Перевозчикам становится неинтересно заниматься доставкой детей, констатируют татарстанские игроки рынка, говоря о бюрократических проволочках после ханты-мансийской трагедии. Тем более скоро должно вступить в силу требование не возить ребят автобусами старше 10 лет. Вчера его активно лоббировали поволжские автогиганты. Как в Татарстане обстоят дела со школьными перевозками и станут ли новые ограничения финансовым бременем для транспортников, выяснял «БИЗНЕС Online».
Уже в четвертый раз в России переносится вступление в силу законодательного запрета на перевозки детей автобусами старше 10 лет
КАМАЗ И ГАЗ ОБЕСПОКОИЛИСЬ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
КАМАЗ и ГАЗ накануне выпустили совместный пресс-релиз, в котором раскритиковали позицию правительства России в отношении школьных автобусных перевозок. Дело в том, что уже в четвертый раз переносится вступление в силу запрета на перевозки детей автобусами старше 10 лет. Он был законодательно прописан еще в 2013 году и должен был вступить в силу 10 дней назад — 1 июля, однако в этот же день премьер-министр РФ Дмитрий Медведев своим постановлением перенес этот срок на полгода вперед — на 1 января 2018-го. Это и переполнило чашу терпения производителей автобусов, ожидавших заказы от владельцев обветшавших автопарков.
«Законодательный запрет был разработан для повышения безопасности детских перевозок, — напоминают в пресс-релизе автогиганты. — Автобусы, перешагнувшие 10-летний рубеж, независимо от марки производителя и страны выпуска, отстают от современных требований, предъявляемых к эффективности систем торможения, рулевого управления и другим элементам активной безопасности. Запас прочности конструкции старых автобусов снижается в 1,5 - 2,5 раза, что в свою очередь значительно увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов. Таким образом, эксплуатация старых автобусов не только приводит к высокой травмоопасности для пассажиров во время аварии, но и становится причиной дорожно-транспортных происшествий из-за ненадежной работы основных систем».
«Почему мы подняли эту тему? — повторил вопрос в общении с „БИЗНЕС Online“ пресс-секретарь ПАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев. — Эта тема является составной частью большой системы по обновлению автопарка страны, именно коммерческой техники. Мы уже давно говорим, что техника, которая эксплуатируется больше 20 лет, вообще криминальна с точки зрения эксплуатации, поддерживать ее в нормальном техническом состоянии почти невозможно, эксплуатация больше 15 лет — околокриминальна, а 10 лет — максимальный срок, который гарантирует нормальную эксплуатацию техники. Для автобусов это особенно критично».
Автогиганты оценивают потребность всех российских школ в новом транспорте на уровне 11 тыс. автобусов
В Евросоюзе срок эксплуатации всех пассажирских автобусов, включая школьные, ограничивается 10 годами, подчеркивают КАМАЗ и ГАЗ. В отдельных странах ограничения бывают еще более жесткими: например, в Австрии — 6 лет. А для России этот вопрос не просто назрел, но давно встал ребром: свыше 30% автобусного парка школ и около 60% парка туристических и междугородных автобусов, которые также участвуют в организованных детских перевозках, имеют срок эксплуатации более 10 лет, и запас их прочности снижен в 1,5 - 2,5 раза.
Автогиганты оценивают потребность всех российских школ в новом транспорте на уровне 11 тыс. автобусов и приводят данные ГИБДД о росте жертв среди детей-пассажиров в автобусных перевозках: с января по май 2017 года этот показатель вырос почти на 23%. «КАМАЗ и „Группа ГАЗ“ считают недопустимыми дальнейшие отсрочки меры, которая позволила бы снизить уровень аварийности и количество жертв дорожно-транспортных происшествий с участием детей», — эмоционально завершили свой пресс-релиз автогиганты, подкрепив его прямой речью своих руководителей — Сергея Когогина и Вадима Сорокина. Предприятия не преминули сообщить, что готовы предложить рынку безопасные и комфортабельные автобусы для перевозки детей. «Автобусы оборудованы современными системами безопасности: в частности, в школьных автобусах размещены кнопки экстренной связи с водителем, рабочее место водителя оборудовано наружной и внутренней громкоговорящей установками, специальные устройства препятствуют движению, если двери открыты, и ограничивают скорость движения до 60 км/ч», — подчеркнули КАМАЗ и ГАЗ.
Понятное дело, автогиганты не просто лоббируют благое во всех отношениях дело, но и думают о продажах. Хотя, как сообщил нам Афанасьев, для компании этот вопрос коммерчески совершенно некритичен: «В нашей структуре продажи детских автобусов минимальны и не влияют на общие продажи по автобусам».
Ежедневно в Татарстане перевозку детей по школьным маршрутам осуществляют 703 автобуса
ПЕРЕВОЗЧИКАМ СТАНОВИТСЯ НЕИНТЕРЕСНО
Касается ли проблема устаревших автобусов Татарстана? По словам опрошенных нами участников рынка детских перевозок, ситуация не столь критична — обновление автопарков идет. В минобразования РТ нам сообщили, что ежедневно детей по школьным маршрутам перевозят 703 автобуса. В 2016 году автопарк муниципальных районов и подведомственных учреждений министерства пополнился 154 школьными автобусами, из которых 76 штук — 36 Ford Transit и «Газелей» — закупили за счет федерального бюджета, а 78 единиц — 17 пазиков и 61 Ford Transit — за счет республиканского. Но ответа на вопрос, сколько в школьном автопарке используемых автомобилей старше 10 лет, нам получить не удалось. Чаще всего в РТ школьников возят на пазиках — их 33,3% из 703 автобусов, Fiat Ducato — 29,3%, Ford Transit — 16,5%, Peugeot Boxer — 15,08%, «Газелей» — 5,83%, «КАвЗ» — 0,57%.
«В Казани достаточно новые автобусы, а если брать в целом по России, то старых автобусов много, но все опять же зависит от технического состояния», — говорит директор транспортно-экскурсионной компании «Автотурист» Оксана Брусина, у которой автобусов старше 10 лет нет. Однако хорошо лишь тем, кто уже обновил автопарк: по словам Брусиной, после роста курса валют покупать новые автобусы перевозчикам стало сложно. По словам директора «Автотуриста», еще несколько лет назад вместительный автобус можно было купить купить за 3 - 7 млн рублей, а сейчас — за 9 - 20 млн, и при действующих ценах на услуги он будет окупаться минимум 10 лет. «У нас 7 автобусов, покупали мы их до роста курса валют и после валютного скачка чего-то нового купить не смогли», — говорит она.
Рафис Бурганов: «На сегодня уже есть цифры, которые однозначно указывают на препятствия росту детского туризма. Вопрос не праздный, это очень сильно ударит по нашей экономике»
Кроме того, ужесточение правил детских перевозок может еще больше подточить интерес транспортных компаний, которые уже пострадали от недозагрузки из-за запретов на школьные выезды после декабрьской трагедии в Ханты-Мансийске (тогда на трассе пассажирский автобус, перевозящий школьников, врезался в грузовик, жертвами ДТП стали 11 детей, более 20 получили ранения; выяснилось, что перевозку детей не организовали по всем правилам, автобус ехал без обязательного сопровождения). Из-за массовой отмены школьных экскурсий депутаты Госсовета РТ в первом квартале недосчитались турпотока в республике — в Казанский кремль, к примеру, на 20%. «На сегодня уже есть цифры, которые однозначно указывают на препятствия росту детского туризма, — беспокоился глава экономического комитета Госсовета РТ Рафис Бурганов. — Вопрос не праздный, это очень сильно ударит по нашей экономике. Впереди же у нас летние каникулы».
«Перевозчикам уже становится неинтересно заниматься доставкой детей, — говорит владелец казанской компании „Трэвэл-Эндвок“, создатель „Резиденции Кыш Бабая“ в Арском районе Юлия Таланова. — Слыша, что группа детская, многие транспортные компании отказываются и не берут заказ. Проволочки с перевозками детей начались еще зимой прошлого года. Бедный родитель или учитель сначала идет в районный отдел образования — подписывает, потом идет в управление образования — тоже подписывает, и после этого у них самих же возникает желание вообще никуда не выезжать. Транспортная компания делает кучу бумаг, мы делаем кучу бумаг».
«Вообще, запрет правильный, потому что возим детей, перевозки очень ответственные», — считает заместитель генерального директора ООО «Буревестник» Резеда Валиева. «В случае такой ситуации мы готовы предоставлять льготы, скидки, — заверяет Афанасьев. — В конце концов программа утилизации, которая работала до последнего времени, — это один из вариантов обновления автопарка. Мы его очень поддерживали и благодарны правительству. Примерно то же самое можно сделать с автобусами, есть и лизинговые программы, которые гораздо лучше рынка».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.