В национальной художественной галерее «Хазинэ» завтра открывается выставка частного коллекционера Низами Ибраимова «Татары России: Фотографии конца XIX — начала XX веков».

Выставка впервые дает возможность ознакомиться с крупной коллекцией Ибрагимова — это фотографии, открытые письма с изображением татар, мечетей и жанровых сцен рубежа веков.

В экспозиции представлены фотографии татар, созданные в фотографических ателье Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Чистополя, Астрахани, Нижнего Новгорода, Касимова, Уфы, городов Сибири и Урала, Азербайджана, Узбекистана. Большой интерес представляет крымская часть коллекции, где можно увидеть не только фотографии представителей различных семей, но и фотографии пейзажей, жанровые сцены, которые создавались как открытые письма для многочисленных путешественников России.

В экспозицию включены исследовательские материалы о татарах России Татарской энциклопедии, Института истории Академии наук РТ, доктора искусствознания Гузель Сулеймановой-Валеевой, доктора исторических наук Лилии Габдрафиковой. Малоизученная тема о фотографах дореволюционной России представлена материалами исследований о казанских и астраханских фотографах. Переводы с арабского письма известного арабиста-текстолога, каллиграфа Наджипа Наккаша позволили атрибутировать лица и имена на многих фотографиях «безымянной» коллекции. В экспозицию включены краткие биографии известных татарских семей — Апанаевых, Акчуриных, Ахтямовых, Гаспринских, Давлеткильдеевых, Ишмуратовых, Максютовых, Мусиных, Терегуловых, Сабитовых, Утямышевых и др.

В экспозиции, наряду с фотографиями, представлены предметы татарского декоративно-прикладного искусства из коллекции ГМИИ РТ, частной коллекции Ибраимова — женские головные уборы, ювелирные украшения, предметы быта, воссоздающие на выставке дух времени.

Первые фотоснимки татар известны еще с 60-х годов XIX века, но это были скорее исключительные случаи. В дальнейшем, в результате тесного взаимодействия с христианским миром, высшие слои татарского общества приобщались к европейским новшествам, в том числе к искусству фотографии, гораздо раньше жителей отдельных мусульманских стран.

Обращает внимание то, что почти все надписи выполнены в высоком литературном стиле, о чем говорят дарственные надписи на татарском языке арабографическим письмом, переведенные для прочтения специально для выставки. В надписях восхищает не только своеобразный этикет, уважительное обращение к адресату, которому дарился снимок, но и, как правило, прекрасный каллиграфический почерк автора, что обнаруживает в нем весьма образованного человека.

Для того чтобы получить снимок, татарки должны были предстать перед мужчиной-фотографом, показать ему свое лицо. Поэтому во многих городах ателье открывали женщины, что позволяло татаркам фотографироваться, не нарушая норм мусульманского общества. И женщина, в обычное время скрывавшаяся в своей женской половине, представала на совместном снимке с мужем перед его близкими товарищами. Фотографию, конечно же, не только дарили, но и демонстрировали родственникам, друзьям в семейных альбомах.

В экспозицию включены модели фотографического оборудования из коллекции прокуратуры РТ, а также небольшая часть коллекции частного собирателя Расиха Фасхутдинова, которые с большой достоверностью для зрителя создают образ ателье фотографа.

Выставка продлится до 7 июня.