БУРЕНОК ОСТАЕТСЯ ВСЕ МЕНЬШЕ

Меры по повышению деловой активности сельского населения стали основным вопросом на Нижнекамской районной сессии, которая прошла в минувшую пятницу. Обсудить этот вопрос пригласили не только глав сельских поселений, но и руководителей сельхозпредприятий и фермерских хозяйств. Подчеркнув существенную роль малых форм хозяйствования на селе, глава Нижнекамского района Айдар Метшин передал слово главному докладчику — начальнику управления сельского хозяйства и продовольствия Муниру Миннулину.

Как отчитался главный сельхозник, в аграрном секторе района сегодня занято 7 крупных сельхозформирований, 80 крестьянско-фермерских хозяйств, из которых 41 — это семейные фермы, 26 КФХ являются высокотехнологичными. Валовая продукция сельского хозяйства в 2016 году составила 3,9 млрд. рублей, что на 7% выше уровня 2015 года. Уборочную кампанию район закончил со следующими показателями: собрано зерна 68,7 тыс. тонн, средняя урожайность зерновых и зернобобовых культур составила 25,7 центнера с гектара. Урожайность овощей открытого грунта — 301, картофеля — 147,4 центнера. С учетом прошлогодних запасов животноводы района в эту зимовку вошли с 33 центнерами кормовых единиц на одну условную голову скота. Под урожай 2017 года озимые культуры засеяны на площади 7 тыс. гектаров. Семян яровых зерновых и зернобобовых культур засыпано в достаточном количестве, все они соответствуют ГОСТу.

Согласно приведенной Миннулиным статистике, по сравнению с прошлым годом наблюдается увеличение уровня валового надоя (101%) и средней зарплаты работников АПК. Последняя за год увеличилась аж на 9% и сейчас составляет 18,7 тыс. рублей.

Отдельно Миннулин отметил весомый, по его словам, вклад в сельскохозяйственную отрасль КФХ. В цифрах это более 2170 тонн молока (8% от районного показателя) и более 634 тонн мяса (18% в объеме района). Что же касается поголовья скота, на КФХ приходится сегодня более 1,5 тыс. голов КРС, в том числе 312 коров, свыше 1,7 тыс. свиней, порядка 1,2 тыс. овец, 50 лошадей и более 7 тыс. птиц.

Правда, показанный депутатам и фермерам слайд наглядно продемонстрировал положение, несколько расходящееся с бравурным отчетом. Так, поголовье КРС фермеров последние три года неуклонно снижается, в частности коров. В 2015 году район потерял сразу 900 голов КРС и попал в красную зону. «В минусах» по поголовью тогда, помимо Нижнекамского, оказались еще пять районов: Зеленодольский, Альметьевский, Заинский, Черемшанский и Камско-Устьинский. Об этом было заявлено на одном из совещаний в кабмине РТ в прошлом году.

Из слайдов же стало понятно, что все меньше буренок становится и в личных подворьях. И как следствие, налицо снижение объемов молока с 2937 тонн в 2014 году до 2170 тонн в прошлом году, то есть на 27%. То же самое с объемами мяса — они упали с 769 тонн до 678, то есть на 12%. «Несмотря на поддержку государства в виде субсидий и повышение закупочных цен на молоко, в некоторых сельских поселениях заметно убавилось поголовье коров. В целом по району наблюдается снижение их поголовья на 155 голов по сравнению с прошлым годом. Даже семьи с детьми в некоторых поселениях не держат коров, что не совсем подходит сельскому укладу жизни», — вынужден был признать Миннулин. Однако факторы сокращения поголовья буренок он озвучивать не стал. Впрочем, их назвали позже другие выступающие...

В целом же причиной столь резкого падения «рогатой» статистики стало бедственное положение одного из крупнейших хозяйств района — ООО «Химокам-Агро», принадлежащего семье мэра Елабуги Геннадия Емельянова. И хотя власти Нижнекамского района назвали ее «не столь значительной», потеря 900 голов (а это 6% общего поголовья скота), по оценке экспертов, стала событием «из ряда вон», особенно для экологически неблагополучного района, где молоко надо давать «за вредность».

Спустя год, в мае уже 2016-го, на одном из деловых понедельников заместитель руководителя исполкома Нижнекамского района Альфред Нигматзянов доложил еще об одной крупной «потере». Нижнекамские аграрии сократили на 4177 свиней поголовье скота из-за низких закупочных цен на свинину. Правда, тогда планировалось восстановить поголовье до конца года.


МОЛОКО КИСНЕТ, А ДОБИРАТЬСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДО ГОРОДА НАКЛАДНО

Выступление следующего докладчика — главы Нижнеуратьминского сельского поселения Айрата Гарифуллина — Метшин назвал несколько противоречивым. Видимо, потому что рассчитывал услышать только хорошие цифры от главы поселения, успешному примеру которого, по мнению мэра, надо следовать остальным.

Впрочем, хорошие цифры прозвучали, несмотря на то, что крупных ферм в поселении не имеется. Как пояснил Гарифуллин, инвестор не захотел заниматься животноводством, и сельчане «с тоской вспоминают гул техники, шум скота на фермах, запах сенажа и силоса». «Численность скота составляет 143 дойные коровы, 347 быков, более 400 коз и овец. В летний период количество домашней птицы достигает 10 тысяч голов. На сегодняшний день в селе 6 крестьянско-фермерских хозяйств. Из них за счет государственной программы и при поддержке района три хозяйства построили семейные фермы», — доложил Гарифуллин, отметив при этом, что вместе с фермерами ему самому пришлось неоднократно «топтать дороги министерств и разных кабинетов» для выделения им субсидий.

Далее глава поселения решил добавить ложку дегтя. Родившись в Нижней Уратьме, имея подсобное хозяйство и лично обрабатывая на тракторе землю, Гарифуллин знает о проблемах не понаслышке. И первой он назвал трудности с реализацией продукции.

«Каждый, кто занимается сельским хозяйством, хорошо понимает, что всегда возможно наладить вопросы, связанные с разведением скота либо выращиванием чего-либо, но возникает проблема стабильной реализации готовой продукции. Безусловно, многие сельчане выезжают в город и самостоятельно организуют реализацию продуктов, таких как мед, молоко, яйцо и другие. Но это не всегда возможно. Допустим, в летний период молоко быстро киснет, да и добираться каждый день до города накладно. Поэтому для облегчения труда крестьянина нам нужны сборщики молока, у которых и закупочная цена выше», — обрисовал ситуацию Гарифуллин.

Есть, по его словам, и вопросы с реализацией мяса. Да, выделены торговые места на ярмарках, где сельчане могут продавать свою продукцию без посредников. Те же уратьминцы торгуют на них, помимо мяса овощами, фруктами, липовым медом (рядом с селом липовая роща в сотни гектаров) и даже вениками. Но появилась проблема с убойными пунктами.

«Мы не можем противоречить этим требованиям, но хотелось бы, чтобы таких пунктов у нас было больше и там работали специалисты, которые сами бы и увозили скот», — предложил глава поселения.

Порадовавшись новости о том, что в районе начнут выделять доильные аппараты тем, у кого в хозяйствах имеется 5 и более коров, Гарифуллин затронул еще одну проблему, которая, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к мясо-молочному вкладу фермеров.

«Как ни прискорбно, деревни и села стареют, ведение хозяйства — нелегкий труд, требующий много усилий и здоровья, поэтому молодежь особо не изъявляет желания обосноваться в деревне. Город и предоставляющаяся там ипотека притягивают нашу молодежь, как магнит. А в сельской местности наше законодательство дошло до того, что здешняя молодежь тратит немало сил для оформления документов на получение земельного участка. И если за это время на этот участок заявляется кто-то другой, то проводится аукцион. И в итоге этот участок может достаться совсем другому лицу. В таких условиях никто не захочет оставаться жить в деревне и разводить скотину», — посетовал глава на действующее законодательство.

Он уверен: если не повернуться лицом к сельской молодежи, в будущем никто не останется в деревне. Сейчас в поддержку села реализуется всего лишь одна программа. А чтобы село развивалось, необходимо, по мнению Гарифуллина, в год строить по три-четыре дома.

«Если жилье будет, то остальное молодые семьи и сами добудут. Проблема назревает: молодежь разъезжается, рождаемости нет, школы закрываются. Поэтому либо через программу развития ипотечного жилья, либо благодаря каким-то другим программам необходимо развивать застройки жилых домов в сельских поселениях», — заявил Гарифуллин. Под конец он пожаловался еще на одну беду: в Нижней Уратьме до сих пор есть улицы, где нет дорог и не проведена вода. Нет дорог, газа, воды и на новых улицах.

«СЕЙЧАС СУЩЕСТВУЕТ «ЛИЗИНГ-ГРАНТ» И ПРОГРАММА «60 НА 40» — И НА ТОМ СПАСИБО»

Зато выступление последнего по этой теме докладчика — главы КФХ Надежды Симановой — Метшин назвал оптимистичным. И не зря. Уверенностью в лучшем будущем было пронизано буквально каждое ее слово.

«Сегодня все говорят, что российское село дичает и вымирает. На примере нашей семьи я хочу рассказать, что причиной тому является не отсутствие целенаправленной аграрной политики, а ложные веяния о том, что село — это пережиток прошлого. Это не так! Села не будут исчезать, если в них поддерживать жизнь, а это во многом зависит от молодежи. Именно у молодого поколения сейчас есть все возможности, поддерживая хозяйственную деятельность, возродить жизнь села и поднять его деловую активность», — начала Симанова.

Пример же ее семьи таков. Уезжать из родного села они с мужем, в отличие от своих сверстников, не стали. Первые шаги начали предпринимать еще в 2006 году — муж со своим компаньоном создал фермерское хозяйство по выращиванию зерновых культур. В 2007 году семья участвовала в программе развития АПК и построила свой дом. Тогда же, поделилась Симанова, и было принято взвешенное решение о создании семейного фермерского хозяйства.

«Начали с выращивания овощей на полях, чем и занимаемся по сей день. В 2013 году стали участниками республиканской программы строительства семейных ферм и, получив 1 миллион рублей из местного и республиканского бюджетов и добавив собственные средства, приступили к реконструкции бывшего животноводческого комплекса «Елантово». Теперь у нас функционирует семейная ферма по откорму КРС», — рассказала хозяйка фермы, в распоряжении которой сейчас более 100 га собственной земли и вся необходимая техника для ее обработки и заготовки более 1000 рулонов сена, часть которых семья продает.

Помимо КРС, на ферме содержатся свиньи и овцы, а в планах семьи Симановых — построить молочную семейную ферму. Кстати, это не единственное фермерское хозяйство в Елантовском сельском поселении. Параллельно с ним открылись еще пять семейных ферм.

«Но не все так хорошо, есть и проблемы, — поделилась наболевшим Симанова. — Одной из таких для нас, фермеров, была реализация продукции, вопрос которой решен путем открытия сельхозярмарок в Нижнекамске. Но не каждому жителю села удобно в малых объемах продавать продукцию на рынке. Есть и с льготным кредитованием проблемы. У фермеров вся жизнь подчинена срокам сельскохозяйственных работ. Вот нужны деньги на посевную, обратился человек в банк, а там время тянут. В итоге решение принимается тогда, когда уже и сеять поздно».

И хорошо было бы, по ее мнению, фермерам получать технику под 2% годовых. А в идеале — вообще без первоначального взноса и без залога. «Но сейчас существует только программа „Лизинг-грант“ и программа „60 на 40“. Но и на этом спасибо. Несмотря на то что проблемы есть, мы надеемся на поддержку. Ведь государство заботится о нас, а нам остается только действовать. Советую не бояться трудностей и достигать своей цели», — закончила фермер на оптимистичной ноте.

Метшин в целом докладчиков поддержал — и в части желательного понижения процентных ставок для фермеров, и относительно облегченных налогов для них. Что же касается узких мест по части оформления земли, глава не согласился с тем, что это основной барьер, над которым следует работать. Фермеров и руководителей сельхозформирований он попросил ставить те вопросы, которые входят в компетенцию глав поселений и местных органов власти. «Там, где это зависит от нас, проблемы должны решаться. Мы должны убирать эти барьеры и создавать лучшие, комфортные условия. Сегодня, когда наблюдается отток населения, в том числе молодежи, из села в город, нам надо делать все, что зависит от власти», — сказал Метшин.

Он напомнил, что власти Нижнекамска сдержали свое обещание. «Мы тогда договорились с Маратом Готовичем (Ахметовым, министром сельского хозяйства и продовольствия РТприм. ред.) и выполнили свое обещание, когда выделили в таком же объеме — 17,2 миллиона рублей — субсидии для поддержки семейных ферм. И это дало результат», — прокомментировал он участие района в республиканской программе строительства и реконструкции семейных животноводческих ферм на базе существующих КФХ.

глава Нижнекамского района напомнил Миннулину, что вопрос реализации сельхозпродукции и убойных цехов уже не раз обсуждался. «Нужно, чтобы жители Елантово, Благодатного и других дальних сельских поселений не возили скот за 80 километров. Нам надо направить средства, если депутаты поддержат это, и фермеры проявят активность, для организации убойного цеха. Считаю правильным решение о выделении средств на покупку доильных аппаратов для хозяйств, которые имеют пять и более коров. На сегодня таких семей в районе 44. При устойчивой цене на молоко это достаточно прибыльное дело», — подытожил мэр. Он предложил депутатам поддержать внесенные в проект предложения, которые будут направлены, по его словам, на создание более благоприятных условий для развития малых форм хозяйствования. Предложенный проект депутаты района утвердили единогласно.