.

«Я НЕ МОГ ОТКАЗАТЬ СТАРШИМ ПО ИЕРАРХИИ»

В два подхода Кировский райсуд Казани рассмотрел уголовное дело в отношении бывшего начальника отдела юридической и организационно-кадровой работы финуправления исполкома Казани Юлдуза Гарипова. Ускорение процессу придала сделка со следствием, которую заключил Гарипов по окончании расследования, в итоге уголовное дело в отношении него было выделено в отдельное производство. Второе уголовное дело, по которому обвиняемыми проходят первый замначальника правового управления исполкома Казани Алексей Рыбушкин (сын депутата Госсовета РТ Николая Рыбушкина), начальник отдела по вопросам жилищного законодательства правового управления исполкома Леонид Ляпахин, начальник группы юридического отдела и муниципального заказа исполкома Альберт Мухутдинов, сразу после передачи в суд было возвращено в прокуратуру.

Осложнений по делу Гарипова не возникло, и 14 апреля, в день первого заседания, была оглашена фабула дела, состоялись прения. Накануне же подсудимый выступил с последним словом, после чего председатель суда Наиль Булатов удалился в совещательную комнату.

Гарипов в коридоре суда больше походил на адвоката, чем на подсудимого: пиджак, галстук, кожаный портфель. Его интересы защищал Альберт Шакиров. Последний почему-то был настроен пессимистично и честно признался журналистам, что думал, будто дело, как и материалы по Рыбушкину, отправится на дополнительное расследование.

Но Булатов эти ожидания развеял, предложив подсудимому выступить с последним словом. «Уважаемый суд, я полностью поддерживаю обвинительное заключение и признаю свою вину. Я воспитывался по правилам Советского Союза. Родители меня воспитывали так, чтобы я помогал людям, слушался старших, приучали к труду», — начал Гарипов. Он рассказал, что после получения сельскохозяйственного образования поступил на юридический факультет на коммерческой основе. За обучение платил сам, параллельно трудясь на двух-трех работах. Получив диплом юриста, обвиняемый стал специалистом в управлении архитектуры и строительства администрации Казани, позже дорос до начальника отдела юридической и организационно-кадровой работы финуправления.

«Как я уже говорил, работе уделял большое внимание. Работал сутками, любое задание выполнял непрекословно, то есть доводил до конца. Так как я был преданным и уважал старших, то выполнял любое поручение руководства», — продолжил свою историю Гарипов. В итоге эти благородные качества обернулись для него мошенничеством. «Я не мог отказать старшим по иерархии», — признался подсудимый.

Свою роль в преступлении он назвал неактивной, поскольку проделывал техническую работу. «Многих вопросов я не знал и не задавался этим. Я очень раскаиваюсь в содеянном, все осознавал, — оговорился Гарипов (голос его дрожал, мужчина сильно волновался). — Из-за моих проступков сегодня страдают мои близкие. Прошу суд строго меня не наказывать, прошу назначить мягкое наказание. Больше такими противоправными действиями заниматься не буду».

Председательствующий в ответ заметно обнадежил подсудимого:

— Гарипов, в случае, если суд по некоторым составам преступления прекратит производство за истечением сроков давности, вы согласны? — поинтересовался судья.

— Я согласен по первому эпизоду, уважаемый суд! По 285-й статье, да! — оживленно согласился тот.

.

ЗА ВРЕМЯ ХИЩЕНИЙ СРОКИ ДАВНОСТИ ПО ОДНОМУ ЭПИЗОДУ ИСТЕКЛИ

Булатов удалился в совещательную комнату на полтора часа. За это время зал покинули и потерпевшая сторона в лице представителей исполкома Казани, и прокуратура, как будто то, что будет происходить в дальнейшем, их совсем не интересует. Приговор судья зачитывал лишь в компании журналистов, Гарипова и его адвоката.

Булатов начал с эпизода, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), подробно зачитав свидетельства причастности подсудимого к многомиллионным хищениям. Примерно в сентябре 2010 года «лицо, материалы в отношении которого выделены в отдельное производство» (Рыбушкин прим. ред.), договорилось с неустановленным следствием лицом об оказании необходимого содействия при решении вопроса о взыскании задолженности, имеющейся у исполкома Казани перед ООО «Производственное предприятие „Город“», с последующим обращением в Арбитражный суд с исковым заявлением. «В сентябре 2010 года Рыбушкин дал незаконное указание Гарипову за денежное вознаграждение подготовить исковое заявление от имени ООО и направить его в арбитраж, приискать доверенное лицо, представляющее ООО «ПП „Город“» в суде», — зачитал Булатов. Гарипов исполнил все, что было ему поручено. В суде интересы подставного ООО «ПП „Город“» представлял его родственник Рахматуллин, а сам фигурант дела так активно «защищал» мэрию, чьи интересы представлял, что судья утвердил мировое соглашение на сумму 9 млн. рублей. За всю операцию Рыбушкин наградил Гарипова 60 тыс. рублей.

Однако чтение этого эпизода закончилось счастливо для подсудимого — сроки давности по нему истекли. Впрочем, нельзя сказать, что Гарипов встретил эту новость с криком «Ура!». Он вообще был не очень эмоционален и точно так же, как и прокуратура с исполкомом, не проявлял интереса к происходящему, время от времени записывая цитаты из приговора в свою записную книжку, стилизованную под книгу «Государь» Макиавелли.

УСЛОВНО НАКАЗАН И ОШТРАФОВАН НА 2 МЛН. РУБЛЕЙ

Еще 10 эпизодов «мошенничества в особо крупном размере» повторяли схему первого. Бессменным лидером бюджетных расхитителей, по версии следствия, был Рыбушкин. Он же, согласно материалам дела, распоряжался вырученными по поддельным договорам деньгами по собственному усмотрению, в том числе распределял их между участниками преступной группы.

Антибюджетные хищения продолжались с сентября 2011 года до апреля 2016 года. Еще один эпизод из дела описывает, как Рыбушкин с помощью Гарипова «нарисовал» очередные долги по оплате работ на 8,7 млн. рублей. Заказчиком выступил департамент строительства и ЖКХ Казани, подрядчиком — ООО «Строительно-монтажная фирма „Поиск“». Гарипов нашел доверенное лицо, изготовил договор между фирмой и доверенным лицом, а также договоры подряда, акт сверки и иные документы. По бумагам он привлек того же Рахматуллина, но интересы его в суде представлял некий Закиров, которого отыскал уже другой участник ОПГ.

«24 ноября в Вахитовском райсуде состоялось судебное заседание. Гарипов и другой участник преступной группы умолчали о фальсификации доказательств и истечении сроков давности иска», — зачитал председательствующий. Партия была сыграна, а иск на 8,5 млн. рублей в пользу Рахматуллина в качестве основного долга удовлетворен. Также обманутый суд постановил взыскать 500 тыс. рублей в качестве процентов за пользование чужими деньгами. Минфин перечислил 9 млн. рублей Закирову, а тот их передал Гарипову. Замкнулось все снова на Рыбушкине. Остальные преступления совершались по аналогичному принципу.

В итоге Кировский райсуд признал Гарипова виновным, однако учел, что тот своей причастности не отрицал и раскаялся в содеянном. Более того, явился с повинной, к уголовной ответственности привлекался впервые, следовательно, может быть использовано наказание без реальной меры пресечения. Суд учел и интересы несовершеннолетних детей Гарипова, но постановил взыскать с него штраф в размере 2 млн. рублей. Булатов также приговорил бывшего сотрудника исполкома к 5 годам условно, а также запретил ему занимать государственную должность в течение 3 лет.

Обжаловать решение суда защита, по-видимому, не намерена. Адвокат Шакиров кратко ответил, что приговором он, разумеется, доволен. Тем временем Рыбушкину и другим фигурантам дела, которые с самого начала не шли на контакт со следствием, на столь милосердное наказание рассчитывать не приходится.

КАК ЧЕРЕЗ ФИРМЫ-ПРИЗРАКИ «ОБНАЛИЧИТЬ» БЮДЖЕТ НА 74 МЛН. РУБЛЕЙ

Дело Рыбушкина и компании продолжалось год. На основании инициированной самой мэрией проверки и оперативных материалов ФСБ выдвинуты обвинения, дело было передано в Кировский районный суд. Рыбушкин и его подчиненные подозреваются в 11 преступных эпизодах мошенничества в особо крупных размерах. Следствие уверено, что молодые и амбициозные юристы похитили из городского бюджета под прикрытием судебных процессов более 74 млн. рублей.

Всего на скамье подсудимых четверо: сам Рыбушкин, Ляпахин, Мухутдинов и Гарипов. Все, кроме Гарипова, всецело стоят на своем, отрицая даже толику мыслей о преступном умысле.

Следователи зацепились за один эпизод, который затем позволил им выявить целую преступную схему неоднократных присвоений бюджетных ассигнований. На некоего Станислава Жезлова, выступившего заявителем по первому эпизоду, перевели фиктивные долговые обязательства исполкома перед ООО «Камри-трейд» на сумму более 6,3 млн. рублей. Вопрос касался контракта 12-летней давности по обслуживанию, ремонту контейнерных мусорных площадок в Московском и Вахитовском районах города. Сфабрикованные документы ожидаемо привели к полному провалу мэрии в суде, после чего та была обязана уплатить Жезлову долг с процентами. Через территориальное отделение департамента казначейства минфина РТ было перечислено на подконтрольный мошенникам лицевой счет 8,3 млн. рублей. Аналогичные схемы были провернуты с участием подставных фирм «ПП «Город», «Нептун», «Камри-трейд», «Строительно-монтажная фирма «Поиск», «Звуковой склад», «Агентство «Арт-дизайн», «ЭлитСтройЦентр», «Айнур и К», «Жилсервис Плюс», «Фирма «Глосса». Часть из этих компаний оказалась фирмами-призраками, другие к настоящему времени ликвидированы.

При помощи такой схемы преступники долгое время выкачивали деньги из бюджета. Сначала, по версии следствия, Рыбушкин, который и являлся организатором группы аферистов, отдавал поручение Гарипову разработать сфабрикованный контракт с приложением договоров на оказание каким-либо юрлицом услуг исполкому и актов выполненных работ. Считается, что Мухутдинов занимался поиском доверенных лиц подставных компаний. Позже начинались судебные разбирательства, в которых сторона мэрии, представляемая Гариповым, а иногда Ляпахиным, терпела намеренное фиаско. Позже создавались подложные документы по требованию долга. Деньги перечислялись из закромов казначейства, обналичивались и делились между мошенниками. Причем, как следует из признательных показаний Гарипова, большая часть награбленного уходила в руки Рыбушкина, всем остальным доставались лишь крохи.

В целом Рыбушкин как предполагаемый организатор мошеннической схемы проходит по 11 эпизодам, Ляпахин и Мухутдинов — только по четырем (по ч. 4 ст. 159 УК РФ).