомобилей старше 10 лет, нам получить не удалось. Чаще всего в РТ школьников возят на пазиках — их 33,3% из 703 автобусов, Fiat Ducato — 29,3%, Ford Transit — 16,5%, Peugeot Boxer — 15,08%, «Газелей» — 5,83%, «КАвЗ» — 0,57%.

«В Казани достаточно новые автобусы, а если брать в целом по России, то старых автобусов много, но все опять же зависит от технического состояния», — говорит директор транспортно-экскурсионной компании «Автотурист» Оксана Брусина, у которой автобусов старше 10 лет нет. Однако хорошо лишь тем, кто уже обновил автопарк: по словам Брусиной, после роста курса валют покупать новые автобусы перевозчикам стало сложно. По словам директора «Автотуриста», еще несколько лет назад вместительный автобус можно было купить купить за 3 - 7 млн рублей, а сейчас — за 9 - 20 млн, и при действующих ценах на услуги он будет окупаться минимум 10 лет. «У нас 7 автобусов, покупали мы их до роста курса валют и после валютного скачка чего-то нового купить не смогли», — говорит она.

Рафис Бурганов: «На сегодня уже есть цифры, которые однозначно указывают на препятствия росту детского туризма. Вопрос не праздный, это очень сильно ударит по нашей экономике» Рафис Бурганов: «На сегодня уже есть цифры, которые однозначно указывают на препятствия росту детского туризма. Вопрос не праздный, это очень сильно ударит по нашей экономике» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, ужесточение правил детских перевозок может еще больше подточить интерес транспортных компаний, которые уже пострадали от недозагрузки из-за запретов на школьные выезды после декабрьской трагедии в Ханты-Мансийске (тогда на трассе пассажирский автобус, перевозящий школьников, врезался в грузовик, жертвами ДТП стали 11 детей, более 20 получили ранения; выяснилось, что перевозку детей не организовали по всем правилам, автобус ехал без обязательного сопровождения). Из-за массовой отмены школьных экскурсий депутаты Госсовета РТ в первом квартале недосчитались турпотока в республике — в Казанский кремль, к примеру, на 20%. «На сегодня уже есть цифры, которые однозначно указывают на препятствия росту детского туризма, — беспокоился глава экономического комитета Госсовета РТ Рафис Бурганов. — Вопрос не праздный, это очень сильно ударит по нашей экономике. Впереди же у нас летние каникулы».

«Перевозчикам уже становится неинтересно заниматься доставкой детей, — говорит владелец казанской компании „Трэвэл-Эндвок“, создатель „Резиденции Кыш Бабая“ в Арском районе Юлия Таланова. — Слыша, что группа детская, многие транспортные компании отказываются и не берут заказ. Проволочки с перевозками детей начались еще зимой прошлого года. Бедный родитель или учитель сначала идет в районный отдел образования — подписывает, потом идет в управление образования — тоже подписывает, и после этого у них самих же возникает желание вообще никуда не выезжать. Транспортная компания делает кучу бумаг, мы делаем кучу бумаг».

«Вообще, запрет правильный, потому что возим детей, перевозки очень ответственные», — считает заместитель генерального директора ООО «Буревестник» Резеда Валиева. «В случае такой ситуации мы готовы предоставлять льготы, скидки, — заверяет Афанасьев. — В конце концов программа утилизации, которая работала до последнего времени, — это один из вариантов обновления автопарка. Мы его очень поддерживали и благодарны правительству. Примерно то же самое можно сделать с автобусами, есть и лизинговые программы, которые гораздо лучше рынка».