Сегодня в Казани стартуют показы IV театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка». Одним из хедлайнеров обещает стать спектакль-инсталляция «Дневники Веткина», площадкой для которого станет бывшее здание загса на улице Мусы Джалиля. О работе известного московского театрального художника Ксении Перетрухиной и выпускника школы документального кино Разбежкиной Михаила Колчина — в материале «БИЗНЕС Online».
Ксения Перетрухина: «Само пространство — декорация: несет в себе черты прожитых дней жизни, пребывание в нем — это событие»
«САМО ПРОСТРАНСТВО НЕСЕТ В СЕБЕ ЧЕРТЫ ПРОЖИТЫХ ДНЕЙ ЖИЗНИ, ПРЕБЫВАНИЕ В НЕМ — СОБЫТИЕ»
«Люди, которых я узнала в Казани, удивляются, что здание не функционирует: „Там женились наши друзья! Как так?“ — говорят они. Там сняты люстры, в стенах дыры. Само пространство — декорация: несет в себе черты прожитых дней жизни, пребывание в нем — это событие», — рассказывала московский театральный художник Ксения Перетрухина о своих впечатлениях от знакомства с бывшим зданием центрального загса Казани, что на улице Мусы Джалиля, на пресс-конференции, посвященной IV театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка».
Традиционный организатор лаборатории — фонд поддержки современного искусства «Живой город» — в очередной раз пытается выбраться за пределы стационарных театральных площадок, предлагая зрителю самые необычные локации. Год назад на третьей по счету «АРТ-подготовке» таким местом стала подземная галерея на улице Баумана, где игрался документальный спектакль по материалам из республиканских архивов. В нынешнем году «Живой город» договорился с городскими властями о бывшем загсе, месте по-своему культовом, поскольку здесь хотя бы раз наверняка был едва ли не каждый казанец, ставший таковым еще до появления творения Даши Намдакова на берегу Казанки, куда и переехало само учреждение.
Спектакль-инсталляция, за который отвечают Перетрухина и выпускник школы документального кино Марины Разбежкиной Михаил Колчин в роли Исследователя, будет называться «Дневники Веткина». Он основан на реальных дневниках казанца Виталия Ромашова, которые он вел с 1990 по 1992 год. Всего это 338 записей, посвященных непосредственно происходящему в городе («Вчера я зарядил фотоаппарат и пошел на площадь Свободы — и не напрасно. Там собралось две большие толпы: русские – у здания театра, татары – у здания Совмина. Татары кричат: „Азатлык“(„Независимость“), „Шаймиев — президент“. Вышел сам Шаймиев — поднялась буря восторга»), в стране («Историческая дата — первый раз не празднуется 7 ноября. По TV показывали Красную площадь (10:00). Раньше в это время начинался парад. Сейчас же на площади стоит кучка народу и слушает каких-то заезжих проповедников-евангелистов. Вместо красных флагов, флаг с надписью: „One way — Jesus“. Фантастика») и не только. Реальный исторический документ эпохи, названной одним крупным современным политическим деятелем «крупнейшей геополитической катастрофой XX века».
Спектакль-инсталляция «Дневники Веткина» основан на реальных дневниках казанца Виталия Ромашова, которые он вел с 1990 по 1992 год
По словам директора «Живого города» Инны Ярковой, найти самого автора этих дневников, выложенных на сайте «Проза.ру» под псевдонимом Vetkin, оказалось не так просто. «Самое ценное во всей этой истории то, что мы совершенно случайно отыскали автора дневников человека с вымышленной фамилией Веткин, — рассказывает она. — До этого не было известно, кто скрывается под этим псевдонимом. К примеру, дневники были опубликованы на сайте электронного корпуса личных дневников „Прожито“, однако авторы проекта не смогли связаться с теми, кто писал дневники. Нам повезло: я связалась с Веткиным через сайт „Проза.ру“ с предложением использовать тексты в театральном контексте, и Ромашов выразил согласие не только на использование текстов в создании эскиза спектакля-инсталляции, но и на участие в творческой встрече».
«Самое ценное во всей этой истории то, что мы совершенно случайно отыскали автора дневников человека с вымышленной фамилией Веткин (на фото). До этого не было известно, кто скрывается под этим псевдонимом»
«ТАМ ВСЕ БЫЛИ — И ДЕМОКРАТЫ, И НАЦИОНАЛИСТЫ ПРОТИВ ГКЧП...»
Ромашов — выпускник КИСИ, тогда архитектор, а ныне дизайнер полиграфической продукции, рассказал «БИЗНЕС Online» об истории появления своих «Дневников эпохи перестройки».
— Виталий Юрьевич, почему вы начали вести дневники в 1990-м?
— Начал вести, потому что понимал, что живем в исторические времена и это нужно фиксировать. Конечно, все это в истории записано: в такой-то день случилось это, в такой-то день случилось то. Но это все, что называется, сверху и по верхам — значимые итоги и значимые события. А я пишу о том, как жили, что думали и что делали люди в Казани в это время. Как на них влияли на эти события.
— Вы сами были среди тех, кто поддерживал тогда демократические митинги?
— На митинги тогда все ходили, каждую неделю был какой-то митинг. По 100 тысяч в Казани приходили на эти митинги легко. Процентов 90 тогда поддерживало перестройку и считало, что мы совсем скоро заживем так же, как на Западе, только коммунисты мешают. Но, правда, в 1991-м их свергли, стало еще хуже. Сейчас, конечно, мировоззрение несколько поменялось. Но эти дневники как раз и ценны тем, что они являются документом эпохи. Хотя иногда их читаешь и даже смешно становится от того, какими мы тогда были наивными и ультрареволюционными.
— Вы пишете о «русских» и «татарских» митингах той поры, насколько серьезным все-таки было тогда противостояние на национальной почве?
— Был, конечно, всплеск национализма, была Байрамова, которая все эти митинги водила. Крепкие ребята с зелеными повязками кричали «Азатлык!», кричали «Убирайтесь в Москву!» Но я не могу сказать, что город как-то был поделен на тех и этих. Мы знаем прекрасно, что русские и татары здесь у нас мирно и дружно живут веками. И мои друзья-татары в 1991-м ничего мне такого не говорили. Но да, были группы, которые выходили на улицу с такими лозунгами. А мы на них с интересом смотрели. В этом было и какое-то развлечение, потому что раньше подобные митинги мы наблюдали только по телевизору, где показывали, например, США.
— До реальных мордобоев дело не доходило?
— Нет. Было самое большое столкновение уже после 21 августа 1991 года, когда два митинга столкнулись прямо напротив оперного театра. Но там тоже до мордобоя не дошло. Как только что-то началось, между ними выстроились милиционеры и их расцепили. Люди постояли, поволновались и успокоились.
Еще я помню разогнали митинг, по-моему, 20 августа у физического корпуса университета. Причем там шли против ГКЧП националисты во главе с Байрамовой. Там все были — и демократы, и националисты против ГКЧП, так они объединились. Милиция их разогнала, рассеяла. Потом даже в «Вечерке» была фотография — скрещенные флаги — российский и с полумесяцем. Все они себя считали тогда демократами... Цели у них были разные, но в тот момент они сошлись.
— А почему не получилось официально издать ваши дневниковые, вы их предлагали каким-то издателям?
— Я никуда их не посылал, а самому издавать — это очень дорого и непонятно, будут ли покупать. Кому-то предлагать? Знаете, сейчас полно графоманов, и, я думаю, издательства завалены разными предложениями что-то издать. Поэтому я не совался. Честно говоря, я так и думал, что пройдет лет 25 и кто-то заинтересуется этим уже историческим документом. Прошло 25 лет — никто не заинтересовался, но появился интернет, куда это все можно выложить. И так получилось, что «Живой город» предложил использовать мои материалы, чему я очень рад.
«На митинги тогда все ходили, каждую неделю был какой-то митинг. По 100 тысяч в Казани приходили на эти митинги легко»
«СЕГОДНЯ СО СТЕНЫ ВДРУГ УПАЛ КУСОК ШТУКАТУРКИ — ЕСЛИ БЫ МЫ СНИМАЛИ КИНО, МЫ УРОНИЛИ БЫ ЕГО ИМЕННО В ЭТОТ МОМЕНТ»
Всего будет четыре показа спектакля — по два 3 и 4 июня. Что же все-таки увидят зрители в здании бывшего загса? Завесу тайны приоткрыла на встрече с журналистами Перетрухина: «Мы так строим наш спектакль: у меня была просто идея про три зала, в одном из них человеку будет предоставлена та свобода, которая обычно предоставляется на выставке: там будут белые кубы с текстами Веткина, и вы как зритель можете ходить, передвигать, брать в руки — то есть это физическое действие, когда вы сами пытаетесь сложить историю из кубиков и считать какую-то историю, таким образом укладывая события в своей голове, что вот, мол, это было с моей страной».
«А еще вот такой спойлер: там будут кормить! Так что можно будет и зубом пробовать театр, и рукой, и глазом», — продолжает она.
«Надо сказать, в этом проекте мы во всем пытались отталкиваться от источника, записей Веткина. «Дневник» можно было разыграть по ролям, спеть и станцевать, превратить в объект современного искусства — и все это была бы работа с памятью, — рассказал „БИЗНЕС Online“ исследователь Колчин. — Есть большое сходство в характере эстетического и исторического опыта. Занимаясь прошлым, мы больше узнаем о себе сейчас».
«Такое ощущение, что проект складывается независимо от нас, сам себя режиссирует, — добавляет Перетрухина в разговоре с нашим корреспондентом. — Для меня это всегда знак того, что идея, стержень придуманы точно — в этом случае материал начинает сам себя организовывать». И в этом случае само пространство завораживает и живет параллельной течению проекта жизнью, иногда входя в резонанс с действиями авторов.
«Сегодня со стены вдруг упал кусок штукатурки — если бы мы снимали кино, мы уронили бы его именно в этот момент. Наверное, это главное, что отличает работу в живых пространствах от постановки спектаклей на сцене: реальность вступает с тобой в диалог и вносит свои коррективы в высказывание, тем самым делая его объемным», — говорит наша собеседница.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.