Банк «Открытие» за годы работы в Татарстане зарекомендовал себя как надежный партнер для местного бизнеса. О позициях банка, стратегии развития, региональной специфике бизнеса, реализации программ господдержки для местных предприятий рассказал Ильдар Хаматшин, управляющий операционным офисом «Казанский» Нижегородского филиала банка «Открытие».
СО СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ ВСЕ В СТРАНЕ В ПОРЯДКЕ
— Ильдар Вагизович, «Открытие*» — крупнейший частный банк федерального масштаба**. Насколько вы заинтересованы в работе в регионах и в городе Казани в частности?
— Банк «Открытие»* образовался во многом благодаря слияниям и поглощениям, и в части корпоративного бизнеса объединение произошло с региональными банками, у которых была очень серьезная доля на рынке. У нас исторически были сильные позиции во многих регионах, в том числе в Казани.
— Есть ли в нашем регионе у «Открытия» новые и интересные клиенты? Учитывая, что сильны позиции федеральных банков и что Росстат отчитывается о сворачивании бизнеса в регионах.
— Мы для себя условно разделили клиентов на три категории: малый бизнес — с выручкой до 400 млн. рублей в год, средний — от 400 млн. до 3 млрд. рублей, крупный — от 3 млрд. рублей. Я отвечаю за средний и крупный бизнес. Так, сегодня у нас более 450 клиентов из числа крупного и среднего бизнеса.
Сворачивается ли бизнес? Могу сказать, что клиентская база среднего бизнеса у нас в прошлом году выросла с 14 до 16,5 тыс. клиентов. То есть почти 18%. И это наша целенаправленная политика. В этом году мы наметили такие же темпы роста. Причем в 2016 году прирост формально больше, порядка 4 тыс. компаний, но мы очищаем нашу базу от закрытых и неработающих счетов. Сейчас в месяц у нас рост — порядка 400 новых компаний в Москве и регионах.
На мой взгляд, это говорит о том, что со средним бизнесом все в стране в порядке. Он существует, работает и в последнее время даже получает хорошую прибыль.
— В нашем регионе работают и другие крупные федеральные банки, в том числе государственные. Как вы конкурируете с ними?
— За годы работы в банковском бизнесе я убедился, что уровень конкуренции и впечатление об этой конкуренции на банковском рынке во многом преувеличены. Встречаясь с руководителями и собственниками предприятий, я часто прихожу к выводу, что если предложить компании качественный сервис, вовремя реагировать на запросы, предугадывать потребности, оперативно решать проблемы, поддерживать высокий уровень обслуживания в расчетах и кредитовании, в привлечении ресурсов, делать это качественно не на словах, а на деле, без ошибок в документообороте, то в этом случае банк своего клиента найдет. Даже без особых ухищрений.
— Как вы привлекаете новых клиентов?
— В основе нашей работы с клиентами лежат долгосрочные отношения и период долгих переговоров, предложение кастомизированных и часто уникальных услуг. Мы обладаем всеми необходимыми ресурсами для поддержки бизнеса наших клиентов.
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЭКОНОМИКИ
— На ваш взгляд, какие потребности есть сейчас у бизнеса?
— В первую очередь это расчеты разных видов, которые нужны всем предприятиям. Есть много нюансов в обслуживании, которые могут либо ускорить их проведение и сэкономить оборотные деньги, либо, наоборот, удлинить, и тогда затраты предприятия вырастут.
Вообще, расчеты — это кровеносная система всей нашей экономики. И банк должен проводить свои операции максимально быстро. Именно поэтому сегодня как никогда востребован дистанционный банкинг. Приоритет у того банка, который вкладывает в совершенствование и повышение технологичности своего интернет-банкинга. В нашей системе «Бизнес-Линк» мы предлагаем конвертацию валют в режиме реального времени, контроль статуса обработки всех документов онлайн, помощь при заполнении полей документов и прочее.
— А что касается финансирования?
— Особым спросом сегодня пользуется торговое финансирование, овердрафт, факторинг. Также предприятия среднего и крупного бизнеса интересуются инвестиционным кредитованием, долгосрочным финансированием.
Однако есть большое число предприятий, особенно средних, которые вообще не пользуются банковским кредитованием. Известная статистика: 70–75% компаний среднего бизнеса используют собственные оборотные средства и не берут банковских кредитов. Они привлекают деньги акционеров, бенефициаров или другими методами решают проблему с финансами.
— Видите ли вы разницу в потребности на финансирование в разрезе двух или трех лет?
— Определенно. Сегодня стали популярными банковские услуги, которые находятся на стыке обычного финансирования и инвестиционного банкинга. Если у предприятий есть свободные деньги, они хотят воспользоваться возможностью так называемого дополнительного заработка в виде бивалютных депозитов. Если предприятие, например, из сельскохозяйственной отрасли, которое производит масло, сахар или зерно, получает долларовую выручку и его доход привязан к экспортным ценам, то возникает вопрос хеджирования (страхования) валютных рисков. Эти продукты действительно популярны.
СИСТЕМНАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММАМ ГОСПОДДЕРЖКИ
— Ваш банк работает с системой господдержки бизнеса? Она действительно работает? И пользуется ли спросом у ваших клиентов?
— В банке «Открытие» создан специальный департамент господдержки — компактное мобильное подразделение, которое отвечает за взаимодействие корпоративного бизнеса и госструктур. Оно не на словах, а на деле договаривается с госорганами о том, чтобы наши клиенты получали поддержку.
Ее видов очень много. Есть программа поддержки малого и среднего бизнеса от Корпорации МСП, есть Национальная гарантийная система, система поддержки в рамках Фонда развития промышленности (ФРП)… И это реально работающие программы: и гарантии, и удобное фондирование. Например, если по линии Корпорации МСП год назад у банка был ноль выданных кредитов, то к концу прошлого года портфель превысил 2,5 млрд. рублей. Это очень серьезный объем поддержки среднего бизнеса, и не на словах, а на деле.
— Как именно вы с ними работаете?
— Мы организуем системную работу по программам господдержки, которая включает в себя взаимодействие с госорганами, подписание соглашений и мониторинг всех обновлений, регулярное участие в его работе, мониторинг текущих продуктов, наборы документов, которые требуются для получения той или иной программы, информирование клиентов — в том числе и на сайте — об услугах и возможностях. Когда клиент приходит к нам с запросом на определенные услуги, мы ему предлагаем все продукты и сервисы, включая доступные варианты господдержки.
— Есть ли спрос на кредиты в нашем регионе?
— Потребность в ресурсах уже примерно год остается на одном и том же уровне. Компании очень осторожно относились к кредитам пару лет назад, когда в целом была большая доля неопределенности в экономике. Тогда здравомыслящие собственники предприятий проводили осторожную политику в плане привлечения ресурсов, сокращали обороты и инвестиции. Но ситуация стабилизировались, и активные игроки начали расширять бизнес, снова запустили инвестпрограммы.
— Какие отрасли сейчас наиболее активны?
— Производство продуктов питания, торговля. Сильных всплесков нет, но спрос достаточно высокий.
— А какой прогноз на год?
— Мы предусматриваем рост по всем направлениям. В кредитовании более чем спокойный, по другим направлениям мы ждем опережающего роста.
*ПАО Банк «ФК Открытие», работает под брендом банк «Открытие». Генеральная лицензия Банка России №2209 от 24.11.2014.
**Согласно рейтингу Интерфакс-ЦЭА на основании отчетности по РСБУ за первый квартал 2017 года.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.